Новый фрагмент
Главная » Новые фрагменты » Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ |
Режиссер Джулио Риччиарелли. Сценаристы Джулио Риччиарелли, Элизабет Бартел, Амели Сиберберг. Германия. 2014
Зачем помянуто старое В 1958 году в одной европейской стране, называется ФРГ, человек шел по улице вдоль школьного забора и решил закурить, но у него не было ни зажигалки, ни спичек. Пожилой учитель, который присматривал на школьном дворе за детьми, протянул ему сквозь забор зажигалку. Человек посмотрел на этого учителя и узнал в нем охранника из Освенцима (этот человек был еврей и сидел в этом лагере). Ничего себе! С этого-то все и началось. Еврей пошел в суд с заявлением: так и так, я узнал бывшего эсэсовца. А генеральный прокурор ему говорит: "Так чего вы хотите? Вы что, не знаете, что срок давности уже прошел? Убирайтесь отсюда!" Но все это услышал один следователь, честный молодой парень. У него мелькнуло в голове: "Стоп, за преступления эсэсовцев, связанные с убийствами людей, ведь нет срока давности? Что-то тут не так!" И он стал заниматься этим делом, сначала в свободное от работы время, но потом другой генеральный прокурор, не такая сволочь, как тот первый, официально его назначил им заниматься. Этот второй прокурор тоже знал, что для убийц нет срока давности, но раньше он боялся выступать, потому что в ФРГ была атмосфера тотального замалчивания. Но теперь, когда он увидел, что этот честный парень не боится, то и сам стал чуть меньше бояться. На самом деле этот парень не то чтобы не боялся, он просто был молод и наивен. Он не подозревал, какие шишки на него посыпятся. Ведь в 1958 году в ФРГ было полно недобитых фашистов, они всюду занимали козырные должности. Кроме того, этот парень думал, что ему одним учителем придется заниматься, но когда он потянул за веревочку, то все кругом оказались нацистами и эсэсовцами, все буквально. Он раскопал в архивах, что даже его покойный отец был членом нацистской партии. А отец его любимой девушки, тот вообще служил в зондеркоманде. Эта девушка отвечала ему взаимностью, в фильме есть классная сцена, где они занимаются любовью, но когда он сказал ей: "Твой отец типа убийца", она его прогнала. (Вообще-то эта эротическая сцена ни к селу ни к городу, ее вставили на случай, если зрители заскучают от глубокого политического содержания). Парень, конечно, расстроился, но расследования не прекратил. По счастливой случайности ему попали в руки списки охранников и других служащих Освенцима. Он заказал телефонные справочники со всей ФРГ и стал прямо по ним отыскивать этих гадов, открывать на них дела и арестовывать. Но не скоро дело делается! Ему со всех сторон чинили препятствия, совали палки в колеса, даже кинули булыжник в окно: брось, мол, ворошить прошлое! Кроме открытых недругов, были еще так называемые доброжелатели, которые говорили: "Зачем тебе это надо? В стране только начали заживать раны, никто тебя не поймет! Был Нюрнеберг, разве этого мало? Денацификация давно завершена! Никакая страна никогда не судила своих собственных солдат, честно выполнявших приказ!". Он им: "Хорошо, а в нацистскую партию зачем было вступать?" "Другого выхода не было. Если бы ты не был при Гитлере мальчишкой, сам вступил бы!" "Нет, не вступил бы!" Говорить-то он так говорил, а сам понемногу засомневался: "И правда, мне что, больше всех надо? Всю Германию пересажать? Вокруг пышные юбки, привольные песенки, розовый и голубой цвет. Один я, дурак, гоняюсь за призраками прошлого". Но он все же продолжал копать. Его моральный дух поддерживали, во-первых, свидетельства узников Освенцима (которых не так легко было заставить говорить, потому что они боялись!) Но вот он вызвал одну пожилую еврейку, фрау Мандельблат, и она как начала вспоминать! В фильме, правда, ее слова не слышны, вместо них звучит печальная еврейская песня. (Отличная находка режиссера!) Парень не смог сдержать слез. Кроме того, парень не сдавался вот почему: он надеялся поймать доктора Менгеле, который в тот период нагло челночил между Бразилией и ФРГ по личным и фашистским делам. Парень чуть было его не прижучил. Он уже мчался по шоссе к загородному дому, где остановился Менгеле, но, как назло, в машине перегрелся мотор, потому что он слишком быстро ехал. Он хотел все равно дальше ехать, но куда там, дым столбом из капота. Тогда он побежал за Менгеле по шоссе. Но куда там, дом был далеко, а тем временем тот паршивый генеральный прокурор позвонил Менгеле по телефону, и этот садист смылся в Аргентину, т.е. в Бразилию. Очень напряженная сцена. После этого облома с Менгеле парень махнул на все рукой и перешел работать в патентный отдел: тепло, светло, мухи не кусают и булыжники не бросают. Поработал он там поработал, а потом вот как получилось. Тот приличный прокурор, и помощник парня по освенцимскому делу, и даже пожилая секретарша, и свидетели-евреи, когда встречали его на улице, - все они старались не смотреть на него. Морально это было хуже, чем булыжник! И парень пришел к хорошему прокурору и сказал: "Я хочу вернуться в ваш отдел". Прокурор ничего не сказал, только глаза его потеплели. Фильм кончается началом судебного процесса над палачами Освенцима. В финале идут титры: "Судили 19 человек, 17 осудили". Это, конечно, немного, но дело не в этом, а в том, что этот процесс стал знаковым в истории ФРГ. Бывших фашистов стали выкуривать из всех дыр, как клопов. А жители ФРГ, ну которые не были замешаны в фашистских делах (ведь такие тоже были), они наконец узнали, какой кошмар творился в Освенциме и других местах, и стали поголовно каяться. Это, правда, в фильме не показано, но умный зритель поймет. Я, например, понял. Мое описание может показаться издевательским, и так оно, в общем-то, и есть. Но другого разговора фильм не заслужил. Это правда, что в 1958 году процесс покаяния еще не пошел, и многие бывшие нацисты уютно пригрелись во всех порах западнонемецкого общества. Но вслед за Станиславским хочется сказать каждому кадру этого фильма: "Не верю!" Это не историческая картина, а детский сад. Кто-то скажет мне: "Ну что ж, детский сад тоже полезен. Молодое поколение не знает самых элементарных фактов, и это фильм для них, а не для тебя, старпер". Нет. Говорить просто - не значит заниматься профанацией. Германия, если она осознала свои грехи, сделала это не оттого, что нашелся новый Гамлет, который увидел, что все прогнило в королевстве датском, и навел в нем шороху. (Честного следователя, кстати, зовут по фильму Йохан Радман, и такого лица в истории не существовало). Изменения в обществе происходят под действием многих сложных причин, и они всегда проходят по сердцам людей. В окно честного следователя влетел булыжник, но это ничего не меняет: фильм все равно остается холодным, грубым и примитивным, как булыжник. Однажды писатель Юрий Олеша, кушая в ресторане телячьи мозги, сказал: "Они такие свежие, как будто теленок ни разу ими не думал". Если мозги современных немецких юношей и девушек такие свежие, что этот идиотский фильм может их просветить, тогда вопрос: куда смотрели их папы? Были настолько заняты посыпанием своих лысин пеплом, что им не до детей было? Да нет, "все не так, ребята!" (Высоцкий). Не такие эти молодые немцы невежды, все они знают и понимают. Не нужен им этот фильм, и не для них он сделан. А для кого? Ни для кого. Даже не для денег: ну сколько зрителей посмотрят эту тухлятину? Он прошел в каких-то отчетах по рубрике: "Тема Освенцима/исторческой памяти. Режиссер такой-то (маленький). Бюджет такой-то (маленький). Для показа на всеевропейском симпозиуме "Пути и методы отрицания отрицания Холокоста". Если этот фильм не для молодежи, то он тем более не для взрослых, серьезных людей. Они могут потратить на него время разве что для того, чтобы оглянуться назад и ахнуть: сколько лет прошло после Освенцима! Столько лет, что уже и эта душераздирающая тема пошла на продажу и стала сырьем для конъюнктурщиков. Для объективности: не все относятся к этому фильму так, как я. Послушать "другую сторону" можно, например, по ссылке.
Смотреть фильм он-лайн: По вопросам приобретения книги С. Бакиса «Допотопное кино»
можно обратиться по тел.: +38(067) 266 0390 (Леонид, Киев).
или написать по адресу: bakino.at.ua@gmail.com Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо.
С.Бакис | |
Просмотров: 882 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |