Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Четверг, 29.06.2017, 14:20
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Владимир ДЬЯЧЕНКО

«Никогда»

Режиссеры Владимир Дьяченко и Петр Тодоровский. Оператор Петр Тодоровский. Сценарий Григория Поженяна. Одесская киностудия. 1962

Соло Евстигнеева на вилках

4 марта 1992 года умер Евгений Евстигнеев. При мысли о нем - какие роли  сразу вспоминаются? Профессор Плейшнер («17 мгновений…»); профессор Преображенский («Собачье сердце»); товарищ Дынин («Добро пожаловать…»); режиссер («Берегись автомобиля»);  старый степист  («Зимний вечер в Гаграх»); вор Петя Ручечник («Место встречи…»); Парамоша, который с Ульяновым в карты играл («Бег» по Булгакову); хранитель музея («Город Зеро»).  Конечно, это лично мне припомнилось. Кто-то другой назовет что-то еще. Но другие роли,  я думаю, все-таки будут вертеться вокруг перечисленной великолепной восьмерки, как электроны вокруг ядра. Фильм «Никогда» вряд ли кто вспомнит. Хотя Евстигнеев играет в нем главную роль: это его первая главная роль в кино (а много ли главных ролей он вообще сыграл?) Дело не в том, что   картина старая. «Добро пожаловать…» - всего на два года моложе, а товарища Дынина всякий помнит (то есть всякий старпер). Значит, объяснение надо искать в другом. 

Согласно фильмографии Евстигнеева, выловленной мною в инете, он впервые появился на экране в 1957 году и сыграл до «Никогда» около десятка ролей, среди которых были эпизоды в выдающихся или заметных фильмах, как-то: водитель грузовика («Баллада о солдате»); мотоциклист по вертикальной стене («Человек идет за солнцем»); сосед Ольги («В трудный час»); Николай Иванович («Девять дней одного года»). Да кто такой Николай Иванович? Это скептичный физик, который на дне рождения Гусева прикидывал на салфеточке, реально ли в ближайшем будущем послать ракету на Марс. Евстигнеев был похож на физика. И на водителя, и на мотоциклиста, и на «соседа Ольги». Поначалу его использовали в кино не так, как впоследствии, не как блестящего характерного артиста, а как артиста, в общем, типажного, как социальный тип. Лицо Евстигнеева, простонародность которого (Евстигнеева и лица) впоследствии стала для зрителей как бы маской, за которой могло прятаться что угодно:  хитреца, ироничность, незаурядная глупость, незаурядный интеллект, низкие намерения и даже «высокое происхождение»…  в любом случае, нечто уникальное,  - оно вначале использовалось как таковое, как лицо обыкновенного русского человека, одного из тех, кого каждый день встречаешь на улице. В тех ранних ролях не было позднейшего алмазного блеска, но был ли Евстигнеев - сосед Ольги, мотоциклист, Николай Иванович, был ли он менее интересен, чем Евстигнеев - профессор Преображенский? Как сказать, как сказать. Алмаз – это, безусловно, драгоценность, но все-таки это стекло, дорогое стекло. Ранние роли были из дерева, глины, смолы, словом, чего-то органического. Интересно было наблюдать не за Евстигнеевым как Евстигнеевым, с его  гениальными, но все-таки отшлифованными, все-таки узнаваемыми примочками, а за людьми, которых он играл. Я помню эпизод из фильма Лиозновой «Им покоряется небо» (1963), в котором он исполнял роль начальника авиаконструкторского бюро. Начальник принимает в своем кабинете жену испытателя МИГа, с крушением которого она в один миг стала вдовой. Он спрашивает женщину: «Можем ли мы чем-то помочь?» «Нет, ничего не надо», - отвечает та с каменным лицом. И вдруг она заметила миниатюрную модель МИГа на рабочем столе  начальника, МИГа той серии, испытывая которую, муж погиб. «Можно я возьму это?» Пауза. После которой начальник отвечает: «К сожалению, нет». И больше ничего. Но столько сдержанной муки и чувства вины в глазах этого обремененного ответственностью, облепленного сверхсекретными допусками, усталого железного человека… Мне запомнился именно человек, этот советский начальник, а не Евстигнеев. Но я вполне мог бы и забыть его. (Не забыл, наверное, потому, что работал в 63-м году киномехаником и раз пятьдесят крутил этот фильм).

Возвращаясь к роли Евстигнеева в фильме «Никогда», можно предположить, что и она не врезалась намертво в нашу память потому, что мы запомнили не артиста, а человека, некоего Александра Ивановича. Мы запомнили его, а потом забыли и его имя, и его самого, как забываем мимоходом встреченных по жизни людей, даже тех, которые чем-то заинтересовали нас. Советские газеты называли «наших» разведчиков «бойцами невидимого фронта». Артисты, игравшие в советском кино «обыкновенных» людей, таких, которых на восходящем этапе своей звездной траектории играл и Евстигнеев, тоже были «бойцами невидимого фронта»: их актерские подвиги были незаметны тем более, чем лучше была сыграна роль; «лучше» означало «точнее», а «точнее» означало «сырее», «серее» и предполагало  повышенную вероятность того, что роль неразличимо сольется в памяти зрителей «с жизнью» и вскоре забудется.

На этом первую часть текста можно считать законченной.

Переходим ко второй. Ее можно начать фразой, которую  часто употребляет герой этого фильма: «Ну это все лирика». Все сказанное в первой части, может быть, и красиво, и верно в общем виде, но есть  другое, простое и суровое объяснение того, почему роль Евстигнеева в «Никогда» не запомнилась: это довольно слабая картина, и Евстигнеев играет в ней не очень убедительно. Это не его вина – просто ему трудно было убедительно сыграть, сценарий Поженяна не давал такой возможности. Это может показаться парадоксом, но эпизодическую роль легче убедительно сыграть "из ничего", чем главную. Хотя роль Алехина, казалось бы, очень интересная.

Фильм начинается с того, что Александр Иванович приезжает в некий большой город, по-видимому, Одессу. Он приехал, чтобы стать директором судостроительного завода, заменить предыдущего директора, который со своими обязанностями не справился. Это довольно еще молодой человек, но уже опытный руководитель: на стене квартиры, в которой Алехин поселяется, он развешивает фотографии кораблей, которые под его руководством сошли со стапелей на других верфях. Александр Иванович энергично берется за дело, и оно начинает двигаться живее – человек он, видимо, очень толковый. Но, с другой стороны, он человек сухой, холодный, неконтактный. Похоже, он полагает, что человеческие контакты с подчиненными не только необязательны, но даже вредны: зачем они, если люди просто должны выполнять свои служебные обязанности, а он как руководитель должен с них требовать? С такой установкой в мозгах, Александр Иванович постоянно рубит с плеча, режет по живому, увольняет людей при первом нарушении и т.д. Читатель может заметить: «Что же в этом интересного? Оторвавшийся от народа руководитель – довольно избитый образ в советской литературе и кино, даже сталинского извода. Ну оторвался он, ну зазнался, ну забыл, что сам вышел из народа. А народ-то, он умный, он все понимает, и он в конце концов вправляет этому типу мозги, и тип в финале задумывается над жизнью, доходит до него, что что-то он делает не так, надо в корне менять свое отношение к людям и жизни. У фильма открытый конец, да? Герой смотрит в пустоту, курит там, или идет куда-то вдаль, и ветви хлещут его по зажравшемуся лицу, да? А посередине фильма есть какой-нибудь аврал, в ходе которого рабочие показывают, что они никакие не лодыри и неумехи, как он считал, а наоборот, умехи и герои. Так?» Угадали. Есть и умный народ, и аврал, и открытый финал: красавец-корабль лег на волну, а Александр Иванович лег дома на тахту, и курит, и думает…  Но дело в том, что в фильме есть еще одна линия: отношения Алехина с женой, причем… «Ха, с женой! Было и это у Семена Бабаевского! Жена тоже замечает, что он оторвался от народа, и она хоть жена, но все-таки член общества, и не может ему не указать в мягкой форме – ведь она все-таки любит его, - что он неправ. А он ей: да ты, мол, не понимаешь производственных отношений, не лезь не в свое дело, я тебя люблю, ты меня любишь, и давай в койку. Ну, в койке их, конечно,  не покажут, не тот стиль, но надо так понимать. А ей вот, нет, ей одной койки недостаточно, не царские времена. И она уходит от него, да? И когда он в финале курит там и обдумывает-передумывает житуху, он ее и в личном плане передумывает, да?» Ну да, да. Опять угадали.  Но все же есть нюанс. Жена уходит не из-за того, что Александр Иванович далек от народа, а из-за того, что он от нее далек. Он неконтактный, некоммуникабельный человек не только на работе, но и в личном плане. Он любит жену, но не умеет выразить свою любовь, не умеет вообще выражать чувств. Александр Иванович – несчастный, в сущности, человек, он машина, сознающая кусочком оставшейся у нее души, что она машина, и страдающая от этого. Страдающая, но до поры до времени упорствующая в своей машинности, уверенная, что оно так и надо. Отчего Александр Иванович в этом уверен? Надо полагать (хотя в фильме никаких намеков на это нет), оттого, что он порождение сталинского времени, превращавшего людей в винтики или машины. Вот этот поворот темы:  фильм не про отгородившегося от народа руководителя, а про отгородившегося от собственной души человека – он нов, у Бабаевского такого не было и быть не могло. В этом повороте выразилось то, что перед нами фильм 1962-го, а не 1952-го года.

Ну что же, тогда, выходит, «Никогда» – хороший, интересный фильм? Да нет, не выходит. Вы заметили, сколько раз я употребил слова «кажется», «по-видимому», «вероятно», «наверное»?  Потому что свежесть и новизна фильма – это не то, что в нем есть, а что предполагается, что должно было бы быть. Какой-то писатель - кажется, это был  Чехов - отозвался о произведении собрата по перу: «В нем много нового и верного. Но то, что ново, неверно, а что верно, не ново». Применительно к «Никогда» можно переделать так: «Новое недовыражено, довыраженное не ново». Конечно, фильм снят в щемяще раннем 62-м году, и это дебют Тодоровского в режиссуре, и не все можно было в те времена сказать ясно и до конца. Но все-таки приходится слишком напрягаться, заставляя себя не замечать схематичности сценарных ходов фильма, слишком часто принимать намерения за результат и предполагаемое за наличное. Алехин толковый руководитель? Но мы не видим этого – наоборот, он кажется руководителем очень плохим. И как он мог добиваться высоких "производственных показателей", если настолько (на грани утрированности)  лишен способности говорить с людьми, объяснять им, чего он хочет? Можно ли вообразить, чтобы Серафим Иванович Огурцов из "Карнавальной ночи" был эффективным менеджером?  Или возьмем другой тезис фильма: народ умный, все понимает. Судя по тому, что мы видим, народ очень сер. Попытки авторов продемонстрировать, что это не так, довольно неловки.  Вот заводские ребята и девчата "бацают" под магнитофон. Случайно среди танцевальных мелодий затесалась запись какой-то вещи Баха. Один из ребят - ну конечно же, тот самый сварщик, которого Алехин уволил "за разгильдяйство" - перестает танцевать, присаживается, задумывается... За шесть лет до "Никогда" Тодоровский-оператор снял фильм Хуциева и Миронера  "Весну на Заречной улице", в котором был эпизод  прямо противоположного смысла. Парень-сталевар (Николай Рыбников) слушает по радио концерт Рахманинова, вернее, следит за тем, как учительница, в которую он влюблен, слушает эту "сложную" музыку, и украдкой зевает. Режиссеры не постеснялись показать, что Рахманинов до него не доходит, потому что  им прежде удалось убедить нас, что внутренний мир у этого не дюже образованного парня наличествует, говоря менее выспренно - что у него есть душа, развитость которой не обязательно коррелирует с образованием (учительница, со всей ее интеллигентностью, как раз менее душевно чутка, чем он).  В "Никогда" сварщик потрясен Бахом, чтобы до нас дошло: ох, не прост, совсем не прост наш простой советский человек! Но это же смешно. Не менее наивны "по-чеховски тонкие" способы авторов фильма продемонстрировать душевную отмороженность Алехина. Его жена вдруг попросила соседа-рабочего, красивого мускулистого парня, повести ее на пляж. Лежит с ним на песке, хохочет, чуточку кокетничает. Это вызвало у Александра Ивановича ревность, которую мы должны приписать его психологической тупости: он не понимает, что жена любит его, что она просто так пошла с парнем на пляж, ну что такого? А то такого (выражаясь по-одесски), что мужней жене негоже ходить со всякими мускулистыми парнями на пляжи, и мужу вовсе не надо быть зомби, чтобы ему такое не понравилось. Жена же столь экстравагантным поступком производит впечатление вовсе не умницы, какой ей, судя по схеме фильма, надлежит быть, а феминочки легкомысленной и бестактной. В общем, то, что в фильме примитивно, действительно примитивно, а что в нем тонко… тоже примитивно. В начале картины звучит «модерновая» синкопическая музыка феноменального композитора Олега Каравайчука. Фильм хотел бы быть на уровне этой музыки, - но даже до самой низкой ее октавы не дотягивается.

Итого: «Никогда» - не очень интересный фильм… но в нем есть заявка на интересное. Не хочу сказать, что он был предвестником таких картин, как «Крылья» и «Долгие проводы» (обе по сценариям Натальи Рязанцевой, и в обеих явлены – а не заявлены – психологические типы, в чем-то родственные Алехину) или пьесы Игнатия Дворецкого «Человек со стороны» с ее героем  – роботом НТР  Чешковым.  Предвестник не предвестник, а что-то витало в воздухе, и это что-то краешком залетело в «Никогда».

Впрочем, в этом фильме есть один хороший без всяких скидок эпизод. Алехин, желая как-то сблизиться с народом, приходит на скромную свадьбу рабочего. Выпив штрафную, он говорит: «А отчего же нет музыки? Дайте что-нибудь ритмичное». По магу врубают румбу  - и Александр Иванович начинает  отбивать ритм вилками по столу. Класс! Виртуозно! Но что-то слишком жесткое есть в этом ритме. А главное, Александр Иванович так увлекся… вот уж и румба кончилась, а он все лабает и лабает. Народ безмолвствует.  

Мало того, что этот эпизод, единственный в картине, по-настоящему киногеничен; за какую-то минуту суть характера Александра Ивановича  выражена здесь так, как не удалось за остальные полтора часа фильма.

Молодцы все-таки Дьяченко и Тодоровский!

А с другой стороны, им просто повезло. Даю голову на отсечение, что этого эпизода в сценарии не было. Евстигнеев гордился виртуозностью своей игры на вилках, кажется, больше, чем актерской виртуозностью… вот и нашел случай блеснуть. «Когда б вы знали, из какого сора…»

Петр Тодоровский (1925-2013).
(Вот кто должен был сыграть Остапа Бендера – тем более, что Тодоровский, вообще-то, одессит!)

Фото второго режиссера фильма найти в И-нете не удалось. 

Дьяченко Владимир Петрович. Родился 3 июля 1934 г. в Москве. Учился в Московском станкостроительном институте (1953-1955). Окончил режиссерский факультет ВГИКа (1962, мастерская Л. Кулешова). Был режиссером Одесской киностудии, затем - киностудии "Мосфильм". Режиссер фильмов: "Никогда" (1962); "Бесстрашный атаман" (1973). Скончался в 1998 г.

 

             

Григорий Поженян (1922-2005)  

 

Смотреть фильм он-лайн:

 

 

 Написать письмо автору

По вопросам приобретения книги С. Бакиса «Допотопное кино»
можно обратиться по тел.: +38(067) 266 0390
 (Леонид, Киев).
или написать по адресу: bakino.at.ua@gmail.com
 
Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо. 
С.Бакис 
 
Категория: Владимир ДЬЯЧЕНКО | Добавил: ovechka (05.03.2015) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 376 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: