Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Четверг, 19.10.2017, 23:45
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Андрей ТАРКОВСКИЙ

День рождения Андрея Тарковского

или см. другую Интернет-версию этого же фильма здесь: http://tarkovskiy.su/kino/triandreja.html

Сегодня, 4 апреля, Тарковскому исполнилось бы восемьдесят три года. Что ж, он мог бы столько прожить. Его отец, Арсений Александрович, не дожил месяца до восьмидесяти двух. Но Андрей Арсеньевич не дожил и до пятидесяти пяти. Почему так рано? Кто знает. «Сталкер» снимали вблизи заброшенной эстонской электростанции, неподалеку от гор отработанного кокса, у берегов страшного кислотного ручья. Лучшего места для Зоны нельзя было найти, худшего для здоровья тоже. Анатолий Солоницын, Тарковский и жена Тарковского Лариса умерли с одинаковым диагнозом: рак легких. Солоницын не дожил до пятидесяти, Лариса до шестидесяти.

А с другой стороны, у Андрея Тарковского была совсем другая жизнь, чем у Арсения. Сходство вроде бы и было, но… Отца почти до старости не издавали как самостоятельного поэта, он зарабатывал переводами: «Ах, восточные переводы, как болит от вас голова!» Сыну не давали снимать того, что он хотел, а снятые фильмы клали на полку. Но есть большая разница. Поэт может писать в стол, стихи могут ходить в списках. Режиссер снимать в стол не может. Кроме того, отец был человеком сталинского времени, он молча признавал, что советская власть что захочет, то с человеком и сделает. Сын, во-первых, сформировался в оттепельные 50-е-60-е, во-вторых, у него от природы был более амбициозный,  бунтарский характер. Ограничение свободы творчества вызывало в нем яростное негодование. В общем, советская власть попортила сыну больше крови, чем отцу. 

В 1988 году во Львове прошел всесоюзный круглый стол «Взгляд», посвященный Тарковскому. Я был на этом форуме. Помню, кинокритик Нея Марковна Зоркая, хорошо знавшая Тарковского, сказала: «Он был из семейства долгожителей, мог бы прожить до глубокой старости, если бы советская власть не замучила его».  Мне все-таки трудно представить Тарковского глубоким стариком, но, может быть, Зоркая была права.

О Тарковском можно говорить бесконечно. Чтобы этого не делать, ограничусь воспоминаниями о том «круглом столе».

Сначала надо оговорить, что во Львов съехались, наверное, человек триста. Если я далее буду писать, что вот, мол, некий доктор искусствоведения сказал то-то, а я сделал ему замечание, читатель не должен, боже упаси, вообразить, что я был важной персоной за этим «круглым столом». Это просто означает мое нахальство: некто говорил с трибуны, а я поднимал из зала руку и задавал вопрос. Или не поднимал руку, а просто из положения сидя задавал. Хулиганил, в общем.

Ну вот. Нея Зоркая еще сказала: «У Андрея Арсеньевича была масса замыслов, но ему не дали их осуществить». Это вызвало у меня сомнение, я вякнул: «А мне кажется, что он снял, в общем, все то, что должен был снять к своим пятидесяти пяти. Его творчество кажется очень цельным, трудно вообразить, что в семерку снятых им картин могла бы втиснуться еще некая пятерка». И тут на сцену вышла, даже, можно сказать, выбежала вот эта женщина:!

Это была Тамара Георгиевна Огородникова, директор фильмов «Андрей Рублев» и «Солярис», которая, к тому же, играла в первом из этих фильмов Божью Матерь, а во втором – женщину, живущую в доме отца Криса. (Она также играла в «Зеркале» роль домашней учительницы мальчика Андрея). Тамара Георгиевна встала рядом с Неей Марковной и заговорила: «Да, я тоже считаю, что Андрей снял все, что хотел. Во всяком случае, когда съемки «Рублева» подходили к концу, он сказал нам: «Читайте роман Лема «Солярис!». Зоркая ответила: «Ну что вы говорите, Тамара Георгиевна! Посмотрите, сколько после Андрея осталось невоплощенных сценариев!» Огородникова: «И тем не менее я уверена, что он следовал какой-то внутренней программе и не отклонялся от нее». Зоркая и Огородникова немного поспорили.

Я счел нескромным вмешиваться в их разборку как третейский судья. Но если бы я решился, я сказал бы так:

Да, у Тарковского было много непоставленных сценариев и, кроме того, у него было много разных замыслов. Например, он хотел снять фильм по повести Шпаликова "С февралем в голове". По рассказу Горенштейна «Дом с башенкой». Экранизировать «Волшебную гору» и «Иосифа и его братьев» Томаса Манна. «Гамлет». «Мастера и Маргариту». «Идиот» Достоевского. Последний замысел особенно прочно сидел у Тарковского в сознании, и несколько раз дело подходило к тому, что он уже должен был приступить к съемкам. Но почему-то не приступал. И тут надо учесть характер Тарковского. Это был железный характер. Его творческий импульс был могуч. Если он действительно хотел что-то снять, никто и ничто не могли ему помешать. Вы скажете: ну как же, а подлая советская власть? Подлая она подлая, и тем не менее она признала, что Тарковский гений. Как Сталин спросил у Пастернака про Мандельштама: «Но он мастер?» - так и советская киношная власть прислушалась к  мнениям авторитетных людей в России и на Западе и поверила, что  Тарковский мастер.  Разумеется, власть его фильмов не понимала, не любила и предпочла бы, чтобы этот мастер вообще ничего не снимал, а то с его фильмами одни неприятности. И разумеется, она мешала ему, но только в надежде, что он устанет, перестанет упорствовать и согласится снять фильм про Ленина или экранизацию «Целины» Л.И.Брежнева. Когда же он насмерть упирался рогом, власть шла на компромисс: нельзя все-таки, чтобы такой всемирно известный мастер бесконечно томился в творческом простое. Из этого следует и противоположное: если Тарковский какие-то свои замыслы не реализовал, значит, он не вполне хотел их реализовать. Тарковский был чрезвычайно гордый человек. Ему казалось, что он может снять все, даже комедию. Но и у гения есть ограничения. Краска юмора была чужда Тарковскому-режиссеру. И в глубине души он все же понимал, что комедию снять не может, и «Мастера и Маргариту» с ее преобладанием комической стихии тоже не может. Более того, он был, возможно, не вполне уверен, что сумеет совладать с «Идиотом». Достоевский был его главным писателем и все такое, но, с другой стороны, «Идиот» - сюжетное произведение, а Тарковский никогда не снимал фильмов с жестким сюжетом. Ему было просто неинтересно, скучно снимать такое. Внутренне «Идиот» был ему чрезвычайно близок, но вот эта почти мелодраматическая структура романа, что с ней делать? То есть я хочу сказать, что замыслы замыслами, а снимал Тарковский только то, что мог гениально снять, что было как бы наперед заложено в матрице его души, и его фильмы – это в некотором роде единый фильм с перетекающими из одной работы в другую темами, образами и лейтмотивами. Как бы могли эти лейтмотивы перетечь в "Идиот" или "Иосифа", не вполне понятно. То есть они могли бы перетечь, но для этого Тарковский должен был бы подмять эти произведения под себя. В творческой биографии Тарковского был один такой случай. Он захотел сделать экранизацию «Пикника на обочине» просто в качестве разрядки, отдыха после ряда истинно «тарковских» фильмов и в ожидании, пока ему, наконец, дадут взяться за «Идиота». Просто легкий такой довольно фильм, почти научно-фантастический. Но войдя в работу, он обнаружил, что не может ничего снимать «просто так»: у него, почти помимо его воли, начал получаться «его» фильм, подобно тому как советский военный завод, перейдя на соковыжималки, все равно выдавал на выходе автоматы Калашникова. Я не знаю, что там случилось с первым вариантом «Сталкера» (этого никто точно не знает), но есть свидетельства, что Тарковский радовался, что этот вариант был загублен: ведь сначала, когда он еще снимал «легкий» фильм, что-то было сделано не так, не в соответствии с тем перерожденным образом картины, который выкристаллизовался в ходе работы. Теперь он точно знал, как нужно снимать «Сталкера»! Правда, в промежутке между первым и вторым вариантом у него случился инфаркт, и как же это совместить с радостью? А совместить можно так:  Тарковский очень нервничал, что ему не дадут переснимать с нуля. Но проклятая советская власть и тут уступила.

Возвращусь, однако, к «круглому столу» и затем уж сам закруглюсь. Как я уже говорил, на этот форум съехались фанаты Тарковского со всех концов страны. У многих были приготовлены длинные доклады, и им удалось их прочитать. Причем эти докладчики не были непременно киноведами – в демократическом 1988 году на трибуну допускали всех, кто пожелает (форум был запланирован на три дня). И вот, представьте себе, среди докладчиков было много инженеров, этих прометеев эпохи НТР. И они разбирали «Солярис», «Зеркало», «Сталкер» (особенно «Зеркало»), как будто это токарные станки. То есть они-то сами как раз были уверены, что разбирают эти фильмы как произведения искусства. А произведение искусства должно быть, во-первых, напичкано символами, во-вторых, перекликаться, как собака на деревне, со всеми другими собаками, т.е. всеми другими великими произведениями искусства. Впоследствии я узнал, что такой подход называется «интертекстуальность», и я не могу избавиться от чувства, что мастера интертекстуального анализа, печатающиеся в высоколобом журнале «НЛО» – те самые технари, которые слетелись во Львов. Они разбирали бедное «Зеркало» до винтиков, не понимая, что фактически не разбирают, а разбивают это «Зеркало» вдребезги. Тарковский переворачивался в гробу, ведь он терпеть не мог символов и терпеть не мог слишком умных зрителей – ему нужен был зритель внушаемый,  способный поддаваться, отдаваться его режиссерской магии, секрета которой он не знал сам и не хотел знать, ибо тогда потерял бы его. Но когда я опять поднялся и попробовал протестовать против этого засилья технократов на форуме, посвященном самому неуловимому, самому поэтичному и метафизичному русскому кинорежиссеру… тут уж все на меня зашикали: если ты, мол, дурак и не понимаешь, как надо разбирать Тарковского на запасные части, так сиди и не суйся!

Я посидел-посидел, а потом – угадайте, что я сделал? Я вылез на сцену, выхватил у очередного яйцеголового микрофон и спел песню. Вот какую песню я спел:

     (Но  в этом остановленном кадре, конечно, не я, а Аркадий Северный).*

Все закричали: «Убрать, убрать со сцены этого пошляка! Где милиция?» Но я сказал: «Постойте! У нас тут форум, посвященный творчеству Тарковского, да? Творчеству! Значит, можно разбирать не только фильмы, но любые его произведения». «Ну и что?» - завизжали яйцеголовые. «А то, что слова и музыка этой песни принадлежат Тарковскому. Мое дело было спеть, а вы теперь анализируйте, какие тут символы, аллюзии  и центоны». «Докажи! Докажи!» Не будь дурак, я вытащил из-за пазухи журнал «Огонек» с текстом Артура Макарова, бандита и сценариста, друга молодости Тарковского, вспоминавшего, как на его глазах Андрей сочинял эту песню.

Зал как-то погрустнел, не зная, какой аналитический инструментарий - Деррида? Барт? Бахтин? - подобрать для разложения этой песни на элементарные частицы. Я раньше сказал, что форум должен был длиться три дня, но он прервался на втором, потому что, раз Тарковский такой блатарь, докладчики потеряли всякое желание сопрягать его с Леонардо, Бахом, Прустом, Рильке, Мандельштамом, Дрейером, Бунюэлем, Брессоном  и проч.

Я, конечно, все это наврал. То есть не то, что я нахально прерывал доклады,  стравлял докладчиков между собой и заявил протест против яйцеголовых энтээровцев-киноведов. Это все правда. Правда даже то, что Тарковский написал эту песню. Но только я ее не пел. Не то что я побоялся. Я просто петь не умею, а иначе я бы спел, будьте уверены! До сих пор жалею, что так и не сделал, хоть мне медведь на ухо наступил.       

* Аркадий Северный жжот шикарно, но, может быть, его перепоили перед тем как делать эту запись (дельцы теневого рынка грамзаписей часто поили его, прежде чем подоить), и  он неправильно спел: "Но было мне тогда еще совсем немало лет, и дел уже наделал я немало". Естественно, мы с Андреем за эту бессмыслицу ответственности не несем; в оригинале было "было мне тогда еще совсем НЕМНОГО лет". Мне же в 1988 году, когда я наделал немало дел на том "круглом столе", было немного-немало 42 года, а Тарковский вернулся на советские экраны всего два года назад.  Я помню, как это случилось. Октябрь 1986 года, никто еще не верит, что  в стране действительно началось нечто новое, мало ли что там новый кремлевский балагула балакает. (Он еще не родил слово "перестройка", говорил "ускорение").  И вот проскочило в "Советской культуре": "На экраны скоро выйдет "Ностальгия" Андрея Тарковского". А ведь имя Тарковского, с тех пор как он стал невозвращенцем, было, как обычно в таких случаях, непроизносимым. И вот еще через два месяца - весть: Тарковский умер. Вместе с потрясением я мгновенно ощутил ненависть: так вот почему они разрешили "Ностальгию"!  Гэбисты разведали роковой диагноз - в Кремле решили, что можно снимать с Тарковского табу - он вот-вот станет неопасным. Моя ненависть была фифти-фифти обоснованной и необоснованной: да, здесь дохнуло смрадным дыханием совка, но и свежим дыханием перестройки - короче, дохнуло горбачевщиной, которая с начала и до конца была фифти-фифти. Но об этом я как-нибудь найду повод поговорить.       

 

       

Категория: Андрей ТАРКОВСКИЙ | Добавил: ovechka (04.04.2015) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 410 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: