Новый фрагмент
Главная » Новые фрагменты » Евгений КАРЕЛОВ |
Режиссер Евгений Карелов. Сценарий Юлия Дунского и Валерия Фрида. «Мосфильм». 1968 Юлий Дунский. Валерий Фрид. Жизнь - это роман Писать об этой картине приятно. Я не люблю пересказывать сюжет ради самого сюжета, а в данном случае в этом нет необходимости нет: ну кто не помнит фильм «Служили два товарища»? Написать об этой картине нелегко: ну что можно в нем «вскрыть», что про него объяснить, чего люди и так не понимают? Дело не в том, что фильм такой простенький – в каком-то смысле, очень даже и наоборот, - но его делали большие мастера. Они что хотели сказать, то ясно и сказали. А чего ясно не сказали, того в этом фильме нет и не стоит искать. Фильм на очень скользкую, трудную тему: война красных с белыми. На трудную, если те, кто ее коснулись, не большевики или клевреты режима, а люди интеллигентные и не вруны. Дунский и Фрид, несомненно, принадлежали ко второй категории. Однако они не вышли из своего трудного положения обычным интеллигентским манером - затаив полудиссидентскую фигу в кармане. Д/Ф ни диссидентами, ни даже полу- решительно не были. Решительно – не только в смысле «определенно», но и в смысле «по сознательному решению». Вернувшись из гулага в Москву к своей сценарной профессии, они раз и навсегда зареклись совать нос в политику. Зареклись – опять же не значит, что они заплатили тринадцатью годами зоны и ссылки за то, что в молодости все же совались в политику: ничего подобного, оба сели по вполне обычной статье: ну что там, Сталина хотели убить, то-сё. Просидев десять лет за одной партой в школе, Д/Ф учились на одном курсе во ВГИКе, жили на Арбате в одном доме, ну и договорились на переменке: когда И.В. будет мимо дома проезжать, Юлик выстрелит в него из своего окна, Валерик продублирует из своего. Словом, «дело», во всех смыслах, вполне заурядное. И вот, обретя наконец свободу, они хотели только одного: спокойно работать, получать от жизни удовольствие и никогда больше не побывать там, откуда насилу вернулись. Они стали профессионалами высшей марки, написали множество сценариев, причем почти все сценарии превратились в фильмы. Во-первых, благодаря их высокому качеству. Во-вторых, Д/Ф не сочиняли «для души» и «в стол», а работали исключительно по заказу: есть аванс – есть сценарий, нет – нет. Так что «фиги в кармане», или, по-ученому, аллюзии, или, по-церберски-цензорски, «неконтролируемый подтекст» в их сценариях искать - только время терять. Крутые фрондеры от кино считали Дунского и Фрида "охотниками за златом" и циниками. Шутили, что эти двое и телефонную книгу могут превратить в сценарий. Денег у Д/Ф было много, насчет цинизма – разговор сложный, а насчет телефонной книги – тут есть правда. Взять тех же «Двух товарищей» - один из лучших сценариев этого тандема. Проанализировав его структуру, можно прийти к заключению, что авторы долго голову не ломали. Хороший сценарий, по гамбургскому счету специалистов этого дела, – такой, в котором есть хитрости, сюжетные петли, тематические переклички, амбивалентности, лейтмотивы. В рассматриваемом опусе ничего этого нет, более того, в нем попросту нет интриги. Есть линейно развивающееся действие. Время от времени возникают даты и обозначения мест событий: «штаб полка, 1 ноября 1920 г.», «Литовский вал, 8 ноября» и т.п. Все это, можно не сомневаться, точно соответствует учебнику истории СССР. В лоб рассказанaпредыстория и история перехода красными Сиваша и взятия Крыма. Чем не телефонная книга? Поля ее Д/Ф, конечно, разрисовали красивыми виньетками: как "два товарища" пытались снять с самолета укрепления белых на кинопленку; как им это не удалось; их злоключения по пути обратно к своим; потом еще кое-что; потом как один из них, уже после взятия Крыма, погиб. Виньетки чрезвычайно умелые: каждая минута фильма наполнена чем-то интересным или смешным, каждая реплика действующих лиц гениально придумана (пересмотрите фильм и подсчитайте, сколько фраз мы с вами сегодня употребляем, не зная, что это подарки Д/Ф). Так, так. Но все равно, телефонная книга есть телефонная книга. Виньетки есть виньетки. Что ж, Д/Ф трудных путей для
себя нарочно не искали: если можно сделать просто и получается хорошо, – почему
бы нет? Мастаки, что скажешь. Они
не раз лудили сценарии по такой методике. Были еще «Красная площадь», «Высокое
звание», «Псевдоним: Лукач», etc. – тоже
про Гражданскую войну, или про Отечественную, или про что-то еще из истории нашей власти советской и летописи ее славных дел. Там тоже не было особого вранья, и тоже было
достаточно профессионально, но это уже было так, чисто для хлеба насущного. И это
были не шедевры. А «Служили два товарища» - чистый шедевр и фильм на все
времена, я считаю. Отчего такая разница? Конечно,
когда эта пара сочиняла «Двух товарищей», она "моложе и лучше, кажется,
была». Конечно, романтические 60-е – не застойные 70-е или циничные, а потом
безумные 80-е. Но есть еще одна причина. Никогда после этого сценария
Д/Ф не изображали «противоположную сторону». «Красная площадь», допустим, -
фильм о рождении РККА, но там действуют только красные. «Высокое звание» -
картина о пути советского офицера, в конце карьеры дослужившегося до маршала: значит, в
сценарии много советских штабов, учений, мытарств честного героя в сталинские
времена. Но все это – «на нашей стороне». А если бы даже Д/Ф показали «изнутри»
лагерь немцев, как Толстой в «Войне и мире» - лагерь французов... ну что
за проблемы? Фашисты – они и есть фашисты. Но вот сюжет про взятие красными Крыма
потребовал показа белых – и тут сценаристы встали перед серьезной трудностью:
как их показывать? Карикатурить? Передергивать? Просто бессовестно врать? Не хотелось.
Не моглось. Тогда как? Не хвалить же их? Нет, хвалить нельзя. Да, собственно, и
чего уж их так хвалить? Д/Ф не были коммунистами, но они не были и
монархистами: с какого это бодуна им, двум евреям, симпатизировать «белому
делу»? Но они были интеллигентными людьми, а интеллигентность - это на 90%
способность сохранять объективность. Вот они и постарались ее
сохранить. И получился удивительный фильм - фильм-перевертыш! Представим
себе, что командир полка из этой картины (тот, которого играет Папанов, бывший
шахтер, помните?) дожил до 1968-го года и смотрит "Двух товарищей". Несомненно, он
останется доволен: «Хорошая фильма, с правильных, партийных
позиций сделанная: показана обреченность беляков как класса. Молодцы Д/Ф!
Донбасс порожняка не гонит, и они тоже!») Теперь представим, что где-то в
Париже смотрит тот же фильм чудом выживший поручик Брусенцов (допустим, самоубийство
не получилось, и Сашенька его выходила). Какое останется впечатление у него? Мне кажется
(если, выжив, он не совсем выжил из ума), он должен подумать: «А что, правдивый
фильм. Наши показаны без издевательства. Нет ни одного садиста или идиота. Я
изображен этим, как его, Высоковским с явным сочувствием, как настоящий мужчина
и, в общем-то, герой. А сцена, где наши, чтобы не сдаться, уходят в море – это,
можно сказать, трагический монумент белому движению – монумент не только погибшим,
но и тем, кто эмигрировал: недаром офицеры идут клином, как покидающие родину
журавли <тут Брусенцов заплакал. – С.Б>. Странно, как кремлевские
аппаратчики это пропустили? Неужели возникла некая промонархистская фракция
внутри КПСС? Интересно, очень интересно... А позвоню-ка я Константину
Александровичу Романову!» Старики склонны к сладким
иллюзиям – но задумаемся: в чем Брусенцов неправ? По-моему, во всем прав. Ему
не пришло в голову поразмыслить еще над тем, как показан в фильме
пролетарий-туляк Иван Карякин, – так я сделаю это за него. В лице, как
говорится, Карякина мы имеем не просто кретина – это воплощенная
советская власть. Его паранойя – это ее паранойя. Его бесконечные вихляния
между симпатией и подозрительностью к Некрасову – вихляния большевицкой политики в отношении интеллигенции.
Когда Карякин отправляет Некрасова назад через Сиваш и советует ему, чтоб легче было идти, выбросить в воду кинокамеру, - не напоминает ли это привычку советской власти чуть что избавляться через западные аукционы от картин из Эрмитажа и Третьяковки? Как советская власть,
Карякин не просто малограмотен, у него не только низкий IQ: глупость его усугубляется фанатической яростью,
не дающей видеть даже того, что и младенец увидит. (Глаз Карякина зряч только на
классового врага: за километр он распознал
беляка в степи: левая рука прижата к бедру - так ходят те, кто привык
придерживать шашку!). И все-таки он не чудовище – в нем есть детские и
трогательные черты, авторы не отказали
ему в смелости, в преданности другу (конечно, на короткий срок, пока он считает друга
другом). Вот каков Карякин Иван в
гениальном исполнении Ролана Быкова. А каков же Некрасов Андрей?
В сценарии и в исполнении Олега Янковского, дебютировавшего этой ролью в кино
кадром своего зада (вылавливает уроненное в колодец ведро), - он не красный и
не белый, просто нормальный человек. Но ведь он служит красным? Служит. Но
я готов заплатить $100 за каждое слово Некрасова, которое бы подтверждало, что
он – сердцем – с красными. Не хочу ли я сказать, что Некрасов мог бы стать
предателем? Не хочу. Он верен красным, потому что выбрал их. Время было такое - приходилось выбирать. А нормальный человек, если уж принял
какую-то линию, старается ей следовать. Из соображений душевной гигиены
(предательство действует на душу разлагающе) и разумной тактики: раз уж вскочил
на подножку поезда – возможно, даже того, который завезет тебя «не в ту степь»,
- так уж стой на ней обеими ногами, а не волоки одну по земле. Он человек,
каких много было: можно называть таких конформистами, можно здоровыми
людьми. Доживи Некрасов до Отечественной войны и попади в плен – в немецкую разведшколу он, со своей фотографической памятью, не пошел бы, а вот остаться на западе, чтобы не загреметь
на родине в лагерь, - это на него похоже. Ведь он трезвый человек не только по сравнению с контуженым идеалистом Карякиным (слушая, как тот рассуждает о прекрасном
будущем, когда «мы все тюрьмы позакрываем... ну, может, одну оставим, для
всяких контриков, туда-сюда», он лишь скептически покашливает); по трезвости оценок реальности ему в фильме не
уступает лишь один персонаж, человек по ту сторону Сиваша, - тот, кто единственный среди белых
угадал, что красные могут взять Перекоп с тыла, и кто в конце картины убьет Некрасова последней оставшейся пулей. Брусенцов без всякого
фатализма, трезво, не сомневается в поражении белых – Некрасов без всякого фанатизма, трезво,
- в победе красных. (Между ними есть еще одно сходство: Брусенцов вряд ли
сомневается в своей скорой гибели – Некрасов так же предчувствует свою: недаром, к раздражению Карякина, все время напевает: «Вот пуля пролетела, и – ага»). Если сравнить счастливо
неразлучных друзей Д и Ф с образовавшейся по воле усатого комполка взаимополярной
парой героев фильма, то Д+Ф соответствуют ее плюсовому полюсу: они – Некрасов.
Так же честно служили шальной советской власти – а куда денешься? Так же избегали
философской болтовни – говорили своими сценариями по делу, четко и ясно. Так же держали язык за зубами насчет своих сомнений, не уподобляясь дурачкам, которые
задавали вопросы на партсобраниях 37-го года. Были так же сухи, сдержанны и
трезвы, как Некрасов. Некрасов запечатлел взятие Перекопа - Д/Ф сделали фильм на все
времена. Виноделы знают: если поставить бутылку даже немного криво, вино в ней
скоро испортится. «Служили два товарища» - вечный фильм, потому что он
объективный, не кренится ни в чью сторону. Вот и выходит на поверку, что "циничные" профессионалы, из чистых, казалось бы, соображений ремесла:
чтоб их изделие не заваливалось уродливо на один бок (где неправильность
содержания – там и неправильность формы), - могут создать произведение безукоризненно
честное и правдивое. Вывод: высокий профессионализм высокоморален! Загадка, как инспектора
винохранилища не удосужились эту «бутылку» в правильнуюсторону наклонить. Пожалуй, я нахожу в фильме только
одно тенденциозное место: когда Саша во время посадки на пароход кричит
Брусенцову: «Мы не должны уезжать! Мы там погибнем!...» Это бы еще ничего, это,
может, и верно (не уехала же Ахматова). Но, к сожалению, Саша добавляет: «Ты
посмотри на эти лица!» А какие лица? Нормальные. Нет, в самом деле: лица
как лица. У Карелова в этом эпизоде, в отличие от аналогичной сцены в «Беге» Алова и Наумова, нет крупных планов
потных буржуев, кокоток и лощеных молодых господ, отпихивающих от сходен
старушек в пенсне. Это наводит на мысль, что последняя фраза Саши действительно была добавлена postfactum, чтобы придать эпизоду
наш акцент. Впрочем, точно я не знаю. Что я
знаю – Дунский и Фрид постоянно присутствовали на съемках и активно помогали
Карелову. (Фрид даже сыграл доктора Семена Марковича, который в самом
начале фильма читает красноармейцам «санитарные» стихи). И еще я знаю –
режиссер Карелов ни раньше, ни позже не сделал ничего даже отдаленно сравнимого с
фильмом «Служили два товарища». Если я кого-то не убедил,
что это великий фильм, у меня в рукаве припасен козырь: финал картины. Это
архивные кадры: красноармейцы проходят по пыльной улице маршем. Машут нам
руками. Заглядывают в камеру. Кадры как кадры. Но мы не забыли, что где-то в
середине фильма мы уже видели их – только тогда они были не архивными. Операторы Ардабьевский и Белокопытов сняли всё точь-в-точь под «документ»: так же пылится улица, так же машут ручками и заглядывают в
камеру красноармейцы. А теперь, в финале, мы видим их же - подлинных. И знаете, кто это снял в двадцатом году? Титр под
архивной съемкой: «Оператор – А.Некрасов». Настоящий. Был, значит, такой. Вот
мы видим его: в дергающихся, посеченных временем кадрах он энергично крутит ручку
кинокамеры. Но что это? У него лицо Янковского! Гениально? Ну то-то же. Юлий Теодорович Дунский (1922 – 1982) и Валерий Семенович Фрид (1922 -1998) Евгений Ефимович Карелов (1931 – 1977) Автор С. Бакис | |
Просмотров: 3530 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |