Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [70]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Четверг, 25.04.2024, 07:54
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Борис ФРУМИН

«Дневник директора школы»
Режиссер Борис Фрумин. Сценарий Анатолия Гребнева. «Ленфильм». 1975




Прощай, прощай, родной Алтай!




Когда уйдем со школьного двора...


Фильм недаром назван «Дневником». В нем нет сквозного сюжета. Просто дни директора школы, умного, современного человека Свешникова Бориса Николаевича в исполнении умного, современного артиста Борисова Олега Ивановича.  Борис Николаевич воевал, Борисов по возрасту немного не дотягивает до своего персонажа, но это ничего. В начале фильма Б.Н. встречается со своими друзьями-одноклассниками (пятеро традиционно съезжаются раз в год; в сценариях Гребнева часто бывает такая встреча), и один из них, поднимая стакан, говорит: «Мы принадлежим к интересному, можно сказать, уникальному поколению:  мы люди затянувшейся молодости».  Так что излишняя моложавость Б.Н. не заставила меня поморщиться. Хуже другое:  трех его одноклассников играют некие неизвестные артисты, что правильно для этого  снятого почти «под документ» черно-белого сдержанного фильма, а в роли четвертого пыхтит своей хемингуэевской трубкой Визбор. Как он затесался между скромных одноклассников и нельзя ли было бы без него?
Впрочем, не такие уж они и  скромные. Вот этот, с бородкой – доктор медицинских наук. А этот – подполковник. Воспользовавшись случаем, он спрашивает медика: «Слушай, а вот тут что, селезенка? Как вздохну, всегда колет».  «Раздевайся», - быстро приказывает друг.
Еще на этой незатейливой вечеринке прозвучал такой тост: «Выпьем за то прекрасное время, когда ни у кого не было телефонов. Выйдешь во двор, крикнешь «Борька!» - и все дела». Ах ты ж боже ж мой. Знал бы этот человек, до чего дойдет телефонизация населения через четверть века!
Вечеринка кончается, а наутро Б.Н. спешит на работу. Взбежал по традиционным широким ступеням  - и тотчас окунулся в нормальные школьные будни. 
Вот есть десятиклассник Кольцов. Завуч Валентина Федоровна, читающая в классе Кольцова химию, считает его «слишком умным», не умеющим себя вести,  заносчивым, индивидуалистом.  У В.Ф. с этим парнем постоянные конфликты. Борис же Николаевич видит, что  Кольцов не «слишком», а просто очень умный. Он действительно одиночка, но ведь это его личное дело. Но В.Ф. считает, что не личное: индивидуалистом быть нельзя! Эта завучиха, конечно, особа с плохо подавленной социальной завистью и половой неудовлетворенностью. С другой стороны, Кольцова действительно заносит. В.Ф. все-таки  старше, и она женщина… нельзя ее обижать. Б.Н. меж двух огней.
Проблем у Б.Н. много, но мы не видим его проверяющим с завхозом трубы в подвале или воюющим с завстоловой за лучшую провариваемость сосисок. Трудности директора сводятся, в общем, к одному: ученики теперь умные, нельзя с ними небрежно и свысока. Учитель имеет право потребовать, но настали времена, когда он должен каждое свое требование объяснить. Б.Н. такие времена по душе, а В.Ф. они явно не нравятся, она считает, что чиканье с учениками -  это гнилой либерализм; школа есть  в том числе и школа дисциплины, не научившись выполнять требования  учителя (которые не им же самим, в самом деле, придуманы!), дети не станут настоящими гражданами. 
«Дневник» не построен на интегральном остром конфликте Б.Н. с В.Ф. В картине все это мягко и пунктиром, да и В.Ф. не монстр, а человек как человек.  Б.Н. стал директором совсем недавно,  до этого был много лет учителем, его связывает с В.Ф. давняя дружба. (Фильм даже дает основания предполагать, что когда-то у них был роман… но это тоже намеком, пунктиром).  Б.Н. преподавал литературу, став директором, он продолжает учительствовать и старается делать это нестандартно, побуждая детей думать самостоятельно. Вот девочка оттараторила характеристику Раскольникова, в завершение отчеканив: «Достоевский осуждает своего героя». Б.Н. говорит: «А мне кажется, он ему сочувствует». «Да, сочувствует…» - соглашается девочка. Класс засмеялся, а Б.Н. сказал: «Садись, тебе придется перечитать роман, я вызову тебя еще раз». Молодец, нечего поощрять соглашалок без собственного мнения. (А с другой стороны: почему Достоевский не мог и осуждать, и сочувствовать?  Я, например, думаю, что так оно и есть в «Преступлении и наказании»).
Б.Н., в отличие от В.Ф., старается влиять на детей умом, а не давить авторитетом, и мы видим, как ему удается склонять их мягко к своей более зрелой и выверенной точке зрения. Но, если честно, легкость, с какой ему это удается, вызвала у меня сомнения. Я работал в школе и знаю, что, 1: иногда задается такой вопрос, что учителю трудно на него ответить, просто не хватает реакции или информации. Но это не очень частый случай, таких умных учеников мало. Куда чаще имеет место  2: задается вопрос, на который ответить невозможно. Однажды физик Паули, прочитав какую-то статью, сказал ее автору: «It’s not even wrong” («Это даже не неправильно»).   Т.е.  сказанное в статье находилось вне зоны смысла. Но то Паули! Когда ситуация 2 возникает на школьном уроке, класс с восторгом заключает, что дурак с задней парты срезал учителишку! 
Б.Н., однако, всегда  удается убедить-победить класс быстро и без большой крови. Вообще, если хорошо присмотреться, его директорская жизнь не так уж трудна. Проблемы есть, но они решаемы, и решать их, в сущности, приятно. Точно так же советским зрителям было интересно и приятно смотреть «Дневник», как и другие «проблемные» картины по сценариям Анатолия Гребнева.  Я имею в виду интеллигентных зрителей. Существовало понятие «социалистический реализм». Никто не  мог сколько-нибудь понятно объяснить этот термин  (и именно поэтому в СССР водилась уйма докторов наук, защитивших свои диссертации по теме «Что такое социалистический реализм и с чем его едят»), но, коротко говоря, под «соцреализмом» имелось в виду изображение действительности не такой, какова она есть, а какой она будет, должна стать в своем неуклонном порыве к коммунизму. Допустим, снятый   Пырьевым в голодном 49-м году фильм «Кубанские казаки», где колхозники объедаются салом и галушками, являлся предельным примером соцреализма. Гребнева можно было бы назвать представителем течения «интельреализм» (т.е. «интеллигентский реализм»), тоже выдававшего желаемое за действительное, только это было желаемое не "партийных" людей, а "приличных". 
«Кубанские казаки» были лживы, но имели у народа большой успех: казакам и другим мужикам хотелось верить, что "прекрасное далёко" по Пырьеву выпадет, может быть, на долю их внуков. А интеллигенты мечтали о "прекрасном далёко" по Гребневу. Причем Гребнев загребал в направлении "интель-" гораздо менее грубо и круто, чем Пырьев пёр в направлении "соц-». Такой жизни, как в «Кубанских казаках», не было и быть не могло; но те, кого можно было назвать советским «средним классом», жили, особенно в крупных городах, почти прилично…  а Гребнев позволял им вообразить, что совсем прилично. Ну конечно, приходилось постоянно сталкиваться с хамами, но немало же было и людей благородных.* Надо только держаться вместе. «Возьмемся за руки, друзья, чтоб…» (Не поэтому ли Гребнев любил давать в своих сценариях встречи бывших одноклассников?)  
Не сумев придумать более удачного термина, я назвал советское искусство гребневского толка интельреализмом, хотя оно адресовалось и было по душе не всей интеллигенции, а лишь той ее части, которая, не заходя так далеко, как диссиденты, считала, что советская власть, в принципе, правильная, но, к сожалению, не все советские начальники такие умные и чуткие, как Б.Н. Свешников. Когда совок сменился капитализмом, интеллигенты этого типа быстро и остро невзлюбили его, стали тосковать по "развитому социализму" и пересматривать "Дневник директора школы", видя в нем уже не "прекрасное далёко", а "прекрасное былое". Такой вот интересный переворот перспективы.   
Не подумайте, что я стебаюсь над Гребневым или над фильмом Фрумина. Увы, нет. Гребнев был талантливым человеком с даром социальной наблюдательности и легким пером. Борис Фрумин, для которого «Дневник» стал дебютом в режиссуре, тоже талантливый. Фильм точен в деталях, в интонациях актеров, в типажах. (Удивительно, но чернявый очкастый старшеклассник, секретарь школьного комитета комсомола, как близнец похож на юного Ходорковского – причем у Фрумина это персонаж несколько неприятный).  Сейчас, когда я пересмотрел «Дневник» перед тем, как сесть писать, он мне, к сожалению, опять понравился.
Почему «увы»? Почему «к сожалению»? 
Да потому что меня, человека с богатым жизненным опытом и осенью в сердце, должно, казалось бы, тошнить от этого красивого вранья. Я  ведь все понимаю. Вот этот подполковник пожаловался на колики в селезенке, а я думаю: «Рак, наверное, у него». Вот приходит к Б.Н. его бывший ученик, ныне директор гостиницы «Интурист», и начинает сыпать смешными россказнями про американцев, а я думаю: «Он майор ГБ или капитан?» Сын Б.Н. вдруг надумал бросить институт и жениться, хотя сразу же после свадьбы его загребут в армию. Жена накрутила Б.Н. пойти к другу, обкомовскому VIP'у (кстати, тот  самый Визбор!) – Б.Н. вздохнул, подчинился, но, встретившись с ним, так о сыне и не заикнулся: ну не привык он просить, и стыдно ему, ветерану войны и наверняка члену партии, отмазывать здорового парня от священного долга. Тут я с обидой вспомнил другого ветерана войны и члена партии, моего папу, который тоже, наверное, мог бы, поднатужившись, откосить меня от армии, но пальцем не пошевелил, и загремел я на три года в танковые войска.
Все я помню, все понимаю, но… не тошнит. Не разлюбил я, значит, «интельреализм». Как-то мне уже приходилось писать о психологическом феномене импринтинга: если утенок, проклюнувшись из яйца, сразу видит не маму-утку, а какого-нибудь толстого дядю, то он этого дядю и считает мамой, ходит за ним и т.д. Что накрутишь в молодости на душу, то и любишь потом всю жизнь.
Хотя она, жизнь, уже совсем, совсем не та. Я давным-давно живу в Нью-Йорке. И Борис Фрумин давным-давно живет в Нью-Йорке, он профессор кино в университете. Наезжая периодически в Москву, он снял несколько жутковатых фильмов из российской жизни. Гребнева сбила насмерть машина, когда он переходил улицу.  Это, впрочем, случайность. Хотя водитель, кажется, был бухой. 
Но я думаю о другом. Фильм снят в 75-м году - значит, те юноши с умными глазами, обдумывавшие, «делать жизнь с кого», им сегодня за пятьдесят. Где они, что они? Оглядываясь назад, не чувствуют ли они неловкости… нет, не за то, что портили несчастным училкам нервную систему своими вопросами, а за другое совсем: зачем было спрашивать, если жизнь, как выяснилось, так вульгарно проста, так элементарно трудна?
И вот еще что. Нет для меня ничего печальнее, чем память о выпускных школьных вечерах с их лихорадочно пьющими в туалетах мальчиками при галстуках и кукольно раскрашенными девочками в платьях мини и туфлях на высоких каблуках, с их атмосферой возбуждения и отчаяния, с душераздирающей песней «Когда уйдем со школьного двора».
Но это, может быть, не специфически совковое явление, это просто жизнь, черт бы ее побрал.
* Мир этого фильма комфортен еще и потому, что у многих, почти у всех населяющих его обыкновенных, как мы с вами, людей - приятные, благородные лица. Борисов, конечно, внешне простоватее Тихонова (простой советский учитель Мельников из "Доживем до понедельника"), зато он из товстоноговского БДТ, а там все артисты интеллигентные. Я уже назвал Визбора. Кроме того, душа отдыхает на лицах Аллы Покровской (дочери художественного руководителя Большого театра) в роли жены Свешникова, Елены Соловей (звезды немого кино из "Рабы любви" Михалкова) в роли молоденькой учительницы английского. Даже не очень симпатичную В.Ф. играет Ия Саввина, которая, конечно, в позднем своем периоде часто играла советских стерв, но все-таки дебютировала в кино чеховской дамой с собачкой.           



Борис Фрумин


Анатолий Гребнев (1923-2002)




Автор С. Бакис


Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо. 
С.Бакис
              
Категория: Борис ФРУМИН | Добавил: ovechka (08.02.2014) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 1904 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: