Новый фрагмент
Главная » Новые фрагменты » Альфонсо КУАРОН |
«Гравитация»
(«Gravity»). Режиссер Альфонсо Куарон. Сценарий Альфонсо Куарона и Джонаса Куарона. США. 2013 Рассказываю сюжет в общих чертах и, возможно, в каких-то существенных деталях неправильно. Я смотрел фильм по компьютеру, а не как надо в 3D, и мог чего-то не разобрать и не понять. Но это к лучшему. Медицинский инженер Райан Стоун чинит что-то там в телескопе «Хаббл». Райан – мужское имя, но Стоун женщина, ее играет Сандра Буллок. (В фильме есть объяснение, почему у нее мужское имя, но неважно). Почему медицинский инженер чинит телескоп, я не понял, но это тоже неважно. Важно, что она в открытом космосе и привязана фалом к челноку «Эксплорер». Рядом с ней кувыркается, подстраховывая ее, т.к. она впервые в космосе, и тем более в открытом, командир челнока Мэтт Ковальски (Джордж Клуни). В это время происходит катастрофа (неважно какая – во всяком случае, не фантастическая, а такая, которая могла бы реально произойти; вообще «Гравитация» не фантастический фильм, а история о чем-то возможном). Стоун отрывает от челнока, несет в космос. Ковальски догоняет ее, пролетев во тьме, может быть, сотню миль, цепляет к себе, они возвращаются к челноку. К концу обратного пути кислород у Стоун почти на исходе. Оказывается, на челноке все погибли, и он неисправимо поврежден. Единственная надежда вернуться на Землю (связь с которой прервалась) – перелететь в открытом космосе на МКС (международную космическую станцию), в которой находятся русские. Станция недалеко – в каких-нибудь двух сотнях миль от «Эксплорера». Опять летят, соединенные фалом, сквозь тьму. Внизу голубеет Земля. Они видят восход солнца на Гангом, еще какую-то красоту. Но им, конечно, не до красоты. Возле МКС так получается (не важно, почему, это технические подробности, которыми забит весь фильм), что Мэтт и Райан вместе до цели долететь не могут: если рискнуть это сделать, погибнут оба. Мэтт дает Райан последние инструкции и, бодро по-американски пошутив, отцепляется от нее. Вместе с Райан мы смотрим, как он уменьшается, уменьшается в безмолвной тьме космоса... Райан на МКС. Там пусто: русские улетели на Землю в одном из модулей «Союз». Но есть второй модуль, Райан переходит в него. В это время катастрофа повторяется (она имеет циклический характер – посмотрев фильм, вы поймете, что я имею в виду), и МКС загорается. Чтобы пламя не перешло на модуль, Райан хочет побыстрей отстыковаться, но парашют мобиля запутался стропами за МКС, или парашют МКС за мобиль, в общем, тут я сам запутался. (Прошу читателей учесть: я не потому путаюсь, что в фильме это не объяснено или плохо объяснено. Нет, там все нормально, просто я старый и тупой, и к тому же меня всегда мало интересуют технические подробности, я на что-то другое смотрю). Райан опять выходит в космос, торопливо отрезает парашют от модуля, вплывает обратно в модуль, отстыковывается от МКС, отлетает прочь. Теперь можно на минуту расслабиться. Она сбрасывает скафандр, остается в трусах и лифчике – уф-ф! Впервые за добрых минут сорок мы толком видим ее лицо: оказывается, это действительно Сандра Буллок. Но что делать дальше? Возвратиться на этом модуле на Землю нельзя: парашют-то от мобиля отсоединен, загоришься при входе в плотные слои атмосферы, и пипец. (Видите, я все-таки что-то соображаю!) Но вот что: можно на этом модуле перелететь к расположенной сравнительно недалеко ККС (китайской космической станции), перейти в нее, и уже на китайском модуле вернуться на землю. Райан летит к ККС, но на самом подлете в русском модуле кончается топливо, блин. Все, туши свет, сливай масло. Райан пытается опять связаться с Землей, и это ей наконец удается. Но, хрен знает почему, она поймала любительскую радиостанцию гренландского инуита (это народность вроде алеутов). Толку от него в любом случае мало, но Райан хочет хоть поговорить с человеком перед смертью. Но этот чертов чурка ни слова не понимает! Райан слышит, как вокруг него лают ездовые собаки, и она сама начинает лаять, от безысходности, ну и чтоб все же пообщаться с какими-никакими землянами. Потом она убавляет в модуле кислород, чтобы тихо и безболезненно отдать концы. И тут в модуль влетает Мэтт! Он садится рядом, приободряет ее и подсказывает, каким макаром можно все-таки пристыковаться к ККС. И после этого он исчезает: это был, оказывается, не Мэтт, а его образ у Райан в голове. Она делает, как образ мудро подсказал, и пристыковывается. На ККС возникают новые проблемы… в общем, все по закону Мэрфи – если началось плохо, то так и идет, бутерброд постоянно маслом вниз падает. Но я уже устал пересказывать «Гравитацию», точно так же, как в качестве зрителя устал к этому моменту смотреть «Гравитацию» с ее вертящимся космическим мороком, вертящимися модулями, вертящимися и невесть о чем подмигивающими датчиками и прочими вызвавшими сбой моего вестибулярного аппарата предметами (представляю, какие реакции у тех, кто смотрит этот фильм в 3D!) В общем, у Райан все получилось. В китайском модуле она приводняется в Атлантический океан. Но это еще не конец. Раскаленный модуль наполняется дымом - чтобы не задохнуться, Райан открывает иллюминатор. Модуль наполняется водой и стремительно идет под воду. Райан выплывает через иллюминатор и плывет к поверхности. Это далеко. Кислород, кислород! (Продолжительность фильма 90 мин., из которых героиня примерно половину мин. пребывала в состоянии кислородного голодания, и мы невольно сопели и хрипели вместе с ней. А теперь нас заставляют задыхаться под водой. Да сколько же можно?!) Райан сбрасывает с себя скафандр, из последних сил загребает вверх. ВЫНЫРНУЛА! И вы знаете, в этот момент я вдруг понял этот фильм. Я ощутил его величие (без всяких шуточек). Все предыдущие 87 минут были ради этой шоковой 88-й, когда, вырвавшись из черной космической тьмы, а потом из зеленоватой океанской тьмы, Райан высунула голову в земную атмосферу, сплюнула воду, оглянулась вокруг, и – наконец глотнула полной грудью воздух, и увидела свет – вместе с ней я аж зажмурился от сверкания этого вполне серого ранневесеннего или позднеосеннего дня! - и увидела вдалеке твердь - не далекую голубоватую планету Земля, а нормальный кусок поросшей скудными кустиками почвы. Берег, на самом-то деле, довольно далеко; если бы это был фильм о кораблекрушении, то Райан, и нам с нею, было бы отнюдь не ясно, доплывет ли она, такая измученная, до спасительной суши. Но в этом фильме – что за вопрос? Да конечно, доплывет, ведь она уже дома, а не в проклятом космосе. Неужели солдат, доковылявший на костылях до родных дверей, упадет на пороге, так и не увидев мать? Да не бывать такому! (К тому же вода – «водичка», как называл все подвижно-текучее Бродский – она тоже не враждебная, а такая же ласково-родная стихия, как земля). И Райан, конечно, доплывает. Некоторое время она лежит на холодном сыром песке. Вырыла пальцами одной руки небольшую ямку. Поползла по песку на четвереньках, как какая-нибудь черепаха. Шатаясь, встала на ноги. Камера показывает ее снизу: этот ракурс придает ей героический вид. Я думаю, это неправильный ракурс. Куарон, сняв так Сандру Буллок под занавес, продолжает считать, что делал фильм о мужестве человека, его находчивости, воле к жизни. Но, по существу, ничего этого в фильме не было. Ну, выпутывалась девушка чудом из всяких мутных технических переплетов, а могла и не выпутаться. Дело не в этом. И вообще в «Гравитации» нет человеческого сюжета, сплошные чисто технические заморочки. Но в английском языке есть слово «visceral», висцеральный, что значит: относящийся к внутренним органам, ощущаемый нутром, инстинктивный, грубый, примитивный. Может быть, Куарон хотел сделать нормальный, пусть и феноменальный по своим визуальным эффектам и доподлинности, космический триллер, - но он чисто техническими средствами довел наше висцеральное восприятие Космоса до такого тошнотворного омерзения, какого Тарковскому в «Солярисе» не удалось добиться самыми тонкими художественными средствами. Оператор «Соляриса» Вадим Юсов был, как и Тарковский, великий художник, а Эммануэль Любецки, оператор «Гравитации», как и Куарон, только великий технарь, но своими фокусами он довел нас за полтора часа до такой ненависти к «рокоту космодрома» и такой ностальгии по «траве родного дома», что Тарковский отдыхает. Поэтому я и сказал, что - как зритель фильма в простых очках для дальнозоркости – многого не разобрав в кромешной космической тьме, я, по большому счету, лучше, правильнее воспринял глубинную суть «Гравитации», чем зрители в очках для 3D. И вы, читатели, многого не поняв из того, что я здесь кое-как нацарапал, тоже правильнее восприняли ее, суть глубинную. Потому как - ну что там в космосе вообще можно понять и разобрать? Не место там человеку, вот в этом и вся суть. И поэтому я считаю, что Куарон не должен был завершить фильм героическим кадром Сандры Булок снизу. Надо было, ну не знаю… чтобы она увидела в выкопанной ею ямке муравья и поцеловала его. А потом, как муравей этот, поползла бы вдоль бережка на лапках, выставив попку в трусиках немного вверх. (Помните, как у Тарковского Банионис брел по космической станции в плавках?) Но нет, это был бы некрасивый, неамериканский, какой-то философский конец. Американцы философии не любят. Звучит красивая музыка, Сандра Буллок, гордо шатаясь, удаляется, конец фильма. Не то. Но это не смазывает глубинной сути. Куарон хотел снять про одно, а снял совсем про другое - не художественный, в сущности, фильм, а киноаттракцион, который, однако, способен подействовать на наши души как лекарство от депрессии, и вообще возвышающе на наши души подействовать. Что, плохо тебе на земле? Начальство заедает? Жена пилит? Зарплата маленькая? А в открытый космос не желаешь ли? Выгляни в окошко, дурак, и сравни то, что ты увидишь, с нежитью, открывающейся из иллюминатора МКС! Мы подспудно потрясены в этом фильме никакими не подвигами эмансипированной и технически квалифицированной American woman, а вот этим самым моментом, когда, вконец вымотанные тягомотной космической одиссеей, вместе с Райан Стоун высовываем головы из темного клаустрофобического пространства – плюх, фырк, зырк! – и узреваем вдалеке берег земли людей. «Гравитация» только что получила «Золотой глобус» за лучшую режиссуру, а 2-го марта, вот увидите, отхватит не меньше половины из десяти Оскаров, на которые она номинирована. Альфонсо Куарон Эммануэль Любецки Автор С. Бакис Уважаемые посетители сайта! Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5). Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо. С.Бакис | |
Просмотров: 1385 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |