Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вторник, 27.06.2017, 14:07
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Владимир БОРТКО

Опять о «Собачьем сердце» или Если бы я был режиссером

В первом тексте о картине Бортко, а точнее, о повести Булгакова, я касался тематики той и другой в целом. Теперь остановлюсь подробнее на Шарикове. В принципе, то, что я собираюсь сказать, можно было бы добавить к первой статье. Но я решил, что лучше отдельно. Во-первых, так будет более заметно. Во-вторых, то, что я напишу, имеет непосредственное отношение к свежайшим событиям нашей кипучей современности – так пусть и текст будет свежим.

Итак, Шариков. Кто он такой? Да, это жлоб, хам, невежа и невежда, социальный парвеню, порожденный советской властью, спущенный ею, как собака с цепи, на интеллигенцию, истребивший фактически эту интеллигенцию и в конце концов погубивший саму советскую власть. Все это достаточно ясно. Но это взгляд со стороны, объективный взгляд. А если изнутри, психологически? Допустим, артисту надо сыграть Шарикова, причем не так, чтобы это был просто какой-то полупес, а был какой-никакой, а все-таки человек. Артист может спросить режиссера: «Что главное в Шарикове? Должен ли я играть монстра, хулигана, агрессора?»

Если бы я был режиссером, я бы ответил:

- Нет, ни в коем случае. Шариков, в некотором роде, даже симпатичен. Во всяком случае, его жалко. Да, он смешной и жалкий.

- Так что, неужели симпатягу этакого играть?

- Нет, и это ни в коем случае. Надо прежде всего играть в Шарикове зависть, злобу и мстительность. Поскольку все это – отвратительные чувства, то, хоть ваш герой будет и смешон и жалок, он, в конечном счете, все же будет неприятен.   

- Зависть и т.д. – по поводу чего? Я, в принципе, внутренне понимаю, что вы имеете в виду, но все же нельзя ли развернуть?

- Шариков завидует Преображенскому,  потому что он чувствует, что он недочеловек. Преображенский – человек, а ему никогда чем-то подобным не стать, ведь генетически он полусобака, и с этим ничего нельзя поделать. Он любит Преображенского животной любовью – тут просто феномен импринтинга: знаете, утенок будет считать матерью не обязательно утку, а любого, кого он увидит немедленно по рождении. И он невольно преклоняется перед Преображенским, ощущая его интеллектуальное и профессиональное могущество. Может быть, мы даже придумаем мизансцену, где Шариков будет этак ластиться, прижиматься к Преображенскому. Вы помните фильм «Чужие письма» Авербаха? Там эта девчонка-хамка моет Купченко спину. В этот момент видно, что она, при всем желании поработить учительницу, контролировать ее поведение, вместе с тем влюблена в нее.  Это сложная сцена, там много всего. Вообще эта девчонка, она тот же Шариков. В русской литературе есть вечная тема – отношение интеллигенции к народу. Но есть и обратная: отношение народа к интеллигенции. Тяга к ней мужика, надежда, но и недоверие, неприязнь, хитрость, демагогия: мужик чует, что в барине есть чувство вины перед ним, и он старается на этом играть, манипулировать хозяином.  Да, но я отвлекся. То есть не отвлекся, это имеет самое непосредственное отношение к делу. Но продолжим о «нутре» Шарикова. Итак, он тоскует по себе как несостоявшемуся человеку, как, знаете, волк на  луну воет, но, осознавая безысходность своего удела, он страшно зол на Преображенского! Зачем тот его сотворил, понимая, что непременно выйдет некий урод? Думал ли ты, очкастая бородатая образина, о том, каково мне придется на свете среди полноценных хомо сапиенсов, людей в полном смысле? И отсюда две, так сказать, стратегии Шарикова. Во-первых, он постоянно требует от Преображенского льгот: мол, раз ты так виноват передо мной, так изволь сладко меня кормить, и притом не три, а десять раз в день. И притом я вот назло буду жрать руками, положив лапы, т.е. ноги на стол – ведь я же собака, да? так вот и буду вести себя как собака, а ты не смеешь меня упрекать, надо было раньше думать, а потом делать. А твои упреки, твои попытки поставить меня в какие-то рамки –  это, знаешь, возмутительное лицемерие! Сначала  провел бесчеловечный эксперимент, из которого могло получиться только нечто нелюдское, а теперь требуешь от меня, чтобы я, видите ли, вел себя как человек. Дудки! Вот щас насру тебе посреди гостиной! Вторая стратегия – он ищет себе компанию, таких же полулюдей, недолюдей, как он, всякую шелупонь подзаборную. Этот Швондер – он недаром тоже на букву ш - шелупонь, шваль, шушера. Это надо вам будет показать хорошо, как Шариков начинает уходить из дому, а потом возвращается очень довольный, видно, что он где-то хорошо провел время, в таком обществе, где никто его не унижал, ценили его. Когда я был мальчиком, у нас была домработница, молодая женщина, бежавшая из села – там им даже не делали паспортов, чтобы привязать их, заставить в колхозе работать. Но они все равно бежали, без документов, без всего. Что им было делать в городе? Только в домработницы. Таким образом, она полностью зависела от нас – но вот это ее и злило, как Шарикова. И она по воскресеньям уходила в город, и когда возвращалась, всегда бывала такая надутая, гордая, даже дерзила моей маме. Значит, она с кем-то там общалась, с кем они вместе хаяли этих  хозяев-угнетателей, даже в колхозе никто их так не угнетал! И действительно, в колхозе угнетение было "не такое", оно было, несомненно, более нещадное, но зато безличное, шло откуда-то с небес, а тут угнетение осуществлялась моей мамой, не слишком, надо сказать, требовательной хозяйкой, и тем не менее имевшей лицо. Такую персонализированную эксплуатацию слуге, во всяком случае, русскому слуге, трудней гораздо переносить. Поэтому сейчас многие русские тоскуют по социализму. Но, если бы можно было, не все, мало кто в него вернулся бы. Аня  назад в колхоз как-то не спешила. Шариков тоже считает, что, когда в бытность его собакой прохожие его пинали ногами, это было не так невыносимо унизительно, как даже мягкие воспитательные усилия Преображенского и Борменталя. Пинали анонимы, толпа, а тут пытаются как-то ограничить его самостийность два конкретных сытых господина, у-у, буржуи! Но обратно на улицу Шариков не стремится, он вместо этого повадился в домком или куда там, где Швондер его социально просвещает. Претворяет стихийное кипение души в кипение разума, в "кипит наш разум возмущенный", да?  Эх, жалко, что я вам не могу показать эту Аню нашу, она даже физически была чем-то на Шарикова…  У вас нет домработницы?

- К сожалению.

- Да сейчас они все равно другого типа. Но знаете, что я вам скажу? Вот это сравнение с домработницей, которое пришло мне в голову на ходу, на самом деле, оно не случайно.  Не случайна эта тяга Ани или Шарикова туда, где их внутренний ропот облекут в какие-то термины, помогут вербализовать эту кипящую внутри магму негодования. Потому что она сама, магма эта, изначальна, ее никто не вкладывал, это в крови. Слуга изначально ненавидит хозяина, любого, понимаете? Слуга, переставший хозяина ненавидеть, это, в сущности, и есть капитализм. Не какой-то там свободный рынок и т.д., а именно исчезновение ненависти, зависти слуги к хозяину. Подлинность капитализма как феномена можно было бы проверить таким, знаете, душевным рентгеном: перестал ли слуга на самом деле ненавидеть хозяина? Перестал продавец обувного магазина в душе презирать покупателя, которому натягивает на ногу туфлю для пробы? Я бывал в Америке, там продавцы это делают, а у нас такого нет, хотя в России тоже вроде капитализм. Но если продавец натягивает туфлю, а в глубине души ему противно, то никакого капитализма и в Америке нет, это временное явление, раз продавец не признал внутренне иерархию "хозяин - слуга", а просто терпит до тех пор, пока хозяин прилично платит...  Я уже долго говорю, но добавлю еще что-то. Только, прошу, не подумайте, что я пускаюсь в философию, как это режиссеры любят, вместо того, чтобы начинать работать на сцене, сквозное действие и т.д. Это все будет. А то, что мне хочется обязательно добавить, это не философия, а самая суть дела. То есть это философия, но и суть.  Вы не возражаете?

- Нет, конечно.

- Ну хорошо. У Ницше есть такое понятие… Между прочим, это один из самых важных, так сказать, «мемов», если использовать модное словцо, которые от него остались. Вот я, говоря о внутреннем мире Шарикова, использовал  такие слова, как «возмущение», «негодование», «злоба», «месть». Так у Ницше все это вместе объединено одним  французским словом, «ressentiment», которое так и перешло в русский философский и социологический язык – ресентимент.  Кстати, оно и в другие языки тоже перешло как ressentiment, даже в английский, где есть, казалось бы, свое слово resentment, негодование. Но ressentiment, это не негодование, не только негодование. Ницше первоначально употребил это понятие применительно к культурам или нациям, которые потерпели историческое поражение, и потом, уже в униженном, поверженном состоянии, как-то, главным образом неким подпольным образом, и тут имеется в виду не столько революционное подполье, сколько душевное, вот как «человек из подполья» Достоевского…  да, они подпольно  мстят  победителям. Конечно, Ницше прежде всего имел в виду еврейский этнос, и этот момент потом использовал Гитлер. Но сейчас речь не об этом, о другом. После Ницше, да и он сам распространил, а вернее, сузил и перенес этот, понимаете, ресентимент с исторического, социального уровня на человеческую душу. И теперь под этим понимается как раз нечто шариковское – вся сложная гамма чувств: тяга обиженного, попранного существа к своему поработителю…

- Что-то вроде стокгольмского синдрома?

- Вот как раз нет, я не думаю. Стокгольмский – это способ самозащиты такой парадоксальный. А здесь действительно тяга к более высокому уровню. Но поскольку эта тяга ничего не даст, переход на этот уровень по всяким причинам невозможен, - то чем она, тяга, больше, тем больше, тем сильнее и противотяга – ненависть к тому, к кому ты тянешься, мстительное желание ему всяческого зла, гибели. И непременно, раз ты не можешь дотянуться, то жгучее желание принизить, унизить его до своего уровня. Может быть, с некоей даже подспудной мечтой, что тогда, когда мы окажемся наравне, то можно будет от любви-ненависти перейти к полной, спокойной любви, да...  Вот такое парадоксальное, мучительное переплетение, клубок. Который, увы, никогда не заканчивается чем-то хорошим, неким катарсисом, ибо этот ресентимент, он замешан на зле, а не на позитивном. Вот эта тяга к подражанию, эта любовь к кому-то более высокому духовно, когда девушка-хамка с обожанием моет хозяйскую спину, она не развивается дальше во что-то высокое, а только, ну я это, конечно, только в качестве образа скажу, только превращается в изучение анатомии хозяйской, чтобы знать, куда при случае насмерть воткнуть нож. Страшно, да. Ну, а весь дальнейший социальный путь шариковых, их возвышение – это уже следствия ресентимента, это уже более очевидное.

- Да, страшновато. Шариков как воплощение ресентимента… Интересно. Но трудно.

- Ничего не трудно. Только, понимаете,  не надо тут ни в коем случае интеллектуализировать, это будет неуместно в отношении нашего, э-э, героя. Надо просто все это ощутить актерски, да? Ну, на сегодня все. Я только на прощанье вас что-то спрошу, вы не возражаете?

- Нет, конечно.

- Вот я говорил, говорил… Не возникли у вас некие ассоциации с чем-то, так сказать, до боли знакомым? Не надо рассусоливать, скажите коротко, я пойму.

- Хорошо, я скажу…

- Ну скажите, интересно.

- (Тихо) Россия? Путин?

- (Шепотом). Молодец! Вы все поняли! До завтра!                    

  

(1844-1900) 

 

Написать письмо автору

 
По вопросам приобретения книги С. Бакиса «Допотопное кино»
можно обратиться по тел.: +38(067) 266 0390
 (Леонид, Киев).
или написать по адресу: bakino.at.ua@gmail.com
 
Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо. 
С.Бакис 
Категория: Владимир БОРТКО | Добавил: ovechka (12.12.2014) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 317 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: