Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [70]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вторник, 19.03.2024, 05:28
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Николай ДОСТАЛЬ

«Шура и Просвирняк»
Режиссер Николай Досталь. Сценарий Александра Бородянского и Александра Роднянского по одноименной повести Михаила Рощина. «Мосфильм».  1987







Один человек постоянно заходил в общественный туалет
на Центральной площади и видел там уборщицу. Вдруг она исчезла.
Однажды он зашел в туалет на окраине города и увидел ее там.
 «Вы почему больше на Центральной не работаете?» - спросил он.
«Интриги», - ответила она.

История из жизни


Осень 1952 года. Телефонистка Шура работает в одном из министерств. За прямоту и бескорыстность начальство ее не жалует, а коллеги уважают. Однажды в коллективе появляется прихрамывающий и заискивающий новичок со странной фамилией Просвирняк. Он не нравится Шуре, а остальные не воспринимают его всерьез. Однако вскоре Просвирняк перестает заискивать и становится завсегдатаем кабинета начальника. Появляются один за другим доносы - и Шуру, не подписавшую очередной донос, увольняют... (Из интернета)

Это фабула. Сюжет заключается в нюансах – как, реально, это было, как «заискивающий новичок» не только «становится завсегдатаем кабинета начальника», но как он сам становится начальником над теми, кто сначала не воспринимал его всерьез, и начинает гнобить их.

Впрочем, наполовину я уже ответил на свой вопрос. Путь в начальники почти всегда начинается с наведывания в важные кабинеты под мелкими  предлогами. Далее, мелкий подхалимаж, лесть – верные лестнички всех карьеристов. Далее, мелкие услуги. Дмитрий Иваныч едет в командировку в Полтаву, а у Просвирняка как раз дядька работает в Полтаве завмагом в овощном. Ну он и организовал Дмитрию Иванычу десяток херсонских арбузов, прямо к поезду доставил. Оно, конечно, мелочь, но уже не так страшно постучаться в кабинет Дмитрия Иваныча, по делу, конечно, без всякого там фамильярного вась-вась. Далее, наушничество. Далее, человек уже начинает проводить больше времени в кабинете начальника, чем на своем рабочем месте. Рабы работают, а стул этого шустряка вечно пуст. И наконец он пересаживается с этого стула на свой первый маленький трон.

Все это достаточно ясно, сэ ля ви. Но важны подробности. Итак, 1952 год. Просвирняк (арт. А. Феклистов) устраивается монтером на телефонном коммутаторе некоего московского министерства. Это, вообще говоря, не очень ясный момент повести и фильма. На коммутаторе Просвирняк не нужен, там вполне хватает одного монтера. Просвирняк в телефонной связи не разбирается, этот одинокий человек, которому за тридцать, никакой внятной профессии не приобрел, всю жизнь проваландался на всяких странных работах, то учителем пения в детдоме был, то спасателем в пионерлагере («а провели меня туда фотографом через рыбнадзор», рассказывает он по пьянке своим новым коллегам). Просвирняк хром, часть войны он прослужил эвакуатором в Евпатории: сие значит, что он обеспечивал билетами на поезда курортников и прочих людей, которых лето 41-го года застигло в Крыму. Уточнение: он не ранен был на войне, а хром от рождения. Теперь для него главное – как-нибудь зацепиться в Москве, где он до получения работы в  министерстве жил на птичьих правах. Притом Просвирняк не подсадная утка МВД, он устроился на эту многообещающую в плане укоренения в столице работу благодаря счастливой случайности. По личному опыту знаю, что устроиться на режимное предприятие по счастливой случайности нельзя. Но приходится верить авторам. Будь Просвирняк стукачом, фильм потерял бы весь свой смысл, который состоит именно в том, чтобы показать, как одному жалкому и не имеющему никакой «волосатой руки» человеку удалось сделать в сталинское время жалкую, как он сам, но все же какую-никакую карьеру. В ничтожном его возвышении сыграли роль следующие психологические и ситуационные моменты:

1). Первоначально он робок, скромен, печален: не притворяется таковым, а таков и есть. Это человек с нулевым чувством «я», поэтому без подпорки социальной ролью он ощущает себя крайне шатким, вялым и слабым. (Зато, став хоть чем-нибудь, он наглеет скорее,  чем  тот, кто обладает внутренней жесткостью: воздушный шарик раздувается легче, чем футбольный мяч.  Не будем, однако,  забегать вперед).   Имеет значение и то, что он, опять же, хромой.  Девушки-операторши  жалеют его. Он человек физиологически неприятный, симпатию к нему испытывать трудно (Феклистов, между прочим, сыграл мистера Хайда, теневое alter ego доктора Джекилла, в советской экранизации повести Стивенсона), но нельзя сразу и почувствовать, что от него исходит какая-то опасность.

2).  Он ничего не умеет делать руками, они  у него «из задницы растут». При том что он изо всех сил хочет зацепиться на новой работе, он  не делает ни малейших попыток научиться специальности,  с начала и до конца оставаясь бессовестным довеском при старшем, хотя и младшем по возрасту, монтере.  Зато его остро интересует «коллаген», соединительная ткань вокруг рабочих «клеток», т.е. иерархические и неформальные отношения в доступной ему зоне организации, причем, как некий внедрившийся в нее шпион, он постоянно стремится расширить эту зону. Кадры решают все! Т.е. информация о кадрах. Понимание этого дано Просвирняку априорно и интуитивно, как Сталину. Сказать, что в осведомленности такого рода он вскоре превзошел  своих сотрудников по коммутатору, значит ничего не сказать:  эти наивные девчата и ребята не знают о «коллагене» ничего, они сосредоточены на своих внутриклеточных служебных обязанностях и человеческих отношениях. Глаза скромного, депрессивного Просвирняка впервые зажигаются демоническим огнем, когда он узнает, что, сунув ключ в соответствующую ячейку, можно подключиться к разговору даже самого министра. В воспоминаниях о Сталине Борис Бажанов описывает, как однажды случайно застиг вождя за подслушкой  телефонных разговоров  через  установленное в ящике его стола устройство. Вите Просвирняку повезло больше И.В.: на его новом рабочем месте соответствующая аппаратура  существовала изначально.  (Просвирняк отличается от Сталина и другим: тот сухорук, этот хром).                  

3). Добродушные ребята и девчата гостеприимно и без всякой опаски включают жалкого бобыля в свои внеслужебные отношения. Он начинает баловаться в перерывах их чаем,  участвовать в их болтовне, посещать их незатейливые вечеринки.   Поначалу он кажется им немного странным, но своим: так здоровая клетка принимает за часть себя внедрившуюся в нее раковую. На октябрьской вечеринке играют в «бутылочку», и Просвирняку все время везет. Его поцелуи - долгие болючие засосы. Всем вдруг становится не по себе. Кажется, ребята и девчата впервые ощутили, что Просвирняк – вурдалак. (Не так. Принципиальная, чистая  и резкая Шура (арт. Т. Рассказова) испытала к нему органическое отвращение с первого взгляда. Он тоже быстро понял, что эту ему не удастся ни купить, ни задурить, ни запугать. Ее надо устранить.  Фильм о том, как Просвирняк устраняет Шуру).  Искусав всех девушек (кроме Шуры, которая не далась), он как бы отравил их своим ядом. Атмосфера коммутатора – сначала даже непонятно, отчего это случилось,  – наполняется испарениями взаимной подозрительности, раздражения и  страха.

4). Просвирняк не только отравил добрых людей – он напитался их кровью. Практически в живой крови всегда есть вредные примеси: кровь их перерабатывает и даже употребляет себе на пользу. Нормальные люди всегда живут более-менее неправильно, «не по законам». Приехав в Америку, иммигранты на первых порах по-всякому мошенничают. Это шито белыми нитками, правительство все видит, но закрывает глаза: ему выгодно, чтобы люди не обращались к нему за помощью по каждому мелкому поводу, как-то обходились собственными средствами. Один работник коммутатора, мастер на все руки (арт. В.Носик), постоянно смывается куда-то на «халтуры». При этом он использует казенные провода и другие материалы.  Другой парень, студент-заочник (арт. К.Степанов), тратит служебное время на выполнение учебных заданий. В ночную смену  девушки поочередно спят; это не положено, но на работе вредно не отражается, и начальство старается по ночам в коммутатор не заглядывать. Просвирняк сосет кровь чужих жизней, к которым его опрометчиво допустили, все лейкоциты и эритроциты отцеживает, оставляет только примеси,  их хранит в защечных мешках. Иными словами,  «обыкновенные» люди интересует его лишь как сырье для компромата; он  накопил уже  его достаточно, чтобы каждого из этой славной коморки  в случае надобности утопить. (Только на "правильную" Шуру у него ничего нет, поэтому ее надо утопить как-нибудь первой). Когда он наконец решает, что время пришло, и начинает этих ребят-девчат сдавать, начальство сперва разворачивается лениво и без охоты. Но сигналы поступили – надо на них реагировать, не то сам погоришь. В министерстве разгорается маленький 37-й год. Ребят-девчат заставляют писать друг на друга доносы, то есть не доносы, а писать все «как было». Они сопротивляются не так из органической стойкости и честности, как  из брезгливого ужаса перед самим актом писания, факт которого превращает вещество их простых жизней в нечто грязно-подсудное. В конце концов, и довольно быстро, все, конечно, друг друга закладывают. Идеально здоровые клетки не ведают даже о возможности болезни, поэтому, когда болезнь наваливается, они разрушаются быстрее, чем не совсем здоровые. Нет уже того уютного коммутатора: кого прогнали, кого сломали, а закуток, где молодой монтер, лежа на диванчике,  зубрил свои учебники, теперь отделен дверью, на которой написано: «Начальник ОТС Просвирняк В.П.» Первый клочок отвоеванного им Lebensraum, жизненного пространства. Как далеко В.П. еще распространится? Бог знает. Наверное, не слишком далеко, уж чересчур он явный ублюдок.  А пока что, шутки в сторону - Виктор Прокофьевич (все должны забыть, что совсем недавно он был Витей) закручивает гайки.  Впрочем, строгий, но человечный, он говорит этому парню, который по-прежнему пытается штудировать учебники на работе: «Чтоб больше в общей комнате не читал. Пойми, это не моя прихоть. Другие же видят, как ты себя ведешь, и будут тоже себе позволять. Пожалуйста, заходи ко мне, вот и диванчик есть, я тебе мешать не буду, я ж все понимаю». Но парню не хочется заходить к Просвирняку, он уже знает, чем это пахнет, ему плохо и страшно. Он предпочитает уволиться, подальше от нечистой силы.

5) У  Просвирняка все получилось, потому что, как уже было сказано, он в коммутаторе свой. Теперь добавлю – он, если можно так выразиться, даже  «своей», чем остальные. Когда, желая добиться чего-то или оправдаться, он тычет пальцем в свою увечную ногу или ноет: «Вам-то хорошо, вы москвичи, а мне куда деваться?» - это не только извечный базар Тартюфа, но и чистая правда. Он беднее, несчастнее, во всех отношениях обделеннее  жизнью, чем девчата-ребята. Их бедность не выходит за библейские стандарты, поэтому помогает им бессознательно держаться десяти заповедей. Его же бедность – убожество, она ставит его по ту сторону человеческого.* Вспоминается «Груз 200» Балабанова.  Там милиционер-извращенец – адское порождение позднесоветского совка, представленное в стиле постмодернизма. Просвирняк – адское исчадье позднесталинского совка, представленное в рамках реализма.** 

Такая вот несложная история. В ней есть еще эпилог. Парень, который уволился, случайно встречается в метро с Шурой, каждый из них куда-то спешит, они разговаривают торопливо, пока их поезда не подойдут. Шура ему когда-то нравилась, а может быть, и сейчас. Как ты, а ты как? Давай созвонимся, давай. И разбегаются. Конец вроде светлый такой: мир, мол, велик, руки у Просвирняка коротки сделать людей несчастными. Мне кажется, Досталь неправильно тут срежиссировал – эта встреча должна напоминать финал романа «1984» Оруэлла, парень и Шура должны оба быть поруганные. Он заложил своих товарищей, а она хоть никого не заложила, но ей открылась грязная изнанка жизни, как будто чистая девушка увидела, как функционирует публичный дом.

Еще,  я считаю, Досталь неправильно поставил сцену, где Просвирняк орет на Шуру перед тем как уволить ее за то, что она, по его мнению, недостаточно почтительно и быстро обслужила какого-то министерского начальничка (а она-то просто не дала ему связи вне очереди, как это и положено по правилам). Феклистов-Просвирняк орет на Шуру истерично, как будто в ощущении своего бессилия. Я же думаю, он вообще не должен орать, он должен спокойно с наслаждением мстить. Сталины не орут. Выбившись в начальники, Просвирняк моментально начинает выглядеть так, будто всегда среди них был.  Для своего нового аватара ему не пришлось ничего наращивать или развивать в себе – надо было лишь вывернуться наизнанку: русский начальник - раб, которому повезло.

Это хороший маленький фильм, не получивший большой известности. Николай Досталь очень точен в выборе актеров, в фактуре. На первом этапе творчества ему удавались фильмы про 50-е годы или про русскую  провинцию  более позднего времени (общее в тех и других –  спертая китайская глухота расейской жизни). Я имею в виду такие фильмы, как «Человек с аккордеоном» и «Облако-рай». Фильм «Шура и Просвирняк» мог бы быть лучше не в том случае,  если бы Досталь сделал его крупнее и масштабнее, а наоборот,  сделал еще меньше.  Михаил Рощин обозначил жанр своего произведения «маленькая повесть». В плане листажа повесть не такая уж маленькая – около пятидесяти  страниц в мартовском номере журнала «Новый мир» за 1982 год. Повести Чехова не бывали длинней. Выскажу предположение, что Рощину захотелось назвать эту вещь маленькой, потому что она о маленьком уютном мире маленьких людей. В ней есть что-то напоминающее святочные рассказы Диккенса, в частности, его  полусказку «Сверчок на печи». Намоленный  мирок благородных бедняков, в который вламывается злая ледяная рука. Ей удается вломиться, потому что люди совершили какую-то ошибку и этим  позволили своему кружку стать менее тесным. Помню, в пионерском лагере мы развлекались  игрой «Вожатый, вожатый, отдай пионера».  Пионеры стоят в шеренгу, а кто-то бежит на нее, чтобы с разгона ее прорвать. Если получится, он забирает из шеренги кого захочет. Надо крепко держаться за руки и стоять потесней. «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Рощин описал, как пропадают, как ранима и непрочна пульсирующая  человеческая протоплазма.  Чтобы это передать, режиссер должен был сделать не просто хороший бытовой фильм, а фильм маленький и плотный, как атом, и похожий на эпизод встречи Нового года из «20 дней без войны», только  - во всяком случае, поначалу - легкий и веселый. Эпизод вечеринки на октябрьские я окончил бы так: домик барачного типа на московской околице, в котором она происходит,  показал бы извне, с заваленной сугробами улицы (в ноябре в Москве уже бывает снег), чтобы светилось во тьме окно и слышна была песня  «Каким ты был, таким остался» или «Ой цветет калина». Да, чтобы оконце тепло светилось, как маячок в глухом, слепом океане русского гулага.  

Так или иначе,  тем, кто тоскует по минувшим временам, не мешает посмотреть этот фильм,  чтобы ощутить, как призрачен был уют  сталинской стабильности: на самом-то деле, он удерживался в равновесии, как балансирующее стоймя  яйцо, которое мог в любой момент разбить  бес  Просвирняк-Прискверняк – разбить  не ударом по нему, а вылупившись из его хрупкой оболочки.  

 

* Этимологически слово "убогий" восходит  к слову "богатый".   Правда, "богатый" произошло от "бог" ("хранимый богами"), но "убогий" значит "лишенный богатства", а не "попавший богу за пазуху". 

** «Просвирня (просвирница, просфорница, просфорня)
женщина, занимающаяся выпечкойпросфоры (просвиры) — богослужебного литургического хлеба, употребляемого в православии. Актом московского собора 1551 года к этой должности допускаются вдовицы или девственницы не ранее 50 лет. Тем же собором просвирням было запрещено что-либо приговаривать во время работы по выпечке просфор, кроме молитв. Мужчина, допущенный к выпечке просфоры, называется просвирник или просфорник». (Википедия). Таким образом, просвирня или просвирник находятся в такой близости к сакральному предмету, что «приговаривая что-то кроме молитвы», могут  обратить просвиру в «прескверню». Так же и материальная и духовная нищета,  которая, как известно, сулит ее «обладателю» рай, перейдя в случае  Просвирняка некий предел, делает его существом, которому явно уготован ад. Интересно, что во многих фильмах Бунюэля носителем зла является нищий, а в его знаменитом фильме «Los Olvidados» («Забытые») это к тому же слепой нищий.  



Николай Досталь


"http://vk.com/video_ext.php?oid=156455982&id=163484543&hash=ae941957f8a435cc&hd=1"  



      Уважаемые посетители сайта!

                   Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться
                   это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что,
                   пока вы читаете, проклятый "антироботный" код успевает устареть),
                   надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а 
                   затем опять вернуться на страницу с текстом.Тогда комментарий
                   поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, 
                   наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь - писать
                   без нее мне тоскливо.     С.Бакис  


Автор С. Бакис

slavabakis@gmail.com


    


Категория: Николай ДОСТАЛЬ | Добавил: ovechka (02.08.2013) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 3112 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: