Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вторник, 22.08.2017, 09:24
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Джек КЛЕЙТОН

«Невинные» ( “The Innocents”)
Режиссер Джек Клейтон. По повести Генри Джеймса «Поворот винта». Сценарий Трумена Kапоте и Вильяма Арчибальда. США. 1961


Повесть Генри Джеймса необыкновенно интересная, и фильм – по крайне мере, связь между фильмом и оригиналом, как бы превращение гусеницы в бабочку, а скорее, наоборот, -  это тоже очень любопытно, но... очень трудно рассказать. "Поворот винта"  – одно из самых загадочных и запутанных произведений в мировой литературе; сравнение повести с фильмом требует передачи деталей и нюансов: какой читатель все это выдержит? Но все же попробую. Чтобы не испытывать терпение уважаемой публики, предпочту неясность доходящей до пунктира сжатости неясности доводящей до тошноты дотошности. 
Итак, сначала о повести.
Молодая гувернантка, дочь бедного  священника, приезжает в замок Блай. Ей поручена забота о двух детях-сиротах, Майлсе и Флоре. Кроме детей, в замке еще живут экономка миссис Гроуз и несколько слуг. Предполагалось, что вначале гувернантка (в дальнейшем – Г.) будет  иметь дело только с младшим ребенком, Флорой. Но Майлса за какие-то неясные провинности исключили из школы-интерната, и через несколько дней после прибытия Г. он тоже возвращается домой. Предыдущая гувернантка, мисс Джессел, также по неясной причине, умерла. Г. мгновенно полюбила детей – они красивы, как ангелы, необыкновенно тонки, умны и прекрасно воспитаны – впрочем, Майлс и проказник изрядный. Дети тоже сразу прикипели душой к новой гувернантке. Однажды Г. замечает на башне замка человека зловещего вида. Описав его миссис Гроуз, она получает от экономки неохотный ответ, что тот, кого она увидела, точь-в-точь Питер Квинт - бывший лакей владельца замка. Поскольку Квинт умер, Г. приходит к заключению, что наблюдала его призрак. Затем в ходе повести она не раз видит призраки Квинта и мисс Джессел. Путем настойчивых расспросов Г. получает от миссис Гроуз следующие сведения: Квинт состоял с мисс Джессел в плотской связи, причем их соития иногда происходили на глазах у детей (этот отвратительный тип нарочно делал так, чтобы дети все видели);  Майлс был необыкновенно и необъяснимо привязан к Квинту; когда Квинт охладел к мисс Джессел, та покончила с собой; вскоре после этого Квинт, вернувшись откуда-то в Блай с пробитым черепом, издох, упав на ступенях замка. Г. начинает подозревать, что за ангельской чистотой детей кроется безмерная, невыразимая порочность. Она не перестает любить Флору и Майлса – напротив, любовь ее, к которой прибавились ужас и сострадание, стала еще сильней. Однако теперь она жаждет получить от детей опровержение или, на очень худой конец, подтверждение своих подозрений, но те или совершенно не понимают, чего она от них добивается, или проявляют дьявольскую изворотливость, -  во всяком случае, попытки Г. ни к чему не приводят. Между тем время идет, и чреда мрачных событий склоняет Г. ко второй  версии: вот дети бегут по коридору, а  с другого конца его доносятся удаляющиеся шаги; вот они о чем-то перешептываются со странными, недетскими выражениями лиц; вот Флора с увлечением рисует мрачные облака и молнии; вот Майлс вышел из замка заполночь (и кстати: за какие такие грехи его исключили из школы?)  Пусть доказательства всякий раз неокончательны и косвенны; пусть точек над i: испорченность, имморальность, извращенность, - никак не удается поставить, - но сама изворотливая неуловимость истины, невозможность раз и навсегда изобличить детей убеждает Г. в том, что она права, быть может, сильнее, чем если бы она поймала их за руку. Г. исполняется решимости спасти Флору и Майлса, причем интуиция подсказывает ей, что призраки потеряют над ними свою губительную власть в тот самый момент, когда дети признаются: да, связь существовала и длится. Значит, надо заставить их перестать лгать! Преодолевая суеверный страх и жалость, Г. неумолимо идет по следу – и в конце концов доходит до цели.  Ну, почти доходит... остается всего несколько маленьких шажков. Но ведь и суд часто выносит приговор по совокупности косвенных улик? Правда, проверить, верна ли была ее интуиция, что, сознавшись, дети избавятся от адского искушения, Г. не удается, потому что дети, дети... Обсуждаемое произведение - новелла в духе Анны Рэдклифф, автора готических романов ужасов и тайн – не будем же портить будущим читателям «Поворота винта» и зрителям «Невинных» кайф. Говоря коротко, все кончается самым трагическим образом.
Не следует забывать: внутри жанра готической прозы призраки – это не то, что кажется, а то, что есть. Тогда вопрос: реальны были призраки замка Блай, или они существовали лишь в сознании Г.? Ответить на этот вопрос с полной ясностью невозможно. Дело в том, что Генри Джеймс подложил нам, читателям, вот какую свинью: повесть написана от первого лица - лица самой Г. Мы привыкли к тому, что обычно первое лицо в прозаическом нарративе –  как бы прозрачное стекло магазинной витрины: на него не надо обращать внимания, а то, что оно сообщает – это объективная данность, не нуждающаяся в верификации. До самого конца повести мы принимаем призраков за «настоящих призраков»; даже если Г. "все это кажется", как нам об этом узнать? Шизофреники не подозревают, что они шизофреники, и нам, следящим за внешним миром "из головы" Г., не дано выскочить за пределы ее сознания. "Но в конце-то концов, - спросит читатель,  - все выясняется?" Нет, не выясняется - Джеймс так и не дает нам возможности внеположного по отношению к Г. взгляда. Только прочитав повесть и отложив ее в сторону, мы можем наконец кое-что сообразить и сопоставить - и тогда возникают определенные сомнения... которые так и останутся сомнениями. Не только мы, но и многомудрые джеймсоведы до сих пор не могут решить: так это призраки бродили по замку или муравьи  ползали у  Г. в голове? У оппонентов не находится достаточно аргументов, чтобы, как говорится, "закрыть тему".
На чьей же стороне я? Скажу так. Да, повествовательница - не плоское стекло, а кривая линза, искажающая все происходящее под углом своего маниакального видения. На Г., на ней самой читателю следовало с самого начала сосредоточить все внимание, вместо того чтобы смотреть "сквозь нее" на якобы объективно разворачивающиеся события. С другой стороны, не так уж важно, увидела ли она фантомов внутри или вне собственной головы. Даже если эти фантомы были "реальны", все равно Г. ответственна за то, что случилось в замке Блай. Всему виной ее ужас перед злом.
Может быть, дети и правда вступали в грязные контакты с мерзким педерастом, может быть – нет. Может, они невинны, а может, порочны. Или они порочны, но сами этого не осознают, и значит, все же невинны. В определенном смысле, дети, действительно, порочнее взрослых. Некоторые фрейдистские комплексы переживаются в детстве сильней и свежей, чем в зрелости. Детские игры вдали от взрослых глаз, детские разговоры вдали от взрослых ушей странны и, возможно, чудовищны. Давно, казалось бы, преодоленные цивилизованным обществом стыдные дикарские архетипы, наверное, ощущаются детьми не как бледные дальние тени, а как  реальность их повседневного существования. Да и весь наш мир колеблется на грани умопостижимого и иррационального, морального и порочного. Всё так, всё так. И тем не менее - мир  как-то удерживается в равновесии. Г. же не может смириться с тем, что зло постоянно топчется за шаткой дверью.  Говорят, что один хранитель Дрезденской галереи сошел с ума, оттого что по ночам его терзало видение "Сикстинской мадонны", залитой экскрементами. Точно так же Г. не дает покоя кошмарное подозрение оскверненной детской чистоты; с исступленностью протестантки она дает злу бой, чтобы отогнать его далеко-далеко или вовсе истребить. А зло-то вечно. Есть одно верное средство борьбы с ним, которое ведомо благодушной миссис Гроуз, как и всем добрым людям: «Не поминай лихо, пусть спит тихо». Г. помянула, разбудила. На один лишний поворот отвернула винт. И ад разверзся.  
Что касается фильм Джека Клейтона «Невинные» - он тщательный, добротный, красивый. Но перед ним – как перед любой экранизацией этой лукавой повести, которых насчитывается уже, кажется, семь, – изначально стояло непреодолимое препятствие: кино неспособно вести повествование от 1-го лица. То есть голос за экраном, конечно, может произносить «я» - но на экране повествователь все равно будет 3-м лицом. И таким образом, гувернантка в фильме для нас никакая не прозрачная витрина, а с самого начала главное действующее лицо, за которым нам вольно осторонь, вчуже следить - и где-то к середине картины мы уже основательно подозреваем, что что-то с этой мисс Гидден не так. (Усугубляя роковую киношную зримость героини, авторы фильма зачем-то дали ей имя, хотя Джеймс, чтобы до предела превратить гувернантку в невидимку, оставил ее безымянной). В результате фильм теряет главное, что должно было бы в нем ощущаться, – амбивалентность, смутную игру в серой зоне между объективным и воображенным. Ну просто некая  женщина сошла с ума и погубила невинных инфантов: благие намерения, в который раз, привели сами знаете куда.
При такой усушке-утруске грандиозного джеймсовского замысла, придать фильму значительность и глубину могла бы только исполнительница главной роли: если бы мы увидели, как, сражаясь с дьяволом, то ли вправду вертящимся  поблизости, то ли пригрезившимся, сама-то Г. прочно попадает к нему в лапы. Тарковский хотел, чтобы Терехова в «Зеркале» была одновременно похожа на святую и на ведьму; такое сочетание было не менее необходимо в данном случае. Но Дебора Керр играет красивую статную даму, недостаточно молодую, чтобы можно было приписать душевную бестактность Г., этой дочери священника, неискушенности в таинстве экзорцизма, и недостаточно сухую и упрямую, чтобы приписать ее фанатизму. Просто хорошая женщина, желавшая добра, только добра, а вон что вышло. Ну а что вышло? Добросовестный, не очень внятный "страшный" фильм. Тут, правда, одно «но»: когда я смотрел «Невинных», то все время сравнивал то, что на экране, с тем, что в книге. Может быть, не делая так, зрители обнаружат в этой картине ее собственные бездны и глубины.   

  

              Генри Джеймс (1843-1916)


                               
               Джек Клейтон (1921-1995) и Дебора Керр (1921-2007)
                                     на съемках фильма «Невинные»
                            



Автор С. Бакис

Категория: Джек КЛЕЙТОН | Добавил: ovechka (12.06.2012) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 859 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: