Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вторник, 12.12.2017, 04:44
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » А. С. ЭЙЗЕНШТАРК

хДНИ ТУРБИНЫх
хДНИ ТУРБИНЫх
Режиссер А.С. Эйзенштарк. Киностудия "Мосфильм". 1937-1973.





хДНИ ТУРБИНЫх. Кинотрагедия. Сценарий – И.Бабель, Б.Пильняк, С.Эйзенштейн. Реж-пост. А.С.Эйзенштарк. Опер.Э.Тиссе, В.Юсов, Ю.Клименко. Музыка – Р.Вагнер, Г.Малер, Д.Шостакович. В ролях: О.Меньшиков, А.Болтнев, П.Меркурьев, Н.Крючков, П.Кадочников, С.Небольсина, О.Жаков, А.Жарков, А.Баширов, Н.Черкасов, А.Абрикосов, Н.Михалков, С.Каюков, И.Переверзев, Н.Охлопков, И.Гулая, Н.Кински, М.Стрип, Т.Макарова, Н.Русланова и др.      

        

                                                              И слышался голос Тамары:
                                                              Он весь был желанье и страсть,
                                                              В нем были всесильные чары,
                                                              Была непонятная власть.      
                                                                                           Лермонтов

Один из самых грандиозных советских фильмов, то, что называется картина большого стиля. Действие происходит в начале или середине 30-х годов. Главный герой (О.Меньшиков) – инженер лет тридцати пяти, то есть человек, чей возраст разделен революцией примерно пополам, и сам он по складу – на одну половину русский интеллигент, а на другую – продукт советской эпохи. Главное же – он выдающийся, может быть, гениальный инженер, занимающий крупный пост в каком-то промышленном Комиссариате/Министерстве.
Однажды Ягода или кто там докладывает Сталину: так и так, этот инженер – важная ячейка, если не центр опаснейшей сети вредителей-«спецов», он должен быть арестован. Сталин, попыхтев трубкой, говорит: «Что ж, врэдитель должен сидеть в тюрьмэ. А особо опасный врэдитель, каким вы, товарищ Ягода, считаетэ инженэра N., должен быть уничтожен. Но... давайтэ поврэмэним. Давайтэ года два-два с половиной поврэмэним. Уничтожить врага мы всегда успеем. А пусть враг пэрэд смэртью нам еще послужит. Вы понимаетэ? Нам сэйчас прэдстоит Днэпрогэс...»
Или, может быть, Сталин говорит не «Днепрогэс», а какая-то другая ГЭС с красивым фиктивным названием. Во всяком случае, завязка ясна: инженер должен сначала построить для страны эту ГЭС, а потом он погибнет.
И вот он приступает к руководству строительством, вкладывая в это дело, как обычно, всю свою незаурядную энергию, организаторские способности и технический талант. К тому же, как для большинства советских людей того периода, лозунг «Время, вперед!» для него не просто слова, а центральная идея сознания. Он делает все, чтобы строить быстрее: встречные планы, соревнование, изобретательство и т.д. - вещи такого рода он и горячо поощряет, и неистощимо генерирует.
Когда завершена примерно одна треть работ, некий человек, симпатизирующий ему – человек из «верхов», - дает ему понять: жить тебе осталось ровно столько, сколько еще продлится строительство. Это неотвратимо. И я не сомневаюсь: ты как настоящий советский человек не сделаешь из моего сообщения никаких выводов... я имею в виду – никаких вредных для развития социалистической индустрии выводов. А если так, то из того, что я тебе только что сказал, вообще невозможно сделать никаких практических выводов. К сожалению, ты обречен. Но я считаю, что каждый обреченный больной, - если, конечно, это мужественный человек, способный вынести смертельный медицинский приговор, - каждый обреченный больной заслуживает, чтобы его заблаговременно поставили в известность. Ты - мужественный, поэтому я хочу, чтобы ты все знал. Вот так.
Инженер, понятно, потрясен. На какое-то время он погружается в некий ступор. О нет, как и предсказывал «доброжелатель», он, разумеется, не делает ничего, что бы замедлило строительство; он продолжает с прежней эффективностью им руководить. Но всякий раз, предпринимая что-нибудь, ведущее к улучшению, ускорению работы, он... задумывается. Ему видятся коридоры Лубянки. Он вспоминает своих исчезнувших друзей. Ему слышится выстрел, один выстрел.
При всем при этом – его голова инженера продолжает работать, так уж она устроена. И однажды эту  голову осеняет. Это некая совершенно потрясающая  идея.  Уж не знаю, что он в точности придумал – речь идет, ни много ни мало, о передвижке фундамента ГЭС с использованием гигантских насосов, которые на время отведут воды реки в сторону, таким образом облегчив и упростив работу строителей... В общем, нечто грандиозное. Что-то такое, благодаря чему сроки работ сократятся по меньшей мере вдвое.
В это же самое время опять возникает «тайный доброжелатель» (П.Меркурьев), на этот раз с хорошей вестью: к официально запланированной дате завершения строительства нынешнего главу Лубянки, скорее всего, сместят – Хозяин, похоже, становится им недоволен. Известно, чем обычно заканчивается недовольство Хозяина. Но пока что – Он еще не созрел, не созрел. Нужно время... Может быть, год, полтора, кто знает. Но время работает на тебя. А как только Ягода сгинет – все важные дела будут перепроверены, так всегда делается на Лубянке. Как же иначе: надо посмотреть, каких там дров наломал бывший, каких честных людей облыжно, так сказать, обрек... Поэтому – у тебя появилась очень реальная надежда. Тем более – при той помпе, которая, уж само собой, будет сопровождать запуск ГЭС, народу будет просто непонятно, если руководителя строительства  вдруг обвинят во вредительстве... Есть надежда, есть. И времени, думаю, вполне достаточно. Так что не печалься, трудись себе с легким сердцем.
Теперь перед инженером встает дилемма: to be or not to be? Чтобы быть – достаточно, по-видимому, просто отказаться от осуществления своей грандиозной идеи, тем более, что она еще не обнародована.
Наш герой – патриот, новатор, энтузиаст. Но он и обыкновенный человек, который хочет жить. Он выбирает to be, то есть твердо решает «похоронить» замечательную идею. При этом он не испытывает никаких угрызений совести – в конце концов, чуть раньше, чуть позже, но ГЭС все равно будет построена. Идеи хорошей, правда, жалко, но – жизнь дороже!
Он продолжает работать. И жить. Через некоторое время строительство наталкивается на серьезные трудности, инженеры становятся перед неким техническим тупиком. Происходит собрание руководства, на котором инженер, так же неожиданно для нас, зрителей, как и для самого себя, вдруг оглашает свой самоубийственный проект, который, кроме всего прочего, оказывается еще и идеальным выходом из тупика. Все в восторге. Гениально! Трудно, но гениально!
Я начал с того, что назвал хДНИ ТУРБИНЫх фильмом большого стиля. Да, он во всех смыслах большой: широкоформатный (хотя и черно-белый), с огромными массовыми сценами, с потрясающими визуальными эффектами. И все это достигает пика именно в сценах воплощения гениальной идеи инженера: он в каком-то котловане на дне реки, и вокруг падают водопады укрощенной воды – укрощенной-то укрощенной, но готовой вот-вот поглотить его; он на гребне ГЭС, окруженный строителями; долгое, длинное погружение в какое-то подземелье, к самому фундаменту ГЭС. И вокруг постоянно люди, десятки, сотни, тысячи людей с лицами, как в фильмах Германа. Вообще, соединение фактуры Германа с размахом и стилистикой главы «Колокол» из «Андрея Рублева». Что-то колоссальное, захватывающее дух, вызывающее восторг - и одновременно жуткое, ужасное. Не просто строительство ГЭС – строительство Социализма. Все показано так, чтобы возникало чувство: да, за участие  в  таком деле  не жалко и жизнь положить.
Наконец, когда строительство завершено, инженер, не дожидаясь, пока у него отберут жизнь, сам уходит из нее – он прыгает с плотины ГЭС в шлюз, и мы в замедлении видим, как турбина перемалывает его под Пятую симфонию Шостаковича.
О чем, то есть, картина? О том же докторе Живаго, только нашедшем свое место в советской жизни – нашедшем до поры до времени, пока все не кончается трагедией. О роковой и неодолимой тяге интеллигента к народу/массе, к слиянию с нею через преодоление своего «проклятого индивидуализма» (тема и творчества, и биографий Блока; Бабеля; Маяковского; Пастернака; Мандельштама; Цветаевой; Платонова). О том обещании грандиозной перспективы творчества – творчества-миротворчества, делающего художника или инженера богоподобным, - которое подарила интеллигенту революция, Советская власть, которым она заманила, склонила его к искреннему, самоотверженному сотрудничеству, - при том, что с самого начала в глубине души он, может быть, не имел никаких иллюзий насчет исхода такого сотрудничества, с самого начала не сомневался, что таковым исходом может быть для него лишь гибель. Но – это будет цена за, пусть кратковременное, счастье соучастия своим интеллектуальным трудом в невиданной переделке мира; Леонардо, Данте, Байрон, Бетховен, Гете, Вагнер, Толстой, Платон, Томас Мор, Кампанелла, Федоров, Циолковский... – эти могучие люди творили свои художественные миры, создавали технические или социальные проекты, которые лишь косвенно, лишь в виде ментальных конструктов влияли на мир, а тут – искусство выходит на улицы, внедряется в быт народа; инженерная мысль воплощается в измененные течения рек, в расцветшие садами пустыни; огромная часть мира становится площадкой небывалого социального эксперимента. "Чем бы все это ни кончилось, - а вернее, не приходится сомневаться, чем все это кончится, по крайней мере, для меня, сунувшего свою чересчур умную голову в эту циклопическую бетономешалку-мясорубку, - я хочу, хочу в этом участвовать!" - так думает этот "инженер Живаго".
Произведения на близкую к «Дням турбины» тему бывали, но там интеллигенты заблуждались, надеялись, что они действительно прощены  большевиками, включены большевиками в «народ». Фишка же этого фильма в том, что у героя нет никаких иллюзий. Как какой-нибудь случайный путник, избранный царицей Тамарой на одну ночь, знал, что случится с ним наутро, но готов был потерять голову за одну ночь любовного экстаза, так и он готов погибнуть за несколько лет творческого экстаза.  




Бабель                                Пильняк                              Эйзенштейн







Автор С. Бакис



Категория: А. С. ЭЙЗЕНШТАРК | Добавил: ovechka (20.05.2012) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 658 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: