Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [70]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вторник, 23.04.2024, 09:58
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Валентин ВИНОГРАДОВ

«Восточный коридор»
Режиссер Валентин Виноградов. Сценаристы Алесь Кучар и Валентин Виноградов. Киностудия «Беларусьфильм». 1966








Алесь (Айзик) Кучар был нормальным белорусским писателем и сценаристом. Во время войны партизанил. Заказали ему  в 1964 году сценарий о подпольщиках, он и написал, как положено. Правдиво, с жестокостью – она в белорусских фильмах о войне разрешалась. Валентин Виноградов был молодым, начинающим режиссером, снял всего один фильм, отношение к нему на студии было хорошее. Пожалуйста, снимай. Но внутри Виноградова в это время происходил бурный творческий процесс. Он уже посмотрел Тарковского, Антониони, Алена Рене. Его вдруг озарило: никакого партизанского фильма N38 не будет, я сделаю совсем по-другому, гениально! (Читатель, надеюсь, понимает: я внутри Виноградова не сидел и пишу все это без всякой ответственности за свои безудержные фантазии).  Никто ему не мешал, рук не связывал – тема не опасная, не современная, ну что можно на такую тему плохого сотворить? И он спокойно, то есть не спокойно, а на огромном драйве, в состоянии творческого горения на грани самосгорания и без всяких помех со стороны тупых кинобюрократов сотворил такое, что у них, когда они его творение увидели, глаза на лоб полезли.
Что ж он такого натворил-сотворил ? Чтобы объяснить это, надо учесть: Кучар написал сценарий не про регулярную войну или довольно ясное лесное партизанство, а про городское подполье.  Недавно я прочитал исследование юриста и историка Льва Симкина  "Два капитана" («Новый мир», N10, 2013). Симкин пишет без всяких претензий на художественность, просто дотошно исследует некоторые документы, которые с трудом выковырял из архивов КГБ и проч., но картина Киевского подполья, проникнутого всеобщей  подозрительностью, до самой верхушки инфицированного двуликими, как Азеф, предателями и  лавирующего между немцами и Москвой (когда оттуда наезжал проверяющий, вожаки андерграунда  на время отвлекались от пьянства и разврата и вешали ему лапшу на уши), – эта картина достойна пера не только Ле Карре с его «Зеркальной войной», но самого Кафки. Кучар, разумеется, до таких крайностей не доходил, но все же он передал сложность и загадочность деятельности городских подпольщиков.  
Виноградов воспользовался этой краской сценария весьма неожиданным образом: он представил загадочное подполье как модель загадочности существования вообще. Блуждающих в тумане смутного оккупационного времени подпольщиков он возогнал до символа человека, блуждающего в экзистенциальном тумане бытия. Для этого, чисто драматургически, он хорошенько потоптал сценарий, вырезал сюжетные связки, сделал все обрывочным и непонятным. В визуальном плане (оператор  Юрий Марухин) построил фильм на резких контрастах света и тени, скупом внутрикадровом движении и крупных планах. Персонажи, разговаривая друг с другом, глядят куда-то вбок (некоммуникабельность). Как шахматные фигуры или соляные столбы, они то и дело замирают в изысканных, геометрически выстроенных композициях (притчевость).   Диалоги полны недоговоренностей (бездонный подтекст). Виноградов жаловался на цензоров, удаливших из фильма несколько сцен, якобы (или на самом деле?) эстетизировавших жестокость. Но если он стремился к тотальной непонятности, то "Восточный коридор" тот редкий случай, когда цензура фильму помогла: она сделала его еще более непонятным. 
Пересказ сюжета будет бессвязным - не моя вина. Подпольщика Ивана (Р.Адомайтис) заподозрили в предательстве. Чтобы доказать свою чистоту, он пытается застрелить настоящего предателя, но, не сумев этого сделать, невольно становится виновником ареста главы подполья. Без вины виноватый, как древнегреческий царь Эдип, Иван внутренне смиряется с тем, что теперь заслуживает только смерти, но решает напоследок поспорить с роком. Партизаны в лесу голодают, и он включается в почти безнадежную операцию по вывозу зерна с охраняемого немцами элеватора. Элеватор нужен Виноградову для оправдания эпизода, где мужик-коллаборационист пытается на громадной куче зерна изнасиловать придурковатую девушку. Из зерна торчит крест с  распятым Христом (элеватор расположен в бывшей церкви - бывшей таковою, ясно, не в предокупационные, а в предсоветские времена: одна из виноградовских фиг в кармане). Подпольщики налетают как раз вовремя, чтобы  спасти невинность девушки. Она сыплет зерно сквозь дыры в ладони Христа: кадр, уникальный по своей претенциозной безвкусице. (См. ролик 1).
Есть еще никак не связанная со всем предыдущим линия арестованного скульптора, который по заказу начальника тюрьмы лепит  его в полный рост. Пока немец позирует, они ведут  философский базар. Немец: «Сегодня ты узник, завтра я. Все мы, в конечном счете, узники. Но пока что я могу послать тебя в газовую камеру, а ты меня нет, ха-ха». Наконец творец вручает заказчику нечто несуразное - то ли рыбу глубоководную, то ли человеческий эмбрион. «Это что такое?» «Это ты». «Очень плохая работа. Искусство должно быть правдивым и понятным!» Ничего себе камешек в огород совковых чиновников от культуры - выходит, они не просто тупицы, а фашисты! (См. ролик 2)
Еще одна линия фильма: подпольщики похищают из концлагеря голландского ученого-еврея, великого изобретателя. Эта линия нужна Виноградову, чтобы дать грандиозный эпизод расстрела. Евреев убивают ночью в реке с  водопадом. Композиция кадров явно позаимствована у Босха. Голая еврейская девушка с фигурой фотомодели воздевает руки к небесам и посылает Богу укоризны на языке идиш. Услышал ли ее Господь, да и немногочисленные зрители картины... не отвлекло ли их небывалое зрелище совершенно голой советской артистки? Конечно, можно считать (и такое мнение существует), что Виноградов проявил необыкновенную смелость: показать такое, когда о Холокосте в СССР вообще не принято было говорить! Смелость смелостью, но эти изысканно красивые кадры опять поражают бестактностью и плохим вкусом.
("Иваново детство" – картина выдающаяся во всех отношениях,  куда там "Восточному коридору", но Тарковский постепенно стал  относиться к ней пренебрежительно и называть "вгиковским упражнением", потому что слишком уж выразительна была она для произведения, говорящего о человеческом страдании. Тарковский морально рос, поэтому совершил такую переоценку. Виноградов до конца жизни тихо негодовал на тех, кто зажал "Коридор", и тихо пожинал лавры в узком кругу "тех, кто понимает", хотя его маленькое лавровое дерево могло произрасти лишь на той же полке, где томился его фильм: так шампиньоны растут только в темноте). 
Виноградов не раз подчеркивал, что его фильм - философская притча. О чем же она? Ну как же, как же: жизнь и смерть, добро и зло, вера и безверие, искусство и реальность. Аллюзии. Метафоры. Философия. Пограничная ситуация. Экзистенциализм.
Ладно. Но это все общие слова. А конкретно, конкретно о чем ? Если держаться ближе к непосредственной, так сказать, данности фильма?
Конкретно, полагаю, ни о чем. Виноградов, думаю, считал, что философия есть именно высокий разговор ни о чем. О чем-то повествуют заурядные реалистические фильмы, с которыми «Восточный коридор» не желал иметь ничего общего. Те же Антониони или Рене – разве можно сказать, о чем их фильмы? 
Но Виноградов, кажется, перепутал высоту с пустотой. Как слуга Яша из «Вишневого сада», он старался перенять у дворян манеры, полагая, что только они делают господ не похожими на него. Следует, например, запоминать французские слова; всех, ясное дело, не упомнишь, но надо посильно стремиться. Что господа еще мысли какие-то выражают на нерусском языке, этого Яша даже не подозревал.
Но бог с ними, с мыслями. Яша и заимствованные слова произносил неправильно: иностранные языки надо учить с детства.
В документальном фильме о «Восточном коридоре», который прилагается, Виноградов вспоминает: во ВГИКе он дружил с Шукшиным, а вовсе не с Тарковским, тоже его однокурсником.
Вот и делал бы фильмы в духе друга Васи – может, это вышло бы у него органичнее? Так нет же, туда же.
К чему я клоню? С кувшинным рылом в калашный ряд? Ерунда, Шукшин был не меньше художник, чем какие-нибудь премированные-распремированные зарубежные знаменитости. Да и вообще советское кино было могучим.
Я о другом совсем. Одно дело, когда двоечник списывает диктант у отличника, совсем другое – когда русский двоечник списывает у французского отличника. Если взять Алена Рене и некоего среднего французского режиссера, у них, при всем различии в калибрах, было много общего: читали одни и те же стихи, слышали одни и те же шутки, пили одинаковые вина, молились, быть может, в соседних церквях. Подражание в этом случае терпимо и не так уж заметно. Но подражание Виноградова Рене кричаще, ошибки списывания в этом случае чудовищны.
Культуролог Ольга Гершензон, автор книги о то появляющейся, то исчезающей теме Холокоста в советском кино под названием «The Phantom Holocaust», недавно сказала в интервью: «Мой любимый фильм (о Холокосте – С.Б.) – «Восточный коридор» Виноградова. Просто он художественно очень сильный. И то, что мы Виноградова не знаем – это наша трагедия». Не говоря уже о том, что «любимый фильм о Холокосте» - это очень странно звучит, я думаю, что в незнании Виноградова нет никакой трагедии. Если «Восточный коридор» и маячит неким памятником в истории советского кино, то это унылый монумент самому отважному советскому эпигону модернизма.




Валентин Виноградов (1933-2011)




Алесь Кучар (1910-1996)





Автор С. Бакис

Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо.  
С.Бакис
Категория: Валентин ВИНОГРАДОВ | Добавил: ovechka (15.12.2013) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 1204 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: