Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Понедельник, 23.10.2017, 15:36
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Бакур БАКУРАДЗЕ

Охотник

«Охотник». Режиссер Бакур Бакурадзе. Сценарий Бакура Бакурадзе и Ильи Малахова. Россия. 2011

 

 

Обсуждение фильма в программе А. Гордона "Закрытый показ"

«Охотник» - тяжелый фильм. Не в смысле, что в нем показывают что-то невыносимое, а он тяжелый, как свинец. У главного героя Ивана (Михаил Барскович, непрофессиональный артист. Вообще все исполнители, наверное, непрофессиональные) скорбный, почти трагический взгляд. Но на самом деле, взгляд не трагический, а предельно серьезный и внимательный. Если из жизни человека вычесть элемент игры, как с пива сдувают пену, то получится такой взгляд. А Иван с жизнью играть не может, это для него непозволительная роскошь. Игра, веселость – сущностные, экзистенциальные состояния человека, пока он молод  или (говоря только о веселости) если он верит в бога – в других случаях они просто увертки от смертельной серьезности бытия. Иван уже не очень молод, и я не знаю, верит ли он в бога: во всяком случае, в этом крайне подробном фильме не показано, как он молится, и нет никаких намеков на его религиозность. Нет, я даже уверен, что Иван не верующий, не должен им быть, это было бы поперек смысла фильма, который в том, что человек делает свое дело и старается жить правильно не потому, что так бог велел, а в отсутствии веры, в отсутствии какого-то ясного мировоззрения, в отсутствии высшего смысла. Человек со всеми этими отсутствиями вполне мог бы быть и плохим, и злым, но Иван не таков. Почему? По кочану. В нем есть трагический стоицизм героев Хемингуэя, упрямо остающихся мужчинами и приличными людьми на фоне и вопреки своей внутренней опустошенности, чуть ли не из эстетических соображений. Читателю следует принять это сравнение к сведению и тут же его забыть, потому что Ивану не до эстетики, и вообще он мало похож на несколько пижонистых героев «Недолгого счастья Фрэнсиса Макомбера» или «Снегов Килиманджаро». Правда, фильм называется «Охотник», что опять склоняет в сторону папы Хэма. Но, во-первых, Иван охотится не для развлечения, а чисто для провианта. Во-вторых, хемингуэевские охотники, вернувшись с сафари, дурью маются, а Иван, вернувшись из леса, приступает к своему основному и крайне трудоемкому бизнесу. И в-третьих, я думаю, что Бакурадзе, назвав так фильм, имел в виду, что Иван охотник в том смысле, в каком охотник волк: его тоже ноги кормят, ну и конечно, руки. Но Иван не волк, потому что «охотится» не для себя, а для семьи, и притом он не хищник. Хотя… как сказать, как сказать. Он фермер-свиновод, и весь фильм нам с документальной дотошностью показывают его труд с рассвета до заката, ту реальность его жизни, от которой не отвертеться, которая сделала его глаза такими серьезными. Свиней кормят, за ними чистят,  их спаривают, их режут (это не показано, только слышен их страшный предсмертный визг), их туши рубят, тут же сразу делают колбасу, туши и колбасу развозят по торговым точкам. (Заболевшую свинью закалывают и, полив хлоркой, хоронят в яме). Такая технологическая цепочка. Опять же, волка ноги кормят: добрую половину фильма мы видим Ивана со спины за рулем внедорожника, он мотается между свинарником, потребителями и базами, где покупает стройматериалы и всякие приспособления, чтоб можно было выращивать и убивать свиней в большем количестве и с меньшими трудозатратами; Иван, разумеется, экономен, но на полезные для дела вещи не скупится, надо так надо. А скупится Иван больше всего на слова, за весь фильм он произносит их, может быть, не больше сотни. Но тут, опять же, не знаменитый хемингуэевский подтекст, а просто, да о чем говорить-то, дело есть дело, чем меньше слов, тем быстрее его сделаешь.   

Так-то оно так, но подтекст в фильме все равно есть, только он как бы не психологический, а технологический. Не вполне даже понимая прагматический смысл и цели действий Ивана и его подручных, за действиями этими следишь, как завороженный, от экрана невозможно оторваться.
От Хемингуэя все-таки не уйти: помню, в таком же трансе я читал, лет пятьдесят с чем-то назад, подробнейшие описания рыбалки в рассказах из цикла о Нике Адамсе. Это не поверхностная аналогия. Ник вернулся с 1-й мировой, если пользоваться современными психиатрическими терминами, он, видимо, страдает посттравматическим синдромом, и рыбалка для него – способ забыться. Так же и для Ивана свиноводство – если говорить высоким стилем, который, конечно, ему глубоко чужд, - способ столько же выживания, сколько отвлечения от травмы, драмы существования, обретения смысла существования через серии необходимых, неизбежных действий: раз они необходимы, значит, осмысленны; осмысленны в силу необходимости. «Бог есть необходимое существование как таковое»  (Спиноза). Неверующий Иван заменяет бога необходимостями. (В свете этого и его немногословие обретает новое, небытовое измерение: в мире, где все действия обязательны, как шахматный цугцванг, говорить не о чем).

Молчаливый, свинцово тяжелый, простой, цедящий свое послание сквозь зубы  фильм. Какое послание? Надеюсь, читатель уже уловил его: надо жить по-человечески при таком раскладе мира, который, в принципе, не возбраняет тебе жить, ну, иначе, не шлет никаких символических сигналов: живи, мол, как человек. Говорят, в цивилизованных странах  забойщиков скота на скотобойнях через столько-то лет увольняют, чтобы они не превратились в отморозков. Иван обретается среди предсмертного визга животных (даже его жилище, где он обитает с женой и тремя детьми, расположено при свиноферме), и вдобавок он регулярно убивает животных на охоте. Он сохраняет человечность лишь благодаря молчаливому договору, который заключил с миром природы, и вообще с миром. Договор таков: человек вынужден быть жестоким, убийство живого неизбежно, необходимость выбора оборачивается  невольным бессердечием, но все эти грехи, может быть, еще как-то простительны до тех пор, пока они именно вынужденны, неизбежны, невольны. Скованная напряженность, в которой постоянно пребывает Иван, определена тем, что этот человек, как многие из нас, балансирует на грани необходимого и произвольного, суровости и жестокости, добра и зла.  (Бакурадзе сначала хотел дать своему фильму название «Человек», но потом передумал, видимо, посчитав его слишком претенциозным или «философским»). Такой же договор с миром заключил герой повести «Старик и море» (снова Хемингуэй!) Разница, однако, та, что старику Сантьяго хорошо и спокойно с его пантеистическим договором, Ивана же он не успокаивает, не приводит его душу в блаженный баланс.  Почему? Об этом можно долго рассуждать. Краткий ответ: все-таки Хемингуэй не Достоевский. «Всякая душа – христианка» (Тертуллиан). Может быть, душа современного русского человека – более тревожная, самоедная  христианка, чем душа современного испанца, и потому-то нет Ивану покоя? 

Дополнительные замечания. Некоторые участники обсуждения фильма на передаче Гордона говорили, что фильм «очень скучный». Мне трудно это понять, я уже говорил, что смотрел «Охотника» не отрываясь. Более того, я считаю, что Бакурадзе не дошел до конца и сделал фильм недостаточно "скучным".  «Интереса» фильму придает, в частности, тема мальчика, сына Ивана: у него от рождения сухая ручка, Иван трогательно заботится о ребенке и делает все, чтобы тот вылечился. Еще одна «интересная» линия: Иван полюбил женщину-зэчку, которая работала у него на ферме. У Любы (Татьяна Шаповалова) значительное, нестандартно красивое страдальческое лицо, и она органически молчалива, как сам Иван. Их отношения также показаны замечательно, без всяких режиссерских потуг нам внятен символизм этой линии фильма: человек Иван встретил свою любовь. Кроме того, сынок Ивана периодически заглядывает подзорной трубой в глубь реки, куда во время войны рухнул советский самолет. Это тоже можно как-то красиво истрактовать, например: Иван – тоже воин, только он воюет с текучкой бытия. И наконец, Иван с сыном однажды приходят к мемориалу Александра Матросова. Мальчик по складам читает: «Ге-рой Со-вет-ского Со-юза…», потом спрашивает отца: «А что такое Советский Союз?»
Все эти эпизоды более или менее хороши, но я считаю, что они не только излишни, но мешают  фильму, отвлекают от его сути. Иван несчастлив не потому, что его сын инвалид, и не потому, что тайная любовь его обречена; даже если бы мальчик был нормальным, а любовь счастливой, все равно Иван был бы несчастлив, ибо его несчастье экзистенциально. А беря, так сказать, шире, надо сказать, что всякая символика категорически противопоказана этому фильму, который, как я его понимаю, говорит как раз о таинственном внутреннем долге человека сохранять символические смыслы в мире порожнем, как выеденная консервная банка, т.е. смыслов таковых начисто лишенном. Будучи последовательным, Бакурадзе должен был  сделать фильм о человеке, сопротивляющемся лишь несчастью жизни, а не собственным жизненным несчастьям:  фильм не «тяжелый» в распространенном смысле этого слова (мальчик-инвалид тянет сюжет в таком направлении), а фильм о тяжести русской жизни и человеческой жизни как таковой. Но как это можно было бы сделать, из чего, из какой киношной материи? Не знаю. Очень трудно, конечно. Но выйди оно так, "Охотник" был бы великим фильмом.  А так получился только замечательный и редкий.      
P.S. Противореча себе, добавлю, что в картине все-таки есть один символический момент, который ей не мешает: во-первых, потому, что, связанный с тем, что называется «сюжетной канвой» фильма, он выглядит естественно, во-вторых, он не бьет своим подтекстом «в лоб». Сын однажды спросил отца, может ли однорукий человек научиться стрелять. Тот, как всегда отрывисто, ответил: «Конечно», и потом он настойчиво пробует научить мальчика стрелять из ружья одной (левой, здоровой) рукой. И вот в последнем эпизоде фильма Иван сам стреляет в бегущего на него из приречных зарослей кабана одной рукой. Дотошные критики заметили, что он стреляет правой рукой,  что вроде бы неправильно: если он хочет идентифицироваться с сыном, то должен стрелять левой. На что другие дотошные критики возразили: нет, Иван стреляет так, как надо, ведь он хочет быть сыну «правой рукой». Я же думаю, что дело не в том, левой или правой, важно, что одной, и смысл тут не столько в том, что Иван непрерывно думает про сына (хотя, конечно, думает), сколько в другом: он «охотится», он сражается с «вепрем» жизни, с прущей на него горой «дикого мяса» реальности, будучи изначально скован неволей условий человеческого существования.     
P.P.S.  Если не напрашивается, то, во всяком случае, возможна параллель между «Охотником» и «Трудно быть богом» Германа. В обоих случаях человек живет среди сплошного дерьма, и у него есть несколько верных «слуг», и есть нечто единственное дорогое (у Руматы – девочка-любовница, у Ивана – сын), и он судорожно стремится найти в мире хоть какой-то смысл. Герман в итоге ничем не смог нас утешить: мир - дерьмо. Бакурадзе тоже не может утешить, но все-таки его фильм придает нам сил, как бы говоря: «Ну какое тебе дело, дерьмо или не дерьмо, ты же не ребенок, чтобы на мир пенять или ждать от него подарков. Положись на самого себя и постарайся, в меру возможного, быть человеком».     
Бакуразде не снимал свою картину 15 лет, но, мне кажется, он добился более ценного результата.    


Бакур Бакурадзе

 

Смотреть фильм он-лайн

 

Автор С. Бакис
 
По вопросам приобретения книги С. Бакиса «Допотопное кино»
можно обратиться по тел.: +38(067) 266 0390
+38(067) 266 0390 (Леонид, Киев).
или написать по адресу: bakino.at.ua@gmail.com
 
Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо. 
С.Бакис

 

                

Категория: Бакур БАКУРАДЗЕ | Добавил: ovechka (17.06.2014) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 699 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: