Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Четверг, 19.10.2017, 23:44
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Арно де ПАЛЬЕР

«Михаэль Кольхаас»
Режиссер Арно де Пальер. Сценаристы Кристель Бертева и Арно де Пальер, по одноименной новелле Генриха фон Клейста. Франция-Германия. 2013



Клейст написал свою новеллу в 1808 году. Сюжет ее основан на рассказе жившего во второй половине ХVI века школьного учителя Петера Гафтица о реальном человеке и реальных исторических событиях, которые имели место в первой половине XVI века.Фильм поставлен в начале ХХI века, но он не то что даже скучнее новеллы, а попросту не имеет к нашему времени никакого отношения, между тем как новелла Клейста релевантна. Картина поставлена в эпическом ключе, ее герой, Михаэль Кольхаас (Мадс Миккелсен) – настоящий мачо, он красив, неразговорчив, нетороплив, но когда наконец действует, реакция у него молниеносная, как у семи самураев. Клейст внешность Кольхааса не описывает, потому что это неважно, достаточно того, что он нормальный мужчина, деловой человек, семьянин и гражданин. И говорит он много, особенно в качестве гражданина, делая это умно и страстно, современный немец может позавидовать. Сейчас западные люди не спорят, они устало понимают, что закон, как дышло, и в случае чего бегут к адвокату. В Германии XVI века бюргерские законы и свободы были молоды, как весенний лист, они еще не отделились от человека, как лист слетает с ветки в октябре. Люди ощущали свои новые права душой, потом осознавали их головами, потом, в спорах-разговорах, выражали их устами, и только после этого права становились уставами, хартиями и кодексами, к которым те, кто сам же их породил, относились доверчиво и почтительно, как к строкам Евангелия. 
Михаэль Кольхаас  –  барышник. Сегодня в этом слове слышится  негатив, но герой Клейста был очень положительный человек. Он торговал лошадьми, вот и все, и делал это честно. Вообще Кольхаас был неукоснительно честный человек, как люди бывают только в юности. Он был человек зрелый, почтенный отец семейства и т.д., но мир-то был юн, и он был крайне, почти до абсурда честен. Отсюда и проистекли все его беды.
Права уже существовали, и они были в пользу честных бюргеров, но всякие средневековые курфюрсты и фогты их еще не признавали, не верили, что это всерьез и надолго, и продолжали качать свои собственные права. И вот некий курфюрст поступил с Михаэлем несправедливо. Не буду пересказывать сюжет, который на ста страницах новеллы сцепляется из тысячи мельчайших подробностей, вызванных не немецкой дотошностью Клейста, а необходимостью со всех сторон обосновать  юридическую правоту Михаэля и беспредел курфюрста. Коротко говоря, курфюрст взял у Михаэля под залог двух вороных жеребцов, а потом нещадно использовал животных как тягловую скотину, так что когда хозяин вернулся забрать их, он увидел пару еле стоящих на ногах одров. И он отказался уводить лошадей в таком состоянии, потребовал, чтобы курфюрст их прежде откормил… а тот хорошо что его самого кнутом не отстегал. Михаэль воли эмоциям не дал, он взялся, как по закону положено, писать по инстанциям всяким вышестоящим курфюрстам, да ничего не добился, потому что у нашего курфюрста всюду были друзья и кумовья. Наконец  Михаэль обратился к самому последнему, верховному курфюрсту - и тоже получил отлуп, вдобавок будучи назван лжецом и сутяжником. Все легальные способы борьбы за справедливость исчерпаны, и, кроме того, в ходе ожесточенной тяжбы у Михаэля погибла горячо любимая жена. И тогда он решает добиться справедливости  собственными руками. Конкретнее, он поклялся самому себе принудить курфюрста-беспредельщика собственными руками откормить-отпоить заморенных им лошадей до кондиции. Для этого надо похитить курфюрста из его замка. А для этого надо собрать подходящих для такого дела людей. Замок захвачен, в лихом порыве Михаэль и его подручные подожгли  его. Но курфюрсту удалось бежать. Он прячется в Дрездене у родни, и тогда Михаэль нападает на город, где тоже пускает красного петуха, но  курфюрст снова ускользает. Между тем как Михаэль, что за твоим зайцем, гоняется за проклятым вражиной по саксонскому княжеству, воинство его разрастается: мало ли в Саксонии всяких униженных и оскорбленных? Не подумайте только, что Клейст, в духе Шиллера, описывает Михаэля этаким благородным  разбойником: нет, он недвусмысленно называет его просто разбойником.  
Просто, да не просто. Ведь Михаэль не мстит, а за права борется. То, что юридически квалифицируется как выход за пределы закона, для него самого есть лишь педантски-запредельное уважение к закону: преступник должен отвечать, и всё тут! По сюжету выходит так, что Михаэль встречается с самим Мартином Лютером, которому объясняет: «За помощью обращаюсь я к обществу, за охраной того, что мне принадлежит, и тот, кто мне в ней отказывает, изгоняет меня к дикарям в пустыню, дает мне в руки дубину для самозащиты». Этот-то правовой казус: чтобы свершился закон, надо закон нарушить, - Клейста больше всего и занимает. 
Кроме того, в голове Кольхааса и Клейста есть еще один вопрос. Вот он, Кольхаас, не только курфюрста хочет наказать за пренебрежение законом, но и самих законников, т.е. государство. Имеет ли право?  А почему бы и нет? Почему, если гражданин преступил закон, он должен отвечать, а государству то и дело сходит с рук? Потому что  гражданин отвечает только за себя, а у государства ответственности невпроворот? Нет, это не глубокий, не принципиальный ответ. На то у государства и мозги больше, чем у индивида (все эти министерства, ведомства и чиновники: сколько народного налога на них ухлопывается!),  чтобы оно могло быть так же юридически пунктуально, как он. Иначе выходит, что человек для государства, а оно для самого себя. Э нет, не для того мы, бюргеры, революции поднимали, чтоб оно так было! Вывод: если государство так ловко устроилось, то гражданам дозволено его карать, как оно карает их. Симметричный ответ, только и всего.   
Но возвратимся к сюжету. Далее у Клейста следует множество странных перипетий. Михаэля хватают, заключают в темницу, потом объявляют ему амнистию, потом отменяют ее… Хитрые, сложные дела дворцовых интриганов, деликатные процессуальные заморочки. А кончается все хорошо, happy end. Оказалось, ханыги-судейские просто не передали верховному курфюрсту апелляцию Михаэля. Когда верховный обо всем узнает, подлого курфюрста тотчас призывают к ответу: он таки возвращает коняг в первоначальное состояние нормальной упитанности (своими, не своими ли руками, это уж дело десятое). Михаэля за разбой приговаривают к смертной казни, но не самой страшной: его, скажем, не колесуют и не четвертуют, что могло бы быть (все же XVI век не так далеко ушел от Средневековья). Наверное, Михаэля не разделяют на части, поскольку в своих расправах он был отчасти прав, хоть и превысил меру необходимой обороны. Радуя Михаэлев глаз и чувство справедливости, пара хорошо откормленных вороных гарцует перед эшафотом. Отрубленная голова удовлетворенно улыбнулась, тем более что перед тем как навсегда вырубиться, она заметила, как верховный курфюрст погладил по головкам двух ее (головы) детишек: знать, Его Светлость не даст сироткам пропасть. 
Генрих фон Клейст был человеком полубезумным – но, подобно Михаэлю Кольхаасу, он был таким от избытка рациональности. В своих пьесах и новеллах он всегда брал ситуации пограничные, экспериментальные, на грани социального или индивидуального бытия, проверяя то и другое на излом и структуру. Собственно говоря, в этом он наследовал античным драматургам. Но в XIX веке мир уже казался так называемым «разумным людям» достаточно понятным; такие люди могли снисходительно принимать Эсхила и Софокла, считая их взгляд на мир первобытно-детским, но Клейста они отвергали как человека аморального и злого парадоксалиста. Гете сжег драму Клейста «Кетхен из Гейльбронна» в печи за ее «дьявольскую неестественность», а в рецензии на это произведение написал: «При всем желании искреннего участия у меня этот автор всегда вызывает ужас и отвращение, как прекрасное по замыслу природы тело, если оно поражено неизлечимой болезнью». По поводу же «Михаэля Кольхааса» он сказал, что «зрелый ум не может испытывать удовольствия от насильственности подобных мотивов».   
Но вот 83-летний старик Гете ушел (почти на четверть века пережив застрелившегося в 34 года Клейста), а мир продолжал существовать, становясь все более непонятным. Довольно быстро обнаружилось, что художники и философы «с мозгами набекрень», вроде Клейста, Ницше, Кафки или Достоевского, дают, возможно, не менее достоверные модели реальности, чем уравновешенные Гете или Толстой (как равно адекватны физики Эйнштейна и Ньютона).  Уже под конец XIX века известный немецкий юрист Рудольф фон  Иеринг писал о «Михаэле Кольхаасе»: «Жертва пристрастной юстиции становится мстителем, осуществляет свое право собственными руками и нередко, хватив дальше своей ближайшей цели, делается заклятым врагом общества, преступником, а неся за это наказание, мучеником своего чувства права». Украинцы, вам это ничего не напоминает?
Вообще эту новеллу можно было бы прочитать со сцены на Майдане. Конечно, 100 страниц, но люди все равно стоят, делать нечего, а польза могла бы быть. Вот эти именно крючки, юридические заморочки, легалистские тонкости новеллы, они дают умному человеку прочувствовать, что закон, право, справедливость, свобода – материи тонкие, умственные, двойственные и вообще непростые. Вот что, например, пишет Роланд Дворкин, известный американский философ права: «Мы можем сказать, что некто имеет право на свободу, если быть свободным — в его интересах, или, иными словами, либо он желает свободы, либо она пойдет ему на пользу. В этом плане я готов согласиться, что граждане имеют право на свободу. Но в этом плане я также буду вынужден согласиться, что они имеют право, по крайней мере, в общем смысле, на ванильное мороженое. Более того, моя уступка по поводу свободы почти не будет иметь веса в политическом диспуте. К примеру, мне придет в голову заявить, что люди имеют право на равенство, и это право перевешивает все другие права; что они не просто хотят равенства, но имеют на него право; на этом основании я откажусь признать притязания некоторых людей на свободу, поскольку иначе пришлось бы пойти на компромисс и поступиться некоторыми мерами, необходимыми для осуществления неотъемлемого права других людей на равенство». В переводе на украинские реалии это означает: если по-хорошему, так без всенародного референдума нельзя требовать досрочного ухода Януковича.
Многие думают, что можно, ну просто потому, что их горячие молодые сердца так им говорят. Но если не прислушиваться хоть немного и к нудному старику разуму, то получится – куда хочу, туда и ворочу, и можно такого наворотить... В общем, читайте Клейста и Дворкина, друзья! (Фильм Арно де Пальера можно не смотреть).



Арно де Пальер





Генрих фон Клейст (1777-1811)







Автор С. Бакис


Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо. 
С.Бакис
Категория: Арно де ПАЛЬЕР | Добавил: ovechka (02.02.2014) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 721 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: