Новый фрагмент
Главная » Новые фрагменты » Ясмин НОВАК |
(«Lost Love Diaries»/ «Yomanei Haahave Haavudim»). Документальный фильм. Режиссер Ясмин Новак. 2011 Ностальгия по несбывшемуся В фильме несколько временных пластов. В пересказе это может выглядеть сложно, а по жизни все просто и понятно. Хотя и немного странно. Но жизнь всегда странна. Живет в наши дни в Израиле 85-летняя женщина Эллис. Ее первый и единственный муж Амми умер два года назад. Теперь Эллис решила прочитать дневник Берни Спира, своей первой любви. Этот дневник пришел ей по почте 65 лет назад, точно в день ее свадьбы, которая состоялась в Иерусалиме в 1945 году. Обратного адреса на бандероли не было. Видно, кто-то подгадал, чтобы Эллис именно в этот день дневник получила. Может быть, сам Берни? Может, он хотел своим дневником упрекнуть Эллис в неверности? Но Эллис не проявила неверности. Расставаясь 20 июля 1942 года в голландском городке Шефенингене, их родном городе, они условились прийти через столько-то дней после конца войны к их любимой скамейке на площади. После войны Эллис сидела на заветной скамейке не только в назначенный день, но еще много раз. Но Берни не пришел. А вскоре Эллис с родителями уехала в Палестину. Расстались же они потому, что немцы начали депортировать голландских евреев в Польшу, евреи должны были прятаться, найти укрытие было нелегко. Семьи Эллис и Берни разбросало по разным местам голландской земли, точнее, голландского подземелья. Ну, а в Палестине Эллис вышла замуж. В чем же она была виновата перед Берни? Просто так жизнь сложилась. Одна из странностей этой истории: почему Эллис открыла дневник Берни лишь через 65 лет? По фильму она этого не объясняет. Может быть, в 1945 году любовь к Берни была еще слишком свежа, и она чувствовала, что читать его дневник было бы, наоборот, проявлением неверности к Амми? А потом было много дел, дети, внуки, правнуки – дневник лежал себе в дальнем ящике. И вот теперь Эллис решила его прочитать. Каждая страница дневника наполнена любовью к ней. Берни пишет: «Что бы ни случилось, встреча с тобой была подарком судьбы, и я умру счастливым». Судьба. Она не только делает подарки, но играет с людьми злые шутки. Вот что Эллис установила, сравнивая дневник Берни со своим собственным. (Ведь она тоже вела дневник, они так договорились – вести дневники, а после войны друг другу прочитать, и тем самым как бы отменить время разлуки. Дневник Берни прерывался в середине 43-го года, Эллис перестала вести свой после замужества). Семья Эллис скрывалась в лесной хижине близ деревни Кварденард. Эллис или ее родители время от времени приходили на ферму на окраине деревни за продуктами. И вот, представьте себе, из дневника Берни она узнала, что Спиры тоже прятались в этой деревне. Может быть, они даже прятались на этой самой ферме, но хозяин и его жена не говорили Эллис об этом, потому что чем меньше людей знают, что ты прячешь евреев, тем лучше. Эллис, конечно, понимает, отчего во время войны прерывались еврейские дневники. И все же, все же… Вместе со своей взрослой дочерью Шломит старая женщина отправляется в Голландию. Они встречаются с разными людьми, которые могли бы что-то знать о Берни. Вот его одноклассница Карен. Эллис жадно выспрашивает ее, но той, кажется, о Берни ничего не известно. А если известно, то у нее ничего невозможно узнать, она говорит только о себе. Ну как можно быть такой болтливой! Эллис очень устала от этого разговора. Они едут в Кварденард, ферма на окраине деревни сохранилась, но у нее, конечно, другие владельцы, им ничего не известно. В какие двери Эллис и Шломит ни стучатся, никто им не может помочь. Что удивительного, 67 лет прошло. Наконец, им повезло: оказывается, жива младшая сестра Берни, Батшева! Происходит встреча, которая ставит точку над i. Это печальная, трагическая точка: Берни и его родители погибли в Аушвице. Это произошло так. В подвале на своей ферме они слушали радио, совершая таким образом два греха: кроме того, что со своей еврейской кровью продолжали жить на свете, они еще нарушали немецкий "орднунг" о сдаче радиоприемников. Когда их "телефункен" испортился, отец Берни попросил фермера отнести его умелому человеку на починку. Немцы нагрянули к этому человеку, заметили приемник, выпытали адрес заказчика, нагрянули на ферму. Как на беду, это был вторник. Голландцы – люди педантичные. Во вторник вся Голландия выносила матрасы на проветривание. Спиры были хоть и евреи, но все равно голландцы, вот и вывесили во вторник свои матрасы на забор. Немцы пересчитали матрасы – их оказалось многовато для одной семьи... Так из-за матрасов семья Берни попала в то место, где все носили полосатую одежду. Батшева уцелела по чистой случайности. Эллис слушала ее рассказ без слез. Во-первых, она и прежде мало верила, что Берни выжил. Во-вторых… может быть, в глубине души ей хотелось не так встретиться с Берни, как закрыть связанную с ним страницу прошлого. Вообразим, что Берни оказался жив – о чем бы говорили старики? Узнали бы они вообще друг друга? Потом Эллис все-таки поплакала. В русском языке есть выражение – «горючие слезы». Слезы Эллис были не горючие, легкие. И весь этот фильм легкий, не надрывный и, в общем, светлый. Он не открывает никаких истин, однако благодаря своей свежей, душевной интонации заставляет задуматься, посмотреть на войну с неожиданной стороны. Вот Шломит. Она помогает матери в ее поисках, сочувствует ей… но если бы Эллис и Берни встретились на той скамейке, она бы просто не родилась. И Эллис грустит по Берни не потому, что ее жизнь с ним была бы счастливее, чем с Ами – мужа она любила. Ее грусть – грусть по несбывшемуся, несостоявшемуся. Война не только пресекла миллионы жизней, не только сделала миллионы других жизней неудавшимися, кривыми – она еще породила в душах людей, у которых все, казалось бы, сложилось благополучно, странное ощущение, что они проживают не свою жизнь, не ту, которая была им на роду написана. Можно сравнить вот с чем. Бывает, человек потерял ногу, а она все равно болит. Фантомная боль. Но вот что человек потерял ногу, и благодаря хорошему протезу он свободно передвигается, и потерянная нога ничуть не болит… но он постоянно чувствует, что она, потерянная, есть. Говорят: истории в сослагательном наклонении не бывает. Но судьба в сослагательном наклонении бывает, душа человека не подчиняется рациональности, она бессмысленно тоскует по «садам иных возможностей». Русский перевод названия фильма, подозреваю, неправилен. Фильм не о забытых дневниках любви, а о дневниках потерянной любви. Знающие иврит могут подтвердить или отвергнуть мое подозрение. Yomanei Haahave Haavudim. Ясмин Новак
По вопросам приобретения книги С. Бакиса «Допотопное кино»
можно обратиться по тел.: +38(067) 266 0390 (Леонид, Киев).
или написать по адресу: bakino.at.ua@gmail.com Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо.
С.Бакис
| |
Просмотров: 981 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |