Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Понедельник, 23.10.2017, 15:32
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Александр ДОВЖЕНКО

«Щорс»
Режиссер и сценарист Александр Довженко. Киевская киностудия. 1939


Недавно показали по ТВ «Белую гвардию» по роману Булгакова. В конце этого романа Турбины спят в своем - пока еще принадлежащем им - доме, не зная, что с ними будет завтра. «За окнами расцветала всё победоноснее студёная ночь и беззвучно плыла над землей. Играли звезды, сжимаясь и расширяясь, и особенно высоко в небе была звезда красная и пятиконечная – Марс».
В то же самое время за горой, на вершине которой князь Владимир удерживал потяжелевший от снега крест, по ту сторону Днепра, на третьем пути станции Дарница стоял бронепоезд «Пролетарий». «Он сипел тихонько и злобно... с последней площадки в высь, черную и синюю, целилось широченное дуло в глухом наморднике верст на двенадцать и прямо в полночный крест». Замерзший до полусмерти часовой, охраняющий бронепоезд, видит в небе ту же самую звезду. «Она сжималась и расширялась, явно жила и была пятиконечная».
Наверное, это ночь на 5-е февраля 1919-го года. Петлюровцы поспешно бегут из Киева, днем красные возьмут город. Потом он еще много раз будет переходить из рук в руки, но Булгаков, глядя назад из 24-го года, знает: в конце концов пятиконечный Марс прочно утвердится над Городом. Бронепоезд «Пролетарий» входит в мать городов русских всерьез и надолго, может быть, навсегда. 
Кто же командует бронепоездом? «Киевская операция - наступательная операция РККА. Осуществлена под командованием Н.А. Щорса и В.Н. Боженко. 5-го февраля, после трехдневных боев, красные войска вступили в Киев». (Википедия).
В фильме Довженко показано, как комдив Щорс брал Чернигов, Житомир, Жмеринку, но Киевской операции нет. Почему? Кто знает. Не надо забывать,  когда снимался фильм: советский запад – дело тонкое, а 39-й год – еще тоньше. Довженко приходилось привирать и недоговаривать по самым неожиданным поводам. Но нам достаточно знать, что Щорс сидел в бронепоезде «Пролетарий». Фильм Довженко интересен тем, что его можно, как в коллаже, приложить к «Белой гвардии». Каким был человек, отобравший у Турбиных дом? Щорс – фигура легендарная в разных смыслах, включая и тот, что никакого Щорса, по мнению некоторых вполне серьезных историков, вообще не было. Если же он был, то правду о нем следует черпать откуда угодно, но не из фильма вдохновенного мифотворца Довженко. Но правдой является отношение режиссера к Щорсу и времени Щорса: это отношение, пусть оно порождало ложь, само по себе не было ложно. Если кому-то кажется, что лимон сладок, то у этого человека извращен вкус, но то, что таков его вкус – правда. Довженко не любил автора «Белой гвардии». Говорят, он даже считал, что поручик Булгаков стрелял в него в каком-то бою 18-го года.  По времени и месту это никак не выходит, - что, опять-таки, не имеет значения: важно, что Довженко так считал.
Про Щорса никто не слышал до 35-го года, когда он вдруг был включен в пантеон легендарных комдивов. В том году Сталин и подал Довженко идею сделать украинского «Чапаева». Но фильм, который у Довженко получился, оказался на «Чапаева» совсем не похож. Конъюнктура в СССР стремительно менялась, пять лет, разделивших картины бр. Васильевых и Довженко, - это большой срок, тем более что первая вышла в рубежном 34-м году и, значит, снималась раньше 34-го. У Довженко аналогом не дюже грамотного, анархичного и лихого Василия Ивановича является не давший название фильму легендарный комдив, а «мужицкий генерал» батько Васыль Боженко, которого Щорс, как Фурманов Чапаева, постоянно одергивает, учит и дрючит (разумеется, любя его и восхищаясь его классовым чутьем и стихийной удалью). Щорс, впрочем, тоже проявляет своеволие, но он кому не подчиняется? Засевшим в штабах троцкистам, которые по тупому догматизму, а чаще – по осознанному намерению подорвать мощь Красной Армии то и дело встают на его пути. Но ничего, в таких случаях он тут же звонит Ленину, и тот его поддерживает. Значит, упрямство Щорса – не своеволие, а ясное понимание того, что народно и партийно, а что антинародно и антипартийно в вопросах военного строительства. Это не то же самое, что намерение батьки Боженко вместо Жмеринки с ходу двинуть на Вэнгрию. А вот как батько решает вопрос экспроприации у черниговской буржуазии неправедно нажитого капитала. Все буржуи собраны в театр, батько выходит на сцену, солдатик ставит рядом с ним пулемет, и он ехидно говорит: «В соображении этого пулемета, господа буржуи, гоните ваше золото. Что, не хотите? Ладно, посидите тут, подумайте. Пулемет отут постоит». Пока буржуи думают-соображают «в соображении» направленного на них пулемета, батько направляется в бывшее здание Черниговской Думы, где комдив проводит летучку. Посреди нее в зал врывается всадник на белом коне - это Савка, сын батьки (летучка происходит на верхнем этаже дворца – Савка прискакал по мраморным лестницам). 
Савка    Батьку, що робыты з буржу'азиею, шо в киятрах вже гроши зибрала? Тепер  
             вона воды хоче.
Батько   Пустыть.
Савка     Слухаюсь!
Щорс      Стоп! Куда пустить?
Савка     Та ж в расход.
Щорс      В расход? Не имеете права! Сначала надо допросить каждого 
                 индивидуально.
(Умиляет это «сначала». Потом, значит, все равно в расход?)
Савка выгарцовывает из зала. Батько идет за ним. «Ну-ка, слезай с коня!» «Батьку, може дома будэтэ быты?» «Ни, зараз. Ты чого мэнэ перед людьмы соромыш, по сходах верхы стрыбаеш?» Достает из-за сапога нагайку-дротянку, дает Савке по укрытому тулупом заду три прочухана. Тот даже не почувствовал: «Уже?» «Уже. На, выпей трохы». Достает из-за пазухи бутылку горилки, наливает Савке чарку. Тот выпил. Мало. Чтобы получить еще одну, говорит: «А памятаетэ, батьку, як я пид Нижыном симнадцять билякив покосыв? Хах-хах-хах!» Батько помнит, наливает еще. «А памятаетэ, як я пид Бродамы цилый взвод бисовых гайдамакив? Хах-хах-хах!»*  Третья чарка. «А памятаетэ...» «Доста. Так на тэбэ й горилкы нэ станэ». Ну конечно, нэ станэ – такой герой!     
И смех и грех. Вообще батько (Иван Скуратов) та його сыны вносят в картину массу сочного юмора по-боженковски и по-довженковски. Без них картина бы зачахла, потому что ее главный герой, со всей его плакатной человечностью, простотой и справедливостью, человеческих черт абсолютно лишен. Щорс-Евгений Самойлов похож отчасти на крестового вальта, отчасти на Дзержинского, у него какие-то не по-человечьи сверкающие очи (линз в то время еще не было: лампочки, что ли, Самойлову в глаза вставляли?) Он всегда появляется неожиданно, прямой и напряженный, как стальная струна или железный Феликс, становится в центре помещения и резко, лапидарно хвалит своего или разоблачает чужого (последнего иногда бьет). Он любит эффекты: когда захваченный немецкий полковник говорит ему, что не признАет красного суда, т.к. судить его имеет право только немецкий, Щорс отвечает: «Что ж, будет вам немецкий!» В комнату входят три немецких солдата-инвалида и быстро приговаривают полковника к расстрелу. Что полковник, между прочим, военнопленный, на это Щорсу наплевать: он прежде всего буржуй, а с такими разговор короткий.
Щорс – не Чапай, это грамотный командир, все проверяет по карте (не то что батько, который в карте ни бум-бум), он дока в вопросах тактики и стратегии, умеет по-немецки и по-польски. (Большинство щорсовцев, не говоря уже о крестьянах, балакают на украинском, и Щорс, украинец, иногда тоже ввернет на мове словцо-другое, но в основном, как Штепсель с Тарапунькой, изъясняется с хохлами на русском, да таком звонком и литературном, Левитан бы позавидовал. Так оно верней будет: Иосиф Виссарионович относится ко всяким там харизматическим украинским атаманам с подозрением). Иногда, чтобы подбодрить бойцов, Щорс сам берется за пулеметную гашетку. Так случилось при взятии Чернигова: белые и гайдамаки шли строем, отмечая что-то свое религиозное, богунцы (дивизия им. Богуна) налетели, залегли посреди улицы и давай этих богомольных косить. Впереди процессии шел оркестр, который, естественно, полег первым. Сколько музыкантов, интересно, Щорс положил самолично? (Если кто-то думает, что я подвираю – фильм прилагается). Впрочем, не все музыканты покошены: часть Довженко оставил живыми, чтобы, поднявшись, они с «Боже, царя храни» трусливо перешли на «Интернационал». Смех и грех!
Я был не совсем прав, сказав, что без батьки Боженко, с одним Щорсом, фильм вышел бы пресным. Довженко – мастер батальных сцен, под стать Куросаве с его «Семью самураями». Батальные кадры «Щорса» завораживают красотой и темпом. Иногда я с трудом стряхивал эту завороженность, заставляя себя вспомнить что это не семеро самураев защищают крестьян от разбойников, а одна половина народа лихо и весело режет другую. «Да здравствует Гражданская война!» - кричит Щорс на митинге.  А один философ-богунец вот как рассуждает: «Если сейчас сын плюет в морду отцу, убивает отца – это не отцевбывство, это так надо!» (Фильм прилагается!)  
...Турбины спят, а богунцы уже несутся вверх по Подолу. Савка, натренировавшийся одолевать крутые эскарпы на лестницах Черниговской Думы, непременно доскачет до номера 13 по Андреевскому спуску, и пощады от него не жди! «А памятаеш, батьку, як я ту ахвфицерську бабу з золотым волоссям...» «Памятаю, сынку, памятаю».
Ну чем не Гоголь? Кроме Гоголя, можно еще прыпамятать «Андрея Рублева»: татары, пришпоривая лошадей, летят на Владимир.
В общем, фильм - эпическая поэма во славу головорезов. Конечно, необходим исторический подход. Нельзя судить произведение свирепого 39-го  по моральному кодексу либерального 2012-го. И все же, все же. Эйзенштейн тоже взялся за «Ивана Грозного» по указке Сталина, тоже старался воспеть маньяка-государя со его опричники... но сработал рвотный рефлекс, и что-то не в то горло пошло. Сталин это почуял и запретил фильм. Нет, я не говорю, что «Щорс» непременно должен был лечь на полку, а иначе –  ганьба Довженко. Но хоть что-нибудь человеческое должно было прорваться? Великий же режиссер, говорят... Не знаю, не знаю.
Когда Довженко уже не было, критики, отзываясь на опус какого-нибудь Левчука, Шмарука или Денисенко, стонали: «Вот тоже, кажется, про революцию/про Гражданскую – но не дотягивает до великого Александра Петровича, ох, не дотягивает!» Конечно, левчуки не дотягивали: при всей наглости, им далеко было до грандиозной довженковской наглости; при всем вранье, они не  решались на его размашистое, как казацкая сабля, вранье. Ну не мог уже Левчук сделать что-то близкое к сцене из «Щорса», когда батько Боженко, умирая, просит: «Поховайтэ мэнэ биля памятника Пушкину та спивайтэ биля моеи могылы «Заповит» Шевченка». Левчук, Шмарук, Денисенко, Кохан, Макаренко, Мащенко, Слесаренко  – богатыри не они. Время изменилось. Настоящих буйных стало мало. Мещанское наступило время. А я так скажу: ну и слава богу. Пусть батько Боженко лежит себе биля памятныка Пушкину, а страшный, улюлюкающий по-варварски фильм «Щорс» тихо пылится в киноархиве.
* Артист Александр Хвыля играет Савку смачно, от души. Пройдут годы, и, бессменный Дед Мороз на новогодних праздниках в Кремле, он будет так же от души хороводить с бисовыми детьми новой буржу'азии: а каких же еще допускали на главную советскую елку?
                                                      ***
В "Щорсе" есть сцена, в которой комдив, красиво накинув шинель на одно плечо, «мриет» с богунцами о будущем, когда «народ сложит о наших подвигах песни».
Вниманию посетителей сайта предлагается одна из сложенных народом песен о богунцах: 



                                  Песня "Щорс"










С. Бакис









Категория: Александр ДОВЖЕНКО | Добавил: ovechka (29.03.2012) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 2304 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: