Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [70]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Пятница, 19.04.2024, 01:16
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН

«Альберт Шпеер – пособник Гитлера»
Документальный фильм.
Год выпуска: 1996 
Страна: Германия, Arte, Zweites Deutsches Fernsehen (ZDF) 
Studio: Universum Film GmbH 
Сценарий и режиссурa:  Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН


Я смотрел этот фильм дважды, в разных версиях. Второй раз – в той, которая предлагается посетителям сайта. Здесь приглушенно звучит английский закадровый голос, на его фоне громко – русский. А в первой было целых три мешающих друг другу голоса: #1, вдали - на немецком; #2, на среднем удалении – на английском; #3, максимально приближенно – на русском. Можно было уловить, как от #1 к #3 голоса набирали презрительности. Фильм снят в Германии в 96-м году, Шпеер – все-таки не самый ужасный из «Helfer’ов» Гитлера, и, при всей политкорректности, его историю уже можно было рассказать более-менее объективно. Для англосаксов Шпеер – по-прежнему чужак и враг, однако в англоязычных странах есть традиция сдержанности (даже преступников в репортажах  называют «Мистер такой-то»), поэтому  диктор # 2 тоже остается в рамках. Интонация диктора #3 вполне презрительна: фашист есть фашист, к чему тут голосовые модуляции?
Я не собираюсь выступать адвокатом Шпеера. Но вот что: относиться ко всем без разбора «пособникам Гитлера»  с немодерированным презрением: для меня, мол, любой фашист – сволочь! к стенке!– это, конечно, красиво и как будто говорит о высоких моральных требованиях. Но кто знает, кто знает. Времена бывают всякие. Быть слишком уверенным, что у тебя с такими, как Шпеер, нет и не может быть ничего общего – значит не сделать прививку на случай плохого поведения в плохие времена.  Этот конкретно взятый фашист был весьма приличным и порядочным господином. Если бы сегодня он оказался знакомым или начальником человека, который презирает фашиста Шпеера, этот человек, я уверен, был бы о нем очень хорошего мнения.  И дело не в том, что чужая душа – потемки и никогда не знаешь, кто как себя поведет. Шпеер старался вести себе по возможности прилично даже при Гитлере. В фильме говорится - Шпеер подписывал приказы о выселении евреев из хороших домов. Да, наверное, подписывал. Говорится - он использовал труд военнопленных. Да, использовал. Но кто читал его книгу «Внутри Третьего Рейха», знает, что он, однажды посетив подземный завод, ужаснулся и принял меры, чтобы условия труда рабочих улучшились. Примечательно, что он съездил в эти адские подземелья только один раз. Вот я, например, отвечаю за сайт, на котором читатель сейчас находится. Слежу, чтобы все было в порядке. Но за тем, можно или нельзя смотреть фильмы целиком (что всегда предлагается посетителям) я, признаться, не слежу. Потому что я знаю, что их, на самом-то деле, не всегда можно смотреть: они не открываются, спотыкаются. И я стараюсь меньше расстраиваться. Это просто пример того, как человек закрывает глаза на то, что может испортить ему настроение. Шпеер старался быть подальше от этих подземных заводов. А что он в качестве министра важного министерства подписывал  распоряжения, касающиеся разных сторон жизни немецкого населения, в том числе евреев, в том числе военнопленных, которые  корячились и погибали в шахтах – так не подписывал ли такие же распоряжения не только сам товарищ Берия, но и разные менее кровожадные его помощники по атомному проекту - может быть, сам Курчатов? А кем были те смертники, которые добывали урановую руду? Только убийцами и насильниками? А если даже так – разве не было все равно жестоко обречь их на медленную мучительную смерть? В партию Шпеер – он пишет об этом, и этому можно верить – записался не потому, что его вдохновляли нацистские идеи: просто в III-м Рейхе беспартийному на крупном посту  делать было нечего.  Курчатов и Харитон тоже были членами партии, разве не так?
Дело не  том, что Шпеер был плохой человек. Он был, по стандартам нормальной жизни, человек обычный и даже хороший. Но он угодил в плохие времена. И он угодил в западню. Даже в две западни. Во-первых, в западню «блуд труда». Пот труда сам по себе так очистителен, что избавляет от размышлений о своем смысле (утренняя гимнастика «общеободряюща» просто так, а не потому что).  Кроме того, действовать легче и приятнее, чем думать. Я читал о том, как режиссер Марк Донской и  Александр Галич вместе писали в доме творчества кинематографистов сценарий. Точнее, Галич писал, а Донской заставлял его писать. Но Галич писать не хотел, ходил по номерам и пел свои песни. В конце концов у Донского иссякло терпение, и он сломал гитару Галича об его спину. А Лариса Шепитько в такой же ситуации, застигнув свою сценаристку Наталью Рязанцеву за игрой в бильярд, стала швырять в нее шарами. Режиссеры жаждали приступить к съемкам, потому что съемки – деятельность; сценаристы отлынивали от писания, потому что оно – сплошное размышление о жизни, мутное дело. Теперь перелетим из  дома творчества - к творческим эпохам, которыми, несомненно, были начальные фазы тоталитарных государств. «Я приглашаю вас участвовать в перестройке мира, в делании истории!» - таков был дискурс, обращенный Сталиным и Гитлером к талантливым личностям. И оба диктатора неложно ставили перед такими личностями грандиозные задачи, многие из которых, к тому же, были  как будто нейтральны по отношению к политике. Что зазорного в том, чтобы перестроить город Берлин, превратить его в новый Рим? Гитлер возложил этот проект на совсем молодого человека, чьи способности он проницательно распознал. Как было этому человеку не влюбиться в фюрера - тем более, что тот увлекался архитектурой больше, чем политикой, и пока можно было, пока положение на восточном фронте не стало требовать его без остатка, проводил в мастерской рейхсархитектора столько времени, что другие, куда более важные лица были вне себя от ревности (отсюда, кстати, и началась стойкая неприязнь гитлеровского антуража к Шпееру).
Труд! Дело! Общественная польза! Когда ты молод  и в тебе кипят силы, могут ли не вдохновлять такие лозунги? А разбираться, чему это дело служит и полезно оно или вредно где-то в дальней, почти философской перспективе – до того ли? Кроме того, логические аргументы «в пользу пользы» всегда можно найти. Сахаров до конца жизни не пожалел, что делал водородную бомбу. Самое точное, что сказано о Шпеере в фильме – это цитата из статьи о нем, появившейся в английской газете «Обзервер» в 1944-м году:  «В этом человеке в миниатюре отразилась административная революция. Он мог бы присоединиться  к любой партии, которая дала бы ему работу и карьеру». К любой! В том числе и коммунистической, сложись его судьба иначе.
Вторая западня – патриотизм. Ленину нетрудно было выдвинуть лозунг поражения родины в войне, потому что у него не было родины, он был циником и космополитом. Но нормальному человеку трудно отбросить столетиями выковывавшийся принцип – «хорошая родина или плохая – но моя». Принцип этот веками служил порядочным людям верным ориентиром  - пока не настал век ХХ и твоя родина стала набивать тюфяки человечьими волосами. Шпеер этого не знал... не хотел знать.  Как сталинская интеллигенция не знала или знать не хотела о гулаге.
Почему же Шпеер попал в эти ловушки?  Начать с того, что он был технарь, нетонкий человек. У него был заложен нос,  ему от Гитлера не воняло. Фюрер как фюрер. Творческий, динамичный. Эффективный менеджер. Хочет Германии хорошего. Что поделаешь, не каждому дан чуткий нос. Острое обоняние может заменить религия, но, во-первых, Шпеер не был слишком религиозен, во-вторых...  всегда ли вера спасает от греха? Опять же: вначале Гитлер был просто лидер страны, что плохого в том, чтобы ему служить? Потом, когда дошло до ужасов, Шпеер призадумался. Где-то к концу фильма, не вполне последовательно, после жестких и бескомпромиссных констатаций фанатичной преданности Шпеера Гитлеру, вдруг говорится: «Конфликт между тем, что он думал и что  делал, привел к серьезной болезни». У человека еще не так плохо с совестью, если такой конфликт возникает и приводит к болезни. Какой конкретно это был конфликт, не уточняется. А был он такой. Шпеер понимал: для Германии было бы лучше, если бы она уже сейчас, в 44-м году, проиграла войну; он поступил бы правильнее, если бы перестал отдавать весь свой мозг, свой необыкновенный организационный талант «продлению мук». Но для этого он должен был бы стать саботажником, Stalin’s, a не Hitler’s Helfer  -  a он оставался немецким патриотом.
Патриот, антипатриот... Повезло нам, господа, что мы живем в легкие времена, когда не приходится выбирать, и такие вещи, как патриотизм, долг, совесть – что-то из области абстракций. А поди разберись в них, когда это определит, в какую сторону идти, мертву или живу быть. Шпеер, на самом-то деле, многое на ходу перерешил и, во всяком случае, от одной железной немецкой заповеди – Sorgfaligkeit, исполнительности – избавился: в конце войны он перестал выполнять распоряжения вконец потерявшего крышу Гитлера и стал делать так, как будет лучше для немецкого народа, который, в отличие от своего вождя, войну переживет. В частности, это благодаря Шпееру не были взорваны, чтобы затруднить русским доступ в столицу,  берлинские мосты. Это его тайными усилиями была сохранена большая часть немецкой промышленности (заводы, как и мосты, приказано было пускать на воздух).  В фильме несправедливо говорится, что Шпеер «вел двойную игру, не желая встретить победителей с пустыми руками». Возможно, Шпеер и о себе не забывал, но не надо упускать из виду, что, прежде чем предстать перед победителями «не с пустыми руками», он очень легко мог поплатиться за невыполнение приказов головой. Когда все рушилось в последнюю военную весну, он попытался взять государственный штурвал в свои руки – и это ведь не для славы, какое там – просто надеялся в критический момент смягчить шок впадения страны в коллапс. Но уже царил такой хаос, что никто его «халифства на час» не заметил.
Уже было поздно, поздно. Он сел на нюрнбергскую скамью рядом с Герингом, Штрайхером, Кальтенбруннером, Розенбергом - монстрами. Советская сторона требовала для него, как и для тех, виселицы, но он получил двадцать лет. Единственным из подсудимых признав личную ответственность, сел в Шпандау, где отбыл полный срок. Написал там две книги. Одну я уже упоминал, вторая называлась «Тайные дневники», она полна горьких размышлений и раскаяния. Когда он вышел на свободу в 66-м году, дети отказались с ним встретиться. Уехал в Англию, умер в 1981-м.
Мне кажется, его раскаянию можно верить. Хотя бы потому, что Шпеер был такой человек – он признавал правильным то, что мир признавал правильным. Фашизм осудили – и он его искренно осудил, всем сердцем. Это называется конформизм. Как раз от этого у него не оказалось прививки.
Суд  решил правильно, что говорить. Но мы ведь не суд. Нам лучше на примере  судьбы Шпеера подумать, есть ли у нас самих эта самая прививка. Потому что без нее – ничего нельзя предсказать. Конформизм – это то, что заставляет людей в некоторых обстоятельствах совершать подлости вследствие тех же самых качеств, которые в других обстоятельствах побуждают  их совершать подвиги.




Неосуществленные Фэ-Фэ (фантазии фюреров):
1. Большой Зал в Берлине (изготовленный Шпеером для Гитлера макет: вид сквозь Триумфальную Арку)
2. Дворец Советов в Москве (авторы проекта: Б.М. Иофан <которого Дом на Набережной>, В.А.Щуко, В.Г. Гельфрейх).

Автор С.Бакис

Категория: Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН | Добавил: ovechka (29.01.2012) | Автор: С. Бвкис
Просмотров: 2772 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: