Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [70]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Четверг, 21.11.2024, 11:11
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Элем КЛИМОВ

"Похождения зубного врача"
 
Бывают крылья у художников,
И у портных, и у сапожников,
Но лишь художники открыли,
Как прорастают эти крылья.
А прорастают они так,
Из ничего, из ниоткуда –
Нет объяснения у чуда,
И я на это не мастак!
Г.Шпаликов

 
Режиссер Элем Климов. Сценарий Александра Володина. "Мосфильм". 1965-й год. Насчет года выпуска не уверен. Некоторые источники указывают 66-й год, еще какие-то – 67-й. На собственную память в данном случае положиться не могу: в ноябре 65-го ушел в армию, и вдруг фильм показали в нашем городе в самом конце года? (А в армию я ушел, потому что не поступил во ВГИК. А смог я туда поступать, потому что прошел предварительный заочный конкурс. Среди иного прочего, что я посылал на конкурс, была статья о сценарии Володина «Похождения зубного врача»). Почему такая разноголосица вокруг года выпуска фильма? Помните анекдот: стоят врачи вокруг койки отходящего в мир иной, один говорит: «Больной скорее жив, чем мертв», другой: «Нет, скорее мертв, чем жив». Так и с «Похождениями»: фильм скорее выпустили, чем не выпустили, или наоборот. В общем, выпустили в кол-ве нескольких десятков копий, для такой страны – капля в море, никто тогда его не посмотрел. А потом он таинственно исчез, как исчезали люди в 37-м. По-настоящему фильм вышел на экраны в перестроечном 87-м. Элем Климов, возглавивший команду по вызволению из концлагеря картин, запроторенных туда советской властью, освободил и свои «Похождения». Не Сталин же он был, чтобы собственному дитяти не помочь. Шутка. Фильм вполне заслуживал полноценной прокатной жизни.
 
Сейчас в памяти больше сценарий, прочитанный в одном из номеров «Искусства кино» за 64-й год, чем увиденный в 87-м фильм. Не только и не столько потому, что сценарий этот сыграл столь роковую – или часть роковой, ха-ха – роль в судьбе автора этих строк, сколько потому, что он ярче хорошего фильма Климова. Таким образом, этот текст о «Похождениях» будет описывать некоего кентавра, полусценарий-полуфильм.
 
Сюжет «Похождений» очень прост, хотя и причудлив. В зубную поликлинику небольшого городка приезжает работать по направлению молодой врач Чесноков (Андрей Мягков). Человек как человек, скромный, спокойный. Честный, как чеснок, обыкновенный, как чеснок. Но лишь только он приступает к исполнению того, за что будет зарплату получать, как выясняется: Чеснок рвет зубы без боли. А вот так, абсолютно. Не надо анестезию делать. Все дальнейшее в фильме – последствия этого феномена. Кои, в частности, таковы. У дверей кабинета зеленого Чеснока с утра до вечера вьется длиннющая змея, ветераны зубоврачебного дела не знают, чем себя занять. В поликлинику, как мухи, слетается пресса, чудотворцу едва остается время «чудить». Его вызывают в местный здравотдел: надо все же посмотреть на него, бог знает, что за человек, все дантисты как дантисты, а он... Да нет, даже не это: надо попросту отреагировать на посыпавшиеся анонимки, обвиняющие Чеснокова в том, в сем, черт знает в чем. И кроме того, поликлинику лихорадит, это факт: перешла на педагогическую работу опытный специалист тов. Ласточкина (Вера Васильева), а тов. Рубахин (Е.Перов), врач с огромным стажем, тот и вовсе перебрался в другой город. Талант, это, конечно, хорошо, это мы приветствуем, но ведь имеет место явный развал кадров!
 
Начинаются всякие интриги, в спокойном прежде городке забушевали партии чесноковцев и античесноковцев. Работать бедному Чеснокову все трудней. И  в один прекрасный, то есть ужасный день засовывает он щипцы очередному страдальцу в ротовую полость, дерг! – а тот как завопит благим матом. Вот так. Был дар – нету дара. И мудрено ли? Зубодерное дело –  тонкое, художественное. Когда античесноковцы , затаив дыхание, ждут от тебя провала, а чесноковцы - нового чуда (второе ожидание куда тяжелей вынести, чем первое!), нервы начинают пошаливать, рука подрагивать...  рано или поздно  пациент не  то что без анестезии, под анестезией завопит.
В конце концов дар к Чеснокову все-таки возвращается. Но это в конце концов, под занавес, как необоснованная улыбка Кабирии в финале феллиниевского фильма. В целом же «Похождения» о том, как не умеем мы... да не то что беречь таланты, это уж ладно... не умеем даже не ерзать на стуле, не скрипеть зубами и не дудеть в фанфары, когда они «из ничего, из ниоткуда» появляются рядом с нами, а не где-то там в красивой дали. Сценарий Володина - притча, полусказка, в послании которой нет ничего советского или антисоветского, оно общечеловечно; истории, подобные той, что приключилась с Чесноковым, ведут свой счет со времен Каина, c’est la vie и ecce homo, как говорится.
 
За что же такой «неопасный» фильм на полку-то угодил?
 
Ну, во-первых, общечеловечность общечеловечностью, но к этому надо кое-что добавить. Верно, что «Похождения» не сатира, не аналог «Тридцати трех» Данелии (хотя в обеих картинах, странным образом, сюжет вращается вокруг зубов). Интонация Володина спокойна и доброжелательна, сотрудники, которых явление Чеснокова страждущим от флюса лишило здорового сна, для сценариста никакие не каины, а люди как люди, довольно милые ласковые ласточкины и рубахи парни рубахины. Это так, но, с другой стороны, они и не джонсоны, пересы или порумбеску, а именно рубахины и ласточкины со всякими совковыми парткомами, анонимками, коллективизмом, индивидуализмом и патриотизмом в головах. Не подумайте, что в сценарии есть заседание парткома – боже упаси; но Володин умеет так показать людей, что мы понимаем о них гораздо больше, чем сказано в словах. Таково уж свойство володинского таланта, что общечеловечность смысла сочетается у него с острым чувством современности и социальной зоркостью. Уже этого было достаточно, чтобы цензура углядела в фильме пародию на советскую действительность.
 
Но есть еще и немаловажное во-вторых. Вот вы считаете, господа, что раз послание фильма было общечеловеческим, то Суслову и сусликам не было причин беспокоиться. Глубокое заблуждение! Наоборот, чем общечеловечнее послание, тем они сильнее беспокоились, и не зря. Потому что общечеловеческие ценности стояли на пути советской власти куда более грозным препятствием, чем экономические трудности и внешнеполитические проблемы. Экономика? Напечатаем больше денег, вот и вся экономика. Внешняя политика? Сделаем водородную бомбу. А как быть с тем, что внутри душ человеческих? Возьмем те же «Похождения». От какого порока ближних своих Чесноков пострадал больше всего? Да от того же самого, что  Авель. От зависти людской. А можете ли вы назвать хоть один советский фильм, роман, рассказ, что угодно про зависть? «Зависть» Олеши не в счет – там не про личную, а про социальную зависть, зависть хилого интеля к могучей большевицкой потенции. А я спрашиваю именно о личной, ну вот чтоб какой-нибудь Фрунзик Мкртчян в каком-нибудь фильме сказал: «Такую личную зависть испитываю к этому потерпевшему – даже кушать не могу!» Не старайтесь напрасно, не вспомните. Нет такого советского произведения. Странная штука, да? Про жадность есть, про подлость есть, про тупость, косность бюрократическую есть, про трусость есть, про нечестность есть, про мещанство, пошлость есть, про родимые пятна шкурничества и буржуазного индивидуализма есть, про все есть, а про зависть нет. Отчего это? А оттого, что все другие пороки как-то проявляются внешне, и вора можно посадить, мещанина хоть пропесочить в стенгазете, тупицу сместить, на единоличника наслать такой голод, что он как миленький в колхоз побежит. А зависть как истребишь? Сидит она уютно в мозгу человечьих костей и втихомолку подрывает главный лозунг Морального кодекса строителя коммунизма – «Человек человеку - друг, товарищ и брат!» Да какой же брат, если у каждого второго-третьего другой тайный лозунг: «Пусть у меня ничего не будет, но чтоб и у соседа тоже»?
 
А раз зависть невозможно истребить, ее, как проституцию, надо просто не признавать. Ну нет такого психического феномена в человеческом сознании, и все тут!
 
Парадокс: дебютный фильм Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен!», злая сатира на дремучего советского бюрократа, лицемера и перестраховщика, был, пусть с некоторым скрипом, выпущен на всесоюзный экран и имел счастливую судьбу. Добродушные и мудрые «Похождения зубного врача» подверглись остракизму. И это главным образом потому, что Володин показал зависть как движущий мотив недобрых человеческих деяний.
 
Я так много наговорил, а между тем, история, как уже было сказано, очень простая. Хотя и причудливая. Это тонкое соединение простоты и причудливости Климову передать удается не всегда. Часто он прибегает к лобовой стилизации. Убыстренный показ, другие чисто внешние киношные фокусы, которые были уместны в «Добро пожаловать», но не в фильме по Володину. Откровенно кукольный домик Чесновова, и зубы он не вырывает, а они сами с каким-то чудесным пиканьем вылетают изо ртов и оказываются в его щипцах. Понятно, что таким образом Климов хотел передать ту самую сказочность володинского сценария. Но тут переступается тонкая стилистическая грань. Всё, мне кажется, должно было казаться обычным... но с каким-то - менее, чем у Климова, уловимым - задумчиво-мечтательным смещением. Как можно было бы это сделать? Не знаю. Наше дело критическое, а не режиссерское.
 
И еще приходит в голову: почему Климов не взял на главную роль Смоктуновского? Счел его староватым? Андрей Мягков был записным исполнителем ролей интеллигентных сов. м.н.с-ов, как Никитины – записными певцами для них же. Но Чесноков – интеллигентен не по м.н.с-овски, и он не сов. Он интеллигентен, как и профессионально гениален, не от образования, а от нутра. Кто бы мог сыграть его лучше, чем Кеша Смоктуновский-Смоктунович, князь Мышкин из с.Татьяновка Томской губернии? Но все это – именно из разряда «кажется» и «приходит в голову». В общем, «Похождения зубного врача» - симпатичный, близкий духу Володина фильм. Я видел всего одну картину, где володинская поэтика была передана удачнее. Нет, не «Осенний марафон» и не "Пять вечеров". «Звонят, откройте дверь» А.Митты. Один из лучших советских фильмов.
 
Не знаю, что думал о фильме Климова сам Володин. Отзывался наверняка хорошо. Он о всех киновоплощениях своих сценариев хорошо отзывался. Кроме разве что «Происшествия, которого никто не заметил» - фильма, поставленного им самим. Чудного, кстати. А все остальное хвалил. Такой уж был человек.
 
Однажды я видел Володина. Это случилось в театре «Современник», в антракте спектакля «Старшая сестра». Мне хотелось подойти к нему, сказать, как он важен для меня, как его произведения и сам пример его судьбы, пример нервного, хрупкого человека, который, проведя в армии три довоенных и четыре военных года, вышел из этого испытания без моральных потерь, - как этот пример поддержал меня в м о е й армии... Но вокруг него, конечно, вились артистки. (А он тихо так стоял). Наверное, если бы и не вились, я все равно не подошел бы. Этим текстом запоздало признаюсь Александру Моисеевичу в любви.
 
 А.М.Володин в пижамных штанах с сыном и женой Фридой. Это она, одноклассница Саши Лифшица, провожая его на фронт, закашлялась, а потом сказала: "Видишь, какая у тебя будет болезненная жена". (Помните, из какого это фильма?) Она действительно долго и тяжело болела в свои последние годы. Володин заботливо ухаживал за ней. В это время он уже давно любил другую женщину...
 
Автор С. Бакис
 
 
 
 
 
 
 
Категория: Элем КЛИМОВ | Добавил: слабак (27.07.2011) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 1984 | Теги: Мосфильм, Климов, Володин | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: