Новый фрагмент
Главная » Новые фрагменты » Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ |
«Тревожная молодость»
Сценарий Владимира Беляева и Михаила Блеймана по роману Владимира Беляева «Старая крепость». Киностудия им. Довженко. 1954 Фрагмент 1. Фрагмент 2. В детстве я очень любил этот фильм. Он нравился мне своей напряженностью, динамизмом и еще тем, что жизнь героев показывалась на большом отрезке времени – от их совпавшего с революцией детства до начала 30-х годов, когда эти три мальчика и одна девчонка становятся уже совсем взрослыми. Фильм так и заканчивается: Василь, Петька, Яшка и Галя возвращаются из дальних краев к своей старой крепости и кричат: «Мы уже взрослые!» - а вместо эха им отзывается новое поколение, другие три мальчика и девчонка, сидящие на верхотуре крепости. Красиво... Я вообще обожал фильмы, где всего м н о г о – много исторических периодов, много эпизодов, много сюжетных поворотов, исполнителей: объевшись зрелищем, как сладким, сытным пирогом, с такой киношки выходишь, блаженно пошатываясь – только не живот побаливает, а голова! Поэтому я любил еще фильм «Добровольцы»: там Ульянов, Л.Быков, П.Щербаков и Быстрицкая (опять четверка!) в начале фильма – молодые метростроевцы, а в конце – уже ветераны с поседевшими висками и лучиками от краешков глаз (но кроме Быкова – героический подводник, он не возвратился с войны). Финал «Добровольцев» тоже копия «Тревожной молодости» - Ульянов с Быстрицкой приходят в ЦПКиО, где когда-то они легконого бегали (Ни Ульянов, ни Быстрицкая, впрочем, никогда не были слишком легконоги), - а тут уже бегают совсем другие (но так же преданные советской власти!) влюбленные. И диктор А.Консовский читает стихи Долматовского: «Они заблудились в аллеях зеленых, где мамы и папы их... там-там-там-там». Прелесть. Помнится, я как-то очень четко просекал все эти архетипы и обычно через несколько минут после начальных титров уже предугадывал, и о чем будет фильм, и захватит ли он меня. Но возвращусь к «Тревожной молодости». Магическое действие на меня этого фильма объяснялось еще и тем, что старая крепость в нем – каменец-подольская! С моей киноманией и мечтами о кинобудущности, у меня просто сердце обмирало от мысли, что такой замечательный фильм снимался – и притом совсем недавно! – так близко от моего родного города! Это ж вообразить только: я кисну за партой, а в это самое время, совсем рядом – «Мотор!» - и на обгороженной веревками улочке Каменца-Подольского, в котором я двадцать раз бывал, возникает Сергей Гурзо! Боже, боже, когда уже кончится эта проклятая школьная каторга, чтобы я мог связать свою судьбу с важнейшим из искусств! Недавно "Тревожную молодость" показали по ТВ. Сейчас этот фильм, конечно, никому не нужен – показ таких картин просто говорит о наплевательском отношении телевизионщиков к своему зрителю. Наверно, ни один человек его не посмотрел, кроме меня. Да и я бы не смотрел, я достаточно мудр, чтобы не питать никаких иллюзий: «Тревожная молодость» через пятьдесят восемь лет чревата одними лишь разочарованиями. Но... старая крепость! И я пересмотрел фильм с начала до конца. Действительно, элементарная агитка. Но что меня поразило: какие массовки, какие трудные ракурсы, какие сложнейшие съемки! Сколько энергии было вложено в картину! Теперь ни такой энергии, ни таких средств на кино никто не тратит, особенно в России. И ведь это не суперфильм Бондарчука, а совершенно рядовая картина никому еще не известных дебютантов Алова и Наумова. И вот вся эта мощь – на фоне совершеннейшей абсурдности и примитивности содержания. Взять хотя бы предфинальную сцену (финальная, как я уже сказал, - возвращение героев домой). Демон жизни славных ребят – подлый Котька Григоренко (кстати, Н.Рыбников; режиссура еще не разгадала в нем социального героя номер один советского кинематографа!) возвращается из-за кордона с задачей – взорвать металлургический завод. С этим скромным намерением он примазывается рабочим в мартеновский цех (скоро, скоро Рыбников сыграет совсем другого рабочего мартеновского цеха в «Весне на Заречной улице»!) И тут он сталкивается с нашей четверкой. Широкая улыбка – привет, ребята, а я, как видите, перековался! (Протяг мозолистой руки). Разумеется, они ему ничуточки не верят и рук не подают. Ну что ж, кривовато улыбается Котька, нет так нет – и враскачку удаляется по заводской аллее, напевая «Наш паровоз, вперед лети!» (умереть не встать, напевая!) Поправка: не верят Котьке только трое из четырех: разгильдяистый и небдительный Яшка (Сергей Гурзо!) отчего-то воспылал к Котьке симпатией и в дальнейшем едва не сгинет в его коварных сетях, - да к счастью, в последний момент сработает все же пролетарский инстинкт, и он с ужасом и омерзением ответит «Нет!» на недвусмысленный приказ Котьки пойти и сунуть динамитную шашку в домну. За это он получает финкой в печень, и Котька, прошипев злобное проклятье, вынужден протыриваться к домне сам. Опять-таки к счастью, Яшкина рана не смертельна – прежде чем надолго впасть в забытье (он выйдет из него лишь после счастливой развязки, когда злодей Котька будет полностью выведен на чистую воду: еще один архетип!), он успевает прошептать друзьям: «Котька... мартен... динамит!» Загадочно, очень загадочно... Петька и Галя с надеждой смотрят на Василя, интеллектуала среди них (Александр Суснин). И не напрасно – мгновенья через три тот восклицает: «Котька хочет взорвать мартен динамитом!» Вперед! Но пока Яшка кроваво полз к друзьям, у Котьки образовалась большая фора (да плюс еще эти три мгновения на размышление!) И тут следует поистине колоссальная сцена параллельного спеха Котьки и комсомольцев к печи. Что за прыжки через циклопическую мартеновскую аппаратуру! Какие панорамы сверху по цеху! Какое карабканье по печным и пожарным лестницам (ракурсы то снизу, то сверху!) Сколько людей занято в сцене (по мере бега наших героев к цели к ним присоединяются все новые комсомольцы – мощнейшая метафора ручейка, переходящего в реку!) А какая симфоническая музыка! Шостакович? Шамо? К сожалению, пропустил начальные кадры. И все это – яйца выеденного не стоит. Даже чисто сюжетно этого паршивого Котьку уже двадцать раз можно было преспокойно разоблачить, при параноидальной-то подозрительности и образцовом стукачестве Василя и его друзей, - но нет же, чекист, которого они регулярно навещают (Григорий Гай, будущий артист театра Товстоногова) лишь бдительно щурит глаза и дебилически наказывает: «Не спускайте с Григоренко глаз! И если что – мигом ко мне!» (Много же приходилось бегать стукачам в дотелефонную эпоху!) Успели все же. Окружают подлеца (грандиозный план сверху, откуда-то с потолка цеха! Впрочем, плагиат, плагиат – это уже было у Ромма в сцене покушения на Ленина). Схватили. «Ненавижу, ненавижу!» (это, конечно, Котька; наши тоже ненавидят, но не опускаются до базарного обмена репликами. Г.Гай, кстати, тоже откуда-то вынырнул из-под колосника – чтоб у зрителей не зародилась мысль, будто ЧК не контролирует ситуацию!) Какая мощь и какой идиотизм! Мне подумалось – да это же прямо метафора Советской власти. Такие человеческие, материальные затраты – и на что, ради чего? Но все не так просто. Когда затея/идея абсурдна, логически несостоятельна – спасти ее можно лишь одним способом: именно затратой на ее обслуживание таких невероятных средств, чтоб уж совершенно невозможно было вообразить, что все это – понапрасну, пшик. Примечание. Помню, году в 1974-м в квартире моих папы и мамы собрались гости. Человек пятнадцать беспримесных евреев с радостными возгласами отмечали ...летие великого Октября. Я выпил 50 и закусил салатом оливье. Слегка ударило в голову, и этот удар несколько усилил эстетическое воздействие новой экранизации «Старой крепости» (режиссеры М.Беликов и А.Муратов), которая в это время шла по ТВ. Размазанная на семь серий, она, конечно, не обладала нашатырной силой «Тревожной молодости». Владимир Наумов (1927) Александр Алов (1923-1983) Уважаемые посетители сайта! Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый "антироботный" код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом.Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь - писать без нее мне тоскливо. С.Бакис Автор С. Бакис
| |
Просмотров: 3291 | Комментарии: 12 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |