Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Пятница, 18.08.2017, 22:03
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Владимир ВЕНГЕРОВ

"Два капитана"

Режиссер Владимир Венгеров. Сценарий Вениамина Каверина и Евгения Габриловича по одноименному роману Каверина. «Ленфильм»

                                Читать текст, открыв этот ролик!

                                       Говорит Вениамин Каверин


Не путать с телесериалом Евгения Карелова 1976-го года и тем более со стебными «Двумя капитанами 2» Сергея Дебижева. Я - о фильме Венгерова 1955-го.

(Но читать все-таки под музыку Евгения Птичкина из сериала, а не под музыку Олега Каравайчука из фильма. Каравайчук, хоть и выдающийся кинокомпозитор, все-таки к "Капитанам" сочинил не так классно, как Птичкин).

Подумаю о том старом фильме – и сразу возбуждается целый рой воспоминаний и мыслей...

1). Самое раннее воспоминание, однако, – все-таки не о фильме, а о постановке по «Двум капитанам», которую я видел в нашем Черновицком театре дошкольником. Саней Григорьевым, я думаю, был Олекса Срибный, очень талантливый артист, игравший еще  в «Ревизоре» Хлестакова. Запомнилось, как истекающий кровью Саня полулежит под красивой сосной на мшистом бутафорском пригорке, а подлый Ромашка, излив на него  напоследок всю свою жгучую ненависть, удаляется в закулисно-лесную глубь. Впрочем, я не до конца уверен, что Срибный играл Саню, а не Ромашку. Если последнее, то эта роль предрекла его судьбу. Срибный неожиданно исчез из театра: ходили темные слухи, что его заподозрили то ли в воинском предательстве, то ли в службе у оуновцев, и он то ли скрылся, то ли был посажен. Много лет о Срибном не было ни слуху, ни духу, а потом слух возник: он вернулся на сцену своим голосом, участвуя в украинских радиоспектаклях (возможно, он работал и в каком-то небольшом театре). Во всяком случае, его карьера оказалась несоразмерно скромной по сравнению с его актерскими возможностями.

2). В фильме меня восхищал Саня – Александр Михайлов. Я до болезненности обожал этого популярного в пятидесятые годы артиста. Потом он еще  довел мое обожание до полного отпада ролью Дурова в картине К.Юдина – Б.Барнета «Борец и клоун». Болезненность моей любви происходила не только от ее накала, но и от того, что Михайлову-актеру, кого бы он ни играл, была свойственна краска  печали и надлома. Возможно, он предугадывал недолговечность своей славы? После Сани Григорьева, сыгранного в 33 года, он вскоре появился еще в одном фильме, а потом необъяснимо исчез со звездного небосклона. В жизни-то он, в отличие от Срибного, продолжал непрерывно существовать и дожил до семидесяти лет, играя мелкие роли во МХАТе. (Мелкие! А в пору своей звездности он уже было стал играть там главные роли. До чего все же подл театр – не только МХАТ, а любой: снобистски-пренебрежительно относясь к кино, он тем не менее использует для саморекламы экранную раскрученность своих актеров).

3). Сейчас меня умиляет краткость фильма: довольно толстый роман Каверина уложился (был уложен сценаристами – самим Кавериным и Габриловичем) в story, длящуюся на экране полтора часа. «Из-за ограниченного экранного времени в фильме отсутствуют многие заметные персонажи — Петр Сковородников, доктор Иван Иваныч, Гаер Кулий, лишь вскользь показана сестра Сани. В фильме не рассказывается, как погибли родители Сани и умерла его сестра. По книге, самолёт сел на очень большом расстоянии от места гибели экспедиции капитана Татаринова, и экипажу, чтобы выйти к людям, пришлось очень долго идти по заснеженному берегу, поневоле повторяя путь последних участников полярной экспедиции. По книге Саня Григорьев из Энска приезжает в Москву. В фильме большая часть действия происходит в Ленинграде». Википедия.

Ну да, в Ленинграде, потому что фильм снимался на «Ленфильме», и так было дешевле. И многие другие решения экранизации были определены сугубо прагматическими соображениями. Но погодите снисходительно улыбаться! В краткости этой картины, вообще в краткости старого кино была своя прелесть. Она побуждала создателей фильмов к сценарной изобретательности, образности формы, пружинности ритма, а зрителей – к активному, мобилизованному восприятию. Короче говоря, те фильмы были более художественны, чем теперешние (в свою очередь, уступая в художественности фильмам немым, где самые сложные мысли авторов и оттенки чувств героев могли выражаться исключительно визуально). Продолжительность «Двух капитанов»-1955 – девяносто одна минута, «Двух капитанов»-1976 – 433. Телесериал куда подробнее – но интереснее ли он? Большой вопрос. 

Кстати, другой роман Каверина, «Открытая книга», тоже сначала был экранизирован как односерийный фильм, потом – как девятисерийный телефильм. Делать фильмы, и в особенности экранизации, все более длинными – это вообще  современная тенденция. Та часть "Идиота" Достоевского, которую Пырьев вместил в стандартной продолжительности фильм, у Бортко еле влезла в шесть серий. Первая, довоенная экранизация «Тихого Дона» длилась полтора часа, экранизация Сергея Герасимова была трехсерийной (и это казалось  необычным), экранизация Сергея Бондарчука – семисерийной.  Читатель пожмет плечами: как вместить весь «Тихий Дон» в 93 минуты? Простите, а зачем  весь «Тихий Дон» вмещать? Чтобы не надо было читать? Кино – не суррогат  чтения. Лаконично передать дух и образность крупного литературного произведения средствами киноязыка – вот достойный вызов для десятой музы! Но десятая сегодня обленилась и обленила зрителя, который не станет напрягаться для  «расшифровки» кинематографической образности. В конце концов тенденция к «конгруэнтности» экранизации и литературной основы может дойти до того, что число серий сравняется с листажом, и зрители будут зевая перескакивать серии, как пропускают страницы. 

4). Хорошее жанровое произведение всегда соответствует одному правилу: оно непременно похоже на классические произведения соответствующего жанра. В приключенческих «Двух капитанах» это правило соблюдено. Как в романах Диккенса (например, «Большие надежды», «Оливер Твист») или в «Острове сокровищ» Стивенсона (любимого писателя Каверина), тайна, с которой герою каверинской книги суждено было соприкоснуться в детстве, затем преследует его, когда он повзрослел, и разрешается наконец как развязка сюжета и некое откровение, раскрывающее ему код собственной жизни. Саня Григорьев мальчиком причастился к загадке гибели корабля «Св.Мария», судьба его навсегда переплелась с нею – авантюрные сюжетные повороты книги/фильма есть  и повороты его судьбы. И таким образом «Два капитана», оставаясь захватывающим приключенческим романом, переходят в класс просто хорошей  прозы. А хорошая проза, притом захватывающая – что может быть лучше?

И еще есть в «Двух капитанах» необходимый и волнующий момент возвращения героя из небытия, причем как раз в такую минуту, когда самозванцы, подлые его недруги, уже совсем успокоились и намерены воспользоваться последними и самыми лакомыми выгодами его отсутствия: жениться на его соломенной вдове, как в гомеровской «Одиссее», или присвоить его честь и славу, как в «Графе Монте-Кристо» или «Незнайке». В «Двух капитанах» это выглядит так: в своей благоустроенной норке Ромашка (Евгений Лебедев) намазывает на булочку сгущенку – Саня внезапно возникает в  дверях – сгущенка длинной соплей свисает с булочки, а длинный язык Ромашки свисает из его клеветнического рта!   

5). В пионерском лагере, куда жестокие родители заключали меня почти каждое лето, был отряд имени Сани Григорьева. Председатель отряда на сборах выкрикивал: «Бороться и искать!»  - отряд под салютом отвечал: «Найти и не сдаваться!» Когда я вспоминаю об этом сейчас, всего одна история из пионерской жизни кажется мне еще более смешной. Принимая одного моего одноклассника в пионеры, кто-то из приемщиков строго спросил его: «Родину не предашь?» - на что он с пафосом ответил: «Предам!» Бедный мальчик, в чьей семье говорили на идише, решил, что его спрашивают, предан ли он родине! Так же и отряд им. Сани нисколько не кручинился, что выкрикивает строчку из стихотворения Альфреда лорда Теннисона «Улисс»: "To strive, to seek, to find, and not to yield”.  Чуть призадумавшись, вожатая могла бы почуять что-то неладное: эдак получается, что, даже построив к восьмидесятому году коммунизм, как обещал Хрущев, тоже придется горько вздохнуть и не сдаваться?

6). Я уже сказал, что «Два капитана» -  хорошее художественное произведение. Могу подтвердить это тем, что, вместе с загадками сюжета, я воспринял нечто загадочное из разряда явлений совсем не детских: нехорошую, темную сложность отрицательного героя книги Николая Антоновича Татаринова. Я уловил в нем, может быть, самый неприятный и даже страшный тип охранителя советской системы – интеллигента, из выгоды и из боязни кары за свои дореволюционные либеральные грешки продавшего Империи Зла свой недюжинный интеллект. После «Двух капитанов» для меня уже не был загадкой bete noire  другого, более сложного романа – Грацианский из «Русского леса» Леонида Леонова. (Между прочим, Николай Гриценко, сыгравший в телесериале «Два капитана» Татаринова, в экранизации «Русского леса» сыграл Грацианского). А в «реальной жизни» этот психологический и социальный тип воплотился для меня в отвратительной фигуре Андрея Януарьевича Вышинского.

7). Не только я, но и всякий человек из России навсегда связал в сознании «Двух капитанов» с трагедией «Норд-Оста». Что ни говори, не было бы романа Каверина – не было бы мюзикла по нему – не было бы и теракта на Дубровке. Могут резонно заметить: ну так то же самое произошло бы на каком-то другом театральным представлении. Это правда. Но жаль, что волею судеб беда ассоциируется теперь именно с «Двумя капитанами» - они этого совсем не заслужили. Говорят, что террористы, выбежав на сцену, прервали звучавший tutti музыкальный номер «Бороться и искать, найти и не сдаваться» - нарочно, что ли, так сделали? Теракт не только против постсоветской России, но и против одной из самых чистых и светлых советских книг? Во всяком случае, после Дубровки скептик может с еще большим основанием косо улыбнуться, услышав этот великолепный, мужественный и горький девиз.    





Смотреть фильм он-лайн



Автор С. Бакис

 

Категория: Владимир ВЕНГЕРОВ | Добавил: ovechka (08.09.2012) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 1593 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: