Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Суббота, 29.04.2017, 09:31
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Александр МАЧЕРЕТ

"Ошибка инженера Кочина"
 
Фрагмент 1
 
 
 
Фрагмент 2
 
 
В фильме А.Германа «Двадцать дней без войны» есть новаторская сцена: капитан-летчик (Алексей Петренко) десять минут подряд на крупном плане ведет монолог. В начале фильма «Ошибка инженера Кочина» человек ведет монолог около шести минут: для 39-го года тоже не слабо. Он рассказывает историю своей жизни, незаметной, несчастливой жизни маленького человека. До революции служил чиновником в акцизном управлении, у него был маленький домик в Саратове, жена,  в 1911-м году родилась дочь Катя. 1911-й, где ты... Ветры времени поразметали всё, теперь он совершенно одинок. Остались только сны... ему часто снится, как на грудь падают лепестки фиалок, и, странное дело, он уверен во сне, что эти лепестки – Катя. Нам, зрителям, помнящим, что сценарий написан Олешей, невольно  кажется, что эти фиалки слетают на грустного рассказчика со знаменитой ветки, полной цветов и листьев.
 
Роль Галкина – так зовут рассказчика – играет Народный артист республики, ученик Станиславского Петр Леонтьев, играет по системе, по правилам школы переживания, правдиво и душевно, так, что нам искренне жаль этого бедного человечка. И вот его печальное повествование завершено. Наконец мы видим собеседника, точнее, слушателя Галкина. Это человек в военной гимнастерке с ромбами (засл.арт.респ. орденоносец Михаил Жаров). «Что ж, пока вы свободны. Распишитесь вот здесь». Когда Галкин вышел, следователь уверенно бросает молодому помощнику: «Шпион!».
 
Кроме формального новаторства – беспрецедентной длины монолога, – в этой сцене новаторство содержательное. И до, и после «Кочина» шпионов в кино показывали так, чтобы зрителям сразу видно было, что это шпионы. Философия за этим стояла такая: человек, который способен вредить советской стране, неважно, русский или иностранец, - это и не человек вовсе, все нормальные люди  могут  ей только сочувствовать и помогать. Отсюда звериные черты лица у шпионов, вредителей и недобитых меньшевиков. Но Юрий Олеша – настоящий, большой, тонкий писатель. Он знает, что в душах может скрываться всякое, что у реальных, некиношных нелюдей лица иногда бывают вполне человеческие. О, какие нормальные лица бывают у некоторых нелюдей! (Взять троцкистов-бухаринцев). Больше того, Олеша заходит настолько глубоко и далеко, что допускает: среди врагов встречаются даже л ю д и... ну которые сбились с пути, слабовольные, пойманные на ядовитого червячка. Именно такая женщина в фильме - шпионка Ксения Петровна. При этом выбор исполнительницы на ее роль так же неординарен, как многое другое в картине. Практика и «Мосфильма», и Голливуда была такова, что актеры на амплуа героев не должны были играть отрицательных ролей. В «Кочине» шпионку играет Любовь Орлова! Можно вообразить, сколько обсуждений было в Гнездниковском переулке или в Кремле, пока всенародную любимицу не утвердили. Наверное, кто-то очень большой – может быть, Самый Большой – рассудил: «А пожалуй, товарищи Олеша и Мачерет правы: если показать, что шпионы могут скрываться за самыми симпатичными личинами, это повысит бдительность наших советских кинозрителей!».
 
Самый Большой сказал Олеша и Мачерет, но ясно, что новаторство шло от первого. Пожалуй, это даже не являлось сознательным новаторством: такова уж была неистребимо лирическая, исповедальная природа таланта Олеши, что даже отрицательных, гадких персонажей он не мог не наделять чертами человечности, подчас и своими собственными. Так же как, говоря о себе, он неспособен был лукавить и начистоту делился с товарищами по искусству и Товарищем Время даже такими колебаниями и сомнениями, которые могли выдать в нем неискоренимого буржуазного интеллигента и безнадежного «попутчика». Вот, например, о каких  раздумьях   своих поведал он коллегам по цеху  с  трибуны писательского съезда (цитирую с сокращениями):
Должен признаться, что когда я прочел статью «Сумбур вместо музыки», я растерялся. Музыка Шостаковича мне всегда нравилась. Вдруг я читаю в газете «Правда», что опера Шостаковича есть «сумбур вместо музыки». Легче всего было бы сказать себе: я не ошибаюсь, и отвергнуть для самого себя, внутри, мнение «Правды». К чему бы это привело? К очень тяжелым психологическим последствиям. Если я не соглашусь со статьями «Правды» об искусстве, то я не имею права получать патриотическое удовольствие от восприятия этих превосходных вещей — от восприятия этого аромата новизны, победоносности, удачи, который мне так нравится и который говорит о том, что уже есть большой стиль советской жизни, стиль великой державы. И поэтому я соглашаюсь и говорю, что на этом отрезке, на отрезке искусства, партия, как и во всем, права (Аплодисменты). Мелодия есть лучшее, что может извлечь художник из мира. Я выпрашиваю у Шостаковича мелодию, он ломает ее в угоду неизвестно чему, и меня это принижает. Всё дело в том, что у нас единственное, из чего исходит мысль руководства, — есть мысль о народе. Товарищи, читая статьи в «Правде», я подумал о том, что под этими статьями подписался бы Лев Толстой… (Аплодисменты).
Всё как на духу. Вот так, стремясь к предельной честности,  выводил Олеша свои родимые пятна. И добивался в этом успехов. Прогресс, достигнутый им,  очевиден, если сравнить образы титана общепита Андрея Бабичева из романа «Зависть» (1927) и следователя Ларцева из фильма. Бабичевым герой романа Кавалеров, как и сам Олеша, если и восхищался, то невольно и подсознательно; на сознательном же уровне он считал его порядочным жлобом и испытывал к нему неприязнь и зависть. Ларцевым Олеша восхищается уже на всех уровнях. Более того, если Бабичев был достаточно понятный, достаточно элементарный титан, то Ларцев вырастает до фигуры титана демонического. Олеша наделил его повадкой (а Жаров своей постоянной шутливо-ернической интонацией эту повадку усилил), не оставляющей у зрителя сомнений, что Ларцев допрашивает или выезжает на места преступлений чисто для того, чтобы соблюсти формальность: на самом-то деле, ему все известно наперед. А что неизвестно, нет нужды мучиться-разузнавать: советский человек бдителен и вездесущ, он придет и донесет. Можно сказать так: титанизм  Ларцева – это не титанизм героя мифов, а такой, который проистекает из железной спайки с народом, железной уверенности, что  кто-нибудь непременно прибежит и настучит. Разбитной влюбленный официант (засл.арт.респ.Л.Кмит) моментально засекает странности в поведении некоего гражданина и по своему почину устанавливает за ним слежку. Мальчишка-пионер немедленно залезает в дупло, куда этот самый гражданин сунул, чтобы сбить погоню, свой пиджак с инкриминирующей запиской. А самым важным и неутомимым информатором проявляет себя старый еврей-портной. В этом опять проявляется оригинальность и человечность Олеши: не суровый пролетарий, не зоркая, страстная комсомолка, не пионер, а забавный, старорежимный с виду Абрам Гуревич доставляет Ларцеву ключевую информацию. И как мастерски, как смешно и любовно раскрывает Олеша советский патриотизм Абрама (засл.арт.респ. Борис Петкер) и его жены Иды (засл.арт.респ. Фаина Раневская):
 
Ида: Абрам, я знаю, куда ты идешь.
Абрам: А как же я могу туда не идти?
Ида: Но зачем ты суешь нос в  их  дело?
Абрам (уходя): Я думаю, что их дело – это мое дело.
Ида (вздохнув, про себя): В конце концов, Абрам прав.
 
Такая уж она наша власть советская, что ее не только пролетарии, но и старые еврейские портные любят! Да что это я заладил, однако, – портной, портной. В конце фильма оказывается, что у этого портного сын на минуточку полковник Красной Армии,  наши рубежи на реке Амур от самураев охраняет!
 
А инженер Кочин (засл.арт.респ. орденоносец Николай Дорохин) за свою титульную ошибку сильно не пострадал. Ну дали ему, верно, строгача по партийной линии, но по тюремной пощадили. Ларцев говорит помощнику: «Нет, по одному голому подозрению, только потому, что факты неблагоприятно сложились, таких людей, как Кочин, мы в обиду не дадим!» Сталин, висящий над головой Ларцева, смотрит строгими, но добрыми глазами,  как бы соглашаясь со следователем. Да и то сказать, 39-й нынче год, не 37-й, все перегибы давно позади.
 
Лирическая особинка, человечинка, нестандартинка, подбавленные Олешей во мглу этого фильма, еще больше сгущают ее. Господи, уж лучше бы по-кондовому, по-дубовому!
 
На третьем году армии я сильно простудился и пошел, хрипя и свистя, в полковую санчасть. Майор Потёмка осмотрел меня и сказал: «Ничего у вас нет». Я служил в танковом полку, предстояли дивизионные учения, и Потёмка, видимо, получил инструктаж: «Поменьше больных в лазарете к середине февраля». Я встретил за те три года немало садистов и жлобов, но интеллигентный, обращавшийся ко мне на «вы» майор Потёмка остался самым тяжелым из армейских воспоминаний. Может, еще и потому, что моя мама тоже работала врачом?
 
Слава богу, я уже был «старичком» и понимал, что спасение утопающего – дело его собственных рук. Самовольно побрел в дивизионную санчасть, там мне сделали рентген и установили двустороннюю пневмонию. Учения обошлись без меня, я пролежал в дивизионной санчасти полтора месяца.
 
В результате жив-здоров и вот заканчиваю писать про  макабрический фильм «Ошибка инженера Кочина» по сценарию инженера человеческих душ Юрия Олеши.
 
 
В.Катаев, Ю.Олеша и М.Булгаков
 
 
Автор С. Бакис
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Категория: Александр МАЧЕРЕТ | Добавил: слабак (05.08.2011) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 772 | Теги: Мачерет, Мосфильм, Олеша, 1939 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: