Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Четверг, 19.10.2017, 01:50
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Карл Теодор ДРЕЙЕР

«День гнева» («Vredens dag», «Dies irae»)
Режиссер Карл Теодор Дрейер. Сценаристы Карл Теодор Дрейер, Могенс Скот-Хансен и Поул Кнудсен. По пьесе Ханса Вирс-Йенсена «Анна, дочь Петера».  Дания. 1943.  






Dias irae, dies illa
solvet saeculum in favilla:
teste David cum Sibylla. 
                                                                                          
Quantus tremor est futurus,
quando judex est  venturus,
cuncta stricte discussurus!*
Из текста к «Реквиему» Моцарта


Карл Теодор Дрейер –  датский кинорежиссер, снявший один из великих фильмов мирового кинематографа – немую картину «Страсти Жанны д'Арк» (1927). «День гнева» – тоже выдающаяся его работа. Дрейер снимал ее в Дании во время немецкой оккупации, и многие трактуют этот фильм, ввиду его мрачного колорита, как некую аллегорию наступления фашизма. Сам Дрейер отрицал, что имел в виду какие-либо аллегории. Я тоже не вижу в «Дне гнева» таковых.
Кратко – сюжет фильма. Действие происходит в Норвегии в 1623 году - во времена, когда протестанты  охотились на ведьм. В дом к пастору Абсалону Педерссену забегает старуха Марта. Ее обвинили в колдовстве, она надеется найти у Педерссена убежище. Пастора дома нет. Анне, молодая жена 60-летнего Абсалона, разрешает Марте спрятаться. Потом преследовавшие старую женщину люди входят в дом, быстро находят ее и уводят. 
В дом Абсалона возвращается Мартин, его сын от умершей первой жены. Нам становится ясно, что Мартин и Анне сразу полюбили друг друга. Это замечает и проницательная, деспотичная, ненавидящая свою невестку мать Абсалона Мерет. Самому же благочестивому Абсалону даже в голову не приходит (и так будет до конца фильма), что Анне и Мартина может связывать что-то кроме отношений мачехи и пасынка (хотя молодой пасынок старше своей молодой мачехи).
Между тем Марту допрашивают, добиваясь от нее признания связи с нечистым. Она под пытками сознается во всем, в чем инквизиторы ее подозревают, и ее приговаривают к сожжению. В последний момент старуха просит позвать Абсалона. Марте известно: Абсалон знал, что мать Анне, как и она сама, Марта (или в отличие от нее самой: в фильме этот момент остается неясным), была ведьмой, однако он скрыл это от других пасторов для того, чтобы спасенная в знак благодарности отдала ему, почти старику, в жены свою юную красивую дочь. Теперь Марта просит, чтобы Абсалон и ее спас от костра, иначе она разгласит его тайну. Абсалон отказывается, и старуху тут же сжигают.
Страсть между Анне и Мартином разгорается. Они соединяются в траве на берегу реки. После этого Анне совершенно преображается, на лице ее появляется улыбка, она перестает бояться своей ужасной свекрови, дерзко игнорирует  ее деспотические приказания. Мерет правильно видит в этой перемене знак, что Анне полюбила – полюбила Мартина. Она чует, что ее внук и невестка состоят в греховной связи.
Анне же совершенно не чувствует себя грешницей. «Какой грех, - говорит она Мартину, - если я никогда не любила Абсалона, да и он не любил меня и не мог мне дать ни женского счастья, ни ребенка?» Она упоена своей страстью, своей наконец-то проснувшейся чувственностью. Что касается Мартина, он раздираем между любовью к Анне, физическим желанием ее и виной перед любимым отцом. Их связь продолжается почти открыто, но Абсалон по-прежнему слеп, а Мерет более не сомневается, что Анне и Мартин – любовники.
Однажды Абсалон спрашивает Анне, не обладает ли она теми же способностями, что ее мать. Анне искренне не понимает вопроса. Абсалон не произносит слова «ведьма», только хочет узнать, может ли Анне, скажем, вызывать к себе тех людей, которых желает видеть, может ли она, ничего не произнося, заставить человека сделать то, что она мысленно приказала и т.д. Анне спрашивает: «А моя мать это умела?»
Анне хочется узнать, передался ли ей материнский дар. Сначала она проверяет себя на мелочах – и убеждается, что сила ее магии велика. Анне не задумывается, белая это магия или черная, как не задумывается, греховна ли ее любовь. Она радуется своей колдовской силе, как радуется любви.  
Однажды Абсалон отправился на соборование умирающего.  Анне и Мартин предаются ласкам (в фильме, вообще аскетичном, любовь Анне и Мартина показана очень сдержанно). Анне признается Мартину: она хотела бы, чтобы Абсалон умер. В это время Абсалон, возвращающийся домой в непогожий вечерний час, говорит сопровождающему его служке, что почувствовал на щеке прикосновение смерти.
Абсалон вошел в дом. Анне и Мартин дожидались его. Мартин уходит спать. Абсалон жалуется Анне, что страшно устал и чувствует приближение смерти. Анне, пристально глядя на мужа, говорит ему, что всегда желала его смерти; что у нее связь с его сыном; что сейчас Абсалон умрет. И он, вскричав «Мартин!», замертво падает на пол.
Мартин, увидев мертвого отца, допытывается у Анне, почему тот звал его. Он также допытывается, не наслала ли она смерть на Абсалона. Анне отвечает отрицательно. Она просит Мартина быть на ее стороне в случае, если ее обвинят в колдовстве. Тот обещает, что защитит ее, будет свидетельствовать в ее пользу.
Абсалон в гробу. Мартин говорит окружившим мертвого пасторам, что никто из его семьи не причастен к смерти отца. Но тут Мерет выходит вперед и заявляет, что Анне ведьма – это она погубила Абсалона.  Мартин, стоявший возле Анне, сломленно и испуганно перебегает на сторону бабушки. Пасторы требуют, чтобы Анне, положив руку на гроб Абсалона, поклялась, что она не ответственна за его смерть. Анне подходит к гробу и неожиданно признается, что это она, она убила Абсалона своими чарами, потому что ненавидела его и давно желала его смерти. (В фильме нет объяснения, почему Анне добровольно и столь легко созналась. Видимо, она так поступила, потому что Мартин ее предал, и жизнь стала ей безразлична). Анне приговаривают к костру. Сожжение не показано, но мы помним, как сожгли Марту.  Конец фильма.
«День гнева» чрезвычайно простой, прямой, сюжетно ясный фильм. Отношения персонажей картины так же резки и контрастны, как ее визуальное решение, построенное на рембрандтовских контрастах теней и света. Но при всей простоте  – а вернее бы сказать, именно в силу такой простоты – фильм поддается различным и даже противоположным трактовкам. О трактовке «Дня гнева» как аллегории фашизма я уже сказал, и повторяю – я не усматриваю в этом фильме таковой.
Другая трактовка: в «Дне гнева» проявилась характерная для протестантства нетерпимость к греху. Но, во-первых, Дрейер, вопреки распространенному мнению, не был протестантом и вообще не придавал в личной жизни большого внимания вере, во-вторых, режиссер изображает инквизиторов без малейшей симпатии. Это, кстати, еще одна трактовка: Анне – как бы норвежский аналог Катерины из «Грозы» Островского, ее грех –  бунт против удушающей протестантской религии и морали.
Не буду продолжать: трактовок много. Меня больше интересует другой вопрос: ведьма ли Анне? Если нет, значит, надо принимать фильм за некую красивую и мрачную притчу или легенду. Но прошу читателей просто поверить мне на слово: фильм Дрейера не похож на легенду, которая всегда некая красивая отстраненная стилизация, а «День гнева» - тяжелый, серьезный, реалистический (во всяком случае, внешне) фильм. Тогда что же? Анне действительно ведьма? Но ведьм, ну как бы сказать… не бывает? Тогда перед нами фильм религиозного  мистика? Да нет, этого тоже не чувствуется. Резкий черно-белый свет не позволяет проникнуть в кадры никакой амбивалентной мути, в которой только и обитает мистицизм.
Критики,  встававшие, как и я, перед  данной проблемой, пытались по-всякому выкрутиться. Например, американский киновед  Джонатан Розенбаум в статье «Разгадывая "День гнева”» пишет:  «Есть много способов интерпретации этой причудливой истории. Можно полагать, что подсознание персонажей, обремененное подавленными сексуальными инстинктами, порождает химеры в форме ведьм. Но можно также полагать, что ведьмы реально существуют, и Дрейер показывает нам, как некое конкретное общество, действующее через церковь, приводит к их порождению. <Тут, по-моему, какая-то неувязка: если ведьмы существуют,  то их порождает дьявол, а не общество. А если общество, то это как бы ненастоящие, не «органические» ведьмы.  - С.Б.>  Как бы то ни было, фильм проникнут ненавистью Дрейера к нетерпимости и всяким репрессивным социальным институтам. Можно также допустить некую комбинацию обeих интерпретаций – и тогда каждый жест, слово, эмоция персонажей приобретают амбивалентный или даже многомерный характер». 
А вот что пишет на одном из русских киносайтов автор под ником Мор: «Режиссерская власть Дрейера проявляется в том, что ты, хоть и понимаешь лживость обвинений в ведьмовстве, смотришь в лукавые, хитрые, полные насмешкой и ненавистью глаза прежде такой тихой, почти незаметной Анне — и почти готов признать пробуждение ее женского нутра за колдовство, овладевшую женщиной черную магию. Во времена охоты на ведьм существовал любопытный феномен — многие оговаривали себя, придумывая жуткие вещи, связанные с дьяволом и оргиями, которых в реальности происходить не могло. Это не касается показаний, полученных под пытками инквизиции, после которых даже немой начал бы живописать свои сношения с Сатаной. Во многих случаях оговаривали себя именно женщины, приписывая себе огромную темную силу. Корень этого лежит в бесправности женщины, ее подчиненном положении, которое в тяжелых случаях и провоцировало признание себя чернокнижницей, владеющей тайными знаниями, способными подчинить других».
Вывод из двух этих обширных цитат: Анне скорее не ведьма, чем ведьма. Фильм реалистический, психологический.  Долой всякий мистицизм.
Но я ведь и сам сказал, что не вижу в «Дне гнева» мистицизма? Значит, я согласен с приведенными мнениями? Нет, не согласен. Я все-таки думаю, что Анне ведьма без всяких оговорок. Как ведьмы в "Макбете" Шекспира были не метафорой честолюбивых подсознательных поползновений героя, а самыми настоящими ведьмами. Анне, как и Макбета - бес попутал не в поговорочно-идиоматическом, а в самом прямом и жутком смысле этих двух слов. 
Да, Анне - ведьма без оговорок, но у меня есть оговорки другого рода. Причем я не уверен, что понятно все объясню.
Одно дело -  верить в ведьм в практически-бытовом, так сказать, плане. В таком случае это называется суеверием. Совсем другое – верить в них где-то в глубине души или подсознания, на уровне архетипов. На этом уровне, думаю, почти все люди в них верят. Точно так же почти все люди верят в бога, но только те, кто осознает это, молится и ходит в церковь, являются религиозными, а кто не осознает или полуосознает, религиозными не являются,  просто обнаруживают таким образом свою глубинную человеческую сущность.
Можно, далее, сказать, что искусство – это та сфера самовыражения человека, где несуеверные и неверующие люди могут дать волю своему подсознательному мистицизму (как в шутках они, согласно Фрейду, дают волю своей подсознательной антисоциальности и цинизму) и  выражать свою скрытую веру в потустороннее. Но если воспринимающие искусство не настроены с автором произведения такого рода на одну волну, они норовят трактовать эту выраженную средствами искусства веру в иррациональное как некие метафоры, аллегории и иносказания: под Богом, дескать, автор понимал просто добро, под дьяволом зло, чудесами – мечтания автора и т.д. Между тем как зритель или читатель столкнулся именно с подсознательной мистической верой, а не с аллегориями и прочими художественными средствами.
Боюсь, я все-таки не сумел до конца ясно выразиться. Скажу по-другому  - надеюсь, понятнее. Забудем о режиссерах и писателях. Обратимся к музыке, к композиторам. Может ли композитор написать музыку о наступлении дьявола или втором пришествии Христа? Я имею в виду – не мессу или другую заявленно религиозную музыку, а светскую, однако такую, где композитор выражает свой страх перед нечистой силой или трепет перед силой божественной? Конечно, может. Однако слушатели не будут точно знать, что было у композитора в душе и голове; наиболее чуткие из них угадают замысел сонаты или симфонии лишь на уровне неких сильных, но смутных ощущений.
Писателям, скульпторам или режиссерам, т.е. художникам, оперирующим неким видимым или сюжетным материалом, говорить о сверхъестественном рискованнее, потому что их могут принять за мистиков или верующих, хотя они, как уже было сказано, всего лишь стремятся выразить свой потаенный архетипический мир.
Вот и «День гнева» легче понять, если относиться к этому фильму как к музыке (которая никогда не является иносказанием, однако - при том, что она может выражать всевозможные метафизические восприятия, -  не обязательно является  религиозной).
В этом фильме есть ведьма как мотив некоей внезапно осознавшей себя преобразующей, искривляющей  реальность душевной мощи; мотив ведьмовства как произвола и имморального чувственного упоения (линия Анне). В нем есть мотив страстей души, околдованной чувственностью и стремящейся вырваться, освободиться из ее сетей (линия Мартина). Мотив параноидального ужаса перед потусторонним, подозрительной ненависти к нему и странного проникновения в него –  как заклятый враг может понимать нас лучше верного друга (линия  Мерет). Мотив полной незадетости  души темными силами, настолько чуждой им, что она теряет свою многогранность и омертвевает, становясь неспособной также и к любви, какому-либо творческому акту (линия Абсалона). И наконец, мотив репрессивной силы, вытаптывающей на своем пути все, выпалывающей вместе с сорняками греха и живую траву жизни (линия инквизиторов). 
Вопрос: а какой же вывод? На чьей стороне автор? Что он хочет сказать?
Американский и русский критики как раз стремились ответить на эти вопросы, и сделали это, мне кажется, неубедительно.
Отношение к фильму Дрейера как к музыке снимает необходимость таких вопросов. Есть ли мораль и тем более моралите в музыке? Нет. В ней есть лишь игра, борьба, контрапункт тем и мотивов. Духовный заряд ее не выразим на уровне слов. 
У Ницше есть ранняя работа «Рождение трагедии из духа музыки». Трагедия родственна музыке, ибо, как в последней, ее конфликты принципиально неразрешимы; тупик, в котором оказывается трагический герой, не может быть преодолен через обращение к сфере морали. Хотя в трагедии всегда есть катарсис, как в музыке гармоническое разрешение, то и другое наступает как бы поверх непосредственного конфликта произведения, ниспускается как deus ex machinа, когда герой уже погиб, а темы музыкального произведения исчерпали все возможности гармонического слияния. Сам Дрейер говорил: «Если что-то объединяет «Жанну д'Арк», «Вампира», «День гнева» и «Гертруду», так это тот факт, что я постепенно все ближе подхожу к трагедии» (из книги Дэвида Бордвелла «Фильмы Карла Теодора Дрейера»).  Великий фильм Дрейера назывался «Страсти Жанны д'Арк». «День гнева» – тоже трагическое повествование на тему passions, страстей человеческих. (Тарковский, преклонявшийся перед Дрейером, назвал свою картину о Рублеве «Страсти по Андрею»).     
Резюме: «День гнева» надо не столько интерпретировать, сколько «просто» смотреть, отдаться ему, перестрадать его страстями. И потом сохранить ощущение от его мрачной мощи, не пытаясь трансформировать это ощущение в банальные афоризмы житейской мудрости.     

* Стихотворный английский перевод:

   Days of wrath and  doom impending,
   David’s word with Sybil’s blending!
   Heaven and earth in ashes ending!

   Oh, what  fear man’s bosom rendeth,
   when from heaven the Judge descendeth,
   on whose sentence all dependeth!

    Русский подстрочный перевод:

    Нависают дни гнева и последнего суда,
    смешиваются слова Давида и Сивиллы!
    Небо и земля превращаются в пепел!

    О, какой страх поселяется в душе человека,
    когда с небес спускается Судия,
    от чьего приговора зависит всё!                 
  




  Карл Теодор Дрейер (1889-1968)












Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый "антироботный" код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо.  
С.Бакис 
Категория: Карл Теодор ДРЕЙЕР | Добавил: ovechka (08.11.2013) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 1098 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: