Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [70]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Среда, 24.04.2024, 05:22
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Отар ИОСЕЛИАНИ

«Шантрапа»
Режиссер и сценарист Отар Иоселиани. Франция. 2011



Отар Иоселиани о фильме "Шантрапа" 

 

                           В родстве со всем, что есть, уверясь
                           И знаясь с будущим в быту,
                           Нельзя не впасть к концу, как в ересь,
                           В неслыханную простоту.

                           Но мы пощажены не будем,
                           Когда ее не утаим.
                           Она всего нужнее людям,
                           Но сложное понятней им.
                                               Б.Пастернак. "Волны"


В застойные советские времена молодой кинорежиссер Нико (Дато Тариелашвили) снимает в Грузии фильм.  Киноначальство, обеспокоенное творческим своеобразием Нико, отстраняет его от монтажа и поручает это дело какому-то доке-старперу. Нико, будучи шантрапой, нанимает хулиганов, они отпугивают старпера, и монтаж все-таки делает он сам. Но от этого не легче, потому что просмотровая комиссия забраковывает фильм. Потом все члены комисии выходят, и каждый из них пожимает Нико руку или хлопает по плечу, при этом сам пожимая плечами: прекрасная, мол, картина, и я бы рад... но сам понимаешь – нельзя! 
Тут как раз приезжает из Франции какой-то кинодеятель, и Нико тайком передает ему яуфы (ящики для упаковки фильма) со своим шедевром. Тайком-то тайком, но не от КГБ: Нико арестовывают и хорошенько отдубасивают в милиции. Потом те, кто его дубасил, озабоченно склоняются над ним – озабоченно не потому, что испугались ответственности, а им от души жалко Нико: они бы рады не дубасить, но что поделаешь – надо!
Сцену в милицейском «обезьяннике» не стоит воспринимать слишком трагически: «Шантрапа» не относится к чернушечным фильмам – милиционеры бьют Нико ногами, но это скорей балет такой. Во всяком случае, когда в следующем эпизоде Нико приводят на беседу к важному партийному гауляйтеру по культуре (Богдан Ступка), никаких следов побоев на нем не видно. Гауляйтер дружелюбно предлагает Нико вступить в партию, а когда Нико отказывается, предлагает уехать заграницу, на что он соглашается.
Без всяких переходов действие переносится в Париж. Здесь несколько старперов- продюсеров предлагают Нико снять фильм. Просмотрев материал, они пугаются, что такой фильм никто не будет смотреть, и отстраняют Нико от монтажа. Отпугнуть монтажера Нико не может, так как у него нет в Париже знакомых хулиганов. Но французские сотрудники Нико, подружившиеся с ним (с Нико все дружат!),  исполняют миссию хулиганов, и Нико монтирует свой фильм сам. Но от этого не легче – в конце пилотного показа в зале остаются только двое знакомых Нико. Продюсеры решают не прокатывать  фильм - зачем им  еще большие убытки? Нико улетает назад в Грузию.
По случаю его приезда семья выезжает на пикник, на траве раскладывают скатерть - но где же виновник торжества? Дедушка идет туда, где Нико ловит рыбу... его там нет. Родичи так и будут вечно гадать, куда он исчез, но мы-то видели: Нико поманила русалка, и он унырнул с нею – кудас? Наверно, в подводное царство... туда, «где оскорбленному есть чувству уголок».  
Такая, в общем, история. Кое-что я, конечно, пропустил. Например, показаны кусочки из грузинского и французского фильмов Нико. Собрался уж было сказать: хотя Иоселиани использовал для этого свои собственные студенческие  фильмы, без этих кусочков можно было бы обойтись: ничего определенного по поводу таланта Нико из них заключить нельзя. Но тут же я понял, что неправ:  эти невнятные отрывки, может быть, для того и показаны, чтобы зритель не решил, будто Иоселиани поставил фильм о трудностях художника, отмеченного большим талантом. Нет, он сделал фильм просто о трудностях художника,  человека с душой художника. Если задуматься, главное свойство такой души – не талант, а свой ярко выраженный взгляд; на яркое выражение яркого взгляда вполне может таланта и не хватить. (Вспоминается Треплев из чеховской «Чайки»: дело не в том, талантлива или нет его модернистская пьеса, начинающаяся монологом «Люди, львы, орлы, куропатки», а в том, что он ищет новых, своих форм - и сколько ласковых цензоров встает у него на пути, сколько милых милиционеров бьют его ногами, а потом заботливо склоняются над ним).
Человек же со своим ярко выраженным взглядом, хочет он того или нет, всегда независим. Иоселиани, в конечном счете, сделал фильм о трудностях любого независимого человека. (Кстати, в многочисленных интервью он упорно отрицал автобиографичность фильма и подчеркивал, что первоначально Нико задумывался как дантист, и только ряд внешних обстоятельств привел к тому, что герой оказался кинорежиссером). 
Одним словом - Иоселиани хотел сделать и сделал фильм о шантрапе. Сам он  не раз объяснял журналистам происхождение этого слова. Когда-то в Петербург приехали итальянские учителя бельканто, и родители стали водить к ним на прослушивание детей, которых маэстро сортировал, произнося одно из двух французских слов: chantra (петь будет) или chantra pas (петь не будет). Прижившись в русском словаре, выбраковочный глагол превратился в существительное, обозначающее людей не столько не поющих,  сколько пьющих, пропащих и непутевых.
Осталось выяснить, кого же в своем фильме автор считает шантрапой. Может быть, тех, кто во Франции, равно как в Грузии –  в общем, где угодно - лишает независимых людей права на final cut – монтаж своих фильмов и своих судеб? Что ж, вот отрывок из интервью, данного Иоселиани во время Каннского фестиваля:
«А как вы объясняете слово «шантрапа»?» - «Это такое произвольное слово – такое же в русском языке, как «шаромыжник». Шантрапа – это целая категория пустых людей, толпа во множественном числе».  
«Пустые люди, толпа». Чернь, короче говоря. Значит, мое предположение верно? Но вот отрывок из другого интервью, данного Иоселиани телеканалу «Культура»: «Шантрапа – самая милая категория на всем белом свете. В русском языке это стало значить – непригодный, ветер в голове, легкий на поступки. Это Стравинский, Рахманинов. Глазунов. Чайковский – не был шантрапой. Мусоргский, очевидно, подходит к этой категории. Мои приятели и мои коллеги, которых я уважаю, относятся, к сожалению, к этим несерьезным людям... к сожалению – это смотря для кого». Лукавый человек Иоселиани! Два взаимоисключающих объяснения! Второе из которых предполагает, что негодный для жизни -  годный для одной лишь «святой музЫки» Нико –  он и есть шантрапа!
(Отметим вскользь, что недаром режиссеру пришел на ум неслабо пивший Мусоргский: в Грузии  Нико постоянно поддерживает творческий тонус чачей, а во Франции практически не выпускает из рук продукцию тамошних виноделов). Но главное для Иоселиани в шантрапе –  «ветер в голове», «легкость». Наверное, лишь от нежелания говорить пафосно он не поставил первым в свой ряд шантрапистов великого жреца «святой музЫки» - Моцарта. Да и тот, кто вложил в уста Моцарту  два этих слова, Пушкин Александр Сергеевич – та еще шантрапа.  Творчество не только как полет, но и как авантюра, безответственный риск, божественное, почти тождественное бомжевому, мальчишество – вот, оказывается, иоселианевский идеал.
Поскольку в название фильма вошла семема chant, критики стали наперебой сравнивать его с «Саповнелой» - «Певчим дроздом». Но мне кажется, что гораздо продуктивнее сравнение последнего фильма Иоселиани с его первым фильмом "Листопад" - и это как раз по линии божественного мальчишества, которым отличается как Нико-винодел, так и Нико-кинодел. Оба говорят мало и отрывисто, как мальчишки, и чисты,  упрямы, несгибаемы без всякой сознательной памяти о десяти заповедях – тоже как настоящие мальчишки. Механика их поступков крайне проста: как душа велит, делаешь, а как не велит, не делаешь: так ребенок, бывает, не  может  съесть вареный помидор или морковку. (Вырастет – будет уписывать их в составе какого-нибудь супа харчо только так!)   
Кажется, Иоселиани в этом фильме вообще решил поспорить с расхожими истинами типа: «мир непрост, совсем не прост»; «моральный выбор бывает очень труден», «человек ох как многосложен». 
Мир прост, и к тому же очень мал. Фильм устроен так, что все в нем расположено близко и тесно одно к другому: Нико смотрит на улицу из окна кабинета гауляйтера и видит, как  дедушка гонится за решившей, наконец, бросить его бабушкой; он снимает эпизод своего фильма под окнами собственного дома; переход от грузинской части фильма к французской совершается так легко и просто, будто Париж начинается за углом какой-нибудь тбилисской улицы.    
Мир к тому же чрезвычайно просто организован структурно: киностудии и в Грузии, и во Франции расположены в каких-то халупах, комнаты в домах расположены анфиладами и видны насквозь, вино пьется из горла, пассажирские поезда похожи на товарные. Ошибется тот, кто по инерции чернушечных фильмов решит, что это черты позднего совка: Франция в «Шантрапе» не слишком отличается от Советского Союза. Надо понять, что тут не черты социумов, а черты поэтики Иоселиани, по крайней мере, поэтики этого фильма.   
Моральный выбор тоже несложен: надо только не играть с самим собой в хитрые игры, жить, как живет Нико. (Между тем, почти всё, что происходит весь фильм вокруг Нико – это именно хитрые игры взрослых, потерявших  шантропичность – или, наоборот, дошедших до предела шантропичности – смотря, опять же, что под нею понимать – обрюзгших, покорных, циничных людей).  
Человек вовсе не многосложен, а, наоборот, почти прозрачен – только надо судить по поступкам. К тому же типов людей очень немного: довольно похожи друг на друга члены просмотровой комиссии, синхронно передвигается смешная тройка французских продюсеров. И более того: самих-то людей на свете не так много, как принято считать, и поэтому одни и те же персонажи исполняют в фильме разные функции: один из членов семьи Нико оказывается одним из официальных лиц, встречающих в аэропорту французского киноворотилу; старикан, с которым дедушка Нико подрался на танцах, позже оказывается монтажером, назначенным склеить злополучный фильм; грузинский гауляйтер оказывается послом России во Франции (или у всех гауляйтеров одинаковые лица?)
Мир не только мал, но, в сущности, всюду одинаков: да, в Грузии у бедного Нико были заморочки идеологического порядка, а  во Франции его гнобят по финансовым соображениям, но так или иначе, везде на свете властвует некий закон сохранения количества несвободы, который так же неотменим, как закон сохранения количества энергии. 
Наконец, одно историческое время мало отличается от другого: попав из «застойной», по-видимому, Грузии, в Париж, по-видимому, 90-х, Нико не испытывает ни малейшего культурного шока: или, если шок есть, то он скорее от того, насколько всё не только повсюду, но и всегда одинаково. 
Этот стилевой редукционизм придает фильму черты сказки или притчи, а персонажам - черты марионеток. Некоторая трудность восприятия фильма в том, что он прост не только и не столько для того, чтобы, как в сказке или притче, что-то крайне отчетливо, выпукло сказать, но простота его формы и есть его главное содержание: мир - прост.  
Как хороший, честный и наивный человек Нико говорит мало, потому что слова не вскрывают, а скрывают правду, так и режиссер стремится сделать предельно простой фильм, потому что за сложностью киноформы обычно скрывается ложь или пустота. Но в таком случае Иоселиани поставил перед собой крайне трудную задачу. Нужно быть Льюисом Кэрроллом или Хармсом, чтобы уметь сказать нечто действительно глупое; надо быть гением, чтобы уметь создать нечто действительно простое. Дело осложняется еще и тем, что то, что по-настоящему просто, бывает чрезвычайно свежо – свежо, как только что изготовленный сыр. То, за чем знатоки, эксперты и гурманы признают хороший вкус, в некотором роде безвкусно уже в силу того, что они слишком  легко распознают в предмете хороший вкус: значит, это нечто не идеально свежее, узнаваемое, залежалое, заветренное, засиженное, как сыры у Маяковского или аксеновская бочкотара. Сделанное действительно со вкусом должно быть несколько безвкусным, небрежным или никаким. Иоселиани в «Шантрапе» избрал изысканную небрежность и «никакововость», которые нам, зрителям, иногда трудно отличить от элементарной небрежности и «никаковости». Таким образом, этот фильм, утверждающий простоту мира и сам стремящийся к крайней простоте, попадает в хитрую  ловушку, становясь сложным стилистическим упражнением в простодушии. Что ж, это одна из тех ловушек, которые часто угрожают великим маэстро на старости. Тем не менее «Шантрапа» - очень интересный и в своем роде замечательный фильм, который стоит посмотреть и о котором стоит говорить. 





         












Отар Иоселиани                                            
            Друг Иоселиани, философ
Александр Пятигорский, 
который должен был сыграть 
ту роль, которую, в связи с 
его смертью, сыграл сам
 Иоселиани
                            




Напоминание:
Следите ли Вы за
нашим новым разделом
"Информация по существу"?
Автор С. Бакис


Категория: Отар ИОСЕЛИАНИ | Добавил: ovechka (14.12.2011) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 2640 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: