Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вторник, 12.12.2017, 04:42
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Франсис ВЕБЕР

«Игрушка»
Режиссер и сценарист Франсис Вебер. Франция. 1976







Музыка из  кинофильма 


Недавно у одного из моих сыновей был день рождения. Тогда я не сообразил, какой же подходящий подарок для него выбрать, а теперь с опозданием придумал. Хорошая мысля приходит опосля. Надо было подарить ему диск с фильмом «Игрушка», который он очень любил в детстве и много раз пересматривал; я должен был соответствующее число раз  со вздохом давать ему деньги на кино. (Приходило ли тебе в голову, дорогой читатель, что с рождением видеозаписи умерла такая чудесная вещь, как кинотеатры старых фильмов?) Честно говоря, я пару раз ходил на «Игрушку» вместе с ним, потому что этот фильм и мне нравился.
Видевшие «Игрушку», наверное, ее помнят. Для не видевших – вот ее  краткое содержание. Но сначала – анекдот, еще старее, чем этот фильм.
Идет по улице тощий человек. Из какого-то дома выходит красивая женщина, делает ему глазки и недвусмысленно кивает  в сторону подъезда. Он следует за ней. Заходят в квартиру, она заводит его в спальню, шепчет: «Раздевайся, я сейчас» и исчезает. Он разделся, сидит себе, фантазирует. О чем может голый фантазировать? Все фантазии голого на букву «Е». (Такая психология голого проявляется, представьте себе, даже на уровне грамматики: «лед – льда», но «гололед – гололЕда»). Наконец женщина возвращается, с ней маленький мальчик. Ткнув в мужчину пальцем, она говорит мальчику: «Не будешь кушать – станешь таким, как этот дядя!» 
Великий философ Иммануил Кант сказал: «Человек должен быть целью, а не средством». Мамаша использовала бедного дядю как средство. Нехорошо с ее стороны.
В фильме «Игрушка» главного героя, роль которого исполняет Пьер Ришар, тоже используют как средство – вот как эту самую игрушку, un jouet. Миллионер нанимает Ришара для своего маленького сына не для того, чтобы взрослый человек играл с мальчиком, а чтобы мальчик играл человеком. Папа хотел не только позабавить сынишку, но и воспитать достойного наследника капитала: не научившись относиться к людям как к игрушкам, настоящим миллионером не станешь. 
Моему сыну фильм нравился, потому что он видел в Ришаре вариант Карлсона.        
Я же смотрел «Игрушку», думая  про свою жизнь...
Важно отметить, что собственно линия покупки Ришара как игрушки начинается в фильме где-то на двадцатой минуте. Сначала идет совершенно реалистический рассказ о том, как безработный журналист Франсуа Перрен (Ришар) пытается устроиться на работу, и при этом зритель постепенно получает представление о том, что он за человек. Это очень независимый человек, с лохматой бородой,  неаккуратной ришаровской шевелюрой и всякими левацкими замашками. Это отчасти и мешает ему найти работу, не говоря уже о том, что действие фильма происходит в плохие для журналистов времена.  И вот наконец ему удается устроиться в принадлежащем нашему миллионеру издательстве. Ну, а потом выходит так, что сын миллионера Эрик случайно кладет на него глаз, и миллионер нанимает Перрена живой игрушкой. Дальше  - такое развитие событий (цитирую из Википедии):
«При всей унизительности своей роли Перрен полон чувства собственного достоинства. Играя с Эриком и одновременно узнавая его ближе, журналист решает заняться воспитанием избалованного мальчишки. Позже оказывается, что у мальчика существуют глубокие психологические проблемы, связанные с разрывом родителей и эксцентричным характером отца. Но Перрен всё-таки сумел подружиться с ребёнком и показал ему всю эгоистичность и недостойность его поведения и поведения его отца. Одним из развлечений Перрена и Эрика становится выпуск сатирической «газеты», приводящей Рамбаля-Коше-старшего в ярость, но в то же время вызывающей в нём невольное уважение к Перрену. В итоге маленький Эрик предпочитает Франсуа отцу».
В фильме все выглядит не настолько нудно, как в этом описании, и тем не менее, все сказано точно. Но мне все эти выкрутасы сюжета, демонстрирующие чувство собственного достоинства Перрена и его благотворное влияние на мальчика, были по барабану. Повторяю, я смотрел как бы сквозь фильм, смотрел и видел себя.
Вот, например, служил я в армии. Командир роты Кущенко меня не любил за то, что я еврей и белоручка (то и другое до сих пор соответствует истине). Однажды, когда я был в карауле, Кущенко привел сержанта, которого поймал, когда тот, возвращаясь из самоволки, перелезал через полковой забор. Кущенко велел обыскать его. В караулке было много солдат, но он приказал это сделать рядовому Бакису, потому что знал, что ему это будет особенно противно. Сначала я хотел отказаться, тем более что обыскивать сержанта не было никакой причины: Кущенко придумал шмон с прицелом на меня. Это был безошибочный ход с его стороны: согласившись обыскать, я ронял свою сраную интеллигентность, не согласившись, попадал на губу за неподчинение приказу, ну и потом мой «отпуск на родину» летел к чертям. Я вздохнул и полез самовольщику в карман. Кущенко зорко бдил: «Ты не до низа кармана долез!». Я опять вздохнул и долез до низа. Кущенко остался доволен, что я так низко пал.
Когда я дотягивал 3-й год, советские танки вошли в Чехословакию. Я служил в танковых войсках на Украине, наш полк уже был в полной боевой готовности для броска через кордон. К счастью, Чешскую весну приморозили, обойдясь без в/ч 92528. В то время я еще не был таким ярым антисоветчиком, каким стал впоследствии, но все-таки хорошо понимал, что совершается большое свинство. Если бы мой танк встал на пражской улице и мне пришлось бы стрелять – смог бы я отказаться?
А когда я работал учителем, мне приходилось голосовать на профсоюзных и еще каких-то идиотских собраниях за увольнение несчастного физрука-алкоголика, избрание некоей отвратительной стервы председателем профсоюза, исключение из комсомола молодой учительницы, уезжавшей с семьей в Израиль, и даже, кажется, в знак солидарности с палестинским освободительным движением (последние два голосования помню очень смутно, так как было особенно стыдно, и от этого они почти с ручками с ножками вытеснились вглубь подсознания). Голосование, ясное дело, всегда было открытым, директор школы Завялец Василий Григорьевич зорко, как ротный Кущенко, сек за мной, так же чуя во мне социально чуждого. И я голосовал «за». Воздержись я или проголосуй «против», губа мне, конечно, не грозила бы, но я был учителем на птичьих правах, все время кого-то замещал, и в случае гражданского неповиновения мог, при двух маленьких сыновьях, вылететь из школы, как пробка из бутылки. 
Правда, в конце концов я все-таки не подчинился одному дурацкому распоряжению Завяльца и вынужден был уволиться по собственному желанию. А позднее я отказался от очень хорошей должности переводчика на заводе, которую мне предложил человек из КГБ. Точнее, этот человек представился инженером завода, но я понял, что он гэбист, потому что предложение было слишком уж соблазнительным. Однако тут несколько другая ситуация: я не терял, а приобретал - от приобретения же гораздо легче отказаться, чем согласиться на утрату. 
Но такие «героические» поступки я совершил в жизни всего два раза - случаев, когда я поневоле соглашался быть игрушкой, было куда больше. Причем судьба меня еще щадила, не ставя в те крайние положения, которые выпадают на долю многих других людей.
В "Игрушке" Перрен-Ришар не покидает дом миллионера, ибо ему жаль мальчика, и кроме того, даже в статусе игрушки он не поступается своим органическим веселым бунтарством. Но ведь он может это себе позволить лишь потому, что миллионер любит сына и видит – мальчик уже не может жить без своей игрушки. Получается, что Перрен в некотором смысле шантажирует миллионера, а тот, в сущности, не так плох, как поначалу кажется: все-таки ради счастья ребенка он терпит все нахальные "игрушкины" выходки. Но не очень-то это все правдоподобно: миллионеры, они в случае необходимости находят способы сделать по-своему, даже если для этого приходится не только сломать кому-то голову, но и сломать через колено личность собственного ребенка. Что же касается Перрена, то по жизни, а не по фильму он терпел бы унизительную бодягу игрушечного существования просто потому, что ему за нее очень хорошо платили; отказавшись от своей странной роли, он снова стал бы chomeur'ом, безработным.
Что ж поделаешь, нам часто приходится идти на унизительные компромиссы. Когда таковые изображаются в искусстве, итогом бывает крушение личности (пример: партизан Рыбак из фильма Ларисы Шепитько "Восхождение") или взрыв, бунт (примеры: Рембо или тот же Перрен). "По жизни" же часто имеет место не первое и не второе, а некий третий вариант: человек не бунтует, но он и не сломлен. Люди сложны, хитры, они, как вода, как растущие из-под земли растения, находят неожиданные выходы, обходные пути ускользания из-под пресса энгельсовой "Осознанной необходимости".   
Чтобы быть правдивее и показать этот "третий вариант", фильму Франсиса Вебера не обязательно надо было сменить жанр, превратившись из комедии в драму: ему "всего лишь"  требовалось стать такой комедией, какие делал Чаплин. Гениальность автора "Новых времен" и "Огней большого города" (темой "Огней", между прочим, также является скоротечный "роман" между бедняком и миллионером) состоит в том, что Бродяжка (Tramp), в отличие от героев других комических лент Великого Немого, не чудак, а совершенно нормальный человек. Ситуации, в которые он попадает, странны, и он ведет себя вроде бы эксцентрично. Но в сущности - и в этом-то все дело! -  он реагирует на сыплющиеся на него со всех сторон оплеухи совершенно естественным, единственно возможным и психологически абсолютно достоверным образом, который можно определить словом "отбрыкиванье" (отсюда главное орудие его защиты от агрессоров - ноги, а не руки!) Мир уродлив и жесток, но Бродяжка не жесток и не уродлив – поэтому его ответы на "400 ударов" судьбы асимметрично-парадоксальны. Таким образом, комичность у Чаплина, как у Гоголя, Зощенко, Хармса, Кафки и других великих комиков и абсурдистов, почти неумышленна, она лишь побочный эффект - в данном случае, побочный эффект жизнестойкости Бродяжки, всегда умудряющегося, проскользнув между молотом мятежа и наковальней унижения, найти "третий путь" неагрессивного, но упертого сопротивления.  
Мне кажется, если бы Франсис Вебер рассказал Чаплину о человеке, которого нанимают игрушкой для избалованного сыночка богача, великий режиссер сразу почувствовал бы, что это его сюжет. Другое дело, что он своевольно подогнал бы подаренную историю «под себя» и повернул ее в сторону большей правды.   
И последнее. Через весь фильм «Игрушка» проходит замечательная мелодия. Легкий такой, почти беспечно веселый мотив (может быть, лучше было бы его насвистывать, чем исполнять оркестром), в котором, мне воображается, в одну минуту передано то, что Чехов старался выразить всей совокупностью своих рассказов и особенно пьес: люди гуляют, болтают, обедают, волочатся, а между тем пропадает их жизнь. Аудиозапись см. выше.



Франсис Вебер







           Уважаемые посетители сайта!
                 Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться
                 это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что,
                 пока вы читаете, проклятый "антироботный" код успевает устареть),
                 надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а 
                 затем опять вернуться на страницу с текстом.Тогда комментарий
                 поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, 
                 наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь - писать
                 без нее мне тоскливо.     С.Бакис  




Категория: Франсис ВЕБЕР | Добавил: ovechka (16.10.2013) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 1104 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: