"Force Majeure". Режиссер и сценарист Рубен Эстлунд. Швеция, Франция, Дания, Норвегия. 2014.
Ночью зазвонил телефон.
Когда я проснулся,
Жена уже спросила сына:
"Что-то случилось?"
На секунду я позже проснулся.
В этой секунде -
Бесконечная разница между мной и женой. Тахиро Осада
Молодые супруги отдыхают с двумя детьми в лыжном пансионате. Это прекрасный пансионат, из таких, куда ездят русские олигархи вроде Прохорова. Ну а скандинавы тоже ездят туда, все-таки им обходится дешевле, это их земля, за билеты на самолет не приходится платить.
Пансионат прекрасный, все прекрасно. Но однажды что-то случается. Не стану рассказывать, что. Приведу просто пример. Допустим, идут по дороге мать и отец с ребенком. Вдруг прямо на них летит машина. Отец инстинктивно отпрыгнул в сторону, не потянув за собой ребенка. Ничего не случилось, машина унеслась. Все это произошло за долю секунды, как будто вообще ничего не было. Но это наложило тяжелый отпечаток на отношения супругов, в конце концов они разошлись, допустим.
Подобное мимолетное, почти химерное испытание выпадает на долю семьи из фильма "Форс-мажор". Как будто ничего не случилось. Но жизнь пошла совсем по-другому.
Фильм похож по теме на другой шведский фильм - "Стыд". Но "Стыд", конечно, выше качеством, в нем были тоньше показаны психологические отношения между супругами: недаром ту картину поставил Бергман, а главные роли играли великие артисты Лив Ульман и Макс фон Сюдов. Но, с другой стороны, "Форс-мажор" лучше. Бергману для разворота его мысли понадобилось много чего нагородить, придумать какую-то непонятную страшную войну. А в "Форс-мажоре" никакой войны, вообще ничего особенного не происходит: та же мысль развернута более экономными средствами. Значит, фильм лучше. Хуже, но все-таки лучше.
Что же за мысль? Очень простая. Современная цивилизация избавила людей от испытаний, они живут вдали от экзистенциальной бездны. Мужчина может прожить до старости, так и не узнав, мужчина ли он. Муж и жена могут прожить вместе всю жизнь, так и не узнав, любят ли они друг друга на самом деле (а любить на деле - значит быть готовыми отдать друг за друга жизнь).
"Форс-мажор" построен как триллер: ночью по горам прут таинственные вездеходы, над горами парят непонятные летающие объекты, в пансионате за героями все время сечет некий зловещий уборщик. Конечно, я сейчас наспойлерю, но то, что я скажу, существенно: все эти ружья "не выстреливают", "Форс-Мажор" - лже-триллер. Это не значит, что фильм плохой, наоборот. Это художественный фильм под маской триллера. "Омены", зловещие знаки, которые держат нас в состоянии саспенса, но не оборачиваются никакой бедой, - они как бы метафора, образное выражение экзистенциальных угроз, которые обходят большинство современного западного населения стороной, однако их пока что никто не отменил. Слава богу, что ничего не случается... но раз ничего не случается, то у людей не случается и жизнь, можно сказать.
Но нет, случается. Я пишу это через три дня после событий в Париже. Страшно. Но будет еще страшней, если через месяц французы забудут, станут жить, как будто ничего не было, станут опять называть бойцов исламской армии, объявившей войну Франции и всей западной цивилизации, мутным словом "террористы" (вообразим, что 22 июня 1941 года Молотов объявил бы по радио: "На нас напали немецкие террористы").
Нельзя покупать счастье, бесконечно прячась от жизни, воображая, что испытания минуют нас, что история кончилась, что любовь, голод и смерть перестали царить в мире, а вместо них властвуют кондиционер и айфон. Когда приходит время тьмы, надо признать его приход, тогда есть надежда прорваться к новому свету, который будет опять временным, но он не будет иллюзией, потому что отвоеван ценой лишений и мужества.
Фильм - копродукция Швеции, Франции, Дании и Норвегии. В этом тоже можно усмотреть некий знак: наиболее, пожалуй, комфортные и самоуспокоенные страны Европы решили вложиться в двухчасовой сеанс психоанализа.
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо.
С.Бакис