Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [70]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Пятница, 29.03.2024, 01:37
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Виталий МЕЛЬНИКОВ

«Отпуск в сентябре»

Режиссер и автор сценария Виталий МЕЛЬНИКОВ. По пьесе Александра Вампилова «Утиная охота». Снят в 1979 г., вышел на экраны в 1987 г.

 
 
 
Этот текст является тематическим продолжением рецензии на фильм «Валентина», и многое из того, что было сказано там, можно было бы сейчас повторить. Не делая этого, отсылаю читателя к этой рецензии и перехожу к Виктору Зилову, герою «Утиной охоты» - пьесы, ставшей основой фильма Виталия Мельникова. В качестве завязки разговора опять предоставляю слово замечательной и проницательной Майе Туровской: не думаю, что кто-нибудь сумел охарактеризовать Зилова лучше, чем она: «Шаламов служит следователем в Чулимске и мечтает о пенсии. Зилову и мечтать не надо – его служба в условно и буфонно изображенном некоем учреждении (условность эта – не упущение автора, а выражение универсальности типа) – это своего рода пенсия по инвалидности души. <...> Сверхтекучесть его нравственности, морали, жизненных устоев и даже личных чувств такова, что ни в чем и ни по какому поводу на него положиться невозможно. В этом секрет жизненности удивительно схваченного характера Зилова и, если хотите, его «отрицательного обаяния» (есть в лексике театра такой психологический оксюморон). «Небрежность и скука» Зилова выражают... состояние общественного индифферентизма, идеала, павшего почти до нуля. <...> Он обманывает и предает всех подряд с каким-то даже вдохновением: своих сослуживцев и приятелей, шлюху-любовницу, преданную жену и наивную «невесту». Это растление такое глубокое, что оно затрагивает не только сферу общественного бытия Зилова, но и глубочайшие слои его личности, его природного, биологического существа».
Сказанное Туровской вряд ли нуждается в комментариях. Остановлюсь только на ее замечании насчет «отрицательного обаяния» Зилова. У меня была знакомая, американская славистка. Как-то она попросила меня составить ей список русских фильмов, которые были бы не просто хорошими, но отражали бы некие вехи в социальном развитии СССР и далее России. Список, который я ей вскоре вручил, включал, наряду с «Весной на Заречной улице», калатозовскими «Журавлями», «Покаянием» и т.д., следующие три картины: «В четверг и больше никогда» Анатолия Эфроса, «Полеты во сне и наяву» Романа Балаяна и «Отпуск в сентябре». Тем, кто видел эти фильмы, не нужна слишком большая проницательность, чтобы заметить родство первых двух с третьим: их герои принадлежат к тому же социально-психологическому типу, что и Зилов (не случайно главную роль в картине Эфроса играет тот же Олег Даль). Исправно посмотрев «Полеты во сне и наяву» (1982), моя знакомая удивленно сказала мне: «The main character seems to be shown with obvious sympathy, but I really can’t see what’s so nice about him, he’s just a sob”. ("Главный герой показан с явной симпатией, но я не могу понять, что в нем такого хорошего: он просто сукин сын”). Она попала в точку, но что я мог ей сказать? Что суперобаятельный Олег Янковский специально выбран на роль сукина сына, потому что, как говаривал Иосиф Виссарионович, его герой Сергей Макаров – это наш сукин сын? То есть, разумеется, наш - не советский-просоветский, а наоборот, наш  - интеллигентски-антисоветский? Что этот Сергей не так просто всюду лажается и всех, кто рядом, лажает, а это, well, my fair lady, его форма протеста против блядской совковой жизни?
В этом есть что-то знакомое, да? «Моя душа испорчена светом...» -  не забыли из школьного курса? Печорин тоже шокировал друзей граничившим с предательством пофигизмом и измывался над любившими его женщинами, потому что высший свет (а если уж на то пошло, так и весь дольний свет) так пошл и подл. 
Герои "Утиной охоты" и фильма Балаяна, при всей ужасности, могут показаться кому-то (как из числа других - женских - персонажей, так и из числа зрителей/льниц) бесстрашными, поскольку они пытаются искупить свою мертвенность самоубийством. Но ведь только пытаются. Чуть-чуть не считается! (Это похоже на то, как компьютер, бывает, настолько сходит с ума, что его и выключить невозможно).
Я больше не буду рассуждать о «Полетах», считая фильм Балаяна по сценарию Виктора Мережко хотя и показательным для настроений советской интеллигенции «эпохи застоя и нарастания негативных явлений», но эстетским и недостаточно серьезным. Иное дело картина Мельникова по Вампилову – тут есть о чем поговорить. И в первую очередь – об игре Даля. Которая, по моему мнению, искажает то, что хотел сказать Вампилов, и заводит фильм совсем «не в ту степь». Начать с того, что, по моему мнению, Даль попросту играет Зилова не так уж прекрасно, как принято считать. Плохо, когда исполнитель по своим психофизическим данным, и вообще по своей сути, не соответствует исполняемой роли. Но иногда плохо и противоположное: когда он уж слишком на него похож. Даль был так похож на Зилова, что решил: тут и играть-то нечего, надо просто быть собой. И он в четверть силы сыграл живущего в четверть силы человека. Но играть-то надо всегда энергично – даже когда играешь вялость. Зилову надоело жить – и Далю с самого начала как бы надоело играть утомленного жизнью Зилова. Дурная бесконечность.
Но дело даже не в этом. Дело в роковом заблуждении. Даль сыграл у Эфроса Печорина, и по инерции он играет и Зилова, будто это Печорин, - играет личность демоническую, некую современную реконструкцию байронического героя. Но это не то, не так! Зилов, скорее, персонаж из Максима Горького: некое возродившееся  в скучную до чертиков эпоху советской НТР (научно-технической революции) порождение «свинцовых мерзостей» русской жизни,  с ее скотством и идиотизмом. Зилов нравственно слеп и глух, как мужики из жестоких горьковских рассказов. Отношение Зилова к женщинам – не демонический садизм Печорина, а свинство жлоба. Даль не хочет этого понимать и играет «демона», как все женщины вокруг Зилова не понимают, что он скотина и энергетический вампир, подпитывающийся их энергией, чтобы кое-как еще волочить ноги по земле (это знаменательно и характерно: у всех «зилоидных» героев – феноменальный успех у женщин; видимо, такой тип пропадающего «с гибельным восторгом» на глазах у бела света симпатичного мужчины вдохновляет женщин на то, чтобы исполнить свое главное предназначение - спасти мужика).
Я допускаю, что Зилов поначалу может казаться обаятельным и достойным сочувствия – но лишь поначалу. Потом, если по Вампилову, сочувствие должно уступить место неприятию... раздражению... гневу... даже ужасу. Я отнюдь не та наивная американская институтка-славистка, и я не могу назвать себя строгим моралистом, но я искренне чувствовал диссонанс между объективным смыслом поведения Зилова и тем, как его играет Даль – сочувственно от начала до конца. Что, заметьте, не исключает ненависти Даля к Зилову (как, быть может, он ненавидел «по жизни» и самого себя). Но ненависть –  иногда любовь наоборот: так у Печорина, который именно ненавидящий себя эгоист (по-старому – эготист, что не совсем то же самое: первый элементарно живет для себя, второй, вольно или невольно, не видит на свете ничего, кроме себя - это может быть для него проклятием, но ничего не поделаешь). Зилов же не любит себя и не ненавидит себя: он себе глубоко безразличен, вот и всё. А человек глубоко себе безразличный гораздо опаснее себялюбца: такой очень легко может стать моральным шахидом.
Кто-то прочитает это и подумает: «Ишь какой строгий судия! А жалость где? Не заслуживает ли ее каждый человек? И вообще, на себя бы лучше посмотрел». Смотрю. И вижу в себе Зилова. Человечность «Утиной охоты» именно в том, что она заставляет нас увидеть собственное уродство и ужаснуться, а не в том, что мы вздохнем и скажем: «Нет в мире виноватых».
Находить же для оправдания Зилову социальные детерминанты – все равно что делать то же самое по отношению к шахиду. Даль в роли Зилова никогда не теряет «отрицательного обаяния» и тем самым романтизирует моральное шахидство. Зилов губит всё вокруг - но это же не намеренно: он же не виноват, что люди замерзают от источаемого им холода скорее, чем он сам, приспособившийся к нему, от него погибнет. Ах как красиво! А я считаю - некрасиво и виноват!
Даль заблуждался не только в трактовке вампиловского героя. Он и "по жизни" шокировал окружающих нестандартными выходками, нарушал контракты, подводил коллег. Вдруг, перед самой премьерой, отказался от главной роли в спектакле Эфроса «Обольститель Колобашкин», поставленном, в общем-то, под него; внезапно перестал ходить на репетиции «Медной бабушки», где играл Пушкина. «Чин следовал ему, он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать»... и очень крепко поддавать. А почему? «А потому, что мразь это всё и советская халтура». «А где, спрашивается, не халтура?» «Ну, положим, где-то на западе...» Но я не сомневаюсь, что, попав на запад, Даль очень быстро убедился бы, что и там такая же халтура... а то и похлеще. Играть А.С.Пушкина в спектакле Ефремова по пьесе Леонида Зорина –  бывает, знаете, и похалтурней работа. «Ну ладно, тогда, значит, всюду мразь и халтура». И не нашлось вблизи него человека, которого бы он безусловно уважал, но который не носился бы с ним, а сказал бы: «Верно, брат, мир ужасен, но наш человеческий удел – не уподобляться ему... Вот ты в чеховском фильме прекрасно сыграл, а живешь не по-чеховски*. И не по-христиански тоже. Наш удел – смиряться, терпеть и хорошо делать свое дело, да-с». Такого человека не нашлось. И Даль вытворял что хотел, пил, не соглашаясь лечиться, губил свое здоровье, орал на всех, называл хороших тихих людей «советскими пошляками», и еще вот, сыграл этого роботоподобного Зилова (недаром по имени грузовика назван) как загадочно-«печального демона, духа изгнанья». Нанеся тем самым ущерб моральному воспитанию советских людей.
Потому что Россия воспрянет ото сна только тогда, когда большинство русских людей поймет, что быть безответственным, безбашенным, безжалостным к самому себе, наложившим с прибором на все человеческие обязанности отморозком, - это никакая не красота, а одно сплошное распердяйство.

* Имеется в виду фильм Иосифа Хейфица "Плохой хороший человек" по "Дуэли" Чехова, где Даль сыграл Лаевского. Кстати, я сознаю, что мое отношение к Зилову напоминает отношение фон Корена к Лаевскому. Подобно фон Корену, я отношусь к Зилову брезгливо - почти с позиций социального дарвинизма. Не отрицаю, что в этом есть перебор: Зилов страшен, но все-таки заслуживает сострадания; он "палач", но он все же и жертва. В своей статье я "перегнул палку" в азарте полемики с теми, кто перегибает палку в сторону оправдания Зилова. 
 
 
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Виталий Мельников (1928)                                                    Олег Даль (1941-1981)
Категория: Виталий МЕЛЬНИКОВ | Добавил: ovechka (20.03.2012) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 1984 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: