Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Четверг, 19.10.2017, 01:42
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Кира МУРАТОВА

«Долгие проводы»
Реж. Кира Муратова. Сценарий Натальи Рязанцевой. Одесская киностудия. 1971




Прокатная история фильма «Долгие проводы» показывает, что советские властелины были не то что жестокими и беспощадными – они были просто невменяемыми, ненормальными. Этот чистый , необыкновенно красивый, светло печальный фильм был назван мрачным и пессимистичным, обвинен в очернении советской действительности, принижении образа советского человека и еще черт знает в чем. Муратовой запретили снимать кино, фильм положили на полку. Он вышел на экраны только в перестройку, в 87-м году! Сейчас, рассматривай «Долгие проводы» даже в лупу предельного увеличения, – ничего антисоветского,  никаких фиг в кармане  в этом фильме найти невозможно.
Но, может быть, именно за это, как ни странно, он и пострадал. Властелины разгневались бы меньше, если бы фиги имелись: когда с советской властью конфликтовали, это, во всяком случае, означало, что ее принимают всерьез. А фильм Муратовой, он не советский и не антисоветский. С другой стороны, это и не фильм в каком-то четвертом или десятом измерении, повествующий про «нечто и туманну даль». Нет, всё четко в трех измерениях,  люди нормально ходят в школу, на работу, на почту и на вокзал, отправляются в армию, танцуют на вечеринках под «Червону руту».  Жизнь человеческая течет, как ей положено течь – есть радости, есть огорчения, кто-то женится или расходится, дети растут и хотят, дураки, вырасти поскорей, взрослые стареют, и им это очень не нравится. Но понимаете, советская власть тут абсолютно ни при чем, и ей обидно, что основные, можно сказать, процессы бытия протекают совершенно вне ее мудрого руководства. Можно перегородить реку могучей плотиной  –  от этого река поднимется и разольется, много окружающих деревень затопит, и большевик крякнет, ощутив свою мощь. Но это не то, не то. Хотелось бы, чтобы она, река эта, без всякого насилия постоянно помнила, в каких берегах течет, и журчала соответственно. А она нет, шумит себе, как при капитализме шумела, и ничего с ней не поделаешь. От этого все время чешутся руки взять большую палку и взмутить-возмутить воду это тупой аполитичной реки.
Но у  Муратовой никто ничем не возмущен, живут люди вполне даже хорошо и спокойно, вот что обидно. Начало фильма похоже на начало «Трех сестер». Солнечный день средней осени или ранней весны, мама (Зинаида Шарко) и сын, старшеклассник  Саша (Олег Владимирский) пришли на кладбище в день смерти Сашиного дедушки. Мама светло и легко вспоминает о нем. Потом еще будет эпизод пикника на даче знакомых  Евгении Васильевны, так звать Сашину маму, и кто-то подберет из прибоя мертвую чайку. Вообще этот фильм  напоминает Чехова своим прерывистым сложным ритмом, нескладицей людского разноголосья и легким налетом абсурда. И как в чеховских пьесах, во всем этом есть своя музыка и красота. (Во многих важных и как будто не очень важных местах фильма полетно, порывисто и тревожно звучит фортепиано: композитор Олег Каравайчук). Но есть и важное отличие от Чехова.   «Чайка» и «Три сестры» не тяжело и не заумно, но все-таки плотно нагружены символическими смыслами - потому-то режиссеры, ставящие чеховские пьесы, вольны толковать и перетолковывать любую, даже самую короткую, реплику Треплева, Чебутыкина или Соленого.  В «Долгих проводах» символизма нет;  сложность и здесь присутствует, но она иная, психологическая: думаешь, почему мама так сказала, почему Саша так ответил. Впрочем, «думаешь» - не то слово: скорее, стараешься сердцем вчувствоваться в отношения внутри этой своеобразной пары. (И опять не совсем точно: мама и Саша своеобразны не больше и не меньше, чем любая семья: надо только уметь всмотреться в жизнь людей так талантливо, как Рязанцева и Муратова). Так вот, если всмотреться, характер мамы феноменален, и Шарко сыграла ее феноменально.  Это женщина лет сорока, чьи главные особенности личности – противоречивость и невзрослость. Наверное, Евгения Васильевна продолжает любить своего бывшего мужа; наверное, это он ушел от нее; наверное, она со своей гордостью и взбалмошностью сама в этом немало виновата; наверное, она постоянно подавляет свою женскую уязвленность. Своими капризами и столь свойственной ей «женской логикой» она способна задурить голову любому, но она капризна, причудливо упряма и в каждом шаге непоследовательна в первую очередь для того, чтобы задурить  самое себя. В ней сквозит неутоленная женственность, – но до женщины она в свои сорок так и не доросла, что ставит Сашу в трудное положение. С одной стороны, это мама, он любит ее и хотел бы ее слушаться. Не слушается же он не из тинейджерского духа противоречия, а потому, что почти все требования Евгении Васильевны нелепы. Скажем, она постоянно пилит Сашу, чтобы он соблюдал этикет; непонятно, почему она на этом так зациклилась, если сама  этикета ничуть не придерживается: может  брякнуть в приличном обществе такое, что хоть стой, хоть падай; может неожиданно выскочить из машины, на которой вполне симпатичный ухажер везет ее в театр; может расхаживать на пикнике в одной туфельке, потому что вторую зашвырнула почти в море, крикнув чужому псу «апорт!» Когда тебе шестнадцать лет, хочется быстрей поумнеть, но и хочется, чтобы рядом был кто-то умней тебя: Саше трудно все время быть умней мамы. Она считает его грубым, несдержанным - но он, может быть, еще на удивление сдержан, если учесть очаровательную, но ошарашивающую  противоречивость всех исходящих от мамы посланий. Между тем Саше и без того есть над чем поломать голову. Когда мы в первый раз видим его, он одет в застегнутый до горла жакет, напоминающий китель, в котором на некоторых портретах  изображен Лермонтов. Саша и есть тайный Лермонтов или Печорин - тайный, потому что он умный мальчик с большим чувством юмора, немногословный и ничуть не позер. Или совсем немного позер. Поэтому он чувствует себя наиболее удобно, когда остается наедине с самим собой и необходимость позерства отпадает. Тогда он может корчить рожи, глядя на себя в зеркало, и сочинять странные стихи. Я бы сказал, что сцена, когда Саша импровизирует стихи в тишине своей комнаты, уникальна в истории мирового кино: мы как будто получаем возможность подсмотреть таинство жизни, такое же, как зачатие или превращение гусеницы в мотылька. (Как Муратова сделала такую сцену, я не представляю, но невозможно поверить, чтобы Олег Владимирский просто выучил наизусть заранее написанную для него «импровизацию»).
Да, Саша мальчик как мальчик, любит беситься и дурачиться, но правда и то, что это человек в совершенном смятении чувств. У него трагические темные глаза, он робок и отттого временами дерзок, его тянет к девочкам, но он назло себе сторонится их, этакий «дух печали и изгнанья». Вообще это насквозь духовный человек, – но поскольку он пока что глупый, смешной мальчик, ему кажется, что духовность непременно требует  поступать себе назло. Мама не слепая, и душа у нее есть, – но в том-то и дело, что ее установка такая: всегда действовать наперекор своей душе, в частности, заслоняясь некими догмами, не понимать того, что легко можно было бы понять. В этом разница между ними: Саша живет «по душе», но, в своем юношеском максимализме, доводит всё до крайности; мама, насколько касается чувств, с готовностью отдается своим мелким капризам, но по крупному счету существует вдали от собственной душевной глубины, опасаясь и не любя ее: лучше быть глупой, чем несчастной.

Саша в таком возрасте, когда весь мир человеку – Дания-тюрьма, и ему, конечно, кажется, что, переплыв горизонт до скуки знакомых вод, он, наконец, обретет то, что в лермонтовские времена называлось счастием. Поэтому он решает уехать далеко-далеко, к папе. Мама об этом узнает и превращается, бедная, в ищейку: подглядывает за Сашей, читает его письма, строит какие-то смешные козни. Он все это видит, стыдится за маму и страдает.
В таких бореньях протекает  жизнь героев фильма, в конце которого Евгения Васильевна неожиданно соглашается, что Саше надо уехать. При этом мы понимаем - она преодолела инстинкты собственничества и ревности  («удержать Сашу любой ценой! Не отдать сына тому!») не оттого, что таков уж алгоритм ее психики  – всегда мазохистски наступать на горло собственной песне, нет, на этот раз мать сердцем поняла: сын вконец запутался, она не способна помочь ему –  может быть, это удастся другому? И тут уста и сердце сына впервые свободно отверзаются, и он говорит матери: «Я люблю тебя! Никуда я не уеду!»
Потрясающая сцена. А непосредственно перед ней была не менее потрясающая, тоже трогательная, но смешная, точнее, трагикомическая. Мама и Саша приходят на торжественное собрание (надо полагать, посвященное –летию Октября). После собрания – большой концерт. В перерыве между торжественным и художественным Евгения Васильевна расхаживает по фойе, как пава. На ней черный парик и замечательное, подчеркивающее ее еще изящные линии «концертное» платье. Она и ведет себя соответственно: переходя от сотрудников к другим сотрудникам,  поддерживает светский small talk и вообще держит фасон. Правда, сынуля, как всегда, торчит букой или Лермонтовым где-то за колонной – а она бы с удовольствием показала родному коллективу своего красавца... но тут уж ничего не поделаешь, Саша есть Саша, совершенно не светский мальчик. Вот-вот начнется концерт. Зрители занимают места согласно пригласительным билетам. Евгения Васильевна с Сашей тоже хотят занять свои места в амфитеатре – но там уже кто-то уселся. Евгения Васильевна просит этих людей подняться, те пялятся на сцену и делают вид, что ничего не слышат. Люди вокруг Евгении Васильевны – а это же всё ее сослуживцы - благожелательно предлагают: «Да садитесь, Женя, рядом, вон сколько мест свободных!» Но нет, Жене нужно только ее место, неужели неясно? Стоя столбом у своего законного кресла и заслоняя сидящим сзади обзор, она, как заведенная, долдонит: «Освободите места!» Саша, поняв, что маму в очередной раз заклинило, почти насильно уводит ее прочь. Вот они исчезли из кадра. Но мгновение – и Евгения Васильевна вновь возникает на том же месте и вновь твердит: «Освободите места!» Саша опять утаскивает ее - но она приходит в третий раз!
А в это время – знаете, что происходит на сцене? На сцене исполняется романс «Белеет парус одинокий».
Бедная великая Евгения Васильевна! Ее маниакальная принципиальность –  что это, если не смешно и уродливо претворенное в совковой душе упорство мятежного паруса?
Советская власть была очень плохая – и все-таки часто, и неслучайно, формовала хороших людей. Но поскольку она была плохая по-уродливому – хорошие люди, выходившие из ее формочек, получались странными, кривобокими, гротескными. Ну что тут поделаешь? Какие выходили, такие выходили. Грех над ними смеяться – это была далеко не самая плохая разновидность человеческих куличиков.
В рисунке личности Евгении Васильевны, с ее несочетаемым сочетанием инфантильной женственности и заскорузлого догматизма, делающего несчастными и ее саму, и сына, чувствуется рука Натальи Рязанцевой, автора, которого можно назвать специалистом по советским женским характерам: вспомним парадоксальную летчицу в отставке Надежду Петрухину из ее первого сценария «Крылья» или шестнадцатилетнего тартюфа в миниюбке Зину Бегункову из «Чужих писем».
Но сама Рязанцева вспоминала: Муратова долго подлаживала сценарий под себя, а потом еще многое меняла в ходе съемок. И я думаю, фильм значительнее своей литературной основы. Сценарий, наверное, был социально проницателен и остр, но фильм превзошел его тем, что  жесткие социальные контуры не то что стер, но размыл. Характеры матери и сына, созданные Рязанцевой, безусловно, сохранились, но они как бы растворены в общем течении реки фильма, имея не меньшее, но и не большее значение, чем дым осенних костров, сквозь который Саша и его приятель бредут из школы по крутым одесским улицам, или странная водоросль, вытащенная Евгенией Васильевной из пруда, или круговорот ночных огней, на который она смотрит сквозь окно автомобиля, везущего, да так и не довезшего ее в театр. Чем полетные, порывистые и тревожные звуки фортепиано: мелодия Каравайчука, с вариациями проходящая через всю картину, она, если угодно, и есть тема этого фильма, превосходящего тематичность и просто говорящего нам, что жизнь загадочна и прекрасна.

Но о вкусах не спорят. Властелинам Совка как раз не понравилось, что Кира  Муратова изображает жизнь прекрасной в полном забвении вклада КПСС, ВЦСПС и КГБ. Фильм о странной женщине-парусе был зацеплен  ржавым  крюком и отбуксирован в отстойник с заплесневелой гнилой водой. Там суденышко и протомилось шестнадцать лет. Но ничего. В конце концов оно все-таки доплыло. Плесень и годы его не продырявили. Ars longa, vita brevis.      
Жаль только, что Кира Муратова устала дожидаться возвращения парусника и за шестнадцать лет потеряла всякое сходство с нежной девушкой Ассоль; кино, которые она стала делать, когда ей снова разрешили быть режиссером, оказалось искусством открытого гротеска, без романтики, слез и катарсиса.



Кира Муратова





Наталья Рязанцева


С. Бакис


Категория: Кира МУРАТОВА | Добавил: ovechka (20.02.2012) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 2143 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
0
1  
Помню фильм с молодости. Мне тогда понравился! Спасибо!

0
2  
Чем сильнее человек зарабатывает, тем сильнее хочет, чтобы его жилище выглядело абсолютно не так как у всех, но еще при этом чтобы там было удобно ему самому.
Каждому хотелось бы похвалиться изящной квартирой, чудесным стилем и современной бытовой техникой или даже сантехникой. Да и современное многообразие современных материалов и увеличения перспектив по ремонтному делу окрыляют большинства креативных личностей.
Только как, например, найти ту «изюминку» в оформлении, каким образом совмещать любимые материалы и цвета, с тем чтобы получилось действительно привлекательно? Каким способом произвести ремонт так, чтобы было при этом не затратно, изысканно, удобно, да еще и экологично для жизни?
Представленный вебсайт призван оказать содействие в этом сложном деле, особенно если вы желаете произвести большую часть сами, а не подряжать дорогостоящих профессионалов. Тем более, что всякому под силу произвести всё полностью и самому, ведь ничего сложно в ремонте нет, особенно когда знаешь, что делаешь. А вот как раз для того чтобы иметь навыки, и образован этот сайт, как теоретический помощник для лучшей вашей информированности.


http://homeprorab.info/raznovidnosti-keramicheskoj-plitki-dlya-sten-i-pola-vannoj-komnaty/ - плитка для ванной

Имя *:
Email *:
Код *: