Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вторник, 12.12.2017, 04:46
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Григорий АЛЕКСАНДРОВ

"Русский сувенир"
 
В одном рассказе Эдгара По человек вдруг увидел через окно ползущего вдалеке первобытного ящера. Но оказалось, это полз по стеклу окна муравей.
 
Мы проникаем в мир других людей через собственный опыт, аналогичный, хотя, бывает, иного масштаба.
 
Я могу представить, что чувствовали первые зрители «Волги-Волги», «Партийного билета» или «Великого гражданина», потому что сам чувствовал что-то подобное, когда смотрел эти фильмы в детстве. Очень рано мне захотелось не просто смотреть - понимать то, что я смотрю, но вокруг не было никого, кто научил бы меня понимать. Я религиозно читал «Советский экран», какие-то брошюрки о кино. Там писали, что «Волга-Волга» и «Партийный билет» - прекрасные фильмы, шедевры советского кино. И я внушал себе, что смотрю шедевры. Монстрообразный Бывалов в исполнении нечеловечески мастеровитого Ильинского не смешил, а пугал; Ада Войцик - комсомолка из пырьевского фильма - казалась некрасивой, скучной и депрессивной. От всего этого тянуло запахом могилы, - но я заставлял себя восхищаться. Таким образом я оказался в положении всего довоенного советского народа, принужденного реветь от восторга, жуя подслащенную песнями, плясками и сентиментальными сентенциями идеологическую жвачку. Душу воротило от всей этой мертвечины, но надо было думать, нет, чувствовать - как это прекрасно! И человек догадывался, что не прекрасно, а, наоборот, ужасно, только когда случайно натыкался на человеческое. Виктор Астафьев вспоминал: «В моей жизни фильм "Большой вальс" - особая статья. Когда меня спрашивают, был ли я когда-нибудь счастлив, твердо отвечаю: "Да! Был!" - и рассказываю про тот день, точнее, про зимнюю заполярную ночь, когда брел, гонимый пургой, и прибрел к кинотеатру, как увидел рекламу фильма, как дрогнуло во мне что-то, как я решил найти рубль и нашел его, как смотрел "Большой вальс" и почти весь фильм уливался слезами от умиления и еще от чего-то, мной тогда, да и по сию пору до конца не отгаданного».
 
Но все проходит, прошла и полярная ночь, казавшаяся вечной. Наступило утро,  люди получили право – пусть неполное, с многочисленными оговорками и ограничениями, - доверяться и в жизни, и в искусстве собственным инстинктам. С советского человека была частично снята повинность ежедневного самогипноза. В кино появился фильм «Дом, в котором я живу»: людям, которые его смотрели, не надо было заставлять себя верить, что они могли бы жить в этом доме, что какие-то их соотечественники невесть где живут в таком: дом на экране был наконец похож на их дом.
 
Хорошее было время. И очень неприятное, тревожное, сквозняковое для закоренелых производителей художественных мнимостей. Ведь как легко и просто: сварил что-то по рецепту кремлевской «Книги о вкусном и здоровом искусстве» - и в дамках. Повару таких блюд даже не требовалось иметь вкусовых рецепторов на языке. Даже целесообразнее было их не иметь, если хотелось побыстрей стать заслуженным кулинаром республики. А что никто этого есть не будет... то есть как не будет? Съест за милую душу да еще тарелку вылижет! И так можно было прослужить на мосфильмовской или какой там еще кухне всю жизнь.
 
Теперь, когда подули свежие ветры, таким поварам было трудно поверить, что это всерьез и надолго. В 60-м году Александров снял «Русский сувенир». Комедию. Страшный фильм. Действие происходит в Сибири. Но никакая Сибирь не сравнится с этим фильмом по леденящему холоду. А если бы действие происходило в Сахаре – она не могла бы сравниться с ним по унылой, сосущей пустоте. Есть библейское выражение: мерзость запустения. По-английски, мне кажется, звучит красивее: abomination of desolation. Это как раз про «Русский сувенир».
 
Группа иностранцев в составе Андрея Попова с бабочкой и черными усиками, Кадочникова в рыжем парике, Гарина в шотландской юбке, Быстрицкой в часто меняющихся на роскошном теле шелковых платьях и демонически носатого артиста Барышного в результате самолетной аварии получает шанс взгляда на Сибирь врасплох. Но расплох расплохом, а в Сибири все готово для приема иностранных гостей. Да при чем тут гости? В Сибири все готово, потому что в ней, как и во всей нашей стране, окончательно построен социализм. Естественно, крайне предубежденные вначале буржуины к концу фильма становятся на грань вступления в Коммунистическую партию. По крайней мере те из них, которые не потеряли окончательно глаз, ушей и совести (один затесавшийся подонок не в счет). И не потеряли, кроме того, зубов и желудка: столы хлебосольных сибирских тружеников ломятся от омулей, хариусов, шанежек и «Столичной». Некоторые нюансы удивительной сибирской жизни до гостей все-таки не доходят (все же языковой барьер и т.д. Впрочем, все они каким-то чудесным образом свободно общаются с сибиряками по-русски без нужды в переводчике). И тут приходится как нельзя кстати чудесная русская женщина Варвара (Любовь Орлова), которая в тактичной форме помогает им понять, что русские денег за помощь не берут, КГБ не боятся, за лечение не платят и войны не хотят. Загадочная Варвара своей профессии не открывает, только намекает, что зажигает звезды. Надо ли говорить, что весь мужской состав иностранной делегации по уши влюбляется в нее. Вернемся, однако, к нашим баранам. Баранов в фильме, правда, не показывают, но запечатлено необъятное стадо рогатых оленей, пасущихся в непосредственной близости от Байкала. Помимо стада, гостей глубоко впечатлили: девочка-пионерка по имени Диамарэ (диалектический материализм); портрет Мичурина в красном углу избы таежного деда; алмаз величиной с кулак, небрежно извлеченный девушкой-туристкой из рюкзака (они встречают ее в гигантском централе, ввиду исчезновения в Сибири преступников переоборудованном в туристическую станцию); сибирские цыгане; сибирская баня; девушка-монтажница, звонящая среди собственного новоселья по уже установленному в квартире телефону товарищу Полю Робсону в США, чтобы попросить разрешения у великого певца назвать его именем новый проспект в их молодом городе. И конечно, поражает чужеземцев сам этот небывалый во всех смыслах город.
 
Он, признаться, поразил и меня. Прежде всего, грандиозной операторской работой Григория Айзенберга. Ни единого человека на бесконечных прямых проспектах с абсолютно одинаковыми многоэтажками справа и слева. Сплошные улицы Росси в  "зеленом мoре тайги". (Так, наверное, столярам было  сподручней сколотить макет).  Вообще-то Айзенберг был на «Мосфильме» специалистом по комбинированным съемкам, но, учитывая специфику «Русского сувенира», Александров привлек его в качестве главного оператора. Дело в том, что весь фильм снимался методом «блуждающей маски». Артисты играли в мосфильмовском павильоне, а потом приклеивались Айзенбергом к снятому отдельно, а скорее всего одолженному на студии документальных фильмов фону, как-то: шлюзы Братской ГЭС, Байкал, централ, стройки, коровы во время дойки, тайга, пурга и прочая нудьга. В результате такого метода лица артистов постоянно окаймлены противным ореолом. Ореол вокруг оштукатуренного в три слоя, улыбающегося приветливой гальванической улыбкой лица Орловой особенно невыносим.
 
Нельзя было бы нарочно придумать лучшей метафоры отъединенности Александрова от окружающей действительности, чем «блуждающая маска». Чтобы снять всю эту лабуду про Сибирь, ему даже не пришлось покидать столицу!
 
С другой стороны: ну что, в общем-то, особенного? Типичная александровская комедия, рука мастера тверда, а сердце привержено стилю гиперболических преувеличений не меньше и не больше, чем прежде. Есть лишь один нюанс: фильм снят в 1960-м году. Кое-что произошло после "Цирка" и "Волги-Волги". Например, война. Например, послевоенная разруха. Например, глухо-удушливые, как маньяк с капроновой леской, поздние 40-е-ранние 50-е. Народ, может, и не поумнел, но... подугас маненько, подустал (а усталость - не сестра ли она троюродная ума?)

                                     Вы помните былые дни,
                                     Когда вся жизнь была иною?!
                                     Как были праздничны они
                                     Под строгой сталинской пятою! 
                                                Н.Агнивцев, немного перефразированный

Мэтр не верил, что все это затянется. Как-нибудь перезимуем  (или перевеснуем,  раз все эти глупости  называются оттепелью). Коттедж крепкий, построен по американскому проекту, авось перестоит дурака Никиту. Поменьше высовываться. "Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел..." Да, хочу.  Любовь Петровна-Чарли, сын Дуглас, сеттер Фредди - и с ними я, Спенсер.  Чарли будет тренироваться в домашнем спортзале, держать форму. Иногда, раз лет в семь, надо все же бросать им, чтоб никакая там собака не гавкала, комедию в народном стиле.  Чарли  сыграет певучую доярку... плясучую инженершу (тут  понадобится строгий советский костюм. Сшить у Кардена). Кинут с барского плеча Госпремию, бывшую Сталинку... да какая Сталинка – та обеспечивала всё, а это так, ничего не значит, кроме стольких-то тысяч деревянных.
 
В результате возник этот уникальный по выморочности фильм. Просто удивительно: что ни попадет в кадр: человек ли, зверь, птица, дерево, трава, Москва, - все под прикосновением омертвляющей руки Александрова превращается в муляж. «Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени... – словом, все жизни, все жизни, все жизни, совершив печальный круг, угасли. Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто. Страшно, страшно, страшно»: не рецензию ли на «Русский сувенир» декламировала Нина Заречная в «Чайке»?
 
Всему приходит конец, и "Русскому сувениру" тоже. Из морозной, но теплой Сибири гостям пора возвращаться в жаркую, но морозную Америку: вот где разжигателям холодной войны приволье! (Туристы! Как разжечь холод, не подскажете?) На прощанье Барбар'а по блату проводит их в святая святых, в самое закоморье Кремля – туда, где крутятся шестеренки курантов и ползут ввысь змеи сложных проводов; Барбар'а таки зажигает звезды – она, оказывается, инженер по электроснабжению кремлевских рубинов! На прощанье один бедолага за другим в последний раз предлагает ей руку и сердце, на что она уклончиво каждому отвечает: «Главное, чтобы  на земле был мир!».
 
В ночь накануне возвращения в Америку м-ру Эдлаю Хантер-Скотту (Попов) приснился кошмар. Он сжался на одной оконечности крошечного островка посреди океана, а другую оконечность уже пожирает атомный огонь, а между огнем и Хантер-Скоттом дьявол танцует рок-н-ролл. Дьявол с голыми ногами, точнее, не с голыми, а в прозрачных черных чулках. В роли дьявола – почему-то опять Любовь Орлова. Страшно. Страшнее атомной войны.
 
Наконец, Попов и компания улетают на самолете, чтобы передать всем честным людям Запада мудрый дьявольский завет беречь мир. То есть, тьфу, завет Барбар'ы  разжигать войну. Что-то я начинаю путаться, пора кончать.
 
Конспективно. Премии за свой фильм Александров впервые не получил. Наоборот, фильм с треском провалился. Александров замолчал. Молчал дважды семь лет. Наконец сделал фильм «Скворец и Лира». Молодую разведчицу Лиру сыграла Орлова (г.р. 1902); то ли в глазах Спенсера Чарли была наделена вечной молодостью,  то ли он продолжал считать: народ околпачить – пара пустяков.
«Скворец и Лира» — художественный фильм, снятый режиссёром Григорием Александровым на киностудии «Мосфильм» при участии «Barrandov Studios” (ЧССР) и «Deutsche Film AG» (ГДР) в 1974-м году. На экраны не вышел ввиду низкой художественной ценности».
 Википедия.
Орлова умерла в 1975-м, через год после невыпуска «Скворца и Лиры». Александров дожил до 1983-го. Фильмов больше не снимал.
 
Любовь Орлова, Григорий Александров и Элина Быстрицкая
на съемках фильма «Русский сувенир».
Обратите внимание: раз Быстрицкая в блестящем платье, то и Орлова в блестящем плаще: Быстрицкая не должна переблескивать Орлову!

«Русский сувенир».
Любовь Петровна Орлова в роли Черта
 
 


                         Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться
это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что,
пока вы читаете, проклятый "антироботный" код успевает устареть),
надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а 
затем опять вернуться на страницу с текстом.Тогда комментарий
поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, 
наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь - писать
без нее мне тоскливо.     С.Бакис  
 
 
 
 
Автор С. Бакис
 
 
 
 
Категория: Григорий АЛЕКСАНДРОВ | Добавил: слабак (20.08.2011) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 2795 | Комментарии: 5 | Теги: Александров, 1960, Мосфильм | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: