Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Воскресенье, 22.10.2017, 21:10
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Александр ПРОШКИН

«Живи и помни»

Режиссер Александр Прошкин. Сценарий  Александра Прошкина и Александра Родионова по мотивам одноименной повести Валентина Распутина. 2008 г.

Для тех, кому фильма мало - вот спектакль по той же повести Распутина с Татьяной Дорониной в главной роли. 

Умер Валентин Распутин. Для меня это писатель, обладающий огромным «нутром», даром глубоких интуитивных проникновений в человеческую психику и способностью изображать природу: поле, небо, реку, тайгу, - изнутри человека и в слиянности с его душой, так, что ощущаешь  таинственное и непостижимое единство всего сущего.  Другой выдающийся писатель, живший в Иркутске, драматург Александр Вампилов, казался мне русским Теннесси Уильямсом, а Распутин – русским Фолкнером. Как Вампилов, Распутин был писателем трагическим, но природа трагизма у него другая. Вампилов заглядывал внутрь души человека, в том числе внутрь своей собственной души, и страдал и ужасался, обнаруживая зияние там, где надеялся увидеть полноту. Взгляд Распутина был направлен из души вовне, он ужасался опустошению, выжиганию, уходу под воду (в буквальном и переносном смысле) родного мира, вне которого не мыслил своего существования; таким образом, он физически таял, умолкал, уходил вместе со своей землей… и вот наконец полностью исчез.
Нельзя отрицать, что во второй половине своей жизни Распутин солидаризировался в своих взглядах и каких-то акциях с не очень приятными людьми. Но он поступал так, потому что  эти люди хотя бы на словах болели за то, за что  болел он. Разница же между ними заключалась в том, что они болели и процветали, а он болел и умирал. Один мой приятель расстался с женой. Она первой покинула съемную квартиру, оставив множество вещей, которые были как бы общими, желая этим продемонстрировать, что ей неприятно пользоваться тем, что даже наполовину принадлежало бывшему мужу. Я помогал ему выносить эти вещи из большой квартиры на край тротуара. Получилась целая гора мусора, потому что к вещам, от которых мстительно отказалась она, прибавились другие,  которые могли бы напоминать ему о ней, и поэтому он не захотел перевозить их на новую квартиру. Мы выносили, а прохожие, как воронье, тут же выхватывали из мусора эти вещи, среди которых были дорогие и почти новые, например, отличная двуспальная кровать. Я с ужасом смотрел на все это, в голове вертелась строчка Окуджавы: «А в нашем доме пахнет воровством». Вот так же, только с многократно увеличенным ужасом, Валентин Распутин смотрел на то, что происходило в России начиная с Перестройки и далее.      

Распутин написал не так уж много, и многие его произведения превращены в фильмы. Экранизация прозы Распутина дело тяжкое, не потому, что она как-то особенно упрямо сопротивляется переводу на язык кино: в чисто технологическом плане Распутин, наверное, не менее и не более киногеничен, чем многие другие хорошие писатели.  Речь идет о тяжести душевной нагрузки, которая падает на режиссера, всерьез взявшегося за такого автора. Лариса Шепитько стала снимать фильм по «Прощанию с Матерой» и погибла вместе с кинооператором Владимиром Чухновым и еще несколькими членами съёмочной группы. Правда, то была просто автокатастрофа. Но правда и то, что человек, писавший эту книгу о гибели своей малой родины, был и сам готов к гибели, внутренне уже не числил себя среди живущих; тех, кто отважился вслед за ним ступить за черту  Матеры, тоже затянуло в водоворот… в какой форме это случилось, уже детали.        

Чтобы написать или снять «Живи и помни», тоже требовалось выносливое сердце: это надрывная, безысходная история. Безысходность – не атмосфера повести, а ее содержание, суть. Повесть о безысходности. В последнюю зиму войны Андрей Гуськов сбежал из госпиталя домой. Ничего в нем не было от дезертира, нормальный парень-сибиряк. Сложись все иначе, мог бы и героем стать. Но слишком уж близко было до родного села, слишком ему загорелось хоть одну ночь побыть со своей Настеной. Не удержался, бес попутал.  А дальше все сразу ясно, все ходы обязательные, как шахматный цугцванг. Не может Андрей войти в родной дом, должен прятаться, как зверь, на острове. И  отныне он - хороший, незлой человек -  быстро звереет.  Дети, прожившие первые несколько лет с волками, несоциализируемы. Андрей, осознавший, что, так или иначе, он теперь дезертир, не просто вынужден пространственно скрываться от людей: обезлюдевает пространство его души, он на глазах превращается в волка. Существенно, что никаких задатков для этого, по-видимому, не было. Смысл «Преступления и наказания» не в том, что Раскольников, загубив две души, поступил не по-людски, а в том, что он, на свою беду, был и остался человеком, и вот вдруг оказывается, что в мире людей ему теперь места нет.  Дело не в угрызениях совести (Раскольников, кажется, их не испытывает): просто он внезапно ощутил, что мирские законы на него не распространяются - ощутил себя в вакууме. Так же Андрей, сдуру, импульсивно пойдя наперекор «гурьбе и гурту», отрезал себя от общинных, народных ключей, без подпитки которыми человек, русский человек, оказывается, долго пробыть человеком не может. Так, во всяком случае, по Распутину. Дело, опять же, не в самом факте дезертирства, не в ситуационной изоляции героя, а в том, что он осознал себя дезертиром, то есть совершенно иным, чем «братья и сестры». Это самоосознание, стремительно, как рак, разрастаясь в нем, и лишает его человечности. Безысходно. Тоска и ужас выпадения из общей жизни, всякого дезертирства, предательства и вообще дистанцирования, отступничества от массы. Последний роман Александра Терехова называется «Немцы», хотя он повествует о делах московской мэрии лужковских времен и никаких немцев там нет, одни русские. Но герой этого совсем не сатирического, а матеро реалистического романа и еще некоторые персонажи носят немецкие имена и фамилии. Почему? Да потому что ужасно далеки они от народа, далеки от него, как немцы были во время войны. Андрей немец не немец, но он уже и не русский и вообще не человек. Такая вот история.                    

Но в повести есть еще одна важная фигура – та самая Настена, Андреева жена. Главный персонаж - она, все показано, в общем, ее глазами. Настена в совсем иной ситуации. Участь Андрея не трагична именно в силу ее неизбежности. Ему нечего выбирать и не  с чем бороться: он превращается в волка почти физиологически, как доктор Джекил, выпив некое снадобье, превращался в Хайда, с той лишь разницей, что путь из  волков назад в люди для Андрея заказан. Настена яда дезертирства не пила, она от начала до конца остается человеком. Поэтому душевно ей тяжелей, чем Андрею. Она окружена в селе бабами, живущими в горестном  ожидании. Ее-то мужик теперь рядом, надо только переправиться на остров через реку. Но его незаконная близость отрывает Настю от общей доли, лишает права соучастия во всенародной беде, соучастия, которое, оказывается, было горьким счастьем. Как и Андрей, она навсегда отрезана от народных истоков, только не по своей вине – это он утянул ее за собой в бездну. Разрываясь между бабьей верностью и своим русским, органически общинным существом, Настена оказалась в ситуации выбора… сделать который невозможно. Это ситуация трагедии.

Замечу, что, при всей мощи повести, Распутин, мне кажется, чего-то не рассчитал. Трудность положения Настены, которая, по идее, должна быть трудностью внутреннего, душевного порядка, уж слишком отягощена внешними факторами, например: ей нелегко придумывать причины своих частых отлучек, объяснять исчезновение из дома еды и разных вещей;  трудно стало весной, когда на Ангаре растаял лед, тайком переправляться на лодке через реку. (Это весна 45-го, в воздухе уже запах победы, предчувствие которой не радует, а лишь страшит Настену и Андрея).  Вдобавок ко всему, она впервые забеременела, и вся деревня гадает: от кого же, если в деревне, считай, не осталось мужиков? Заморочек подобного рода так много, что гибель Настены  в финале может показаться не  роковым исходом трагедии, а результатом зашедшей в полный тупик лжи. Это все равно как если бы Раскольников в конце романа явился с повинной не потому, что захотел из вакуума вернуться в сферу действия моральных норм, пусть даже норм уголовного права, а под давлением загнавшего его в тупик следователя. Конечно, я понимаю, что рок осуществляется на земле не  в чистой форме, как это было в древнегреческих трагедиях, а через житейскую эмпирию. И все же мне кажется, что сеть бытовых обстоятельств в повести слишком уж часта и несколько заслоняет собой то, выражением чего она является: заслоняет игру рока. Я должен, впрочем, сделать оговорку. Беременность Настены – столько же бытовое, сколько символическое  обстоятельство. Ее  живот выпирает, его нельзя скрыть, как леди Макбет не могла скрыть окровавленных рук. Кроме того, с гибелью Настены погибает ее нерожденное дитя. Андрей надеялся, что, раз  его жизнь – обрубленная ветка, так пусть хоть росток пробьется из сучка. Но нет, судьба повелела, чтобы этого не случилось. Да умрет древо рода Гуськовых, породившее дезертира!                                                      

Теперь о фильме. Это, как почти всегда у Александра Прошкина, хорошая, добротная картина. Если сравнить с литературной первоосновой, то можно отметить следующее. Я только что написал, что «конкретный» материал повести несколько заслоняет символический. Но «несколько» не означает полностью. Андрей не просто крадет у сельчан вещи и продукты – Распутин к тому же объясняет «изнутри» Андреевой головы: «И не нужда, та нужда, что хватает за горло, заставляла его выходить на этот нечистый промысел…  тут больше исподволь подталкивала и зудила… какая-то тайная и властная обида за себя, вызывающая… старательно припрятанное, со всех сторон замаскированное желание досадить тем, кто, не в пример ему, живет открыто, ходит не прячась и не боясь, хоть в чем-то перебежать им дорожку и тем самым как бы почувствовать себя причастным к их судьбе: без него было бы одно, а с ним другое». Настена не просто спешит к Андрею под покровом ночи – всезнающий автор добавляет: «Без людей ей стало легче, и она с укором покивала себе: вот до чего уж дошло – раньше, чтобы успокоиться, держалась людей, а теперь, наоборот, бежит от них». Повесть наполнена разговорами Настены и Андрея, и это не простые, не бытовые разговоры: балансирование на краю пропасти поставило их в экзистенциальную ситуацию, обострив не только их любовь, но и восприятие бытия. « - Почему мы раньше ни разу вот так не говорили? – сказал он и… со спокойной и безнадежной обидой покачал головой. – Все ведь могло повернуться иначе… или это мне только кажется, что могло… Но не говорили же… только переговаривались, кому что надо, по пустякам, каждый день по пустякам… Я ж тебя, выходит, как следует не знал…»

В фильме Андрей просто крадет, Настена просто крадется во тьме, а все разговоры, переводящие эту историю в небытовой, трагический план, при превращении повести в сценарий оказались вымаранными. Что поделаешь, кино штука грубая. За вычетом этих вымарок трагедия превратилась в мелодраму. Притом Прошкин потратил много сил, чтобы мелодрама была достоверной. Коровы мычат, лягушки квакают, земля чавкает, все персонажи старательно окают и цокают с каким-то народным акцентом, видимо, сибирским. (Я заметил в титрах среди членов съёмочной группы консультанта по говорам).  Среди окающих и цокающих известные артисты, например, Маковецкий, Глушенко, Анна Михалкова. Наверное, они цокают безупречно, но все равно это оставляет впечатление маскарада. Зачем эти говоры, не лучше ли было уделить больше внимания тому, что говорит своей повестью Распутин? Здесь мне хочется сказать давно наболевшее. Реализм продолжает приниматься в кино как нечто самоценное: если артисты, играющие крестьян, окают, это безусловно хорошо. Но реализм –  просто один из стилей, а не истина в последней инстанции. Это стало особенно ясным в последние десятилетия. Я не очень люблю постмодерн, но он сыграл положительную роль: благодаря ему, зрители, говоря метафорически, перестали верить, что если много раз смотреть фильм «Чапаев», Василий Иванович наконец выплывет. Всем стало ясно, что «Чапаев» - просто кино, такое же, как «Андалузский пес» или «Прошлым летом в Мариенбаде». Но режиссеры не хотят задумываться, зачем им нужен реализм, зачем эта обязательная дотошная достоверность. Герман достоверен и велик, значит, усиливая достоверность, я приближаюсь к величию. Но достоверность Германа – это «всего лишь» его стиль, его фирменный способ создания иллюзии. Ладно, хватит. Я просто придираюсь. Кино – искусство грубое. «Живи и помни» - хорошая мелодрама из народной жизни. Дарья Мороз за исполнение роли Настены получила на каком-то кинофестивале премию за лучшую женскую роль, и по заслугам.      

Валентин Распутин (15 марта 1937-14 марта 2015)

Александр Прошкин

 

Смотреть фильм он-лайн:

 

 Написать письмо автору

По вопросам приобретения книги С. Бакиса «Допотопное кино»
можно обратиться по тел.: +38(067) 266 0390
 (Леонид, Киев).
или написать по адресу: bakino.at.ua@gmail.com
 
Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо. 
С.Бакис 

 

 

Категория: Александр ПРОШКИН | Добавил: ovechka (17.03.2015) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 488 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: