Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [70]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Пятница, 29.03.2024, 15:57
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Стенли КРАМЕР

«Нюрнбергский процесс», «Мефисто»

Режиссер Стенли Крамер. Сценарист Эбби  Манн. 1961. 

Режиссер Иштван Сабо. По одноименному роману Клауса Манна. Венгрия. 1981

   

 

                                      Сотый раз в первый класс

Для тех, кто сейчас не охвачен патриотическим подъёмом и кто, тем более, следит за делами в России со стороны (как, например, я), происходящее там прежде всего удивительно. Как будто Россия вдруг из средней школы или восьмилетки вернулась в начальную. Господи, сколько уже сочинено на свете книг вроде «Мефисто» Клауса Манна или «Дома на набережной» Трифонова. Сколько снято фильмов вроде «Нюрнбергского процесса» Крамера или «Восхождения» Шепитько.  Сколько умных статей напечатано, страстных речей с трибун произнесено и умного базара на кухнях набазарено насчет того, что человек не должен вестись на крючок официозного патриотизма, а должен прислушиваться к голосу своей совести.  Должен иметь свою голову на плечах, не давать себя оболванить. Не ходить на пиры ни к чужим, ни к своим, пусть ты даже превратишься в отщепенца. Не играть в азартные игры с дьяволом, его не обыграешь. Не выполнять людоедских приказов ефрейтора или подполковника, даже если под трибунал угодишь.  Не ступать на скользкую дорожку компромисса – «коготок увяз, всей птичке пропасть», «ложью весь свет пройдешь, да назад не вернешься». Игнорировать сакраментальный вопрос «Вся рота не в ногу, один ты в ногу?» и  держать в голове совсем другие сентенции: «Слово правды весь мир переборет», «И свет во тьме светит», «Не бойся мирского суда, бойся Божьего», «Не стоит село без праведника». Уже сам факт, что идея «конформизм постыден и чреват» выражена на сотни ладов в народном фольклоре, показывает, что в этой идее нет ничего свежего. Элементарно, Ватсон. И тем не менее с остолбенением наблюдаешь, как люди с высшим, казалось бы, моральным образованием со всех сторон бегут, задрав штаны, не то что даже за комсомолом или пионерами, а за первоклашками и дошколятами. А без метафор, они бегут за мерзавцами или придурками вроде Сергея Маркова, Михаила Леонтьева, Доренко, Соловьева или Жириновского. Уж казалось бы, тут даже и размышлять не надо, ориентир очень простой, по Бродскому: «Раз Евтушенко против колхозов, я за».  Раз Дмитрий Киселев за Крымнаш, я против, ну просто чтобы не присаживаться с Киселевым на одном гектаре. Так нет же, вот присели роты, полки, дивизии светлых личностей кучно на корточках вокруг Киселева и пердят по его отмашке.

Кружится, мчится Земшар
В зоне огня.

 Возле меня бег пар,
возле меня,

возле меня блеск глаз,
губ зов,

жизнь начинает свой сказ
с азов.  

Николай Асеев. «Двое идут». (1950)

Азы. Асеев пишет о них без всякой тени сокрушенного вздоха. Видно, ему по душе задорный, боевой 1950-й, самая глухая совковая пора, с тогдашним разгаром русского национализма, кампанией против безродных космополитов и проч. См. «Хрусталев, машину!» Или пиит ничего не замечал? Забыл, что азы еврейских погромов Россия уже проходила? Что уже бегали пары, тройки и сотни от черной сотни, от казацкой шашки, что хорошего-то?  Теперь, в 2014-м, опять песня в той же тональности, пусть с другим текстом. Ужас.  И более того – чудеса.

Кто-то скажет: «И никаких вовсе чудес. Рыба ищет, где глубже, человек, где лучше. Быть конформистом безопасно и выгодно, вот и все. Урок истории только один: никаких уроков   истории нет».  

Но не все так просто и прямолинейно. Стащить в темноте, что плохо лежит, тоже выгодно, однако большинство людей воздерживается. Все же человечество, что ни говори, заучило Десять заповедей. Не назубок, со сбоями, но все же успехи налицо. Само то, что мир полон лицемерия, есть проявление морального прогресса: в каменном веке, чтобы пристукнуть слабейшего, не надо было придумывать всякие благовидные отмазки: бац по голове, и твоя жена – моя жена.

Но вот прогресса по части уменьшения конформизма не наблюдается. Почему? Я думаю, потому что:

# 1. Конформизм сам по себе не хорош и не плох. Это просто жизнь. Без приспособления к окружающей среде нельзя. В Десяти заповедях ничего против конформизма не сказано.

#2. Массовый патриотизм  может быть одной из форм конформизма. Он бывает хорош и плох в зависимости от обстоятельств. Что было бы с Россией без патриотизма в 1812 или 1941 году?

# 3. Человеческому сознанию трудно дискриминировать между хорошим и плохим патриотизмом. Анна Ахматова со скорбной гордостью писала в «Реквиеме»:

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.

Это пример хорошего патриотизма. Но в какой-то мере и пример плохого: Ахматова как бы упрекает тех, кто смотался от русских ужасов под «чуждый небосклон»; она, видимо, считает, что если ты не мазохист, то ты изменник.

Даже просвещенная, осененная высоким духом Ахматова так думает! Так что же говорить о более заурядных людях, неважно, очень или не очень образованных? Они тоже хотят быть со своим народом и осуждают всяких макаревичей и шендеровичей, со своим народом быть не желающих.  Ведь это очень трудно – различать, когда нужно быть патриотом, а когда патриотизм – «последнее прибежище негодяев». Гораздо легче в одном каком-нибудь режиме: или всегда «с гурьбой и гуртом», как Сергей Михалков, или вечно против, как Новодворская.  Это очень разработанное моральное чутье надо иметь, чтобы вместе, вместе, вместе, и вдруг почувствовал: стоп, вот тут не могу вместе, тошнит. Или против, против, против, и внезапно заклинило: тоска, надоело, хочу «труда со всеми сообща и заодно с правопорядком».  (Заметьте: про гурьбу и гурт сказано Мандельштамом, про труд со всеми сообща Пастернаком, и сказано вовсе не презрительно: первый не отделяет себя от гурта, второй выражает свой идеал существования в социуме).

# 4. В общем, так: в процессе эволюции у человека выработалось множество тонких избирательно-приспособительных механизмов, но механизм социального приспособления (конформизм) остался примитивным.  Человеку трудно отличить случай, когда Минин машет правицею: "Бей ляхов!", от случая, когда Путин подмигивает левым глазом с окосицею: "Бей хохлов!". Могут сказать: «Ну тут есть четкое различие: ляхи на русской земле по-своему хотели, а хохлы на своей собственной по-своему хотят. Чего  нам туда соваться"? Но в таком случае - не стоило нашим волонтерам и в разборки между испанскими республиканцами и фашистами соваться? А хохлы - они ведь фашисты наших дней, или как? Да чего там, они, хохлы, тоже нашу землю хапнули! Или, по-вашему, Крым – ихняя земля?

# 5. Ну так, может, Бог подсобит-сподобит правильно сориентироваться? «Не убий» и т.д.? Э нет, мы христиане, но не всепрощенцы. «Пусть ярость благородная вскипает, как волна» - это  правильная была песня, она в июне 41-го повлекла неверующих и верующих на призывные пункты мощней, чем газетные  призывы. И вообще, люди в подрясниках мало чем отличаются от прочих. Забейте на гугле «Путин  Кирилл»: долго придется двигать фотки вниз и вниз, пока исчерпаются запечатленные в братском единении владыки  мирской и церковный.

# 6. Есть тесты, позволяющие отличить вредный холестерин от полезного. Но тестов на определение  хорошего и плохого конформизмов нет и не будет. Сам же конформизм как механизм социального приспособления может быть искоренен только вместе с человеком. И это значит, что на любом историческом раздорожье люди  «со стороны» или личности с генетической неподверженностью «стадному инстинкту» (которая есть  пусть благородная, но аномалия) будут вновь и вновь таращить глаза на толпы взрослых людей, бегущих в 1-й «А» класс.

# 7. Надежды изменить описанный алгоритм социального поведения нет. Так зачем это все написано? Мысль очень простая. Не надо чохом зачислять этих регрессивных первоклашек в сволочи и отморозки.  Задумаемся: индивид без развитого чувства общности с массой – в некотором роде тоже отморозок. Или, скажем, аутист. Мы обзовем  отморозками их, они нас… что дальше?  Да, невозможно раз и навсегда дать формулировку, что такое хороший патриотизм и чем он отличается от плохого. Но опыт жизни выработал в каждом из нас интуицию на хороших и плохих людей.  Надо  прислушиваться к ее негромкому голосу. Среди «патриотов» и «антипатриотов»  равно встречаются
А) негодяи;
Б) приспособленцы, временщики;  
В) люди слабо информированные; 
Г) люди искренне заблуждающиеся;  
Д) люди честно следующие своим убеждениям. 

Категории В-Д с обеих сторон могли бы вести нормальный диалог.      

Стенли Крамер (1913-2001)

 

Иштван Сабо (1938)  

Смотреть фильмы он-лайн:

"Нюрнбергский процесс"

 

"Мефисто"

 

Написать письмо автору

 
По вопросам приобретения книги С. Бакиса «Допотопное кино»
можно обратиться по тел.: +38(067) 266 0390
 (Леонид, Киев).
или написать по адресу: bakino.at.ua@gmail.com
 
Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо. 
С.Бакис 
Категория: Стенли КРАМЕР | Добавил: ovechka (03.12.2014) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 1138 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: