Новый фрагмент
Главная » Новые фрагменты » Анджей ВАЙДА |
В категории материалов: 2 Показано материалов: 1-2 |
Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
Режиссер Анджей Вайда. Сценарий Станислава Лема по его пьесе «Существуете ли вы, мистер Джонс?». Польша. 1968. Нас интересует только тело, пусть закон решает, какая его часть самая важная в супружеском плане. 12 сентября 1921 года в городе Львове родился Станислав Лем, будущий великий писатель-фантаст, да и просто великий писатель. Таким образом, 4 дня назад ему могло бы исполниться 92 года, если бы он не умер 27 марта 2006 года в городе Кракове. Лем относился к кино не очень серьезно, а экранизаций своих произведений терпеть не мог. Например, фильм «Молчаливая звезда», ГДР-овскую экранизацию своего романа «Астронавты», он назвал «дном дна». Когда Тарковский показал Лему сценарий будущего фильма «Солярис» (авторы Тарковский и Фридрих Горенштейн), тот был «разгневан до такой степени, что топал ногами и кричал Тарковскому: "Вы дурак!”». Когда фильм вышел, он посмотрел 20 минут из 2-й серии (??) и покинул кинозал. |
Реж. Анджей Вайда. По одноименному роману Ежи Анджеевского. "Zespół Filmowy Kadr", Польша, 1958 г.
В искусстве есть произведения, посвященные злобе дня: но "довлеет дневи злоба его" - проходит день, и вместе с ним уходят рожденные этим днем романы, поэмы и кантаты. Есть произведения, стоящие над злобой дня, говорящие о проблемах вечных - как "Гамлет", "Потерянный рай" Мильтона или "Дон Кихот". Когда такие произведения оказываются на уровне своих задач, они остаются в веках. Но есть и произведения третьего рода, посвященные злобе дня, но благодаря своей мощи, страстности и глубине прорывающиеся сквозь быт к бытию и таким образом тоже становящиеся в разряд великих. Данте в "Божественной комедии" оставался человеком, глубоко пристрастным в противостоянии политических сил своего времени. "Тихий Дон", эпопея о борьбе красных и белых, читается сегодня как трагедия об извечном столкновении человеческого счастья с неумолимым движением истории. "Пепел и алмаз" (1958 г.), лучший фильм Анджея Вайды и несомненный шедевр польского кино, также принадлежит к явлениям искусства, величие которых происходит не от надмирности, а от кровной человеческой вовлеченности их создателя в жгучие и болезненные проблемы своего времени. И потому - хотя этот высоко поэтический и человечный фильм способен тронуть любого зрителя - надо все-таки кое-что знать об истории Польши времен 2-й мировой войны, чтобы понять "Пепел и алмаз" в полной мере.
|