Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [70]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Четверг, 25.04.2024, 17:39
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Сергей БОНДАРЧУК

«Война и мир»

Режиссер Сергей Бондарчук. Сценарий Сергея Бондарчука и Василия Соловьева по роману Толстого.  Киностудия «Мосфильм». 1965-1967

Фильм выпущен в 67-м году. Но фактически в этом году вышла последняя, 4-я серия «Пьер Безухов». А первая серия, «Андрей Болконский», вышла в 65-м. В целом же работа над фильмом, включая подготовку, заняла у Бондарчука  период с 1961 по 1967 год. Не столько, сколько Герман снимал «Трудно быть богом», но все-таки долго. Постановщик грандиозной киноэпопеи Сергей Федорович Бондарчук, великий советский кинорежиссер, умер 20 октября 1994 года, ровно 20 лет назад.

А чем он великий? Эйзенштейн, скажем, велик  как режиссер – новатор киноязыка, изобретатель новых способов монтажа и т.д.  Довженко велик своей поэтичностью, Тарковский своей метафизичностью.  А Бондарчук? Можно сказать, что он велик как мастер батальных сцен. Но сказать так – значит умалить его величие. Так можно докатиться до того, что объявишь:  такой-то режиссер велик как мастер постельных сцен, а такой-то как мастер мордобойных сцен. Нельзя сводить величие к чему-то техническому. Значит, Бондарчук велик…  Чем же он велик? ведь он, несомненно, велик…  Скажу так: Бондарчук велик своим величием! Я не стебаюсь, говорю без всякой иронии.  Представим, что сидят за столом люди, разговаривают тихими голосами,  выпивают по маленькой. И вдруг входит в комнату двухметровый человек, громовым голосом здоровается и выхлестывает в один присест поллитровку. Невольно у всех присутствующих возникает к этому человеку уважение, и дальше, когда он что-то произносит, это выслушивается с особым вниманием. А до этого разговор, в основном, вел некий довольно умный человек. И теперь, задвинутый на второй план, он раздраженно думает: «Да я прекрасно знаю этого субъекта! Проверьте его IQ –  на 30 пунктов ниже моего. Проверьте его биографию – он сидел в тюрьме за то, что срывал у прохожих меховые шапки и продавал их!»

М-да, что-то этот гигант вышел у меня слишком похожим на Януковича. Но это ничего не меняет, даже наоборот. Каков бы Янукович ни был по своему нутру, нельзя отрицать, что он стал шишкой не в последнюю очередь благодаря своему росту. Маленький умный человек за столом может сколько угодно злиться и завидовать, но таков уж этот мир – рост в нем значимый фактор, как сила и красота. Бондарчук, конечно, не Янукович, боже упаси, он очень талантливый и моральный человек.  И все же он велик, в первую очередь, благодаря своей стати. Когда Михалков вышел на трибуну перестроечного съезда киношников и бросил в зал мятежной черни что, мол, не пригласить делегатом на съезд создателя «Войны и мира» могли только пигмеи, - он был прав. Оскорбить королеву, какая она там ни была жестокая, может только хам.  Наделать в мраморную ванну Зимнего дворца, какие в ней только упыри и эксплуататоры народа ни купались, может только свинья. Не уважать Бондарчука мог только завистливый пигмей. Потому что мощь, удаль, масштаб личности, аристократизм духа или даже рода (хотя как раз в плане происхождения  Сергей Федорович голубой кровью не отличался) – этих достоинств никто еще не отменял.  Были режиссеры содержательнее Бондарчука – но они в своей содержательности не дошли до величия, а Бондарчук в своей стати до величия дошел, вот и все.

Вышесказанное можно легко переложить на «Войну и мир». Этот фильм, конечно, не равен Толстому в плане психологизма и философии. (То, что Бондарчук время от времени зачитывает красивым голосом из-за кадра те или иные раздумья Льва Николаевича, дела не меняет). Но это великий фильм. «Почему же он великий?» Потому что в него вложен великий труд. «Господи, сколько есть бездарных тружеников. Скажи еще, что Бондарчук получил на съемках «Войны и мира» два инфаркта. Да кого это интересует? В искусстве важен ре-зуль-тат!»

Да, в общем случае это так. Но в данном конкретном случае перед нами труд гиганта, геракла.  Тут уже количество труда переходит в новое качество, превращается в величие, а величие бывает категорией эстетической, т.е. иногда оно прекрасно. Когда человек вскидывает голову к своду Сикстинской капеллы, он мгновенно потрясен самим масштабом творения Микеланджело; детали фресок он начинает различать потом.

По масштабу труда Бондарчук равен Микеланджело. В деталях, увы, нет. Хотя детали у него тоже неплохие: «Война и мир» - крайне тщательный, добросовестный, религиозно почтительный к гению Толстого  фильм.

Конечно, в нем есть недостатки. Но не будем копаться. Не будем пялиться с лупой в фильм этот, ставший почти такой же национальной реликвией, как его литературная основа.

Скажу только об одном недостатке, но принципиальном. Это, опять-таки… величие этой картины! Чтобы читатели меня лучше поняли, я должен сначала обратить их внимание на заглавие толстовской эпопеи:

 

Обложка книги издания 1873 г.

Посмотрели? Теперь обратимся к Далю. Согласно его словарю,  миръ  - это «отсутствие ссоры, вражды, несогласия, войны; лад, согласие, тишина покой, спокойствие». Короче говоря, правильный перевод заголовка романа на английский – «War and Peace», на польский  - «Wojna i pokoj».  Распространенное до сих пор «оригинальное» мнение, что  правильный перевод на английский должен быть «War and The World», а на польский «Wojna i swiat», можно объяснить только тем, что людям лень открыть словарь и убедиться, что «вселенная, вещество в пространстве и сила во времени» - это понятие передавалось в дореволюционном правописании словом «мiръ». Не сомневаюсь, просвещенные читатели сайта это знают, так зачем я ломлюсь в открытую дверь, к чему клоню? А вот к чему. Картина Бондарчука оставляет такое впечатление, будто он полагал, что все же - «War and The World»/«Wojna i Swiat».

Однако суть замысла Толстого противоречит названию «Война и мир» в смысле «война и вселенная».  Лев Николаевич хотел, чтобы, вслед за ним,  читатели проделали в своем постижении модели бытия следующий путь. Вот супермен Наполеон победно шагает по Европе, переворачивая заурядное существование обыкновенных людей, все это микробно-комарино-будничное, вверх дном! Значит, читатель сначала должен представлять себе модель бытия так: огромная и чрезвычайная «война», охватившая и порушившая «миръ»-pokoj :

                                             

Рис.1. Большая окружность – война, маленькая – миръ: война обхватила, одолела миръ-pokoj.

Далее Толстой хотел, чтобы по ходу чтения романа читатель стал постепенно ощущать, что, эге, не совсем это так: скромный спокойный «миръ» здорово сопротивляется, он, оказывается, не менее значителен, чем грандиозная «война»:

                                                

Рис. 2.  Миръ и война равновелики

И наконец , читатель должен постичь, что миръ-pokoj мощнее и значительнее войны:  

                                                         

Рис. 3. Большая окружность – миръ, маленькая – война: миръ обхватил-одолел войну!

Таким образом, Толстой стремится избавить нас от почтительного трепета перед суперменами со всей их мощью, он положил себе задачей в «Войне и мире» доказать, что «миръ» невозможно надолго порушить никакой «войной», и это как раз в силу того, что он, миръ-pokoj, когда люди влюбляются, рожают детей, выращивают хлеб, старятся, болеют и умирают в основном в собственных постелях на своей земле, нормален, а норма на то и норма, чтобы, как ванька-встанька, восстанавливаться в своем исходном положении:

                                                     И новые пчелы несут свой мед,

                                                     и новые змеи копят свой яд.

                                                     Но знает Земля,

                                                     что свое возьмет

                                                     над счетом горечей

                                                     и утрат.

                                                                           Н.Асеев

 

Из века в век всякие наполеоны в непомерной гордыне своей стремятся утвердить главенство  «войны» над бытийным покоем, но у последнего слишком глубокие, цепкие корни, чтобы их можно было выкорчевать пушечными ядрами. Толстой не отрицает важности исторических событий, – но он хочет рассмотреть, исследовать, как  «обыкновенный человек» и История переплетаются, взаимовлияют, и как хаотичные векторы простых нужд и желаний миллионов  маленьких людей сливаются в одну могучую руку, снова и снова возвращающую мир на его стационарную орбиту незыблемого Покоя.    

А что же у Бондарчука? У него вышло так, как будто он экранизировал не Толстого, а другого гения – космичного американского поэта Уолта Уитмена: Мiръ огромен – и Человек огромен, Мiру подстать. Фильм широкоформатный, и это, конечно,  подходит для «войны». Но ведь есть еще этот самый «миръ». В одном стихотворении, довольно раннем, сочиненном на смерть Мэрилин Монро, Вознесенский, жалея бедную «всеамериканскую возлюбленную», вспоминает, как он смотрел какой-то фильм с ее участием в американском кинотеатре под открытым небом – фактически, это была гигантская автопарковка:                                                                       

                           На стометровом киноэкране,

                           В библейском небе, меж звезд обильных

                           Дышала Мэрлин, ее любили.

Известно, что Толстой увлекался синематографом и предвещал ему большое будущее. Но вряд ли он пожелал бы увидеть Наташу «на стометровом киноэкране». Сверхкрупный план героини с глазами, как два бородинских редута, - это не только не очень красиво, но перпендикулярно концепции романа.

В сталинские времена в Москве было построено огромное здание в форме звезды – в нем  расположился ЦТСА, Центральный театр Советской армии. По сцене ЦТСА могли свободно наступать танки, так что проблем с воссозданием Сталинградской битвы там не было. Но этот театр, под измененным названием, существует до сих пор, и у него большие проблемы с постановками, скажем, Чехова: его сценическая площадка чересчур велика для Антона Павловича. Толстой, и это принципиально для него, чередует два ракурса обозрения мира, человеческий и глобально-исторический (взгляд с уровня земли и взгляд с небес) -  Бондарчуку  сама избранная им широкоформатная оптика навязала взгляд глобальный, даже когда изображаются не баталии, а рождения-крестины, похороны-сороковины, ахи-охи, плач-вздохи, хиханьки да хаханьки и прочие сугубо мирские дела.  

Значит, Бондарчуку следовало делать фильм обычного формата? Да нет, в таком случае съежилась бы «глобалка». Тогда, может быть, два формата: обычный для «мира» и широкоформатный для «войны»?  Из времен моей трудовой юности, когда я был помощником киномеханика, помню: для показа широкоэкранного фильма нужно было поставить на пути луча проекционного аппарата так называемую анаморфотную приставку. Так, может быть, оператор фильма Анатолий Петрицкий должен был снять "войну" и "миръ" в разных форматах, а киномеханики всей страны получили бы указания, в каких местах ставить и убирать эту приставку? Боюсь, такая прыгающая оптика выглядела бы слишком лобово и наивно, не говоря уже о том, что подвыпившие киномеханики постоянно путали бы, пуская на экран Наташу-слона и Бородино-муху.

Но серьезно: Бондарчук таки поддался искушению играть форматами. Например, Толстой пишет: "В то время как у Ростовых танцевали шестой англез <...>, с графом Безуховым сделался шестой уже удар". В фильме экран вдруг делится пополам, и мы видим справа танцующих господ и дам, слева – отходящего на тот свет старика. Но это просто эквивалент так называемого параллельного монтажа, а не эквивалент толстовской философии взаимодействия микро- и макрокосма.

Так что же было делать, как снимать? Откуда ж мне знать…

То есть я, собственно говоря, знаю. Решение заключается в одном слове, которое один раз уже было употреблено в этом тексте. Подсказка: это фамилия. Ну, ну? Правильно! Надо было поручить экранизацию «Войны и мира» Герману! Широкий формат, обычный формат – дело не в этом, этот режиссер нашел бы, как снимать, потому что он с Толстым «одной крови»; некоторые эпизоды «Двадцати дней без войны» (да, особенно этого фильма) выглядят по оптике и интонации как экранизация Толстого или как будто фильм снимал режиссер Лев Николаевич Толстой. Вот дали бы Алексею Юрьевичу миллионы рублей, с десяток конных полков да все постановочные возможности «Мосфильма» в придачу, и дали бы ему в N раз больше времени, чем было у Бондарчука (который, кажется, должен был закончить и закончил фильм к 50-летию ВОСР)… А впрочем, можно было бы и не давать больше времени: молодой Герман снимал быстро. Вот это был бы фильм! Не только масштабный и не только психологичный, а пронзительно реалистичный, предельно правдивый, почти документальный,  да, документальный фильм «Война и мир»! Как Герман потратил последние силы, зачем-то снимая документальное Средневековье, так он употребил бы свои могучие молодые силы,  так же снимая Россию эпохи наполеоновских войн.  А раз фильм был бы документальным, то он был бы черно-белым. Пусть себе голливудская «Война и мир» остается цветной-цветастой, а русская была бы ч/б. И все роли играли бы не звезды, как будто Толстой писал своих персонажей на Тихонова, Ефремова, Табакова, Марцевича, Ланового, Скобцеву, Вертинскую и других первачей советского кино*,  а совсем другие артисты, может быть, менее известные, но более соответствующие своим персонажам психологически, физиономически и т.д. Конечно, трудно: ведь надо было бы, чтобы Болконские и Ростовы все-таки остались аристократами, а какие в совковом кино были аристократы или хоть актеры, умеющие изображать аристократов, кроме вышеперечисленного набора?  Но Герман нашел бы, я уверен. Эх…

Но что же это я? Начал за здравие, а кончил за упокой. Начал с того, что долго объяснял, почему С.Ф. Бондарчук великий режиссер, а кончил тем, что отнял у него экранизацию «Войны и мира». Ладно, я был неправ. В истории, в том числе истории кино, нет сослагательного наклонения. Сегодня исполнилось 20 лет со дня смерти Бондарчука, это великий режиссер, честь ему и хвала!  

  • Еще Бондарчук собирался взять на роль Пьера Безухова Андрона Кончаловского, но в конце концов сыграл эту роль сам. Неимоверно трудно, конечно, было сочетать режиссуру с исполнением такой большой роли, но ничего не поделаешь: Бондарчук понял, что Толстой писал этого персонажа под него, а не под Кончаловского.

 

С.Ф.Бондарчук в кабинете Л.Н. Толстого в Ясной Поляне

 

 

 

Автор С. Бакис

 
По вопросам приобретения книги С. Бакиса «Допотопное кино»
можно обратиться по тел.: +38(067) 266 0390
 (Леонид, Киев).
или написать по адресу: bakino.at.ua@gmail.com
 
Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо. 
С.Бакис 

 

                             

Категория: Сергей БОНДАРЧУК | Добавил: ovechka (20.10.2014) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 2358 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: