Новый фрагмент
Главная » Новые фрагменты » Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН |
"Театральный роман"
Фрагмент 1
Фрагмент 2
Из глубокого детства: тоска, которую наводили целлулоидные игрушки: их можно было только трогать, грызть, сосать (помню тот скучный сладковатый вкус), наконец, от скуки сломать, растоптать, - что угодно, но только не разобрать; и очарование, загадочность игрушек сложных, с пружинками, с моторчиками, которые хотелось раскрутить, ножичком поковырять, раскурочить.
Тяга Булгакова к МХАТу или героя «Театрального романа» Максудова к Независимому театру – это тоска по сложно, деликатно устроенному миру, по бронзовой лампе под абажуром, по дому, по ХIX веку – всему, что было жестоким временем упразднено, уничтожено и вместо чего воцарился век ХХ: Хаос + Хамство.
Независимый – осколок утраченного времени. За его стенами – то гульба, то пальба. В нем самом, правда, тоже затянувшаяся война между Иваном Васильевичем и Аристархом Платоновичем. Но от сходства еще виднее разница! Да, война – но как интересна, как красива эта война. Гавот, экосез, па-де-патинаж. Как тонки интриги, как изобретательны ловушки. И какое, при несомненной, яростной взаимной нелюбви, взаимоуважение. И самое главное – вот вроде вражда, ненависть, война до "полной гибели всерьез", но до гибели все-таки не доходит, смертельные удары, как в восточных единоборствах, лишь обозначаются. Ибо есть нечто более важное, сокровенное и культивируемое, чем сладкая ненависть: общее дело – совместное детище – Театр! Спорить – да. Ненавидеть – пусть. Но это не коммуналка. Не расхристанный роман Достоевского. Не революция, не гражданская война, где и родного батьку пустят в распыл . Здесь умеют остановиться у последней черты, как интеллигентные родители удерживаются от скандала в присутствии ребенка.
Максудову разрешено ступить в этот заповедник цивилизации среди джунглей варварства только временно, он здесь чужак. Предпринимаются надлежащие меры, чтобы скольжение элегантных теней вдоль бархатной зелени затемненных коридоров не раскрылось гостю как пластунские передвижения бойцов по минным полям.
Бесконечная война Алой и Белой Роз, каждая из которых желает перетянуть его на свою сторону (ну и что же, что малозначителен, что гость? Любой лишний солдатик в рукопашной подмога). Но Максудов ни на чью сторону не становится, просто завороженно всматривается в механизм музыкальной шкатулки, со смешанными чувствами любопытства, обожания, досады старается докопаться: как работает это чудо?
Между тем время идет, хитрые шестереночки изжевывают и пьесу его, и жизнь. Изжевав до конца, они исторгнут его обратно в слякотный хаос московских улиц. А ведь я свой, свой, я так люблю и понимаю – ну не совсем понимаю, но люблю и то, чего не понимаю – всё, всё здесь. Не выбрасывайте меня! Но нет – слишком тесно сплелись Алая и Белая в своем смертном объятии, попытайся протиснуться, примоститься где-то между ними – только шипами искровянят.
Максудов – мальчик из диккенсовского романа, который сам-то знает, что вот эта чудесная женщина – его мать, но она этого не знает, и манкирует, пренебрегает им. А у него не хватает духу сказать ей: я твой сын, твой сын!
Эту безответную любовь, нежность, ревность Максудова (арт. Игорь Ларин) к Театру Театров, его ранимость, ощущение преходящести пребывания в уютном, ласковом защитном лоне удалось передать в фильме. Передано и неверное, непрочное чувство братства к нему со стороны актеров, будто Максудов – привлеченный огнями кукольного вертепа Буратино: все куклы узнают его, признают, что он с ними одной крови, но... у нас своя дорога, у тебя своя . Прощай, длинноносый! Балаганчик удаляется по ночной дороге, оставляя за собой шлейф весело-грустной музыки.
И еще чем хорош этот фильм – да не еще, а это, несомненно, главная его ценность – Максим Суханов в роли Ивана Васильевича. Великий артист! Два эпизода с Иваном Васильевичем мы и предлагаем вниманию посетителей сайта.
И еще... В конце фильма звучит «Маленький венский марш» Фрица Крейслера. Раньше я знал две эмблематические «музыки Театра»: оркестровые номера из вахтанговской «Принцессы Турандот» и мхатовской «Синей птицы». Теперь к ним прибавилась волшебная скрипичная музыка Крейслера:
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый "антироботный" код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом.Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь - писать без нее мне тоскливо. С.Бакис Автор С. Бакис
| |
Просмотров: 1502 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1 | |
| |