Новый фрагмент
Главная » Новые фрагменты » Чарли ЧАПЛИН |
Режиссер и сценарист Чарльз Спенсер Чаплин. США, 1938 Финал 1938-й год Юрка был на два года старше меня, он носил значок ворошиловского стрелка, но был прохвост и выжига. Он бросил школу,а всем врал, что заочно готовится на курсы летчиков. Он вошел вразвалочку,быстро оглядывая стены. Просунув голову на кухню, чего-то понюхал, подошел к столу, сбросил со стула котенка и сел. - Уехала Валентина? - спросил Юрка. - Та-ак! Значит, ясно: оставила она тебе денег, и ты хочешь со мной расплатиться. Честность люблю. За тобой рубль двадцать - брал на кино - и семь гривен за эскимо - мороженое; итого рубль девяносто, для ровного счета два. - Ну вот! - поморщился Юрка. - Я купил на всех шесть штук. Я сидел с краю. Одно взял себе, остальные пять вам передал. Очень хорошо помню:как раз Чарли Чаплин летит в воду, все орут,гогочут, а я сую вам мороженое. Да ты, поди, может, увлекся - не заметил, как и проскочило? - Нет, Юрка,я не увлекся, и ничего никуда не проскакивало. Я тебе семь гривен отдам. Но, наверное, или ты врешь, или его в темноте кто-нибудь от меня зажулил! - Конечно, отдай! - похвалил Юрка. - Вы ели, а я за вас страдать должен?! Да ты помнишь,как Чарли Чаплин летит в воду? - Помню. - Помнишь, как только он вылез, веревка дернула - и он опять в воду? Это отрывок из «Судьбы барабанщика» Гайдара (1938). Юрка с Сережей смотрели фильм «Огни большого города». А совал (или не совал) Юрка Сереже эскимо в эпизоде, где Чарли старается убедить собравшегося утопиться господина, что жизнь прекрасна, да сам едва не идет на дно с заготовленным для самоубийства булыжником на шее. 1958-й год Вторая смена
В 1958-м году в к-тре им. Федьковича вдруг стали показывать немые фильмы, раннесоветские: «Мисс Менд», «Закройщик из Торжка», «Папиросница из Моссельпрома», «Два друга, модель и подруга»... - и Чаплина: «День развлечения», «День платежа», «Пилигрим», «Искатель приключений», «Малыш», «Иммигрант»... «Огни большого города» и «Новые времена» не показывали, взрослые смутно объясняли – лицензия какая-то на них истекла. 1992-й год Russians are coming! В этом году мы сами стали иммигрантами. Живем в Нью-Йорке, в Бруклине, на углу East 14-th/Kings Highway. Через три блока, на Ave. N, замечательная Video Store, там есть всё, что душа моя совковая пожелает, даже уйма немых фильмов. Я где-то подрабатываю на cash, прихожу домой около семи. Взяв в этой видеолавке кассету, надо вернуть через сутки. Закрывается в девять. Времени под завязку, вечно бегом. Иногда прибегаю к закрытому жалюзи. Ч-черт, на моих золотых без двух девять, хитрые итальяшки нарочно раньше закрыли, to charge me double! (Конечно, нет. Это мои отстающие часы и моя паранойя нищего). Однажды прибежал так с задержанным фильмом, смотрю – а за прилавком другой, незнакомый человек. "I’m sorry, this video is overdue…” "Вы можете говорить по-русски. А платить штраф не надо – на первый раз прощается». Добрый русский, хороший русский. Спешу в свой любимый «немой» угол. Что это? Китона нет, Ллойда нет, Чаплина нет. Русский шансон: Звездинский, Ободзинский, Шуфутинский. «Что это? Как это?» «Мы решили сразу же избавиться от всякого древнего барахла». Болван русский, варвар русский. «City Lights» я, к счастью, успел посмотреть. Огни большого города, нищенство, зависимость от настроений миллионера, который облагодетельствовал тебя... ну не миллионера, а маляра Фимы, бедняка раза в два богаче, чем я. Все как в фильме, что должно было усилить мою identification с Чарли. Но вот нет, слишком я, видно, избегался в том 92-м, и фильмы те драгоценные смотрел больше по инерции застарелой мечты, чем с удовольствием. Жаль. А второй раз в первый раз не посмотришь. Вот что сказали об этом фильме люди, смотревшие его, «когда их досуг был просторен и тих и пристален был взгляд их глаз». Юрий Олеша: «С образом женщины Чаплин соединяет цветок. Полна поэзии сцена в «Огнях большого города», когда Чаплин, начиная догадываться, что девушка слепая, подносит к ее глазам цветок. В искусстве мало таких сцен. Такой же высокой поэзией пронизана финальная сцена этого фильма. Любовь осталась неразделенной. С цветком в руке Чаплин смотрит на девушку, которая увидела его впервые после того, как к ней вернулось зрение. Разве можно любить такого? Нет, нельзя, как бы отвечает ей Чаплин, - я бродяга и нищий. Разве я виновата, что вы меня любили? Нет, не виновата, как бы отвечает девушка. Никто не виноват, девушка права, Чарли ей все прощает. Но цветок осыпается у него в руке». Соломон Михоэлс: «Для создания единства Чаплин часто пользуется лейтмотивами. Помните его первую встречу с цветочницей? Он купил у нее цветы, убедился, что она слепа, приютился неподалеку. Девушка, внутренним своим взором глядящая на него, обливает его водой. Чарли тихонько уходит. Но вода с этой минуты его преследует. То он падает в кадушку с водой и обливает еще кого-то, то кошка опрокидывает ему на голову вазу с цветами и, конечно, с водой <Михоэлс забыл про важную сцену, о которой напомнил Сереже прохвост Юрка. – С.Б>. Чаплин не дает проявиться чувствам своей души, чтобы они не превратились в сантимент. Он не сентиментален, он глубоко лиричен. Он обладает достаточным вкусом, чтобы не гоняться за жалостью, долго борется со своими слезами и не допускает слез зрителей. И только после того, как он уже вылился весь, в виде огромной награды, к концу «Огней большого города» он разрешает зрителям пролить слезу. Это свойство его лирического темперамента. Вот чем он ценен и почему так скуп и выразителен его язык. Он бывает аскетически жесток, преследуя излишние психологизмы, он весь в поведении, а не в переживаниях, не в настроениях и не в эмоциях. Эта игра поведения в конце концов раскрывает гораздо больше, чем утонченные психологизирования». Жак Лурселль: Предпоследний немой фильм Чаплина, содержащий, однако, звуковую дорожку с музыкой и звуковыми эффектами. Он снимался почти 3 года - с начала 1928 г. по конец 1930-го. Съемки не раз прерывались, и причин тому было множество: триумфальное наступление звукового кинематографа, сомнения Чаплина, а чаще всего - методы его работы, в которых он стремился быть так же свободен, одинок и независим от материальных обстоятельств, как писатель или художник. Количество экспонированного материала в 100–150 раз превышало хронометраж готового фильма По различным свидетельствам давно было известно, что сцена знакомства Чарли и слепой девушки снималась несколько месяцев. Но во второй телепередаче из трехсерийного цикла Кевина Браунлоу и Дэйвида Гилла о Чаплине, выпущенного английским телевидением (Неизвестный Чаплин /1983/), показаны совершенно сказочные и уникальные кадры и эскизы, наглядно демонстрирующие, как Чаплин в костюме своего персонажа прорабатывает сцену в поисках лучшего способа объяснить, почему девушка принимает Чарли за миллионера. Работа над этой сценой началась в начале съемочного периода, а закончилась в сентябре 1930 г. на 534-й съемочный день (из них только 166 были посвящены полноценной работе на площадке).Вдобавок ко всем приключениям, Чаплин в самый разгар съемок решил заменить Вирджинию Черрилл на Джорджию Хейл, героиню Золотой лихорадки. От этой мысли ему пришлось отказаться. (В телепередачу Кевина Браунлоу включены пробы финальной сцены с Джорджией Хейл.) Зато все сцены с пьяным миллионером он все-таки переснял, заменив Генри Клайва на Гарри Майерза. Как это всегда случалось с Чаплином, подобные условия работы — их можно с равным успехом назвать идеальными и экстравагантными (по сравнению с тем, как ведется работа над большинством других фильмов) — помогли автору обрести ту легкость и простоту совершенства, которая отличает его режиссерский стиль. Как отмечают многие исследователи, в особенности Пьер Лепроон (Pierre Leprohon, Chaplin, Nouvelles Éditions Debresse, 1957), "бродяга", который в этом фильме носит не только шляпу-котелок и тросточку, но и относительно приличный костюм (до выхода из тюрьмы), является самым деятельным, самым трезвомыслящим и наименее мечтательным героем фильма. Он спасает жизнь отчаявшемуся пьянице миллионеру и помогает ему насладиться радостями дружбы (в те очень недолгие мгновения, когда тот способен их почувствовать).Он подпитывает любовные фантазии слепой девушки, помогает ей добиться выздоровления и достатка. Не увлекаясь в данном случае напрямую социальной сатирой, Чаплин, однако, выражает все социальное и сентиментальное содержание фильма в образах двух важнейших персонажей, встретиться которым так и не суждено, — миллионера и слепой девушки. В образе миллионера Чаплин превосходно показывает эфемерность любых взаимоотношений между бедными маргиналами и состоятельными классами. Повседневный быт бродяги — постоянный контрастный душ, мучительный, как кошмар, вечная нестабильность и вечный страх. Все сцены в фильме связаны между собою мелодраматической канвой, которая становится как будто вечной мелодией картины, придавая ей цельность и связность, оберегая от абстракции, которая проникает в стиль Чаплина, начиная с первых же его полнометражных картин. Доверив двум персонажам заботу о выражении фундаментальных аспектов фильма, Чаплин дал себе возможность посвятить огромное количество сцен чистому бурлеску. (В этом отношении Огни большого города — последний фильм, где комическое дарование Чаплина торжествует с такой беззаботностью и с таким ярким азартом.) Чистый бурлеск выходит на первый план в комическом описании неприспособляемости героя, особенно когда тот сталкивается не с каким-либо отдельным человеком, а с группой людей, с целым классом или с некоей ситуацией, через которые он проносится, как метеор, в пространстве одного эпизода. Бурлеск, в частности, торжествует в эпизоде со свистком и в эпизоде боксерского матча. Этот последний (гениальный) эпизод является одним из ключей к пониманию стиля Чаплина. Он состоит из очень длинных планов (учитывая количество передвижений персонажей). В нем нет ни единой склейки. Он обладает почти хореографическим ритмом, который крайне важен для эффективности гэгов. Ритм существует сам по себе и не нуждается в поддержке монтажными эффектами. Камера всего лишь фиксирует действие и отражает его, как в зеркале. В 1931 г. этот немой и звуковой фильм имел триумфальный успех у публики всего мира. При повторном прокате в 1950 г., когда немой кинематограф остался лишь далеким воспоминанием, успех был не менее триумфальным. Чаплин получает "Оскар" по совокупности заслуг (1972г.): С. Никитин, П. Тодоровский.
Мелодия из фильма "Огни большого города" Просмотр фильма он-лайн Внимание! Через новый раздел нашего сайта "Информация по существу" можно выйти на рецензии других авторов на новые фильмы "Елена" и "Два дня". Интересующиеся могут сравнить их с нашими рецензиями. Следите за разделом "Информация по существу"! Автор С. Бакис | ||||
Просмотров: 4267 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |