Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Четверг, 19.10.2017, 01:42
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ

«Весна на Заречной улице»
Режиссеры Феликс Миронер и Марлен Хуциев. Сценарий Феликса Миронера. Операторы Петр Тодоровский и Радомир Василевский. Одесская киностудия. 1956






Борис Гребенщиков поет песню из "Весны на Заречной"


В чем секрет этого фильма? Ну теплый, ну добрый, ну светлый, человечный, исполненный внимания к простым людям, к их будням... Какими там еще словами хвалят маленькие симпатичные картины? "Ничего себе "ну"! - скажете вы мне. - Чем же еще живо искусство, как не человечностью и добротой?" Правильно, правильно, я не спорю. Но все-таки... так часто хвалят, когда больше похвалить не за что. Сколько такого "теплого" и "доброго" выдавалось ежегодно на-гора советскими киностудиями, особенно периферийными (бюджета на что-нибудь более  масштабное не выделяли им, вот и промышляли любовью к человеку) - и где это всё сегодня, в каких отвалах? "Весна на Заречной улице" снята на периферийной Одесской студии, снята режиссерами-дебютантами, это тоже как будто маленький, простой фильм, - но фильм, вошедший в наши зрительские сердца - навек: во всяком случае, до  конца ХХ-го века эта кинолента пролежала в   сердечных кинохранилищах, самых надежных из всех, нисколько не покоробившись и не пожелтев. Так в чем же ее секрет?
Можно отказаться отвечать на такой вопрос, просто сказав: ну, те покрытые травой забвения  "теплые и добрые" - они были всего лишь поделками-подделками, были "как бы" теплыми и добрыми, а этот - он на самом деле такой, вот и всё. Что ж, правильно. К чему влюбленному человеку ломать голову над резонами своей любви? Иное дело наш брат, киновед - приходится ломать, уж такая служба у нас. Но, как пелось в песне тех же примерно лет, что этот фильм, "мы тоже люди, мы тоже любим, хоть кожа черная, но кровь у нас - красна!". Хоть голова яйцеобразная, но сердце у нас стучит!  А раз стучит, то нам, как и всем прочим смертным, трудно объяснить любовь, указать пальцем, что же в этой "Весне на Заречной" такого неповторимого. (Была, кстати, картина, выпущенная годом позже фильма Хуциева-Миронера, "Неповторимая весна" называлась, да кто ее помнит, о-хо-хо). Но вот идея. Выразить, чем этот фильм так пронял тех, кто увидел его в 56-м, каким он им... нам тогда показался, действительно, нелегко. Но, может быть, легче определить, каким он не был, каким  не показался? Такое описание через отмежевание тоже бывает продуктивным. 
Посвященная "простым труженикам", "Весна на Заречной" была совсем другой, чем фильмы той же тематики до нее.  Сталевар Николая Рыбникова и его товарищи оказались ничуть не похожими на трех богатырей: Андреева - Крючкова - Алейникова, - которые  с  кирками или отбойными молотками, не беря перерыва на перекур, переходили из одной довоенной - раннепослевоенной картины в другую. Начать хоть с имен: Саша Савченко, Таня Левченко, Ищенко, Юра, Грушенков, Маруся Мигунько - как "бледно" по сравнению с Климом Ярко, Яковом Бурмаком,  Харитоном Балуном, Назаром Проценко, Назаром Думой - монументальными героями "Большой жизни", "Трактористов", "Сказания о Земле Сибирской". Примечательно, кстати, что у большинства ребят из "Весны" -  фамилии "хохлацкие": они живут не в псевдо-Руси из сталинского кино  эпохи заката империи, а в каком-то украинском, скорее всего, южноукраинском промышленном городе -  скажем, в Днепродзержинске, где проходили съемки фильма.
Сюжет картины, казалось бы, не нов: молодой рабочий влюбился в женщину из чужой среды, женщину интеллигентную; трудности взаимоотношений между ними, составляющие несложные перипетии фильма,  это и трудности контакта между разными социальными стратами.  Да, ничуть не ново на фоне "Мартина Идена" или "Барышни и хулигана", но очень свежо и ново на фоне типичного сюжета сталинской литературы, драматургии и кино: большевик-рабочий или большевик-матрос, оказавшись в семье или среде "буржуазных интеллигентов", не то что ничему у них не учится, но сам их учит, как слепых кутят. Превосходство какого-нибудь матроса Рыбакова из "Кремлевских курантов" над всеми этими грамотеями и книжниками задано наперед как превосходство его идеологии, перед которой никакие иностранные языки и держание ножа в правильной руке гроша ломаного не стоят. Когда в пьесе Погодина или подобных опусах  дочь профессора "из бывших" втюривалась в большевика, она втюривалась не столько в него, сколько в диктатуру пролетариата. А в "Весне на Заречной улице" уже Саша Савченко глядит на интеллигентную Татьяну Сергеевну снизу вверх, и это не только восхищение любящего перед любимой, -  голова задирается еще и пред высотой культуры. Наблюдая, как Татьяна Сергеевна у себя дома слушает по радио Рахманинова,  Саша и сам честно пытается слушать, да только внимание  его с непривычки быстро рассеивается и его, бедного, клонит на сон. Назар Дума и Назар Проценко плевать хотели на Рахманинова, и вообще выбирали девчат более свойских, да и габаритами посолидней, чем хрупкая Татьяна Сергеевна.
А как же зритель? Двадцать лет он боготворил азартных Назаров, весельчаков-передовиков. Что же теперь? Предает их, отдав симпатии ренегату, купившемуся на красивый базар  профурсетки-университетки? Не предает, разумеется, продолжает любить по старой памяти. Но... облегчение, испытанное на этом фильме миллионами людей,  которым подали знак: "Теперь можете любить нормальных  Мишу-Гришу вместо страшненьких Назаров", - одна из  разгадок  невероятной популярности фильма. В темноте зала все вдруг ощутили: что-то сдвинулось  в мире, подались ржавые пружины, сдвинулись пудовые засовы...
А  если без метафор, то вокруг вечерней школы - сугробы, только узкая тропинка протоптана от калитки к школьному порогу. Но с сосулек на окнах классов уже каплет. Наверное, это ранний март. "Когда весна придет, не знаю..." - но ждать уже недолго, уже в воздухе ее слабый, волнующий запах. Окна классов уютно светятся в темноте городской околицы. Камера въезжает в окно, за которым учится Саша. Урок литературы. Татьяна Сергеевна что-то впаривает про "Горе от ума". Интеллигентная-то она интеллигентная, но говорит, между прочим, довольно казенно, скучно - все же она нормальная советская училка, не умеет излагать по-человечески. Кто-то из учеников клюнул головой на парту: он прибежал в школу после смены  у мартена. Но, в общем, у всех заинтересованные, живые лица -  в класс их никто не пригнал, такое уж время - без десяти классов нынче никуда. А там, может, и техникум, а там... Да и Татьяна эта Сергеевна, в общем, человек неплохой, даром что стоит у доски, будто в железный корсет затянутая. Наверное, думает, с ними иначе нельзя, на голову сядут. Чудачка! Ведь они понимают ее куда лучше, чем она их - что неопытная она еще, к жизни не больно приспособлена, чужая в этом не слишком-то ласковом, не слишком-то благоустроенном  городе... Много чего понимают они. И она, авось, скоро поумнеет.
Должна, должна поумнеть. Время, которое капелью стучит в окно - оно такое... не только "пролы" начинают интересоваться  "шляпами", но и "шляпы" теряют свою испуганную надменность. Должно до Татьяны Сергеевны дойти: хотя концерт Рахманинова - событие духовно значимое, но не грех им и пожертвовать, раз в гости пришел Саша Савченко. И стоит повнимательней слушать его: он хоть в общественных движениях, породивших "Горе от ума", ни бум-бум, но знает кое-что про жизнь такое, что и ей неплохо узнать. Поймет она, поймет. И Сашу полюбит. И дети у них будут. И войны не будет. Всё будет хорошо, всё будет хорошо.
Такой фильм. Кто его не видел - кто не видел его в 56-м, - пожмет плечами: "Господи, Маша варила кашу, Саша любил Машу. Было темно. Было окно. Было кино. 56-й год! Знаешь, какое кино  б ы л о  в этом самом году или годом раньше-позже? "Ночи Кабирии"! "Ночь и туман"! "Седьмая печать"! "Земляничная поляна"! "Пепел и алмаз"! "12 разгневанных мужчин"! В какое  вообще сравнение со всем этим может идти твоя "Заречная-Запечная"?"
В очень даже достойное сравнение. Причина первая, политическая: 56-й, кроме великих фильмов, знаменит чем-то поважней –  он год хрущевского антисталинского доклада; «Весна на Заречной улице» своим спокойным человеческим голосом удостоверила, что «вековые льдины тают», все-таки.  Причина вторая, эстетическая: эффект  произведения определяется не крупностью единиц, которыми оперирует художник, но величиной соотношения  единиц привычных и новых. Мерой, то есть, смещения от образца. Индийский слон на фоне в два раза меньшего африканского поразит воображение слабее, чем муха цеце на фоне  в пять раз меньшей  мухи обыкновенной. Бергман и Феллини могучи, но тихая капель с карнизов  вечерней школы ударяла по сердцам  свыкшихся с вечной мерзлотой людей, как кувалда о рынду, возвещающую зэкам об упразднении лагеря.
Не стану утверждать, что "Весна на Заречной улице" - лучший советский ФИЛЬМ: были все же и "Зеркало", и "Лапшин", и "Летят журавли". Но в том, что это лучший СОВЕТСКИЙ фильм,  лично я не сомневаюсь.



Феликс Миронер (1927-1980) и Марлен Хуциев (1925)



Автор С. Бакис

Категория: Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ | Добавил: ovechka (22.04.2012) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 1402 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: