Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [70]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Четверг, 25.04.2024, 21:44
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Алексей ГЕРМАН

О чем плакала скрипка...

О чем плакала скрипка...

 
 
                   Одно из последних интервью Алексея Юрьевича Германа
 
 
                                         О чем плакала скрипка
                                              
21 февраля умер Алексей Юрьевич Герман. В одном из своих интервью он рассказал: «Мой прадед был подкинут на крыльцо и, что называется, «взят на воспитание» семьей царского генерала в Варшаве. Фамилию ему дали «Герман» - это достаточно распространенная фамилия в Прибалтике и Германии, означает «Божий человек», подкидыш. С маминой стороны – тоже все дворяне, но из выкрестов». От себя добавлю, что отцом будущего кинорежиссера был известный писатель Юрий Герман, матерью – Татьяна Александровна Риттенберг. Таким образом, Алексей Юрьевич был евреем, по крайней мере, отчасти, а возможно – кто знает? – и по большей части: ведь в  Польше XIX века проживало около  полумиллиона евреев, а иудейские женщины подвластны  соблазну не меньше, чем христианки. Надо сказать, что чуткие к составу крови сталинские ищейки были также не полностью уверены в расовой чистоте Юрия Германа: во всяком случае, во время послевоенной антикосмополитской кампании он изрядно пострадал. (Впрочем, это могло объясняться «всего лишь» тем, что героя его повести «Подполковник медицинской службы», появившейся, как на беду, в бесовском 1949 году, звали Александр Маркович Левин).  С другой стороны, дворянин по обеим линиям родословной Алексей Юрьевич  еврейство свое осознавал мало. В его фильмах еврейская тема почти не прослеживается (есть, правда, ее слабые отголоски в «Хрусталеве»). Здесь, однако, необходимо уточнение: еврейской темы нет, а еврейские лица есть: вспомним, например, Семена Фараду в начальном эпизоде «Лапшина». Но это объяснялось гениальной объективностью Германа-режиссера: если он чувствовал, что такой-то персонаж, пусть даже в толпе, должен быть «по жизни» евреем, так он и делал его евреем.  И еще одно уточнение: Герман собирался снять после «Истории арканарской резни» фильм по чеховской «Скрипке Ротшильда», - а это не только рассказ с персонажем-евреем, но, по мнению некоторых умных литературоведов (см., например, статью Евгения Эткинда «Иванов и Ротшильд» в «Вопросах литературы» за апрель 1995 г.), произведение, где еврейская тема – единственный раз у Чехова - является центральной. 
Сегодня, когда Алексея Юрьевича больше нет, мы можем говорить о «Скрипке Ротшильда» лишь как о виртуальной работе великого режиссера. А поскольку он собирался делать эту картину не по принуждению, а по любви, вряд ли он стал бы что-то радикально менять в замысле Чехова. Значит, нам стоит поговорить о содержании этого рассказа. 
 
Его герой –  Яков Иванов, гробовщик по прозвищу Бронза, грубый человек. Клиент гробовщика, как говорится, всегда мертв, вот Яков и провел жизнь в ожидании человеческих смертей и в недовольстве тем, что в его маленьком городке люди «умирали так редко, что даже досадно». Возможно, от этого он и стал так черств и груб. Жену свою, многотерпеливую домашнюю труженицу Марфу,  он никогда не жалел, не ласкал, заставлял ее пить кипяток без сахара: был Яков скуп и все свои доходы и расходы заносил в специальную книгу, разбитую на графы «польза» и «убытки». И вот Марфа неожиданно умерла, а перед смертью она напомнила Якову, как сидели они молодыми у реки под молодой вербой, и как родилась у них пятьдесят лет назад светловолосая девочка, да вскорости померла. С некоторым удивлением Яков обнаружил, что совсем позабыл не только про сидение у вербы, но и про свою ангелоподобную дочь. Однако после смерти Марфы охватила его тоска и впервые пришло сожаление, что он был так суров к ней. Он пошел на берег реки, сел под состарившейся вербой, и охватили его всякие странные мысли. А потом он и сам помер, то ли от тоски, то ли заразившись от Марфы ее хворью. «Когда вечером батюшка, исповедуя, спросил его, не помнит ли он за собою какого-нибудь особенного греха, то он, напрягая ослабевающую память, вспомнил опять несчастное лицо Марфы».    
Читатель, насмотренный в кино, может заметить, что «Скрипка Ротшильда» напоминает фильм Феллини «Дорога». Герой этой картины - могучий циркач, разрыватель стальных  цепей Дзампано (Яков Иванов - недаром его прозвали Бронзой - был ему под стать: «выше и крепче его не было людей нигде»), тоже был бездушен к своей спутнице-помощнице-шпрехшталмейстру, смешной и безропотной Джельсомине, и только с ее смертью доходит до этого полузверя-получеловека, что внутри у него чего-то недостает,  ну как это называется... сердце? слезы? жалость? Яков после смерти Марфы пришел к реке - Дзампано пришел к ночному морю и, глядя  на приходящие откуда-то из тьмы высокие валы, он, кажется, вдруг догадался  о непростоте, бесконечности и загадочности мира. И впервые в жизни заплакал. Яков, глядя на реку, не заплакал, но смутно задумался: а что если он ошибался, и польза жизни и ее убытки состоят не в том... ну вот не в том, в чем он их всегда так уверенно видел?
Но где же еврейская тема? А вот где. Яков умел играть на скрипке и нередко исполнял на ней всякие русские мелодии. Чехов не Максим Горький, он не пишет, что, когда Яков играл, у него  на душе светлело и т.п. Играл себе человек и играл, скуки ради. А еще, один местный еврей, Шахкес Моисей Ильич, иногда приглашал его поиграть в своем оркестре на свадьбе или похоронах. Яков никогда не отказывался. А чего отказываться, ежели от того польза была: не бесплатно, чай, он с этими жидами играл. И был в этом оркестре флейтист Ротшильд, «и этот проклятый жид даже самое веселое умудрялся играть жалобно. Без всякой видимой причины Яков мало-помалу проникался ненавистью и презрением к жидам, а особенно к Ротшильду». Ну почему особенно к нему? Да бог его знает, может, просто из-за его «богатой» фамилии. Однажды Ротшильд подбежал к нему на улице, чтобы передать очередное приглашение от Шахкеса, и Яков, пребывавший  в это время - как, впрочем, почти все время, - в дурном расположении духа,  бросился на него с кулаками. Когда же он пошел себе дальше не оглядываясь, то услышал, как убегающего Ротшильда, «должно быть, собака укусила, так как послышался отчаянный, болезненный крик».
Вот, собственно говоря, почти вся история. Но я немного слукавил с читателем: для придания тексту напряжения не договорил кое-чего. Во-первых, после смерти Марфы Яков опять играл дома на скрипке, а когда Ротшильд снова явился от Шахкеса (знал, конечно, что  может получить новых тумаков, да все равно пришел: такова уж еврейская доля, тумаки получать), да, когда Ротшильд вошел и услышал, как Яков играет, он «проговорил «Ваххх!...» И слезы медленно потекли у него по щекам и закапали на зеленый сюртук». Во-вторых, когда батюшка спросил Якова о грехах, тот не только Марфу вспомнил, но и «отчаянный крик жида, которого укусила собака». А в-третьих, он попросил батюшку отдать его скрипку Ротшильду.
Вот почему рассказ и называется не «Скрипка Иванова», а «Скрипка Ротшильда».  Марина Цветаева написала: «В сем христианнейшем из миров/ Поэты – жиды!» Антон Павлович в данном рассказе, я думаю, хотел сказать, что  в сем христианнейшем из  миров все люди – жиды,  потому что жизнь человеческая полна скорби, а жидовская судьба есть воплощенная скорбь. Короче говоря, каждый Иванов - Яков, Яааков, Иаков. Река горя человека Иванова, переполнившись, сливается с морем жидовского горя, и он завещает жиду свой музыкальный инструмент,  лучше всех других приспособленный для передачи плача души.
Сюжет и смысл «Скрипки Ротшильда» я, как мог, передал. А вокруг этого рассказа еще много о чем можно было бы поговорить. Ну, скажем, задаться таким вопросом: как так, ведь Чехов, он же, говорят, того... антисемит был? Ответ: не знаю, этот рассказ совсем не показывает, что он был антисемит, даже наоборот. Сложна, знаете, жизнь. Далее, можно было бы вспомнить, что студент Шостаковича Вениамин Флейшман сочинял оперу по этому рассказу, да не закончил, погиб в ленинградском ополчении 41-го года, а дописал оперу Шостакович. Причем он сделал это не только потому, что Флейшман был его любимым учеником: сам великий композитор говорил, что он не знает в мировой музыке ничего подобного еврейским народным мелодиям, и что они решающим образом повлияли на него. (Можно предположить, что влияние это выразилось в амбивалентности музыки Шостаковича: у него, как и в еврейских мелодиях, «даже самое веселое звучит жалостно», насмешливо, скучно или жутко).
Про Германа постоянно повторяют, что режиссер он был, что и говорить, гениальный, но человек, что и говорить, тяжелый. Но это все равно, как если бы воин сказал своему мечу: хорошо, что ты так верен в сече, но плохо, что я, закладывая тебя в ножны, порезал о твое острие палец. Меч должен быть острым, а личность гения часто бывает обоюдоострой, и ничего с этим не поделаешь. Но возможно - кто знает? - возможно, Алексей Божий человек начал на старости лет задумываться: что есть польза, а что убыток? Стоит ли ради самого распрогениального кадра поджигать корову, как, по упорным слухам, сделал однажды Тарковский, или, как он сам, орать и бросаться с кулаками на бедных тупых ротшильдов из массовки? Оно конечно, фильм останется в веках, а о ротшильдовых тумаках все забудут. И все же, все же... Герман не просто хотел - он мечтал сделать фильм по «Скрипке Ротшильда», тянулся к моменту, когда приступит к его съемкам. Наверное, он затосковал среди ужасов Арканара, засосавшего его в свой кровавый кратер более чем на десятилетие; инопланетный мир надоел ему, он захотел снять картину не про неизбывную греховность мироздания и запредельную жестокость хомо сапиенс, а про невольную, каждодневную жестокость каждого из нас, про наше простое горе и, случается, раскаяние. И еще, может быть - это опять только догадка, - ему захотелось напоследок сказать о  е в р е й с к о м  горе. Не успел.
 
 
 
 
                         Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться
это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что,
пока вы читаете, проклятый "антироботный" код успевает устареть),
надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а 
затем опять вернуться на страницу с текстом.Тогда комментарий
поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, 
наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь - писать
без нее мне тоскливо.     С.Бакис  
Автор С. Бакис
 
slavabakis@gmail.com

Категория: Алексей ГЕРМАН | Добавил: ovechka (25.02.2013) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 1995 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: