Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Суббота, 29.04.2017, 09:37
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Андрей СМИРНОВ

«Жила-была одна баба»
Режиссер и сценарист Андрей Смирнов. 2012




Обсуждение фильма "Жила-была одна баба" в программе А.Гордона "Закрытый показ"

Как и следовало ожидать (см. наши ожидания в конце текста о фильме «Сибирь, Монамур»), «Ника» за лучший фильм года досталась «Одной бабе». Чтобы предсказать это, не требовалось быть пророком. Как могла «Жила-была» не получить Гран-при, если Смирнов все уши предварительно прожужжал рассказами о том, как он трудился над этим фильмом двадцать пять лет? Если хотите знать мое мнение, не должны творцы докладывать миру, сколько лет они творили. Представьте, что среди русских кинорежиссеров появился некий легкокрылый Моцарт вроде Трюффо, Фассбиндера или Бергмана, снимавших по фильму, а то и два, в год; тот, кто, как Смирнов, прилагает к своему созданию отчет об израсходованных поте и крови, напрашивается на особое отношение. Конечно, кинорежиссеры - хитрецы: они якобы вынуждены рассказать о труде, вложенном в фильм, чтобы воздать должное съемочной группе, которая, не жалея сил... Но не надо, не надо.  Л.Н. Толстой не сообщил читателям ни про то, как долго он корпел над «Войной и миром», ни про то, как бедная Софья Андреевна портила глаза, еженощно переписывая начисто его каракули.
Была и  другая причина ожидать триумфа «Бабы». У Андрея Смирнова репутация большого режиссера и отважного человека. Отважного, потому что он вечно в советские времена ругался с начальством, в результате чего прослыл почти диссидентом. Но это недоразумение. Он был не инакомыслящим, а психованным: совсем другое дело. Советская власть не терпела тех, кто спокойно и корректно говорил про нее неприятные вещи. А кто орал ей в лицо то же самое тет-а-тет, такого она успокаивала, водички ему давала попить из графина или даже коньячок доставала из сейфа. «Ну нервничает товарищ, довел его этот наш русский бардак – он  кого хочешь доведет, вон я сам уже того и гляди инфаркт схвачу на работе. Но раз он нервничает - значит, он неравнодушный, наш человек, а не какой-нибудь Гинзбург-Щаранский, холодным крючковатым носом вынюхивающий на помойках, что у нас  не так».  Смирнов психовал, психовал и допсиховался до горбачевских времен, когда, понятно, стал одним из видных "прорабов перестройки". После того как главный кинопрораб Элем Климов, руководя ломкой нафек советского кинематографа, сгорел на работе, Смирнов, как второй после Климова по буйности, стал на его место. Что он там доламывал, не знаю – но доломав,  надолго замолчал. Притомился, видно: нелегкая это была работа – топить в болоте советского кинобегемота. Молчал почти четверть века. Активизировался несколько лет назад. Стал светиться на ТВ - и снова Фантомас распсиховался. Посмотрите любое ток-шоу с его участием, как он  ярится, отстаивая идеалы демократии и кроя всяческих недобитых коммуняк – просто жутко смотреть! (Есть выпуск передачи «НТВшники», посвященный интеллигенции, где Смирнов раз пять гневно покидает студию навсегда, а потом как миленький опять в ней сидит. Чудеса!) Помимо того, что Смирнов отлично косит под психа, он вообще очень хороший артист, не только на экране, но и по жизни. Посмотрите, как, получив Нику, он с горько-ироничной улыбкой обращается к залу: «Ну и зачем она мне сейчас нужна?» Ай-ай-ай, до чего жалко старика! (Не такой уж он, кстати, старик – г.р. 1941). Ну почему не получил он этот приз, когда был еще молод и жаждал славы? А теперь... поздно, поздно: «в душе уж нет былых желаний», перегорело всё. Ага, перегорело у него, так мы и поверили. Артист!
Что касается  Смирнова - большого режиссера, то здесь дело обстоит так. Вскоре после окончания ВГИКа, в 64-м году, он вместе с Борисом Яшиным снял фильм про войну «Пядь земли» по повести  Бакланова. Хороший фильм молодых режиссеров, отлично обоих зарекомендовавший. Но славы он Смирнову не принес. Слава пришла в 67-м с выходом, то есть невыходом, короткометражного фильма «Ангел» по рассказу Ю.Олеши о Гражданской войне. Фильм немедленно был признан гениальным – т.е. не совсем немедленно, а как только он вместе с остальным киноальманахом «Начало неведомого века» лег на полку. Говорили, что честью запрета фильм был обязан в первую очередь жутко антисоветскому «Ангелу». В Перестройку «Ангел» воспарил. Не знаю, не знаю... но, чтобы не отвлекаться на обсуждение "Ангела", уступаю эту короткометражную пешку: супергениальный фильм, ОК! В 1970-м году Смирнов снял свой главный фильм «Белорусский вокзал», который снискал всенародную любовь, или так принято считать. Я же думаю, что ничего особенного в этом фильме не было, кроме песни Окуджавы и сцены, где ветераны, вытирая слезы, поют эту песню. Сцена действительно сильная - благодаря Папанову, Леонову, Ургант, Глазырину и Сафонову. «Белорусский вокзал» увеличил славу Смирнова в 1.5 раза и послужил ему уроком: если в посредственном фильме есть хоть один мощный эпизод, это может радикально изменить общее впечатление.  Поэтому «гвоздем» его следующего фильма «Осень» (1975) стал – небывалое дело в советском кино! - длинный эротический эпизод, настолько возбудивший киноначальство, что оно, чтоб и народ так не возбуждался, поскорей отправило фильм на полку. Слава Смирнова возросла в 3 раза (слава за запрещенный фильм, как правило, превышала славу за хороший незапрещенный фильм вдвое). Затем Смирнов снял фильм об архитекторах «Верой и правдой» (1979), с которым случилась пренеприятнейшая история. Киноначальники наконец поняли, как бороться с этим психованным Смирновым. Уловив, что каждая его картина, как картина на стене, держится на «гвозде», они, вместо того чтобы и "Верой и правдой" положить на полку, увеличив тем самым славу Смирнова еще в 3 раза, выдернули «гвоздь»  – и  выпустили, иезуиты, картину на экраны! (Я не знаю, в чем этот «гвоздь» заключался, но уверен, что он был). И оказалось, что «Верой и правдой» - вполне заурядный, а главное – о ужас! – совершенно советский фильм. Слава Смирнова уменьшилась в 3 раза.
Это заставило его призадуматься: этак и всю славу можно профукать... После «Верой и правдой» он молчал тридцать лет (значит, столь долгая пауза объяснялась не только ломкой от перестроечной ломки, но и чисто творческими делами). Смирнов молчал и размышлял: нельзя рисковать, вешая весь фильм на один «гвоздь». Надо такой фильм сделать, чтоб в нем много было гвоздей... чтоб он весь был как гвоздь...  знаете, есть такие огромные гвозди строительные, дюбеля называются?
И наконец, последняя и главная причина неизбежности никанизации «Бабы»: ее тема. Если некто говорит о горькой судьбе русской бабы, причем делает это надрывно и страстно, – надо быть законченным циником, чтобы спросить: а все же, это самое, о чем картина-то? Как о чем, о горькой судьбе русской бабы! И все вопросы сняты. Смирнов, таким образом, находится в беспроигрышном положении. Спроси: «Судьба судьбой, но вот ваш фильм переполнен жестокостью: что прибавляет еще одно изнасилование или измочаливание?» – получишь ответ: «Но это же фильм об очень горькой судьбе русской бабы!» Тоска, которую вызывают эти нескончаемые зверства-изуверства сами по себе, усугубляется невозможностью говорить об этом фильме как о нормальном явлении искусства, к которому приложимы критерии меры, логики и смысла.
Фильм – дюбель. Фильм-червяк: что ни отними, останется то же самое. С начала до конца –  «снохачество» («практика в русской деревне, при которой мужчина — глава большой крестьянской семьи, живущей в одной избе, состоит в половой связи с младшими женщинами семьи, обычно с женой своего сына (связь свекра с невесткой, называемой сноха»). Википедия), мордобой,  расстрелы, разбои,  погромы, матюки-перематюки, красно-белая кровавая чехарда - война в Крыму, одним словом, все в дыму, ничего не видно. Не в Крыму, а в Тамбовской губернии, но все равно не видно. В смысле, частностей не разобрать, а в целом картина вполне ясная. Общее послание такое: ох, страшна наша матушка Россия - жестокая, дремучая и безбожная страна! Ладно б уж мужики дикие кровушку друг другу отворяли – так ведь, пуще, чем они, чурбаны бесчувственные, страдают женщины русские! Они-то за что, а, придурки? С 1909-го по 1921-й год бабу из названия фильма, долготерпеливую Варвару, избивают, унижают и опускают, кто только и как может. Уже через полчаса, к началу Германской войны, дюбель так вонзается в мозг... довольно, довольно, я все понял! Нет, терпи эту пытку еще два часа (общая продолжительность фильма 156 мин.), еще добрых, то есть недобрых, семь лет... 
Смирнов не раз объяснял, что так долго не приступал к съемкам, потому что глубоко увяз в анналах антоновского восстания: поди доберись сперва до этих анналов, а главное, господа-товарищи, там такие вещи, годы и годы нужны, чтобы все это хоть чуть-чуть расхлебать. Но кто видел фильм, согласится со мной: никакой внятной картины антоновского восстания в нем нет, и вообще зрителям как-то фиолетово, антоновцы ли, красные ли... Все одним миром мазаны: кто ни причалит к бедной Варваре, тот ее и снасильничает, вот и весь сказ.
Зачем было штудировать эти глубоко зарытые анналы, если все равно в результате получился советский фильм, только тройной крутизны? (Это как Черномырдин шутил: что ни выпустит конвертированный военный завод, все равно выходит АК, Модернизированный).
К примеру, Варвара говорит: «И вот стою я перед вами, простая русская баба, мужем битая, попами пуганая, врагами стреляная, живучая...» Но я обманул вас: это не Варвара-Дарья Екамасова говорит, а Александра Соколова-Вера Марецкая в фильме «Член правительства». Варвара этого не сказала, она вообще мало говорит, - но вполне могла бы сказать, ведь всё один к одному. Разница лишь та, что Смирнов, вместо того чтобы, как Хейфиц-Зархи, жуткое это житье-битье одной бабы сжато показать, а потом словесно ее же устами конспективно так подытожить, изображает его бесконечно долго, подробно, натурально, со всякими этнографическими заморочками, с реставрацией тамбовского говора и многократным показом тамбовских волков. А толку-то? Один все равно остается равным одному. Или, как говорят физики, «как пространство ни квантуй, все равно получишь» свинцовые мерзости и идиотизм сельской жизни.
Нет, «Одна баба», конечно, не совсем, не в точности такой же фильм, как «Член правительства». До революции и Дарье, и Александре было плохо - в этом картины сходятся. После революции Александре стало очень хорошо - вот что она дальше говорит в своей речи: «И подняли нас сюда, и меня вот, на эту трибуну, партия и советская наша власть. Дом ли строим, лес ли рубим, едим ли, пьем - ведь это все вторая половина дела, а первую-то половину за нас Ленин и Сталин сделали. Так будем биться за них... до самого нашего смертного часу!» А Варвара - ей после революции ничуть не лучше, чем до: и как иначе, если нутро русского мужика ничуть не изменилось? Ни в какие члены правительства она не выбилась и в будущем не выбьется. Да какое там будущее! Знаете, что в конце фильма происходит? Накрыло  эту гребано-грешную деревню высоченной волной, и она, как Китеж, оказалась на дне озера. Могучий и многозначный образ: с одной стороны, такая земля и должна была погибнуть нахрен, как Содом и Гоморра; с другой – под тихими водами озера упокоится, наконец, душа Варвары и других таких же великомучениц. Как снег укрывает от мороза посеянные зерна, так озеро будет до поры  хранить любовь и святость России, пока они не взойдут новыми обильными всходами. Потрясающе, не спорю, - но  я сопротивляюсь тому, чтобы этот грандиозный финал затопил мое сознание, как Варварину деревню, заставив меня забыть предшествующие 150 минут  тяжелого, ненужного и бестолкового фильма.  


                                        

                                                   Андрей Смирнов


Автор С. Бакис





Категория: Андрей СМИРНОВ | Добавил: ovechka (10.04.2012) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 1483 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: