Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [70]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Четверг, 25.04.2024, 15:28
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ

«Розочка»
Реж. Ян Кидава-Блоньский. Сценарий Яна Кидавы-Блоньского и Мацея Карпиньского. Польша. 2010



В 70-е годы существовал в мировой литературе такой жанр: повесть об архиужасах КГБ («ПАУК»). В произведениях социалистического реализма, по типологии А.Твардовского,  непременно бывал                                        
                               Показан метод новой кладки,
                               Отсталый зам, растущий пред
                               И в коммунизм идущий дед.
                               Она и он передовые,
                               Мотор, запущенный впервые,
                               Парторг, буран, прорыв, аврал,
                               Министр в цехах и общий бал.
В произведениях реализма антисоциалистического также выделялись свои не менее обязательные элементы конструкции: благородный диссидент, подлый стукач, жалкий конформист, циничный следователь и страшная психушка. Такую повесть мог под псевдонимом навалять не очень хороший или совсем никакой советский или восточноевропейский писатель, и ее с удовольствием печатали на западе. А что было поделать? Солженицына, Владимова,  Войновича, Максимова, Гавела и Шкворецкого не хватало, чтобы удовлетворить жадный спрос западной публики на беллетристику про жуткую жизнь окованного путами соцлагеря («ЖЖОПС»). Когда соцлагерь распался,  «ПАУК» не умер: теперь он   стал успешно поставляться из бывшего соцлагеря на запад уже как предмет открытого экспорта. В самих же странах-экспортерах он не пользовался большим успехом, что понятно: изнутри, оно и памятней, и видней, и «ПАУК», с его генетической предрасположенностью к мелодраме, преувеличениям и грубым эффектам, лучше шел на западе, как ножки Буша лучше шли на востоке. 
В кино известным опусом такого рода является, например, «Жизнь других» режиссера Флориана Хенкеля фон Доннесмарка – фильм о тотальном контроле Штази над культурной жизнью ГДР. И вот теперь –  «Розочка», картина о том как Sluzba Bezpieczenstwa простерла длани над Польшей. 
На всякий случай оговорю: употребив слово «преувеличения», я не имел в виду, что коммунистический дьявол был на деле не так страшен, как «паучата» его малюют. Страшность дьявола была беспредельна, но... жизнь, всюду тонкая и гибкая материя жизни! Не так, понимаете, все это было картонно и примитивно. А сделать похоже на то, как было – так не поймут же тогда ни черта страны-импортеры. И, кроме того, поди еще сделай похоже – тут настоящим писателем или режиссером надо быть.
Я бы искренне хотел, чтобы «Розочка» мне понравилась: как-никак, этот фильм рассказывает об историческом грехе поляков по отношению к евреям, и при желании его можно даже расценивать как акт покаяния.  Но никакая тема сама по себе не может быть индульгенцией. Надо еще, чтобы было правдиво, серьезно. А тут – ну сами посудите.
У шикарной молодой женщины Камиллы (Магдалена Бочарска) любовник Роман (Роберт Венцкевич). До поры до времени она не знает, что он гебист. А он  получил задание срочно нарыть компромат на писателя и ученого Адама Варчевского (Анджей Северин), причем компромат должен быть с сионистским душком. Дело в том, что Варчевский – еврей, а тут,  в связи с победой Израиля в шестидневной войне, Гомулка по указке Кремля собирается развернуть громкую антисемитскую кампанию. Роман завербовывает свою любовницу в сексотки. Камилла как раз работает в университете секретаршей – Роман дает ей задание сблизиться в Варчевским (желательно – предельно сблизиться). Камилла сначала оскорблена – ведь она любит Романа, – но потом, из той же любви, соглашается. Это настолько компрометирует ее в глазах зрителя, что в дальнейшем нам уже трудно относиться к ней с сочувствием, как того хотел бы режиссер.  (Вот вам те самые «ножки Буша» для Запада: американец или француз проглотит, что хорошая польская девушка ради любимого гебиста ляжет в кровать с другим: у них там, на диком Востоке, и не такое бывает). С ее-то формами, Камилла легко очаровывает седовласого профессора, благородного вдовца с высоким интеллектуальным лбом. Он светлая личность, большая умница и дерзкий диссидент – всюду не тушуясь рубит правду-матку о позоре и рабстве бедной Польши. (Гебисты имеют его за жида-чужака, а он, ясное дело, считает Польшу своей любимой ойчызной и никуда не собирается из нее уезжать, хотя органы его к этому усиленно подталкивают). Камилла переезжает в дом к профессору. Довольно быстро она оказывается в тяжелом положении. С одной стороны, ее все более привлекают ум и утонченность Варчевского, выгодно отличающие его от Романа, от которого она имеет одни животные штуки (между прочим, профессор, судя по красивой постельной сцене, и любовник  нормальный, хотя в другом, конечно, стиле, чем гебист). С другой, она продолжает служить осведомительницей и регулярно клепает на профессора доносы; когда тот, услышав стук машинки, заходит к ней в комнату и спрашивает, что это она пишет, она отвечает, что прозу, но кокетливо закрывает лист рукой. Умиленный профессор удаляется, и машинка снова бодро застучала на него. Эпизоды с Романом отныне окунают нас в атмосферу садомазохизма для бедных. С одной стороны, ничего не скажешь: Камилла проникла в кровать к «фигуранту» - не сам ли он, Роман, ей это приказал? С другой, он видит, что Камилла всерьез увлеклась "старым сионистом", и дико ревнует – в связи с чем насилует Камиллу на столе, избивает ее и т.п. В конце концов Камилле становится совсем неудобняк стучать, тем более что профессор сделал ей предложение и скоро свадьба. И вот наконец молодые выходят из костела! Подглядывающий за ними Роман в ярости. Через пару дней, подбежав к Варчевскому на улице, он сует ему под нос письмо-прошение Камиллы о зачислении ее в сексотки: "Вот, читай, молодожен!" Профессор потрясен и отказывается знать Камиллу – а она, гордая, не сообщает ему, что больше не стучит, и уходит навсегда. Затем страшная сцена в духе «Конформиста» и «Ночного портье» (для бедных): Роман является к Камилле домой, и она послушно, молчаливо и покорно обнажается перед ним. Снова животные штуки. После еще кое-каких передряг Варчевский тоже является к Камилле (сердцу не прикажешь), между ними вроде все начинает опять налаживаться, но тут гебисты, поняв, что иначе этого старикана с польской земли не выкуришь, подло убивают его. Между тем и у Романа все не слава богу: за провал операции его выгоняют из ГБ, тем более что у него самого, оказывается, еврейские корни (недаром, знать, был такой рьяный: комплекс Кагановича!), и он, о ирония судьбы, вынужден свалить в Израиль (т.е. это прямо не сказано, но в конце фильма он уезжает на поезде "Варшава-Вена" – а мы знаем, куда в 68-м году попадали евреи, уехавшие на поезде в Вену). Камилла же никуда не уезжает, но заявляет вслух, что эта ойчызна ей больше не ойчызна. Вот так выдавливали людей во внешнюю и внутреннюю эмиграцию!
Может быть, кому-то всё это показалось трогательным, но не мне. Я думаю, что главная проблема жизни в странах совка  состояла все же не в конфликте ревности и долга в душах гебистов. И я думаю, что женщина, живущая с благородным человеком и постоянно стучащая на него не под принуждением или страхом наказания, а из любви к своему «ведущему», - что такая женщина не достойна быть героиней мелодрамы, ибо герои мелодрам бывают непременно благородны, а эта женщина подла.
Последнее, пожалуй, самое плохое. Нам подсовывают в героини мелодрамы подлую женщину, но мы, по инерции законов мелодрамы, знание которых у нас в крови (народный жанр!), вынуждены считать ее благородной. Таким образом, фильм «Розочка» не только неправдив, но и вреден: он сбивает моральные критерии.
Что же касается еврейской темы фильма, которая немного затрудняла для меня как еврея его критику, то, собственно говоря, она для фильма не очень существенна: профессор Варчевский мог бы быть просто диссидентом без капли еврейской крови, от этого в фильме ничего бы не изменилось. Известно, кстати, что прототипом Варчевского послужил писатель Павел Ясеница (Леон Лех Бейнар, 1909-1970), не еврей. Правда то, что Ясеница после смерти жены в 1965-м году вскоре сошелся, а за год до смерти и женился на сорокалетней Зофье Даровской - тайной осведомительнице органов с агентурным именем Ева. Но неправда, что Ева доносила на профессора до самой его смерти – он умер, так и не узнав об этом, -  чтобы угодить любовнику: Даровская была авантюристкой и стукачкой по убеждению, холодной и корыстной. Может быть, режиссер решил убить второго, еврейского зайца, т.к. это повышало экспортный потенциал «Розочки»?
P.S. Совсем забыл объяснить: Розочка – агентурное имя Камиллы. Странно, между прочим: Павла в фильме назвали Адамом, а Еву переименовали в Розочку. Чем плохо было бы - Адам и Ева? В этом была бы двойная игра: Ева соблазняет Адама физически, а он ее – духовно, давая отведать от яблока познания «Немецкой волны», самиздата и проч.           





 
















Павел Ясеница                                  

Зофья Даровска
                                                       Снимок сделан, видимо, раньше
                                                       2002 года, когда стало известно,
                                                              что  пани Даровска – «Ева»


Смотреть фильм он-лайн
Внимание!
На странице "Огни притона" - обновление:
выпуск программы "Закрытый показ" с обсуждением этого фильма.
Следите за обновлениями на старых страницах! 

С. Бакис

Категория: Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ | Добавил: ovechka (08.03.2012) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 1441 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: