Новый фрагмент
Главная » Новые фрагменты » Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ |
«Про жизнь совсем хорошую»
Нереализованные эпизоды режиссерского сценария бр. Васильевых по роману Фм. Дурманова «Чапаев». 1. Интерьер. Поздний вечер. Большой амбар, приспособленный под бивуак. Повсюду вповалку спят бойцы-чапаевцы. Слышны сонные вскрики, всхлипы, пуканье. Не спит один Чапаев. Он сидит у разожженного на глиняном полу костерка, жарит шашлычок. Рядом с ним лежит Полкан. 2. Чапаев (ср. план, обращаясь к Полкану и в то же время как бы разговаривая сам с собой, мечтательно): - Спят, дьяволы... А знаешь ли ты, Полкан, что им снится? Да ничего умного им не снится. Одни шанежки, баньки да титьки. И не снится им даже, какая у них вскорости распрекраснейшая настанет житуха! Вот добьем до последнего беляков, чтоб и следа их не осталось, чтоб уж одни зайцы остались беляки... Побросаем шашки да пушки в овраги да балки – и не успеют они зарасти дурман-травой, а уж мы построим в России – да что в России, на всей Земле построим удивительный новый мир, в котором всего будет у мужика вдоволь: и портков, и пирогов, и передков – ведь все бабы будут в том мире общие. Не будет в нем ни грубости, ни матюгов, ни колготни этой злой промеж людьми, – а будет весь народ с утра до вечера культурно гулять себе в агромадных парках, кататься на качелях, глядеть на фонтаны. Знаешь ли ты, Полкан, что такое есть фонтан? Вот ежели, скажем, прострелить из ружжа цистерну со спиртом, то оттуда жахнет струя, под которую подлец Петька всенепременно подставит ведро. Фонтан – это вроде того, но только жахает из-под земли, и не спиртягой, а зельтерской водой или, положим, крюшоном... 3. Полкан (ср. план. Камера между Чапаевым и Полканом). - А кровищей не жахает? Чапаев: - Чего-чего? Полкан (быстро, четко и твердо): - Общество, построенное на крови, порождает только новую кровь. Насилие непродуктивно, ибо способно лишь самовоспроизводиться. Бесклассовое общество с уравнительной системой распределения благ – утопия чистой воды. Чапаев: - Опять за свое? Мало тебе, что мы твоего контрика-профессоришку поставили к стенке? Хочешь вслед за хозяином? Или вот, чтоб даже пули на тебя не тратить, щас схвачу тебя в охапку, булыган на шею – и в Урал? Будет тебе утопия чистой воды! Полкан: - Пожалуйста. За правду и погибнуть не жалко. Чапаев: - В мученики захотелось? А вот не предоставлю я тебе такого плезиру! Ну-ка, марш на губу! Полкан: - Это уж как изволите. Не привыкать. Поднимается и трусит к чулану. Чапаев следует за ним, открывает дверь чулана. Видны вилы, грабли, лопаты. Полкан вбегает в чулан. 4. Ср. план. Ракурс изнутри чулана. Чапаев закрывает дверь. Полная темнота. Слышен лязг засова. Тишина. Затем слышно, как Чапаев начинает петь «Черный ворон». Сначала он поет нервно, чтобы просто успокоиться после идеологической стычки с Полканом. Потом пение становится плавным, широким. Потом начинает звучать полусонно и, наконец, прекращается. Тишина... Внезапно она прерывается оглушительной ружейной и пулеметной стрельбой, криками и стонами бойцов, уханьем артиллерийских орудий. Затем – снова полная тишина. 5. Общий план. Амбар. Панорама по телам убитых и раненых бойцов. Камера наезжает на дверь коморы. 6. Крупно. Дверь чулана. Под ней довольно глубокая ямка. Видны роющие собачьи лапы. Наконец из-под двери возникает голова Полкана. Он вылезает. Отряхивается. Принюхивается. Выбегает из амбара. 7. По-прежнему в амбаре. Крупно. Капли жира падают в огонь с шашлыка. 8. По-прежнему в амбаре. Крупно, монтажно. Капли крови падают на землю из головы убитого бойца. 9. Экстерьер. Общ. план. Раннее утро. Двор перед амбаром. Повсюду на траве тела красноармейцев. Слышны стоны. Полкан, низко опустив морду, бежит по следу. За кадром слышна редкая перестрелка. 10. Серия общ. и ср. планов. Повторяя, видимо, путь отхода Василия Ивановича, Полкан пробегает через крестьянские дворы, перепрыгивает через плетни. Вот на секунду заскочил в покосившийся нужник на отшибе какого-то огорода: наверное, Чапаев прятался здесь от преследователей. На полу нужника – бурка В.И. Рукав бурки в крови. Полкан нюхает рукав. 11. Полкан бежит проселочной дорогой, по которой тянутся белые солдаты. Пробежав под казенником пушки, которую волокут несколько артиллеристов-каппелевцев, пес пересекает дорогу. 12. Ср. план. Полкан вертится волчком среди мелкой каменной россыпи. Похоже, он потерял след. Камера поднимается выше: мы видим, что Полкан на берегу реки. 13. Кр. план. Полкан застыл в позе зоркого всматривания (одна передняя лапа приподнята и согнута). 14. Общ. план. Далеко-далеко в реке поднимается и опадает голова в папахе. 15. Общ. план. Вид сзади на Полкана. Он бросается в реку. 16. Начинает звучать музыка. Серия кр. планов, монтажно. Полкан плывет. Его морда появляется и исчезает за довольно высокими волнами. 17. Общ. план из-за спины плывущего Полкана. Голова с папахой все ближе. Полкан лает. Голова оборачивается. Чапаев машет Полкану рукой и тут же уходит под воду. Полкан гребет по-собачьи что есть сил. Вот он поравнялся с Чапаевым. Но... пес проплывает мимо. 18. Кр. план лица Чапаева: недоумение, удивление, ужас. Чапаев: - Полкан! Ты куда? Помоги! 19. Ср. план Полкана из-за затылка Чапаева. Он оборачивает морду к В.И: Полкан: - А кровь людскую будешь проливать? 20. Ср. план. Во время следующего диалога камера постоянно находится между Полканом и Чапаевым, чуть приближаясь то к одному из них, то к другому. Чапаев: - Та кровь не людская – буржуйская! Уходит под воду. Через мгновение выныривает, сплевывая Урал изо рта. - Помоги! - А будешь людям головы рубить? - То головы беляцкие! Снова исчезает под водой. Выныривает: - Помоги, сукин сын! - Зарекись злодействовать! Поклянись Христом-Господом жить как добрые люди! - Мы опиумом для народа не балуемся! - А вот крестик нательный чего ж носишь? Чапаев не отвечает. Исчезает. Выныривает, хрипит: - Помоги, сволочь... Исчезает под водой. Теперь он не возвращается на поверхность долго – кажется, что больше не покажется никогда. Но вот опять вынырнул. Кашляя и отплевывая воду, хрипло произносит: - Н-ну ладно, хрен с тобой. Уг-говорил. - Христом-господом поклянись: «Буду жить тихо-мирно, как все добрые православные». Чапаев, икая, повторяет. Полкан подплывает к Чапаеву, хватает его за ус. Плывет вперед, к еще не близкому берегу. 21. Ср. план. Полкан и В.И. выходят на берег. Он в папахе и кальсонах. Правая рука безжизненно обвисла. 22. Общ. план. Вид сзади. Двое двигаются в направлении вставшего впереди темной стеной леса. Исчезают из вида, войдя в лес. 23. Титр. «1937-й год. Прошло восемнадцать лет...» 24. Тот же лес виден с большой высоты. Он огромен, занимает весь кадр. Камера медленно панорамирует вниз. Видна лесная поляна. На краю ее несколько ульев. Камера опускается к ним. Из глубины леса на поляну выходит человек. Его голова закрыта защитной сеткой. Он идет к ульям. 25. Ср. план. Человек достает из перекинутой через плечо сумы стеклянную банку и большую деревянную ложку, открывает один из ульев, набирает мед в банку. Спрятав банку в суму, направляется обратно к лесу. 26. Общ. план. Вид сзади. Человек идет по неширокой лесной дороге. Сворачивает на тропинку. Идет, раздвигая кусты, наклоняя голову под низко склонившимися деревьями. 27. Общ. план. Впереди, на небольшом открытом пригорке, окруженная вековыми елями, стоит изба. Человек идет к ней. У порога избы лежит старый пес. Завидев хозяина, он поднимается, трусит к нему. Вместе они входят в избу. 28. Интерьер. День. Изба. Ср. план. Человек снимает с лица сетку, ставит банку с медом на стол. Достает с полки два блюдца, накладывает в них мед. Одно блюдце ставит в угол избы. Сам садится за стол, отрезает ломоть хлеба, мажет медом, ест. 29. Крупно. Собачий язык лижет мед. 30. Крупно. Довольная морда лижущей мед собаки. 31. Пустое блюдце в углу избы. 32. Собака облизывается и произносит: - Вкусно! 33. Ср. план. Человек смотрит на собаку, улыбается. 34. Блюдце на столешнице. Оно тоже пусто. 35. Ср. план. Пес подбегает к человеку. Становится передними лапами ему на колени. Тянется мордой к лицу. 36. Крупно. Собачий язык слизывает мед с седых, но по-прежнему браво торчащих усов. 37. Титр: «Конец фильма». Георгий Николаевич (1899 -1946) и Сергей Дмитриевич (1900 -1959) Васильевы Фм. Дурманов (1946) Автор С. Бакис | |
Просмотров: 1052 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |