Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Среда, 20.09.2017, 23:38
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ

«Гданьский вокзал»

Документальный фильм. Режиссер Мария Змаж-Кочанович. Сценарий Терезы Тораньской. Польша. 2007

К сожалению, этого фильма в русском интернете пока нет. Но мне захотелось о нем написать: тема волнующая!

Сначала за меня будет говорить польская пресса. Цитирую отрывки отзывов об этом фильме в польском интернете и польских газетах. (Перевод мой). 

«В 1968-69 г.г. власти Польши вынудили покинуть страну приблизительно 15 тысяч еврейских поляков.  Для большинства из них Гданьский вокзал в Варшаве, с которого уходил поезд на Вену, стал символом насилия и изгнания. Изгнанники ежегодно встречаются в Ашкелоне. Они разговаривают по-польски без малейшего акцента. Большинство из них не хотели покидать Польшу, хотя в те времена возможность уехать на Запад считалась роскошью. Почему они стали лишними на родине? В фильме, снятом почти через 40 лет после «мартовских событий», эти люди делятся своими воспоминаниями об изгнании, своим чувством горькой утраты. Они и сейчас считают себя поляками»*.

«Евреи выезжали с дорожными документами вместо паспортов, без права возвращения. Только сейчас, через 40 лет, начался процесс возвращения этим людям отнятого у них польского гражданства. Фильм дает политический фон тогдашних событий, но в первую очередь он является рассказом о личных ситуациях и переживаниях тех, чья участь вследствие «марта-68» так драматически изменились. Мы узнаем об этом из серии интервью, взятых авторами фильма у вынужденных эмигрантов. Фильм Марии Змаж-Кочанович на примере нескольких человеческих судеб позволяет осознать, как трудно давалось людям решение об эмиграции. Вот что сказала сценарист фильма Тереза Тораньска: «У меня ко всему этому личное отношение: я увидела в фильме моего одноклассника Леона. Слушая его, я вспомнила нашу мимолетную встречу весной 68-го. Только теперь, посмотрев фильм, я смогла по-настоящему понять, что он тогда чувствовал. Гомулка кричал с трибуны, что такие, как Леон, являются «агентами государства Израиль», «пятой колонной». «Каждая уважающая себя организация должна была избавиться от сионистов, - таким эвфемизмом Гомулка заменял слово «евреи».  - Этого требует политическая ситуация».  А мы, которые считались «своими», не умели, не хотели, не могли ничего сделать. Мы боялись самих себя. Мы ощутили потерю только после того, как наши друзья-евреи исчезли».            

«Сегодня историки заглянули за кулисы событий 68-го года. Многое теперь выглядит яснее: шестидневная египетско-израильская война; давление Кремля на Гомулку, чтобы он занял проарабскую позицию; внутрипартийная грызня; намерение положить конец либеральным проявлениям интеллигенции. Но этот фильм не о политике. Он сосредоточен на  чувствах людей, уезжавших с Гданьского вокзала. Его авторы хотят, чтобы зрители увидели те события их глазами и испытали к тем евреям сочувствие.  Жизнь большинства польских эмигрантов 68-го года сложилась в Израиле благополучно. И тем не менее в тот или иной момент встречи в Ашкелоне у каждого из них вдруг стискивало горло. Точно так же и у зрителей, начиная где-то со второй трети картины и уже до самого конца, стоит ком в горле. Сердце сжимается от сожаления о том, чего уже никогда не вернешь…»

 Fot. archiwum W. KofmanaFot. Pożegnanie na Dworcu Gdańskim fot. E. Turlejska

«Гданьский вокзал» - далеко не единственный снятый в постсоциалистической Польше фильм о судьбе евреев этой страны в ХХ веке. Можно вспомнить хотя бы такие известные картины, как «Розочка», «Колоски», «Ида». Сделаны фильмы на эту же тему и в других странах бывшего соцлагеря… кроме России и Украины. Нет ли корреляции между этим зиянием и политико-экономическим отставанием тех же стран? Я, конечно, не хочу сказать, что еврейский бог наказывает Россию и Украину за то, что, в числе разных прочих покаяний, которых не принесли их народы, они не покаялись и в своем антисемитизме.  Я всего лишь хочу сказать, что нежелание каяться, непонимание, в чем, собственно, надо каяться, – один из компонентов того синдрома, который не дает этим странам вылезть из задницы.    

Тут непростой, больной вопрос. В разговорах со своими русскими друзьями во времена совка я мог касаться любых тем, любых пороков советской власти. Но я не затрагивал - и ни за что не затронул бы - тему антисемитизма. Это – только «со своими»! Не потому, что я не был уверен, что антисемитизм этим людям чужд -  в таком случае я бы с ними не дружил, - а все-таки... невозможно, невозможно. И причины этой невозможности темны... страшны. Как будто человек болен безнадежной стыдной болезнью, и он не хочет омрачать жалобами на свои страдания настроение тех, кто все равно не сможет ему помочь. И еще это выглядело бы так: ты жалуешься на болезнь, которую лечит, должен лечить, отец того, кому ты жалуешься; выходит, жалуясь, ты сетуешь своему другу на его отца. Что может ответить сын?  

Когда Союз рухнул, бывшие единомышленники, те, кто целиком соглашался насчет подлости советской власти, вдруг стали врагами. Откуда? А вот оттуда, из того молчания! Если бы они еще при совке стали обсуждать "еврейскую тему", они бы уже тогда поссорились! Ведь евреи - это не только евреи, это и отношение к Западу, к русской истории и проч. Начав про евреев, они перешли бы к этим чреватым темам - и обнаружилось бы, что они совсем разные люди. Но они с мирной, дружной злостью и ехидством обсуждали очередные фортели Политбюро ЦК КПСС и т.п., и выпивали в конце разговора два раза: на брудершафт и за гибель СССР.

Я люблю драматурга Ивана Кочергу. У него есть пьеса для детей "Черный вальс". У негритенка, слуги белого миллионера, необыкновенные музыкальные способности. Когда в доме никого нет, он играет на рояле. И вот он сочинил замечательный вальс, который случайным образом приобрел по всей Америке популярность. Но в этом вальсе есть что-то странное... некий трудно уловимый дефект... Дело в том, что мальчик, боясь оставить на рояле следы своих черных пальцев, играл только на черных клавишах - его вальс состоял только из "черных" нот! 

Вот так же и оппозиционно настроенные советские евреи и советские русские, чтобы не портить отношений, играли в четыре руки на одних только клавишах антикоммунизма.

Вернемся, однако, к теме еврейской эмиграции. Недавно я посмотрел передачу Черновицкого телевидения,  в которой ведущий Богдан Ластивка беседует с Владимиром Килиничем на темы черновицкого еврейства. Килинич – писатель и журналист. Если не ошибаюсь, он, уже в постсоветские времена, служил к тому же в городской администрации. Приятный, интеллигентный человек. С теплыми чувствами он вспоминал в передаче о своих еврейских друзьях, которые теперь, в основном, далече, но он сохраняет со многими из них связь. Черновцы обеднели без евреев. Черновцы потускнели без евреев. Надо бы создать нечто вроде всемирного сообщества черновчан. Все хорошо, все красиво. И вдруг Ластивка спрашивает: «А почему, по-вашему, евреи уехали?» И Килинич отвечает: «Ну, я думаю, тут сыграли роль экономические причины. Что касается антисемитизма… Не знаю. Я его как-то не ощущал». Ну как? Он, украинец Килинич, не ощущал антисемитизма, и поэтому он думает, что и евреи его не ощущали. Они все уехали за колбасой. 

Интересно: если показать Килиничу картину Александра Вайсмана (см. заставку; вокзал на этой картине – черновицкий вокзал) и спросить его: «Считаете ли вы, что сын покинул своих бедных родителей, потому что очень любит колбасу?» - что он ответит?

Неужели Килинич так-таки ничего не понимает? Ответа на это нет. Понимает. И не понимает. Я же сказал: тут страшная, темная тайна.  Человеку так приятно было вспомнить хороших, добрых ребят, и как он с ними дружил, мед-пиво пил. Будь передача подлиннее, он, несомненно, рассказал бы, как мама его друга Бори тетя Циля великолепно готовила гефильте фиш и бабку из мацы… ну просто пальчики оближешь. А какое чувство юмора было у Бориного папы! Простой человек, сапожник, а прямо тебе Шолом-Алейхем. И чему удивляться: народ Книги, народ Книги! А антисемитизм… Был он, не было его, кто знает? Зачем об этом говорить, передачу грузить? Жили славные евреи, угощали бабкой, фаршированной рыбой, фаршированной шейкой, фаршированными перчиками, супом с лапшой, супом с клецками… Все у них было, не было только колбасы, и они взяли и уехали. И зачем было уезжать, неужели нельзя без колбасы?           

*) Польский политический кризис, известный внутри этой страны как «Март-68» или «Мартовские события» (Marzec 1968; wydarzenia, wypadki marcowe). В марте 1968 года по стране прокатились антиправительственные выступления польских студентов, которые были подавлены силами безопасности во всех крупных университетских городах. Далее последовали репрессии в отношении польских диссидентов и антисемитская «антисионистская кампания», которой, с санкции Первого секретаря ЦК ПОРП Владислава Гомулки, руководил глава МВД Мечислав Мочар.

Мария Змаж-Кочанович

 

Тереза Тораньска (1944-2014)

 

 

 

 

Написать письмо автору

По вопросам приобретения книги С. Бакиса «Допотопное кино»
можно обратиться по тел.: +38(067) 266 0390
 (Леонид, Киев).
или написать по адресу: bakino.at.ua@gmail.com
 
Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо. 
С.Бакис

 

  

 

 

Категория: Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ | Добавил: ovechka (27.04.2015) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 365 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: