Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [70]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Четверг, 28.03.2024, 23:37
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Анатолий ЭФРОС

«Високосный год»
Режиссер Анатолий Эфрос. Сценарий Веры Пановой по ее роману «Времена года». «Мосфильм». 1961




61-й - 62-й годы – в СССР пик «оттепели». В это время появились «Один день Ивана Денисовича», «Чистое небо» Чухрая, «Иваново детство» Тарковского, 13-я симфония Шостаковича на стихи Евтушенко, среди которых  - «Бабий яр», «Девять дней одного года» Ромма, - произведения небывалой по советским меркам социальной остроты или художественной смелости. На этом фоне «Високосный год» прошел незаметно, и чему удивляться? Какой остроты и смелости можно было ждать от экранизации советского романа выпуска 1953-го года? Панова была хорошей писательницей, но из рамок не выбивалась. Сталин симпатизировал ее ранним сочинениям, за каждое из которых она получала премию его имени 1-й, 2-й или, в худшем случае, 3-й степени. Иосиф Виссарионович любил читать, был читателем с развитым советским вкусом, и в данном случае он благоволил к писателю не за то, что тот хорошо врет, но за то, что хорошо пишет, а врет как раз мало. Романы и повести Пановой той поры –  запечатления сталинщины с человеческим лицом, вот за это как раз вождь их и любил. Слишком врать Пановой не требовалось, потому что она сосредоточивалась в основном на семейных отношениях и морально-этических проблемах. Писательница талантливая, она писала о таких материях тепло, искренне и близко "к правде жизни".  
Взять те же «Времена года». В романе две линии. Вот живет в большом городе хорошая семья Куприяновых. Отец, Леонид Никитич, – машинист электровоза, мать, Дорофея Николаевна, – номенклатурная единица, заведующая городским озеленением, дочь – студентка, скоро выйдет замуж за хорошего парня. Но в семье не без урода. Сын Геннадий, Геня, все как-то не может определиться в жизни, скачет с одной работы на другую, дружит со всякими сомнительными личностями. По характеру он лентяй и нытик, все ему не нравится, вечно пытается спихнуть ответственность на обстоятельства и других людей. На законные сетования и правильные наставления родителей со вздохом отвечает: «Опять агитация! Я же взрослый, дорогие мои!» А какой он взрослый, в чем его взрослость? Взять семейный вопрос - у него и тут неладно: скоропалительно женился, да через неделю-другую и разочаровался в браке, ушел жить к какой-то женщине значительно старше его. В конце концов, чего и следовало ожидать, «дружки», оказавшиеся преступниками, втянули его в свои аферы, а когда он попытался вырваться из порочного круга, расправились с ним так, что он чудом выжил. Неизвестно, останется ли он на свободе после того, как его выпишут из больницы. У родителей, понятно, сердце разрывается, но нажимать на какие-то кнопки, чтобы сын избежал наказания, если он его заслужил, мать, конечно, не станет, не такой она человек.
А вот вторая семья, Борташевичи. Степан Андреевич – начальник горторга, жена его домохозяйка. У них замечательные дети – спортсменка, комсомолка, студентка-отличница Катя и старшеклассник Сережа, мальчик ершистый, но серьезный и умный. Сын и дочь обожают и боготворят Степана Андреевича, не подозревая, что отец их – растратчик, вор и махинатор. (Преступники, втянувшие в свои сети Геню, – подчиненные Степана Андреевича). Но сколько веревочке ни виться... Когда в дом Борташевичей наконец является милицейский наряд, Степан Андреевич пускает себе пулю в лоб из сохранившегося с военных лет пистолета.  
Будь автором «Времен года» какой-нибудь Павленко или Бабаевский, Геня заслужил бы у них лишь брезгливое презрение, а Бартошевич – презрение гневное. Панова - на то она талантливая писательница, да и просто женщина – тоньше и человечнее. Гене она сочувствует: ну попал бесхарактерный непутевый парень в беду; а по поводу Бартошевича как бы недоумевает: человек умный, толковый, честно воевал, был отличным руководителем и хорошим отцом, и в доме полная чаша – ну зачем он пошел по такой дорожке, чтоб нельзя было спать по ночам? Вот она, алчность людская! 
Эфрос ничего не изменил у Пановой (которая, к тому же, написала сценарий фильма). Он просто продвинулся чуть – а на самом деле, гораздо – дальше нее, по-иному расставив акценты. И прежде всего, он выбрал на роль Гени  Смоктуновского. От этого Геня, не переставая быть бестолковым, стал мятущимся; из нытика превратился в человека неудовлетворенного; из лентяя стал человеком рано уставшим. Кроме того – такова уж была актерская индивидуальность Смоктуновского, - он стал человеком гораздо более интеллигентным, чем Геня в романе. Спросить: а чего же Геня ищет, чем он неудовлетворен и от чего устал? Объяснений этому фильм не дает: просто он человек такой – «человек ниоткуда». (Не похож ли на него Кеша Смоктунович, уроженец села Татьяновка Томской области? Остальные его братья и сестры были ничем не примечательны,  этому же странному «мальчику ниоткуда», второму из шести сиблингов, было назначено судьбой стать звездой советского интеллектуального кино). Геня также чем-то напоминает некоторых героев пьес Арбузова, например, Ведерникова из «Годов странствий», или Ильина из володинских «Пяти вечеров». Те тоже загадочно входили в действие «ниоткуда», однако за нетями, из которых они явились, зритель мог смутно угадывать войну, Воркуту или Колыму, - Геня же «ниоткуда» чисто генетически, этот странный человек с его несчастливым беспокойством – как бы одушевленная антенна, улавливающая в воздухе времени дух перемен.
Лучше ли, убедительнее были те конгениальные фильму Эфроса произведения ранних шестидесятых, которые говорили яснее, называли, так сказать, «адреса, явки и пароли»? Это как посмотреть. Неясное, но сильно переданное беспокойство может обладать большей суггестивной силой, чем четкое вербальное послание. Ранние непрограммные симфонии Шостаковича (не говорю об уже упомянутой 13-й, использовавшей стихотворные тексты) были для довоенного поколения интеллигенции глотком свободы, голосом из будущего, когда все будет расставлено по местам и палачам и жертвам воздастся по заслугам. Фильм Эфроса, как музыка, также воздействует не аллюзиями, а всей своей цельностью, исходящей от него аурой. 
Как бы то ни было, такой Геня, каким его играет Смоктуновский, не только внушает сочувствие, как в романе Пановой, но и побуждает задуматься: почему его образцовые родители так беспощадны к нему? И не вырос ли Геня таким потерянным человеком оттого, что случайно уродился выше нормы ранимым и чутким, с большей потребностью в понимании и любви, чем та, которую его твердокаменные родители могли ему дать? В фильме есть два эпизода, следующие друг за другом. Замученный и запутавшийся Геня приходит к матери – вряд ли он рассчитывает на ее совет, но, может быть, ждет теплого слова. Мать сурово и справедливо отчитывает его: сын-бездельник и паразит ей не нужен, пусть уходит и возвращается тогда, когда переменит свое отношение к жизни! В следующей сцене она встречает в аэропорту гостей из братской Болгарии – на них у Дорофеи Николаевны доброты и тепла хоть отбавляй!  
Не надо только думать, что Эфрос поставил фильм в духе иронических стихов Евтушенко об отцах и детях:

                                                     Носил он брюки узкие,
                                                     читал Хемингуэя.
                                                     "Вкусы, брат, не русские”, —
                                                     внушал отец, мрачнея.
                                                     Огорчал он родственников,
                                                     честных производственников,
                                                     вечно споря с ними
                                                     вкусами своими. 

Геня не стиляга (хоть и одевается с ненамеренной и небрежной элегантностью, – но это опять от подаренного игрой генов вкуса). И Хемингуэя он вряд ли читал. А главное, Дорофея Николаевна с Леонидом Никитичем - вовсе не пара замшелых пеньков: Эфрос,  сочувствуя Гене и понимая его, сохраняет понимание и объективность и по отношению к "старикам". Мать играет обаятельная и просто внешне очень красивая актриса Елена Фадеева (достаточно сказать, что она играла роль матери Ленина в дилогии Марка Донского). И отец в исполнении Василия Макарова – суховатый, но честный и вполне положительный человек. Просто у них своя правда, которую они, что ж поделать,  выражают привычными жестяными словами, а у Геннадия – своя, которой он не может выразить и даже отчетливо не понимает, в чем она... Но только рацеи родителей нагоняют на него тоску. И такую же тоску, хотя он никогда не говорит и, может быть, даже не задумывается об этом, нагоняет на него унылый, суконный, как железнодорожная шинель отца, советский мир. Со своей правильной сестрой и ее невыразительным, обнажающим в добродушной улыбке длинные кривые зубы женихом (Валентин Никулин) у него тоже очень мало общего. У них свои заботы – скоро получат квартиру, а там дети пойдут и т.д. –  у него же ни квартиры, ни жены, ни детей, ни судьбы. 
Фильм начинается в новый год и кончается им, и в нем часто звучит тревожный и радостный новогодний вальс (композитор Карен Хачатурян). Все люди в фильме как бы живут под эту праздничную музыку в ожидании счастливых перемен – причем фильм сделан так, чтобы зрители вместе с героями ощущали волнующий ветер из будущего, - что ж поделаешь, если Геня чужой на этом празднике жизни? Последние кадры: отец ведет электровоз. Под музыку чудесного вальса впереди через окно локомотива открываются  полные первозданной свежести пейзажи зимы. Мальчишки играют на рельсах и еле успевают разбежаться по обочинам; испуганный Леонид Никитич сердито, облегченно и весело грозит им кулаком. Хорошо! Високосный год всегда бывает тревожным, но он миновал – наступающий будет безоблачней. Вот жаль только, что в предыдущем эпизоде Леонид Никитич отказался зайти к сыну в палату, и, пока Дорофея Николаевна не возвратилась, он, накинув халат на железнодорожную форму, вышагивал сапогами четкие, правильные круги по кафелю вестибюля. 
Теперь о линии Борташевичей. Когда переодетый электриком милицейский опер (Павел
Шальнов) входит в их квартиру, то, что представляется его глазам, заставляет его порядочно удивиться. Квартира, конечно, хороша, но в ней совсем нет пошлой роскоши, которой можно было бы ожидать от хором подпольного богача. Это полный простора и света дом людей коммунистического будущего! Так же и дети Борташевича (Марианна Вертинская и Володя Паперный)  -  тоже существа из коммунизма: красивые, ладные, умные и свободные. Эфрос снял фильм и ради этого парадокса: вот так бывает, не всегда яблоко от яблони недалеко падает. Или даже нет, не так, а еще парадоксальней: это усилиями подпольного богача, растратчика и махинатора Катя и Сережа стали такими, какие они есть, так отец их воспитал! Вокруг яблони много пространства – яблоки падали, куда следует! Черт его знает, может быть, когда при совке человек обворовывал государство, которое все равно не умело как следует распорядиться своими средствами, обворовывал, чтобы дать детям достойную жизнь, - может, он при этом не продавал душу дьяволу? 
Такое предположение, скорее всего, не приходило режиссеру в голову. Повторяю: Эфрос просто делал фильм так, чтобы он вышел искренним, многопространственно-объективным. Но объективное произведение искусства –  своего рода  голограмма: мы вправе рассматривать ее под любым углом, но, что бы мы ни увидели, мы не вправе утверждать, что это всего лишь эффект нашего зрения, никак не запланированный тем, кто эту голограмму создавал.

            
Вера Федоровна Панова                 Анатолий Васильевич Эфрос 
             (1905-1973)                                (1925-1987)
    






Автор С. Бакис

Категория: Анатолий ЭФРОС | Добавил: ovechka (19.05.2012) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 2719 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: