Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [70]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Суббота, 27.04.2024, 00:37
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Евгений КАРЕЛОВ

«Служили два товарища»
Режиссер Евгений Карелов.
Сценарий Юлия Дунского и Валерия Фрида. «Мосфильм». 1968





Юлий Дунский. Валерий Фрид. Жизнь - это роман

Писать об этой картине приятно. Я не люблю пересказывать сюжет ради самого сюжета, а в данном случае в этом нет необходимости нет: ну кто не помнит фильм «Служили два товарища»?

Написать об этой картине нелегко: ну что можно в нем «вскрыть», что про него объяснить, чего люди и так не понимают? Дело не в том, что фильм такой простенький – в каком-то смысле, очень даже и наоборот, - но его делали большие мастера. Они что хотели сказать, то ясно и сказали. А чего ясно не сказали, того в этом фильме нет и не стоит искать. Фильм на очень скользкую, трудную тему: война красных с белыми. На трудную, если те, кто ее коснулись, не большевики или клевреты режима, а люди интеллигентные и не вруны. Дунский и Фрид, несомненно, принадлежали ко второй категории. Однако они не вышли из своего трудного положения обычным интеллигентским манером - затаив полудиссидентскую фигу в кармане. Д/Ф ни диссидентами, ни даже полу- решительно не были. Решительно – не только в смысле «определенно», но и в смысле «по сознательному решению». Вернувшись из гулага в Москву к своей  сценарной профессии, они раз и навсегда зареклись совать нос в политику. Зареклись – опять же не значит, что они заплатили тринадцатью годами зоны и ссылки за то, что в молодости все же совались в политику: ничего подобного, оба сели по вполне обычной статье: ну что там, Сталина хотели убить, то-сё. Просидев десять лет за одной партой в школе, Д/Ф учились на одном курсе во ВГИКе,  жили на Арбате в одном доме, ну и договорились на переменке: когда И.В. будет мимо дома проезжать, Юлик выстрелит в него из своего окна, Валерик продублирует из своего. Словом, «дело», во всех смыслах, вполне заурядное. И вот, обретя наконец свободу, они хотели только одного: спокойно работать, получать от жизни удовольствие и никогда больше не побывать там, откуда насилу вернулись. Они стали профессионалами высшей марки, написали множество сценариев, причем почти все сценарии превратились в фильмы. Во-первых, благодаря их высокому качеству. Во-вторых, Д/Ф не сочиняли «для души» и «в стол», а работали исключительно по заказу: есть аванс –  есть сценарий, нет –  нет. Так что «фиги в кармане», или, по-ученому, аллюзии, или, по-церберски-цензорски, «неконтролируемый подтекст» в их сценариях искать - только время терять.

Крутые фрондеры от кино считали Дунского и Фрида "охотниками за златом" и циниками. Шутили, что эти двое и телефонную книгу могут превратить в сценарий. Денег у Д/Ф было много, насчет цинизма –  разговор сложный, а насчет телефонной книги – тут есть правда. Взять тех же «Двух товарищей» - один из лучших сценариев этого тандема. Проанализировав его структуру, можно прийти к заключению, что авторы долго голову не ломали. Хороший сценарий, по гамбургскому счету специалистов этого дела, – такой, в котором есть хитрости, сюжетные петли, тематические переклички, амбивалентности, лейтмотивы. В рассматриваемом опусе ничего этого нет, более того, в нем попросту нет интриги. Есть линейно развивающееся действие. Время от времени возникают даты и обозначения мест событий: «штаб полка, 1 ноября 1920 г.», «Литовский вал, 8 ноября» и т.п. Все это, можно не сомневаться, точно соответствует учебнику истории СССР. В лоб рассказанaпредыстория и история перехода красными Сиваша и взятия Крыма. Чем не телефонная книга? Поля ее Д/Ф, конечно, разрисовали красивыми виньетками: как "два товарища" пытались снять с самолета укрепления белых на кинопленку; как им это не удалось; их злоключения по пути обратно к своим; потом еще кое-что; потом как один из них, уже после взятия Крыма, погиб. Виньетки чрезвычайно умелые: каждая минута фильма наполнена чем-то  интересным или смешным, каждая реплика действующих лиц гениально придумана (пересмотрите фильм  и подсчитайте, сколько фраз мы с вами сегодня употребляем, не зная, что это подарки Д/Ф). Так, так. Но все равно, телефонная книга есть телефонная книга. Виньетки есть виньетки.

Что ж, Д/Ф трудных путей для себя нарочно не искали: если можно сделать просто и получается хорошо, – почему бы нет? Мастаки, что скажешь. Они не раз лудили сценарии по такой методике. Были еще «Красная площадь», «Высокое звание», «Псевдоним: Лукач», etc. – тоже про Гражданскую войну, или про Отечественную, или про что-то еще из истории нашей  власти советской и летописи ее славных дел. Там тоже не было особого вранья, и тоже было достаточно профессионально, но это уже было так, чисто для хлеба насущного. И это были не шедевры. А «Служили два товарища» - чистый шедевр и фильм на все времена, я считаю.

Отчего такая разница? Конечно, когда эта пара сочиняла «Двух товарищей», она  "моложе и лучше, кажется, была». Конечно, романтические 60-е – не застойные 70-е или циничные, а потом безумные 80-е. Но есть еще одна причина. Никогда после этого сценария Д/Ф не изображали «противоположную сторону». «Красная площадь», допустим, - фильм о рождении РККА, но там действуют только красные. «Высокое звание» - картина о пути советского офицера, в конце карьеры дослужившегося до маршала: значит, в сценарии много советских штабов, учений, мытарств честного героя в сталинские времена. Но все это – «на нашей стороне». А если бы даже Д/Ф показали «изнутри» лагерь немцев, как Толстой в «Войне и мире» - лагерь французов... ну что за проблемы? Фашисты – они и есть фашисты. Но вот сюжет про взятие красными Крыма потребовал показа белых – и тут сценаристы встали перед серьезной трудностью: как их показывать? Карикатурить? Передергивать? Просто бессовестно врать? Не хотелось. Не моглось. Тогда как? Не хвалить же их? Нет, хвалить нельзя. Да, собственно, и чего уж их так хвалить? Д/Ф не были коммунистами, но они не были и монархистами: с какого это бодуна им, двум евреям, симпатизировать «белому делу»? Но они были интеллигентными людьми, а интеллигентность - это на 90% способность сохранять объективность.

Вот они и постарались ее сохранить. И получился удивительный фильм - фильм-перевертыш! Представим себе, что командир полка из этой картины (тот, которого играет Папанов, бывший шахтер, помните?) дожил до 1968-го года и смотрит "Двух товарищей". Несомненно, он останется доволен: «Хорошая фильма, с правильных, партийных позиций сделанная: показана обреченность беляков как класса. Молодцы  Д/Ф! Донбасс порожняка не гонит, и они тоже!») Теперь представим, что где-то в Париже смотрит тот же фильм чудом выживший поручик Брусенцов (допустим, самоубийство не получилось, и Сашенька его выходила). Какое останется впечатление у него? Мне кажется (если, выжив, он не совсем выжил из ума), он должен подумать: «А что, правдивый фильм. Наши показаны без издевательства. Нет ни одного садиста или идиота. Я изображен этим, как его, Высоковским с явным сочувствием, как настоящий мужчина и, в общем-то, герой. А сцена, где наши, чтобы не сдаться, уходят в море – это, можно сказать, трагический монумент белому движению – монумент не только погибшим, но и тем, кто эмигрировал: недаром офицеры идут клином, как покидающие родину журавли <тут Брусенцов заплакал. – С.Б>. Странно, как кремлевские аппаратчики это пропустили? Неужели возникла некая промонархистская фракция внутри КПСС? Интересно, очень интересно... А позвоню-ка я Константину Александровичу Романову!»

Старики склонны к сладким иллюзиям – но задумаемся: в чем Брусенцов неправ? По-моему, во всем прав. Ему не пришло в голову поразмыслить еще над тем, как показан в фильме пролетарий-туляк Иван Карякин, – так я сделаю это за него. В лице, как говорится, Карякина мы имеем не просто кретина – это воплощенная советская власть. Его паранойя – это ее паранойя. Его бесконечные вихляния между симпатией и подозрительностью к Некрасову – вихляния большевицкой политики в отношении интеллигенции. Когда Карякин отправляет Некрасова назад через Сиваш и советует ему, чтоб легче было идти, выбросить в воду кинокамеру, - не напоминает ли это привычку советской власти чуть что избавляться через западные аукционы от картин из Эрмитажа и Третьяковки? Как советская власть, Карякин не просто малограмотен, у него не только низкий IQ: глупость его усугубляется фанатической яростью, не дающей видеть даже того, что и младенец увидит. (Глаз Карякина зряч только на классового врага: за километр он распознал беляка в степи: левая рука прижата к бедру - так ходят те, кто привык придерживать шашку!). И все-таки он не чудовище – в нем есть детские и трогательные черты,  авторы не отказали ему в смелости, в преданности другу (конечно, на короткий срок, пока он считает друга другом). Вот каков Карякин Иван  в гениальном исполнении Ролана Быкова.

А каков же Некрасов Андрей? В сценарии и в исполнении Олега Янковского, дебютировавшего этой ролью в кино кадром своего зада (вылавливает уроненное в колодец ведро), - он не красный и не белый, просто нормальный человек. Но ведь он служит красным? Служит. Но я готов заплатить $100 за каждое слово Некрасова, которое бы подтверждало, что он – сердцем – с красными. Не хочу ли я сказать, что Некрасов мог бы стать предателем? Не хочу. Он верен красным,  потому что выбрал их. Время было такое - приходилось выбирать. А нормальный человек, если уж принял какую-то линию, старается ей следовать. Из соображений душевной гигиены (предательство действует на душу разлагающе) и разумной тактики: раз уж вскочил на подножку поезда – возможно, даже того, который завезет тебя «не в ту степь», - так уж стой на ней обеими ногами, а не волоки одну по земле. Он человек, каких много было: можно называть таких конформистами, можно здоровыми людьми. Доживи Некрасов до Отечественной войны и попади в плен – в немецкую разведшколу он, со своей фотографической памятью, не пошел бы, а вот остаться на западе, чтобы не загреметь на родине в лагерь, - это на него похоже. Ведь он  трезвый человек не только по сравнению с контуженым идеалистом Карякиным (слушая, как тот рассуждает о прекрасном будущем, когда «мы все тюрьмы позакрываем... ну, может, одну оставим, для всяких контриков, туда-сюда», он лишь скептически покашливает);  по трезвости оценок реальности ему в фильме не уступает лишь один персонаж, человек по ту сторону Сиваша, - тот, кто единственный среди белых угадал, что красные могут взять Перекоп с тыла, и кто в конце картины убьет Некрасова последней оставшейся пулей. Брусенцов без всякого фатализма, трезво, не сомневается в поражении  белых – Некрасов без всякого фанатизма, трезво, - в победе красных. (Между ними есть еще одно сходство: Брусенцов вряд ли сомневается в своей скорой гибели – Некрасов так же предчувствует свою: недаром, к раздражению Карякина, все время напевает: «Вот пуля пролетела, и – ага»).                     

Если сравнить счастливо неразлучных друзей Д и Ф с образовавшейся по воле усатого комполка взаимополярной парой героев фильма, то Д+Ф соответствуют ее плюсовому полюсу: они – Некрасов. Так же честно служили шальной советской власти – а куда денешься? Так же избегали философской болтовни – говорили своими сценариями по делу, четко и ясно. Так же держали язык за зубами насчет своих  сомнений, не уподобляясь дурачкам, которые задавали вопросы на партсобраниях 37-го года. Были так же сухи, сдержанны и трезвы, как Некрасов.

Некрасов запечатлел взятие Перекопа - Д/Ф сделали фильм на все времена. Виноделы знают: если поставить бутылку даже немного криво, вино в ней скоро испортится. «Служили два товарища» - вечный фильм, потому что он объективный, не кренится ни в чью сторону. Вот и выходит на поверку, что "циничные" профессионалы, из чистых, казалось бы, соображений ремесла: чтоб их изделие не заваливалось уродливо на один бок (где неправильность содержания – там и неправильность формы), - могут создать произведение безукоризненно честное и правдивое. Вывод: высокий профессионализм высокоморален!

Загадка, как инспектора винохранилища не удосужились эту «бутылку» в правильнуюсторону наклонить. Пожалуй, я нахожу в фильме только одно тенденциозное место: когда Саша во время посадки на пароход кричит Брусенцову: «Мы не должны уезжать! Мы там погибнем!...» Это бы еще ничего, это, может, и верно (не уехала же Ахматова). Но, к сожалению, Саша добавляет: «Ты посмотри на эти лица!» А какие лица? Нормальные.

Нет, в самом деле: лица как лица. У Карелова в этом эпизоде, в отличие от аналогичной сцены в «Беге» Алова и Наумова, нет крупных планов потных буржуев, кокоток и лощеных молодых господ, отпихивающих от сходен старушек в пенсне. Это наводит на мысль, что последняя фраза Саши  действительно была добавлена postfactum, чтобы придать эпизоду наш акцент.

Впрочем, точно я не знаю. Что я знаю – Дунский и Фрид постоянно присутствовали на съемках и активно помогали Карелову. (Фрид даже сыграл доктора Семена Марковича, который в самом начале фильма читает красноармейцам «санитарные» стихи). И еще я знаю – режиссер Карелов ни раньше, ни позже не сделал ничего даже отдаленно сравнимого с фильмом «Служили два товарища». 

Если я кого-то не убедил, что это великий фильм, у меня в рукаве припасен козырь: финал картины. Это архивные кадры: красноармейцы проходят по пыльной улице маршем. Машут нам руками. Заглядывают в камеру. Кадры как кадры. Но мы не забыли, что где-то в середине фильма мы уже видели их – только тогда они были не архивными. Операторы Ардабьевский и Белокопытов сняли всё точь-в-точь под «документ»: так же пылится улица, так же машут ручками и заглядывают в камеру красноармейцы. А теперь, в финале, мы видим их же - подлинных. И знаете, кто это снял в двадцатом году? Титр под архивной съемкой: «Оператор – А.Некрасов». Настоящий. Был, значит, такой. Вот мы видим его: в дергающихся, посеченных временем кадрах он энергично крутит ручку кинокамеры. Но что это? У него лицо Янковского! Гениально? Ну то-то же. 




Юлий Теодорович Дунский (1922 – 1982)
и Валерий Семенович Фрид (1922 -1998)




Евгений Ефимович Карелов (1931 – 1977)








Автор С. Бакис



Категория: Евгений КАРЕЛОВ | Добавил: ovechka (31.03.2012) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 3473 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: