Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Среда, 19.12.2018, 08:23
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Аркадий СИРЕНКО

«Софья Петровна»

Телефильм. Режиссер и сценарист Аркадий Сиренко. По одноименной повести Лидии Чуковской. Мосфильм. 1989.

 
 
 
 
Презентация нового издания повести Л.К.Чуковской "Софья Петровна"
 
 
Фильм как фильм. Антисталинский перестроечный фильм про то, как у одной женщины-ленинградки в 37-м году арестовали сына, как она не верит, что он действительно враг народа, как ее надежда сменяется отчаяньем и как она постепенно сходит с ума. Можно сказать, что режиссер трепетно отнесся к повести Лидии Чуковской, что ему удалось в односерийном фильме почти ничего важного не упустить, что исполнительница роли Софьи Петровны Анна Каменкова вжилась в ее образ и играет, что называется, «с душой». А можно сказать, что режиссер и артистка ничего не поняли в этой повести. То есть как это не поняли? Это такая душераздирающая история, что всякий, имеющий душу, ее поймет. Ну да, но одно дело понять потребительски, другое исполнительски. Это легче объяснить на примере артистки, чем режиссера (хотя, в сущности, процесс творчества и там, и там одинаков: режиссер, в конечном счете, тот же актер). Артистка, читая роман «Анна Каренина», может всей душой понимать Анну. Но когда ей доведется исполнять эту роль, она может обнаружить, что, на самом-то деле, не все внутренние движения Анны ей понятны. Или что она не способна сыграть на уровне своего читательского понимания. В таком случае она даже не станет пытаться играть на этом уровне – ведь тогда выйдет очень плохо, - а станет играть на другом, более примитивном, и может получиться «как бы» вполне даже хорошо. Каменкова играет Софью Петровну так, что выходит как бы очень хорошо: очень хорошо играет бедную женщину, неспособную вынести своего горя и оттого сходящую с ума.  
Но если по Чуковской, то Софья Петровна сходит с ума не оттого. Многие женщины любили своих сыновей не меньше Софьи Петровны, но как-то  с ума не сошли. А эта Софья Петровна, она такой человек – ей надо, чтобы все было правильно. Она «благородного» происхождения, если бы не революция, была бы вполне из себя буржуазкой и ахала, узнавая, что творят эти ужасные революционеры-террористы. Теперь она ахает, узнавая, что творят эти ужасные контрреволюционеры-троцкисты. Дело не в том, что она любит советскую власть – ей, в общем-то, по барабану, советская или царская. Газет она не читает, политикой не интересуется, советским романам предпочитает классические. Но власть – это что-то богом данное, это закон и порядок, вот она и уважает ее. А так она остается в глубине души довольно старорежимной дамой (на службе ее почти так и называют за глаза: «классная дама»), внутренне сортируя людей в зависимости от того, насколько грамотно они разговаривают и пишут, учтивы ли они, чисто ли у них под  ногтями и т.п. Одна машинистка напоминает ей когда-то служившую в их доме горничную; завхоз похож на денщика при офицере. Своих старых товарок она называет «m-me»: например, «m-me Кипарисова». Она служит кем-то вроде старшей машинистки в машбюро издательства, и служить ей нравится, потому что, опять же, она любит порядок: складывать-перекладывать аккуратно листочки, вести учет напечатанных машинистками печатных знаков и проч.  За то, что она отлично наладила работу машбюро, ее недавно похвалили на профсобрании. Софья Петровна не очень понимает, для чего существует профсоюз, но когда ее хвалят, она краснеет от удовольствия. А в общем и целом можно сказать, что Софья Петровна живет как во сне, ни черта на белом  свете не понимая.
И вот арестовывают ее единственного, любимого ею безумно сына. И происходит нечто, от чего нетрудно сойти с ума: с одной стороны, Софья Петровна убеждена, что ее Коля ни в чем не виноват, с другой, она не может поверить, чтобы людей сажали «ни за что». Повторю: С.П. не может допустить последнего не потому, что она какая-то белоглазая советская патриотка (да она вообще никакая не патриотка), а потому, что это не укладывается в ее модель правильного, благополучного мира. Ее сознание настолько не допускает модели абсурдного мироустройства, что, чем принять такую, ей легче предположить, будто Коля все-таки в чем-то провинился (нет, он, безусловно, не террорист; но, может быть, он ляпнул что-то, с его-то язычком, или допустил в работе небрежность, или какая-то нехорошая женщина его толкнула на опасную дорожку: она помнит фильм про этого инженера, как его там, затянутого в сети красавицей-шпионкой). Софья Петровна высказывает такие предположения Колиному другу Алику Финкельштейну, и когда тот резко возразил: «Да никогда с Колей не могло бы случиться такого!» - это, представьте себе, вызывает у нее даже некоторое раздражение на Алика. Понимаете? Почву у человека из-под ног выбивают! И сходит с ума она в конце концов не от любви к пропадающему где-то «в дальних лагерях» сыну, а от любви к пропадающему в мозгах порядку. Это, впрочем, ничуть не означает, что мы не сочувствуем ей. Сочувствуем, еще как.  До слез иногда. Однако же Чуковская написала произведение так же о несчастной матери, как о дуре несчастной. «Об этой ранящей душу, ненавистной мне, но пронзающей жалостью глупости и была мною следующей зимой* написана повесть «Софья Петровна», - сообщает в своем автобиографическом повествовании «Прочерк» Лидия Корнеевна. 
Замечательно, хотя совсем в другой связи, рассказала о подобном отношении к человеку, когда жалость соединяется с ненавистью, критик Майя Туровская. Описывая свое впечатление от игры одной артистки в одном давнем спектакле, она говорит: «Ее героиня вообще не желала меняться, – разве что назад, в сторону детства. Как заевшая пластинка, Женевьева повторяла все те же интонации,  ужимки, и все это лепечущее квазиинфантильное кокетство, уменьшительные эпитеты <...> были для меня, тогдашней, не тем ужасны,  что смешны, глупы или безобразны,  а тем, что невыносимо, стыдно жалки. Публика смеялась над Женевьевой, а мне хотелось ее убить. На этом спектакле я впервые и навсегда осознанно пережила мучительный переход от ужаса стыда и жалости к ужасу почти что ненависти». 
Почти все из сказанного Туровской можно отнести к героине Чуковской, с одной лишь поправкой: Софью Петровну хочется убить не смеясь над, а плача по и вместе с ней. Читатель повести (но увы, не зритель фильма) в особенности одолеваем этим сложным чувством в сценах,  где Софья Петровна толчется в очередях к тюремному «васисдасу» или прокурорскому столу: «Подумать только, все эти женщины – матери, жены, сестры вредителей,  террористов, шпионов! <...> Воображаю, какое это несчастье для матери узнать, что сын ее вредитель!». Все сыновья на свете могут быть предателями – только не ее Коля! Нежелание Софьи Павловны не то что признать  соседок по горестной очереди, по слову Ахматовой в «Реквиеме», «невольными подругами двух своих осатанелых лет», но хоть, отбросив «лепечущую квазиинфантильность», признать истинный размер собственного несчастья - это не столько вина, сколько беда ее: не признав этого, она не может ни сделать так, «чтоб душа окаменела», ни «снова научиться жить». Остается  один выход: в безумие. В конце повести и фильма она сжигает письмо сына, в котором он  пишет ей о том, как его пытают в «Большом Доме»: символический смысл этого действия как окончательного отказа Софьи Петровны признавать реальность до зрителей не доходит, так как оно не подготовлено всем предшествующим  наклонением фильма и, главное, игрой Каменковой. 
Что касается режиссерского решения, то не передан, прежде всего, контраст между первоначальным эдемски-блаженным существованием героини и ее внезапным низвержением в ад. Вот Софья Петровна встречает на улице ту самую m-me Кипарисову, чей муж уже давно арестован, причем С.П. об этом известно: «Неужели и я так постарела? – думала Софья Петровна. - Лицо черное, все в морщинах. Да нет, не может быть, я еще не такая. Она просто распустилась уж очень».* * Так может думать лишь человек, на грудь которого еще не «упало каменное слово»: скоро Софья Петровна узнает, отчего чернеют женские лица! В фильме Сиренко, снятом в однообразной мутновато-желтой сепии, все с самого начала выглядит довольно тоскливо - важный контраст не достигается.
Вообще, что говорить: Сиренко не равен Чуковской ни по таланту, ни по душевному опыту. Я бы и вовсе не писал об этом фильме, если бы он не превзошел  и не усилил первоисточник в одном существенном  аспекте. 
Из повести недвусмысленно вычитывается, что почти всё начальство в издательстве; все те, кто задает тон на «пятиминутках ненависти»; кто гнобит и унижает Софью Петровну, когда ее сын оказался «врагом», - что все эти люди – хамье, деревенщина, подгородчина. Писательница не делает на этом специального акцента, но так уж оно знаменательно совпадает: угрюмый парторг Тимофеев, вызывающий у Софьи Петровны инстинктивный страх, - «хромой небритый человек», говорящий,  «глядя в пол»,  - он и неизменный  закоперщик разоблачительных митингов,  и тот, кто шокирует «классную даму» своей речью, всеми этими «док'ументами», «п'ортфелями», «констаНтированиями», «доказательствами  о том»  и т.п. Красотка Эрна Семеновна, которой единственной в машбюро доверено печатать «секретную документацию» - самая  неграмотная из машинисток. (Потом ее повысят в должности, поручив вычитывать тексты за другими машинистками. Руководство приняло такое решение по двум соображениям.  Первое – прагматическое: продукцию самой Эрны, пестрившую грубыми ошибками, приходилось постоянно перепечатывать. Второе – идеологическое: безграмотна-то она безграмотна, но те ошибки, какие надо, - например, «Крысная Армия» вместо «Красная», - такие она, не сумлевайтесь,  бдительно засечет, дав прекрасный материал Тимофееву, который на очередном  толковище «огласит о том», что машинистка N. назвала нашу любимую армию «крысиной»! Эта Эрна Семеновна – не метафора ли советского принципа выдвиженчества, когда не способные ничего создать назначались капо над творцами?) 
Да, у  Чуковской всё это есть – но одно дело, когда про хамье читаешь, другое – когда видишь лица. Режиссер не только поставил все точки над i, но позаботился как бы выделить их жирным шрифтом. Если  в книге председатель профкома Анна Григорьевна –  истеричка с грязными ногтями и камеей на груди, то в фильме на ее роль выбрана жопастстая коротконогая Нина Усатова – не самая ли «народная» артистка современного русского кино;  в ее исполнении Анна Григорьевна превратилась из истерички в беспощадную и наглую хабалку. Одно дело, когда лифтерша  кричит на собрании: «Не старое время – при советской власти маленьких нет – нонче все большие!» - другое, когда видишь крупный план ее жирной курносой будки. Читать, как бабка в трамвае, не желая уступить место стоящей с ребенком на руках женщине интеллигентной наружности,  злобно и бессмысленно бормочет: «Скоро весь вагон займут. Ездиют взад-вперед. Мы небось своих детей таскали  на руках. Подёржите, не помрете» - совсем не то же самое, что лицезреть эту типичную представительницу народа-богоносца. (Вот, кстати, фамилии актеров, исполнявших в фильме роли представителей «класса-победителя» – они же и те, кто подталкивает бедную Софью Петровну к пропасти, как только у нее подкосились ноги от горя: Усатова, Булкина, Бочаров, Овсянникова, Косухин, Борзункова,  Сморчков. А вот фамилии исполнителей ролей «социальных отщепенцев», людей из близкого окружения Софьи Петровны, тех, кто, как может, помогает ей в беде – таких, понятно, куда меньше, но фамилии говорят сами за себя: Ахеджакова, Габриэлян, Глаголева: последняя фамилия русская, но произошедшая от части речи, а не от  сельскохозяйственного растения, столярного изделия или гриба).   
Наверное, я скажу очевидное – но что король гол, это тоже видели все, однако ж никто не произнес вслух. При всей  полярности  Немцова, Илларионова, Радзиховского, Шендеровича и Каспарова - Путину, Зюганову, Матвиенко,  Грызлову, Сергею Маркову и Максиму Шевченко политическая корректность не даст первым назвать ненавидимых вторых порождением и рупором низов: лимиты, деревенщины,  окраинной  рвани. Но сейчас, как и в 17-м и в 37-м, «консерваторов» легче всего отличить от «либералов» не по программам, а по  безграмотности; не по политическим лицам, а по аршинным рылам. Хорошо, что я могу быть мальчиком из толпы и выкрикнуть: гражданская война продолжается, господа и товарищи!  
 

ИЗ НАСЛЕДИЯ

Лидия Чуковская - «„СОФЬЯ ПЕТРОВНА” — лучшая моя книга»                
 
* «Следующей зимой» - значит зимой, последовавшей  за осенью 39-го года, когда Чуковской стало точно известно, что ее муж Матвей Бронштейн расстрелян. «Софья Петровна» беспрецедентна не только как реквием, сочиненный за много лет до ахматовского, по дымящимся следам Большого террора, но и как произведение, уникальное по своей сухой трезвости: иные и через тридцать, сорок лет не устанут твердить, что «верили Сталину больше, чем верили себе» и «ни о чем не знали» - она же через год после гибели мужа написала повесть, полную сочувственного презрения к тем, кто боготворит дьявола.
 
** Лия Ахеджакова потрясающе сыграла женщину, материально еще пребывающую в мире людей, но душевно уже переступившую черту ада. Великомученица-1937 и Великомученица-1942 (из фильма Германа «Двадцать дней без войны»),   двух этих ролей достаточно, чтобы признать Ахеджакову великой актрисой, сказавшей о советской женщине главное, что о ней  следует сказать.     
P.S. Если бы я был режиссером этого фильма, то сделал бы такую сцену. Когда беда уже грянула, когда Софья Петровна уже проводит дни в этих страшных тюремных очередях, однажды она возвращается домой и, чтобы согреться, ставит ноги в таз с горячей водой. Ее платье поднято почти до бедер - и мы видим, какие у нее красивые, сексуальные ноги. У нее уже лицо старухи - горе быстро делает с человеческими лицами свое дело, - но ноги так быстро не меняются, ногами она еще женщина. И больше ничего в этой сцене не должно быть, только у зрителя в голове должно подсознательно промелькнуть: перед этим горем гнутся горы... то есть не эта строчка из "Реквиема" Ахматовой, - поэтому я не поставил цитату в кавычки, - а ощущение такое промелькнуть.   
 
   Лидия Чуковская – 30-е годы
 
 
 
 
 
 
Автор С. Бакис
 
Категория: Аркадий СИРЕНКО | Добавил: ovechka (01.07.2014) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 2382 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: