Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [70]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Среда, 17.04.2024, 01:31
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Александр СУРИН

«Территория»

Режиссер Александр Сурин. Сценарий Олега Куваева по его одноименному роману. «Мосфильм». 1978.

Режиссер Александр Мельник. Сценарий Александра Мельника и Михаила Александрова по роману Олега Куваева. 2015.

«Территория» Олега Куваева – одна из моих любимых книг. Вот она у меня в руке:

 

Д/ф "Экспедиция памяти первопроходца Никиты Шалаурова и писателя Олега Куваева" (1993)
(встраивание не разрешено, поэтому фильм смотрим прямо в youtube)

Книга вышла в 1975 году, а описывает период поздних 40-х-ранних 50-х. Она про геологов, ищущих на Чукотке золото. Куваев сам был геологом и искал его. В Советском Союзе выходила масса книг про геологов, написанных геологами же. Смотрите, сколько существует книг про одни только поиски золота на Колыме: 
«Из современной литературы к ним относятся повесть В. Вяткина «Последний фарт» и его знаменитый роман в трёх книгах «Человек рождается дважды» (первое полное издание — Магадан, 1989, 1990), рассказывающем о событиях 20-х—50-х годов XX века — разведке и начале добычи золота на Колыме времен «Дальстроя». Некоторые книги о разведке и разработке золотых месторождений написаны в жанре исторической биографии — книги Г. Волкова «Вексель Билибина (1977)» и «Золотая Колыма (1982)», а также популярная книга Е. К. Устиева «У истоков золотой реки», также рассказывающая об открытии колымских золотых россыпей. Богатая мемуарная традиция представлена книгами геологов, работавших на Северо-Востоке России, чьи имена связаны с открытием колымского золота и деятельностью горно-геологического управления Дальстроя — мемуары В. А. Цареградского «По экрану памяти» (1980, 1987), Г. Б. Жилинского «Следы на земле»(1975), Б. И. Вронского «На золотой Колыме», Н. И. Чемоданова «В двух шагах от Полярного круга» (1968). А. Васьковского «Исследователь и организатор»; И. Е. Драбкина «О В. А. Цареградском»; Ю. Константинова «Колыма: прошлое и настоящее»; Е. К. Устиева «Возвращение»; Г. М. Хрюковой «Геологи Колымы и Чукотки»; О. Х. Цопанова «Геологическая служба Северо-Востока СССР», Б. Г. Щербинина, В. В. Леонтьева «Там, где геологи прошли», М. А. Петрова «За колымским перевалом». (Википедия).
«Территория» выделяется из этой массы, потому что это книга художественная, в смысле, высокохудожественная. Это не просто рассказ бывалого человека, а произведение со своей темой. В «Территории» поражает контраст между громадным простором и тюремностью раннепослевоенного времени.  Есть роман Юрия Домбровского «Хранитель древностей». Там люди, только не геологи, а археологи, ходят по необъятной казахской степи, а за ними ходят энкавэдисты и подслушивают, подсматривают, хватают. Нигде Сталин не оставлял людей в покое! В «Территории» никаких энкавэдистов нет, но здесь есть угарный дух патриотизма и тяжесть узкой - среди этих бескрайних просторов, - и смертельно важной задачи: «Стране нужно золото, и мы его найдем!» Даже если его нет! Как на войне: «Взять высоту! Даже если это невозможно!» Высоцкий написал: "И шуточку "Даешь стране угля!" мы чувствуем на собственных ладонях". Вместо "угля" можно подставить "драгмет". Но не подумайте, что Куваев относится к таким делам хоть с долей отстраненного юмора – он сам патриот и оставил сердце в вечной чукотской мерзлоте. Золото нашел, а сердце оставил, перетрудив его в тысячекилометровых переходах и надрывном землекопном труде: он умер, не дожив до сорока одного (год рождения 1934, год смерти см. на обложке номера "Роман-газеты" с "Территорией"). Но он прожил ту жизнь, какой хотел. И о такой жизни написал.   
«…Весь мой жизненный опыт пока связан с геологией. Геология ныне — наука и производство, она все более становится четким промышленным комплексом и дальше будет развиваться именно по этому пути. Надуманные истории про… „ахи“ над месторождением… звучат чаще всего оскорбительно для геологии. Все случается в силу житейской необходимости, но это нельзя возводить в ранг сугубо типичного. Вот именно в этом я вижу на ближайшее время свой долг пишущего человека, это долг перед товарищами по профессии, с которыми вместе приходилось работать, радоваться, рисковать и просто жить».
Понимать надо так: «теперь, т.е. в 70-е годы, геология стала производством, а я хочу написать о том времени, когда она была делом романтиков». 
Но ошибется и тот, кто подумает, что «Территория»  написана шальным романтиком. Это чрезвычайно деловая, дельная книга, то, что называется «производственный роман». В этом смысле «Территория» напоминает «Время, вперед!» Катаева, где сумасшедшая романтика проявлялась в подсчете бетонозамесов за смену. Но между Магниткой и Чукоткой были 37-й год, война, горькое послевоенное похмелье; люди много чего увидели, много настрадались, их крупно обманывали и жестоко унижали. Им уже стыдно быть романтиками и любить, как дураки, свою жестокую родину-мать. Но они все равно ее любят и не отвыкли за нее умирать. Теперь романтика загнана глубоко вовнутрь и проявляется как остервенелость в «деле, которому ты служишь». Земля, по которой ходят геологи, - чужая, казенная земля, но они долбят ее, как муж холодную жену, надеясь в конце концов получить от державы скупую улыбку нежности.   
Фильм Александра Сурина вышел в 1978 году. Чтобы правдиво снять в 78-м поздние 40-е, нужно быть Германом. Да и вообще, чем ближе время действия фильма ко времени съемок, тем легче. Когда то и другое совпадают, у режиссера и вовсе никаких забот: снимай себе то, что видишь. Но Герман и Тарковский не сняли ни одного фильма о «наших днях»: легкость съемок «того, что видишь», обманчива, прорваться через нее к образу времени тяжелей, чем сквозь никогда не виденное, как предвоенное время или Древняя Русь. Сурин, должно быть, осознавал, что может не потянуть  фильм о 40-х, и передвинул действие на полдесятилетия вперед, в 1955-й год.  Это немного, но это уже совсем другое, послесталинское время. Поэтому в фильме Сурина нет контраста между простором и духотой, лежавшего в ядре романа Куваева. Но это хороший, толковый фильм. Короткая, всего полтора часа, картина ясна по сюжету, в ней есть отчетливые характеры. Главный герой романа Куваева – начальник чукотской геологоразведки Чинков, непонятный, жестокий, хитрый и одержимый человек со звериным чутьем на то, что лежит под землей. Он разворачивает поиск золота на «Территории» вопреки запрету Москвы, которая считает такой поиск бесперспективным. Чинков, как пахан, перестраховывается, подставляет под удар всяких шестерок и стрелочников, крутит, ведет двойную игру. Но он поступает так не из трусости, а потому, что чует не только земные недра, но и свое кривое время; битый пес знает: не сбрехав, не вывернешься. Надо долгаться до победы, а там – победителей не судят!  Чинков – положительный герой только потому, что ищет золото не для собственного обогащения  и не для ордена, а для страны. Выбор Донатаса Баниониса на роль Чинкова был заведомо неточен. Чинков – русско-азиатский человек (недаром его прозвище – Будда). В его непонятности, лукавстве, жестокости и рисковости есть что-то от Разина и Пугачева, и это важный момент для крутой книги Куваева, говорящей не только о русском просторе и русской духоте, но и о русской душе. Такую роль не должен играть литовец. Начать с того, что в Банионисе не было глубинной ярости. Сурин взял Баниониса, потому что Чинков молчалив, а этот артист был известен своим умением играть молчаливых людей: вспомним разведчика Ладейникова из «Мертвого сезона». Но молчания разведчика и Чинкова разной природы: первый молчит и думает, второй – молчит и чует. Хитрость у Баниониса более осознанна, чем у Чинкова, это хитрость шахматиста, а не волка.  Но все-таки Банионис выполнил свою задачу – он показал, как темнила Чинков  не мытьем, так катаньем добивается своего. Точнее, наоборот: золото найдено как раз мытьем: 

 
Промывка проб лотком на золото, основной метод первичного поиска месторождений тяжелых металлов до появлений геофизических, геохимических и иных методов.

В «Территории» Александра Мельника время действия продвинуто еще лет на пять, в начало 60-х. Чинков уже сидит не в примитивном срубе, а в довольно приличном офисе. На нем не сталинский полувоенный френч, а свитер грубой вязки а-ля Хемингуэй. Чинкова играет всегда одинаковый, трагически надломленный Константин Лавроненко. У него красивая хемингуэевская бородка, и молчалив он не как зверь, пахан или шахматист, а как байронический или хемингуэевский герой. От него так и веет романтикой. Но романтика – последнее, что можно было заподозрить в куваевском Чинкове. Уж лучше бы у него было порепанное оспой, хитрованское лицо матерого главы российского Газпрома Рэма Вяхирева:

          

Или, на худой конец, у Чинкова могли бы быть лицо и повадка Черномырдина, человека, чья темноватая зверевья ментальность при попытках вербализировать ее отливалась в гениально туманные афоризмы.
Но Чинков – Хемингуэй… это несерьезно. Продолжительность новой «Территории» - два с половиной часа, в фильме много грандиозных пейзажей с реками, скалами и водопадами, все это снято с движения, с самолета или вертолета. За кадром звучит исполняемая женщиной красивая романтическая песня. Но нет характеров, нет общего настроения, которое нельзя заменить пейзажами и песней, нет сюжетной связности, которой в данном случае не так легко добиться ввиду разбросанности действия по разным точкам «Территории» и перескокам нарратива от одной геологической партии к другой. Старый чукча, спасший молодого геолога, изрекает избитые мудрости о жизни и смерти, его дочь, отпаивающая геолога дымящейся оленьей кровью, прекрасна, как мисс Дальний Восток, и расхаживает с голым бюстом (это просто народный обычай такой). Но когда геолог наконец очухался, она стыдливо прикрывает груди ковбойкой. Чинков, как печальный демон, дух изгнанья (того и гляди его выгонят из партии за самоуправство), стоит почти за облаками, на краю колоссального Кетунгского нагорья. Геолог в одиночном походе (Чинков приказал ему отправиться в поиск одному) переходит вброд суровые чукотские реки: Эльгай, Ватаб, Кулькай, Ныгчеквеем, Убиенка, - а когда течение свалит его, умудряется выплыть с рюкзаком за спиной, набитым образцами скальных пород. Зритель должен воспринимать такое нарушение законов физики как поэтическую вольность этого романтического фильма.
На самом же деле - красивая картина ни о чем. У Александра Мельника не хватает не то что гипнотизма, а простого мастерства, чтобы связно передать сюжет. Но теперь множество таких фильмов: режиссер берет сюжет из советской эпохи, которой он не понимает, но использует ее на прокорм, потому что из российской действительности ХХI века нельзя слепить никакого сюжета, кроме дурацкой кинокомедии про общагу или сериала «о молодом успешном бизнесмене, которого подставил лучший друг». А в советском времени были революция, война, сталинщина, целина, оттепель, освоение космоса, перестройка… здесь есть чем поживиться.
Но надо же все-таки, чтобы была какая-то видимость смысла? Смысл, в общем, всегда один и тот же: «старая песня о главном». Хорошо, что коммуняк прогнали и наступил капитализм… но и при социализме было хорошо. Дело не в социализме или капитализме, а в том, что мы русские люди и любим свою страну. Как ее ни назови, а она все та же - великая страна Россия. Мы были и остаемся патриотами, вот главное! «Территория»-2015 – очередной патриотический фильм, но это патриотизм для отмазки, а не то глубинное остервенелое чувство, которым дышит роман Куваева.                                             

Александр Сурин

 

Александр Мельник

 

Смотреть фильм он-лайн:

"Территория"-1978

 

 

 

По вопросам приобретения книги С. Бакиса «Допотопное кино»
можно обратиться по тел.: +38(067) 266 0390
 (Леонид, Киев).
или написать по адресу: bakino.at.ua@gmail.com
 
Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо. 
С.Бакис
Категория: Александр СУРИН | Добавил: ovechka (19.05.2015) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 1693 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: