Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Суббота, 29.04.2017, 01:45
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Эдвард ЦВИК

"Жертвуя пешкой"

"Pawn Sacrifice". Режиссер Эдвард Цвик. Сценарист Стивен Найт. США. 2014

В последнее время Голливуд повадился делать фильмы про реальных гениев-интеллектуалов. Началось, кажется, в 2001 году с картины о Нобелевском лауреате по экономике математике Джоне Нэше "Игры разума".  Потом были фильмы о Тьюринге, о Хокинге,  о Стиве Джобсе. Ну и вот о Фишере. Все это примитивно, приблизительно, грубо.  Ну да что поделаешь, это же кино. Можно ли визуально отобразить процесс интеллектуального творчества? Экранные гении черкают на бумажках и рвут, черкают и рвут.  Пишут на досках и стирают. Печатают на компьютерах и посылают в "делету". Не то, все не то. И наконец посмотрел вдруг на звезды или в лужу, там все заискрилось, завертелось... эврика!  E=mc2! Ну я так, примерно говорю. Кажется, фильма про творящего Эйнштейна еще не было. Но скоро появится, не сомневайтесь. Интересно, на что будет смотреть нечесаный Альберт в момент, когда великая формула шандарахнет ему по мозгам?
Конечно, фильм фильму рознь. Есть получше, есть похуже. Есть наивные,  есть скучные, есть смешные. А вот этот фильм про Фишера - бессмысленный и пошлый. Бобби изображен врожденным параноиком. Все ему что-то кажется, чего-то он боится, кого-то (всех) в чем-то подозревает. Но гений, гений! До поры до времени, пока молодой, он все же преодолевал свой псих, все же умным людям кое-как удавалось его убедить: Бобби, надо встать и пойти в школу. Бобби, надо встать и пойти на игру. Бобби, твоих требований никто не выполнит. Он и чемпионом-то мира стал благодаря двум мудрым советчикам, насилу совладавшим с его бзиками.  Чего только он не выдумывал перед матчем со Спасским от страха перед грозным соперником... или перед самим собой... или перед журналюгами... или бог знает перед кем-чем. И кресло ему не такое, и кинокамера трещит, и от зрителей чесноком несет (а чесноком несет известно от кого - от евреев. Что делало запах совершенно невыносимым).  Лишь бы не играть. Но эти двое все-таки образумили его: Бобби, надо встать и пойти и сесть в это долбанное кресло и сделать первый ход. А как только он сделал его, тут все бзики прочь, и давай он чесать этого русского. И тут уж русский струхнул, пришла его очередь жаловаться, что в кресле что-то скрипит. Раскурочили это кресло, нашли двух дохлых мух. Да не в кресельных мухах дело, а в том, что в головах этих гениев полно мух!
Чемпионство не пошло Бобби на пользу, потому что он возомнил, что поймал бога за бороду, и никакие уже советчики ему не указ. И совсем он с катушек съехал. Это, правда, не показывается, только перед надписью "Конец фильма" дан текст: "После этой победы психическое здоровье Фишера продолжало ухудшаться. Он лишился своего титула из-за штрафных санкций и исчез из поля зрения. Он отказывался от миллионов... " Ну сумасшедший, что с него возьмешь?
Но если так, то какой смысл в этом фильме? Про что кино-то? А ни про что. То есть так: оно не "про что-то", а "для чего-то".  Для того чтобы, выходя из кинозала, каждый из нас снисходительно и самодовольно подумал: "Господи, какие же все эти вундеры мишигэнэ! Не надо мне ихнего сумасшедшего  IQ, и не надо ихнего сумасшествия".
Такое вот авторское послание. Всем приятно, и никто не задумывается, как это все низко и пошло. Ну давайте немножко разберемся. Что Бобби был с детства параноиком - это выдумано, есть много свидетельств, что он был более-менее нормальным мальчиком. А не выдумано то, что, став шахматистом, он перед ответственными матчами - а они все у него были ответственные - нервничал, капризничал, выдвигал всякие странные требования. Но были ли его требования такими уж странными и капризными?  Да, он протестовал против того и как мог боролся с тем, что советские шахматисты действовали в матчах, как стая волков, сводя партии друг против друга вничью. Да, шум кинокамеры отвекал его. Но какое вам дело, господа, отвлекал или нет? Разве просьба убрать кинокамеру нарушает шахматные правила? "Нервы надо лечить! Мало ли кому что мешает! Матч - зрелище,  на нем имеет право присутствовать публика, и его надо запечатлевать на пленку, чтобы те, кого не было среди публики, тоже могли бы..." Но представим: вот Пушкин написал: "Я помню чудное мгновенье, передо мной..." - и тут к окну его квартиры на Мойке прижалась дюжина носов.  "Ну что ты сравниваешь, это же совсем друго дело!" Почему другое? Пушкин и Фишер - гении, они творили. Что странного в том, что гений попросил, даже потребовал, чтобы ему дали возможность творить вдали от пучеглазой толпы и стрекочущих камер? Партия, которую он сейчас играет, может быть, войдет в века! Или не войдет, если мы с вами помешаем ему.
Вы полагаете, что все причуды Фишера объяснялись шизом. А если посмотреть иначе? Все мы были детьми и верили в то, что мир чист и честен. Потом мы росли, взрослели, умнели. И в чем же состояло поумнение? В том, что до нас доходило, что мир не так уж чист и честен. Но это еще не все, еще не полный, зрелый ум. Достигнув окончательной зрелости, мы постигли, что нечистота и нечестность мира - это нормально, и если мы сами хотим быть нормальными, то должны соответствовать: быть в меру грязны и лживы. И до чего же, и как же далеко заходим мы в своей жизненной  мудрости? Кто как, кто как. Но вот был на свете человек, который не умел и не хотел умнеть, то есть по мере протекания своей жизни он оставался по-детски честен и чист. Занимаясь своим любимым делом, он и его честность и чистоту рыцарски отстаивал, боролся против коммерциализации, проституирования дела этого. Мир угрюмо и насмешливо сопротивлялся, поэтому  человек, бывало, доходил до крайности, перегибал палку. Но не перегибай он, ему бы не удалось добиться того, чего он добился. А добился он большего уважения мира к делу, которому служил, большего комфорта для тех, кто им занимается. Что же, скажите, в этом шизоидного? "Добился или не добился, все равно, надо вести себя прилично, как все". Как все?  
"— Помилуйте! что уж теперь о чистоте говорить! С каким я запасом-то в путь вышел, а кончил тем, что весь его по дороге растерял. Сперва «по возможности» действовал, потом на «хоть что-нибудь» съехал — неужто можно и еще дальше под гору идти?
— Разумеется, можно. Не хочешь ли, например, «применительно к подлости»?
— Как так?
— Очень просто. Ты говоришь, что принес нам идеалы, а мы говорим: «Прекрасно; только ежели ты хочешь, чтобы мы восчувствовали, то действуй применительно. Значит, идеалами-то не превозносись, а по нашему масштабу их сократи, да применительно и действуй. А потом, может быть, и мы, коли пользу увидим... Мы, брат, тоже травленые волки, прожектеров-то видели!"
Это из одной сказки Салтыкова-Щедрина.
Фишера тоже предостерегали от прожектерства, учили быть реалистом. Но он не слушался, добивался невозможного и победил - да, он победил, несмотря на свою ужасную судьбу. Несомненно, человек этот чем дальше, чем больше становился помешанным, - но он был помешан главным образом на честности: не самое плохое из помешательств. Те из крупных шахматистов, кто сейчас при упоминании его имени иронически крутит пальцем у виска, пользуются плодами его маниакальных одержимостей.*
Вы скажете: "Ай брось, никаким он не был честным. Добивался миллионов за свою игру, вот и все".  Да, добивался - чтобы повысить собственную независимость и престиж шахмат. Но не раз и отказывался от миллионов, когда считал, что, слизав кругленькую сумму, престижу шахмат этим повредит.
Миллионы, миллионы... Это вам ничего не напоминает? Ну конечно, Григорий Перельман. Есть книга Маши Гессен "Совершенная строгость", такая же низкая, как этот фильм. Совершенно не зная Перельмана, ни разу с ним не встретившись, Гессен объясняет отказ великого математика от премиального миллиона диагнозом, поставленным ею самой: синдром Аспергера. Перельман объяснил, что не хочет брать этих денег, потому что наука - не спорт, не бизнес, а поиск истины; человеку, отыскавшему частицу истины, не нужны никакие призы. Но Гессен плевать на объяснение из первых рук. Нормальный человек от $1,000,000 не откажется.
Ну да, все правильно. Нормальный от миллиона не откажется. С ветряными мельницами сражаться не станет. На старости лет из благоустроенной усадьбы не уйдет, чтобы умереть на холодном железнодорожном полустанке. На площадь не выйдет, когда танки его исполинской родины вперлись в маленькую страну. Он даже голосовать "против" не станет, когда все голосуют "за". Людей, которые так странно себя ведут, надо сажать в психушки, лечить психотропными препаратами.  Тогда они, возможно, выздоровеют, и мир станет полностью нормальным.   

* Безумие часто имеет форму гипертрофированной нормальности, а безумцы сплошь и рядом экстремальные конформисты. Вообразим подснежник, который под действием неких особых лучей приобрел гигантские размеры. Так и безумие заставляет таящиеся в каждом из нас архетипы пробиваться из-под покровов бессознательного в сферу сознания и приобретать здесь гротескные формы, или же оно доводит до той же степени гротеска гнездящиеся в массовом сознании предрассудки, суеверия, тривиальности и ошибочные логические силлогизмы. Фишер был повернут на честности - евреи знамениты своей нечестностью и повадкой плести коварные заговоры; надо ли удивляться, что по мере услиления помешательства мозги Фишера, тем более что им некуда было девать свою бешеную силу в отрыве от шахматной игры, все более сосредоточивались на евреях и разгадывании жидомасонских заговоров, не менее хитроумных, чем комбинации Спасского... тоже, несомненно, еврея (что отчасти верно). Тот факт, что Фишер сам был евреем, нисколько не противоречит его юдофобству. Евреи диаспоры сплошь и рядом не только стыдятся своего еврейства, но и неосознанно ненавидят себя. В случае Фишера завернутая на себя самого стрела еврейской самоненависти распрямилась и полетела в окружающих евреев. Это называется психологическая проекция. "Самым гротескным примером проекции является паранойя, когда крайне агрессивный человек, не способный принять на себя ответственность за свои чувства, желания, иллюзии, подозревает кого-то в том, что его преследуют, хотя на самом деле это хочется делать ему самому по отношению к другим людям". (Википедия).                  

Приложение: Статья гроссмейстера Генны Сосонко о фильме и вообще о Фишере: http://chess-news.ru/node/20646

Эдвард Цвик

 

Смотреть фильм он-лайн:

 

 

 

Написать письмо автору

По вопросам приобретения книги С. Бакиса «Допотопное кино»
можно обратиться по тел.: +38(067) 266 0390
 (Леонид, Киев).
или написать по адресу: bakino.at.ua@gmail.com
 

 

Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо. 
С.Бакис

 

Категория: Эдвард ЦВИК | Добавил: ovechka (21.12.2015) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 203 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: