(太陽(тайё:). Режиссер Александр Сокуров. Сценарист Юрий Арабов. Россия. 2005
Здравствуй, Толя!
Вот у меня возник вопрос, с которым можно обратиться только к тебе. Да ведь ты не ответишь. Так что я обращаюсь к тебе типа ты риторическая фигура.
Вот у меня есть сайт про кино, bakino.at.ua его адрес, между прочим.
И я хотел написать про фильм "Солнце" Сокурова, пересмотреть его внимательно и написать. Это об императоре Хирохито, который объявил японскому народу в январе 1946 года, что он не бог, для того чтобы народ не должен был защищать его священную жизнь до последнего японца, и война, таким образом, могла бы, наконец, кончиться, с американцами можно было бы заключить мир.
И вот я посмотрел этот фильм, и не смог о нем написать по следующей причине. С одной стороны, фильм мне очень понравился, как вообще нравится Сокуров. Под Сокуровым я имею в виду не фильмы Сокурова, а действительно человека Сокурова, который в этом фильме проявляется, к сожалению, больше, чем в любом другом.
С другой стороны, фильм как фильм мне не очень понравился, т.е. он не показался мне удачным. Поскольку же мне, во-первых, не захотелось "критиковать" понравившийся мне фильм, а во-вторых, объяснять, почему мне не нравится нравящийся мне фильм, было бы трудно или, точнее, было бы слишком занудно, то я и не стал этого делать.
Тебе же по возможности кратко объясню.
Это чрезвычайно тихий фильм. Сокуров всецело сосредоточен на маленьком человечке-императоре, на том, как он тихо и смиренно, будто маленькая рыбка в аквариуме, живет в герметичной зеленоватой мути противоатомного бункера, предается там излюбленным занятиям: изучению глубоководных океанских крабов и сочинению хокку, - а потом вдруг приходит к решению отказаться от своего божественного статуса. Вернее, Сокуров хочет это так показать, но никакого "вдруг" в фильме нет, потому что Хирохито как был с самого начала тих и смирен, так до упора и остается. Император увлечен крабообразными и хокку, как герцог из захаровского «Мюнхгаузена» был увлечен кройкой и шитьем. Поглощенность этими хобби не затрудняет, а облегчает Хирохито отречение от божьего сана: у него-человека будет больше времени на приятные досуги, чем было у него-Бога. Таким образом, никакого сдвига, необходимого для драматического или, тем более, трагического фильма, в сознании императора не происходит. И сам фильм как был с самого начала тихим, гипнотично медленным и медитативным, так до конца и остается. То есть режиссер, как мне кажется, допустил роковой просчет. Гитлер, Ленин – «герои» предыдущих фильмов тетралогии Сокурова – были ему несимпатичны, а Хирохито до того ему нравится, что это почти он сам. Но ведь сам он, Александр Сокуров, заранее понимает, что надо думать о спасении души, а не об "императорском величии" собственного эго, - вот и получается, что и Хирохито как его alter ego тоже, на самом-то деле, с самого начала это понимает. Поэтому в «Солнце» нет движения, нет трагического катарсиса – «очищения путем страдания и страха» (Аристотель), и фильм не драматичен в жанровом смысле этого слова. Да он ни в каком смысле слова не драматичен, течет себе и течет, как тихий ручеек. (Конечно, Сокуров на это возразил бы, что он и не задумывал банально "драматичного" фильма. На что я бы сказал ему: банальный или не банальный драматизм, а без него даже самому новаторскому фильму не обойтись).
Но продолжу. Я недаром сказал, что этот понравившийся мне фильм, к сожалению, слишком похож на своего автора. Между автором и героем нет дистанции. Фильм, задуманный - от этого никуда не уйти - как драма, драма сознания, оказался непротиворечивым. А где нет противоречия, нет и драмы. (Добавлю в скобках уточнение, без которого можно было бы обойтись, ибо оно отвлекает от сути моего вопроса. Противоречие в фильме есть, но оно не сущностно-диалектическое, каковое могло бы сообщить произведению многомерность и глубину; это противоречие по типу недоразумения, только вносящее в фильм невнятицу).
Вот я к тебе и обращаюсь как к специалисту по тонким вопросам онтологии словесного искусства и, в частности, поэзии. Нет ли некоей внутренней несовместимости между лирикой и драмой? Может ли, скажем, лирическое стихотворение строиться как постепенно раскрывающаяся драма? Я в данном случае понимаю под "лирическим стихотворением" не медитативную лирику типа "Люблю Россию я, но странною любовью", а чистую лирику, как, например, большинство стихов Пастернака. Мне кажется, что ответы на оба моих вопроса должны быть негативными: ведь цель поэта - максимально самораскрыться, ничего намеренно не строя ни "из себя", ни из своих стихов как формы, т.е. не выстраивая ее по типу драмы, где что-то сначала обязательно скрывается, потом раскрывается. (Несомненно, в лирических стихах тоже есть движение из пункта А в пункт Б, без этого искусства не бывает... но оно какое-то иное, не по типу драмы. Такое «иное» движение есть в лирическом «Зеркале» Тарковского, но Сокуров в «Солнце» не осознает лиричности своего фильма, и в результате получается нечто не лирическое и не драматическое, а промежуточное, которое, как все промежуточное, действует слабовато).
Вот, кстати, фильм о съемках фильма "Солнце". Обрати внимание, Толя, как Сокуров тихо руководит и как он втолковывает сотрудникам, что все в фильме должно быть тихо и ровно, без драматических эффектов.
Он режиссирует «Солнце», сам, по стилю работы со съемочной группой и т.д., «перевоплотившись» в атмосферу и образную систему фильма. Это можно сравнить с тем, как рука пианиста, повисающая на время в воздухе, не "отдыхает", а колеблется, "не выходя из роли".
Кстати, Сокуров сам же и переводит из-за экрана японские базары - и он, опять же, говорит очень тихо. как будто император, даже когда он говорит с другими, сам с собой говорит... или как будто это он, Александр Сокуров, ведет внутренний монолог:
Всего хорошего, Толя! Приезжай в гости! Мы тебя накормим, напоим и спать уложим. Поить будем в меру, чтоб не пришлось относить в кровать. Или приезжай с Олей, чтобы она контролировала ситуацию. Приезжайте, Толя и Оля!
Слава
Александр Сокуров
Смотреть фильм он-лайн
Автор С. Бакис
Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо.
С.Бакис
|