"It's a Wonderful Life". Режиссер Фрэнк Капра. Сценарий Фрэнсиса Гудрича, Альберта Хэкетта и Фрэнка Капры по рассказу Филипа Ван Дорена Стерна "Величайший подарок" ("The Greatest Gift"). США. 1946.
"Many people in the United States celebrate Christmas Day on December 25". (Википедия).
Перевод: "Многие люди в Соединенных Штатах празднуют Рождество 25 декабря".
Это чудовищное политкорректное лицемерие. Википедия побоялась сказать: "Американский народ празднует Рождество 25 декабря". Ну как же это можно сказать, если китайцы, индусы, евреи, мусульмане и т.д. не празднуют Рождество ни в этот, ни в другие дни? Разве они - не часть американского народа? Эти люди могут обидеться! Но если бояться, как бы кто-то не обиделся, вообще нельзя ничего ясно и кратко сказать. "Зимой дети катаются на санках". Но есть же дети-инвалиды. Есть бедные дети, которым родители не могут купить санок. Они съезжают с горок на чем попало. Значит, надо сказать: "Зимой многие дети катаются на санках, фанере, портфелях, попах". Но в Америке есть много искусственных катков и горок. Значит, точнее будет сказать: "Зимой и летом многие дети катаются на санках, фанере, портфелях, попах". Но некоторые взрослые тоже любят покататься на санках. Значит...
Все это чушь собачья. Американский народ празднует Рождество 25 декабря! А фильм "It's a Wonderful Life" (мне не нравится русский перевод названия) вышел на экраны 20 декабря 1946 года, за пять дней до Рождества. И это любимый фильм американского народа, который всегда показывают под Рождество, как в России "Карнавальную ночь" и "Иронию судьбы" под Новый год. Но фильм Фрэнка Капры более содержательный, задумчивый, философский. Он в чем-то похож на пьесу Торнтона Уайлдера "Наш городок" (1938). Пьеса Уайлдера не рождественская, но сходство в том, что в обоих случаях жизнь взята на грани смерти, или, точнее, так: жизнь цветет и пахнет, но она окружена кольцом небытия, от которого исходит мертвенный холод; так зима покрывает инеем окна, за которыми справляют веселое румяное Рождество. Рождественские истории Диккенса или фильм Бергмана "Фанни и Александр", в сюжете которого важную роль играет Рождество, кончаются хорошо, но прежде герои проходят через испытания страхом и ужасом. Такое сочетание готического хоррора и бытийности, видимо, в традиции протестантской культуры.
Что касается фильма Капры, то налет сказочности в нем очень легок, в целом это реалистическая картина, позволяющая хорошо представить, какой была жизнь в Америке в 30-е годы. Героя картины Джорджа Бэйли можно назвать типичным американцем из глубинки, это добрый, порядочный и трудолюбивый молодой человек. Его сыграл Джеймс (Джимми) Стюарт, любимец американских кинозрителей, похожий по внутреннему складу на нашего Леонида Куравлева. В старом фильме "Вий" Куравлев, артист, излучающий органическое добродушие и мягкий юмор, исполнил роль Хомы Брута. Благодаря этому снайперскому режиссерскому выбору ужасы, через которые проходит славный бурсак, ужасны в квадрате, но, с другой стороны, хотя герой и сломался под напором ночной свистопляски, баланс между светом и тьмой все-таки сохранился. "Вий", пусть его и называют "первым советским фильмом ужасов", на деле, как и повесть Гоголя, cautionary tale, история-предупреждение: не надо заигрывать с нечистой силой, ну ее! "It's a Wonderful Life" - тоже cautionary tale, только смысл предупреждения здесь иной. Повторю: это почти целиком реалистическая картина - в ней всего одно фантастическое допущение, и в "готической" своей части она страшна не чертями и привидениями, а чем-то совсем другим: ужасное здесь составлено ровно из тех же элементов, что и обыденно-бытийное. Но от этого оно еще ужаснee. Ужас во внезапном очуждении повседневного, это тот тихий ужас, который охватывает человека, когда он внезапно увидел привычный теплый мир со стороны. Со стороны - то есть откуда? Не из космоса (космос тоже еще наш мир), а из чего-то абсолютно внеположного, из того самого кольца небытия, больше неоткуда. Жутко, жутко очутиться там хоть на миг! А вот беднягу Джорджа Бэйли угораздило.
Больше ни слова. Перед нами не только фильм о типичном американцe, но и типичный американский фильм. Это значит, он увлекательный, складный, хорошо, как крепкая табуретка, сколоченный. Пересказывать любой фильм - только портить, пересказывать "It's a Wonderful Life" - погубить. О философии фильма тоже не буду рассуждать: она не проступает на его поверхности, как испарина на лбу решающего трудную задачку троечника, а растворена в сюжете, как витамины в яблоке. Итак, смотрите любимый рождественский фильм американского народа. С русским вас Рождеством, дорогие друзья!
Фрэнк Капра (1897-1991)
Смотреть фильм он-лайн:
Написать письмо автору
Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо.
С.Бакис
|