Новый фрагмент
Главная » Новые фрагменты » Евгений СИМОНОВ |
«Потоп»
Режиссер Евгений Симонов. Телевизионная версия спектакля театра им Евг. Вахтангова по пьесе Х.Бергера. 1983 Х.Бергер - драматург, писавший в начале ХХ века. Это драматург шведский, но действие пьесы происходит в Америке. В ресторанчике собралось несколько людишек, в основном мерзких. Это дельцы, они завидуют друг другу или один другого презирают. В общем, клубок змей. Но вот становится известно, что в городе началось наводнение. Покинуть ресторан уже поздно. Вот вырубился телефон: залило телефонную станцию. Вырубился телеграф, типа такого, по которому в фильмах о Ленине к нему в Кремль поступали сообщения с фронтов: это залило телеграфную станцию, расположенную гористее телефонной. Вырубилось электричество: залило электростанцию. Значит, скоро затопит ресторан. По мере вырубки элементов инфраструктуры и приближения смертного часа у всех этих мелких акул и пираний капитала постепенно врубаются совесть, сострадание и человечность. До них доходит, что все люди, в сущности, братья. Они берутся за руки и поют, чтобы не умереть поодиночке. Не Окуджаву, что-то американское. Потом всё врубается-вырубается в обратной последовательности. Врубилось электричество - вырубилась совесть. Врубился телеграф - вырубилось сострадание. Врубился телефон - совсем ничего человеческого не осталось, все возвратилось на круги своя: опять в голове одни акции, котировки и как подгадить конкуренту. Мне совсем не понравилось. Во-первых, все это очень скучно и схематично. Уже в 1915-м году, в рецензиях на постановку "Потопа" 1-й студией МХТ, критики отмечали, что эта пьеса пересказывает азбучные истины. Так что же говорить о впечатлении, производимом ею через сто лет, за которые все же поднакопилось сведений о мире и человеке. Правда, спектакль 1-й студии очень понравился вышеупомянутому Ленину, посмотревшему его уже после революции: ему, видимо, пришлось по душе, как драматург срывает с героев их все и всяческие лицемерные маски. "Буржуа может на досуге, или когда его припрет хандра или хворь, вздыхать по поводу жестокости мира и каяться в собственных грехах. Но как только доходит до дела, он быстро обтирает свои крокодиловы слезы и, забыв о так называемых "общечеловеческих ценностях", с удвоенной энергией возобновляет выдавливание из трудящихся запотелой прибавочной стоимости", - такую мысль вызвал спектакль у Ленина. Документально это не подтверждено, но мне так кажется. Но что с того, что Ильичу понравилось? Он мне не указ. "Потоп" - не высокохудожественное произведение. Высокохудожественное отличает правда жизни, а "Потоп", наоборот, неправда жизни. Согласно Бергеру, когда вода спала, коммунальные услуги автоматически восстановились. Ложь! После урагана/наводнения Сэнди ничего у нас само собой не восстановилось. Мы заплатили большие деньги за замену хитера и бойлера, свет нам вернули через 3 дня, газ через 4, а телефон до сих пор не работает! Я написал уже две жалобы on-line в компанию Verizon, которая исправно сдирает с нас деньги не только за пользование телефоном, но и за сервис, но телефон как молчал, так и молчит. И они нагло врут: уже два раза обещали прислать чинильщика, но он так и не явился. Теперь он должен прийти в понедельник между 11 am - 6 pm. Как вам это нравится? Сиди целый день "в ожидании Годо", то есть в ожидании гада, который в конце концов так и не придет. (А не придет - так вот что: мы переключаемся на Time Warner, пусть это дороже! Хотя нет сомнения, что и они такие же мошенники, как Verizon. Русские, живущие в России, знайте: Америка - страна халтурщиков и обдирал!) Х.Бергер тоже об этом говорит - но лишь в общем и целом. В частностях же он врет. Именно поэтому "Потоп" мне не понравился. Нет, не только поэтому. Возможно, я немного раздражен из-за Verizon'а, и нервы у меня истрепались, потому что ремонту не видно конца, а нашим деньгам уже виден. Но я уж вылью все, что накипело, до самого дна чайника души. Вот говорят: театр, театр... Он, мол, уступает кино по достоверности, но зато у него огромное преимущество: все происходит живьем. Допустим. Но зачем тогда телевизионные версии спектаклей, где театральная ложь и ходульность остаются, а "живье" исчезает? Зачем? Кроме того, мне трудно представить, что, если бы я смотрел этот "Потоп" сидя в зале театра Вахтангова, он понравился бы больше. Все артисты играют отвратительно, пережимают, постоянно кричат. Шалевич - актер нуднейший, загадка, почему он так долго занимал заметное место в сильной вахтанговской труппе (он даже нуднее Ланового, который, правда, в "Потопе" не играет. Но Лановой хотя бы был красавец, а этот что? Может, он был парторгом театра? Впрочем, Шалевич, кажется, еврей. Наверное, его настоящая фамилия Шаевич. Шальной Шаевич, ха). Этуш с его вечно выпученными глазами и отвешенной челюстью (удивительно: почему в кино, например, в роли Карабаса-Барабаса, те же глаза и челюсть выглядят смешно, а здесь на них противно смотреть?) Запинающийся-заикающийся Яковлев (Ипполит под душем тоже заикался: "Сп-пинку пот-трите!" - но это же было совсем другое дело). Сохранились воспоминания о гениальном исполнении сто лет назад Михаилом Чеховым той же роли, которую здесь играет Яковлев. Чехов до самой премьеры не нашел, как играть мошенника-мизантропа Фрэзера, и вышел на сцену в совершенном ужасе. И вдруг... он заговорил с еврейским акцентом; и с начала до конца сыграл Фрэзера евреем! Публика была потрясена его исполнением, а партнеры были к тому же поражены: ни разу на репетициях он не пробовал играть своего персонажа евреем. На такую ослепительную импровизацию способен только гений. У Яковлева Фрэзер не еврей, не американец, не бизнесмен и вообще никто и никакой, и этот спектакль доказывает, что Яковлев далеко не гений. Вообще, я считаю, театры давно пора отменить. Как можно соединить правдивость игры с необходимостью кричать на весь зал? "Я люблю тебя..." - шепнул он ей громовым голосом". Нонсенс. Триста, двести, даже еще сто лет назад люди разговаривали естественно громко, потому что они верили в бога и пытались докричаться до него. К тому же человечество еще не прошло через ужасные испытания ХХ века и было хорошего мнения о себе, и от этого все люди были немного позерами. В те времена театр имел право на существование. Но теперь никто в бога не верит, и другим людям не верит, кроме самых близких, с которыми разговаривает тихо, чтобы чужие не услышали. Так какой к черту театр? Verizon тоже надо к черту закрыть. Но он скоро сам прогорит, запомните мои слова. Не сомневаюсь, не я один возмущен его сервисом после Сэнди. Я много еще чего мог бы сказать насчет уровня сервиса в США, и "Потопа", и потопа, и этого погорелого театра Вахтангова, и мастеров, которые сейчас делают у нас ремонт. За этими мастерами нужен глаз да глаз, поэтому кончаю писать и спускаюсь на нижний этаж, в эпицентр восстановительных работ. Приложение: ТЕАТР И КИНО До возраста определенного я обожал театр. Наш музыкально-мелодраматычный театр местный был для меня лет до пятнадцати, пожалуй, центром жизни. Все эти увертюры перед поднятьем бархатного занавеса, и задники со звездным гоголевским небом, и травянисто-бутафорские пригорки, и песни девушек обманутых, и монологи молодогвардейцев в луче прожектора перед расстрелом из картонных автоматов, - я к этому всему горел такой болезненною страстью, что перед ней вся остальная жизнь кукожилась и жухла, как трава, когда над ней Горыныч пролетел. Но в юности мой центр переместился всецело на кинематограф: поляки, а потом Тарковский, Бергман, Герман... Цвет черно-белый, психологизм глубокий, жестокий реализм. И любопытно, что одновременно с перемещеньем фокуса от сцены на экран я стал стремительно терять свою привычку детскую - бывало, мама с бабушкой напрасно отбить ее старались у меня - при разговоре подражать чужим невольно мимике и жестам; я стал терять способность смеяться глупым шуткам весельчака за праздничным столом (вот знаешь - глупо это, но все равно хохочешь от души); я начал относиться иронично к сентиментальной речи женщин, - я, в общем, перестал любить, как и театр на сцене, театр в жизни, все то аляповато-напускное, чем жизнь обыкновенная полна. Я вырос, значит, поумнел... Но сколько есть людей - уж еле ходит, а в театр ковыляет и там сидит, разинув рот. И мне уже не разобраться, где курица, а где яйцо: не то театр наш местный стал так плох, что я не мог театр не разлюбить, не то таким уж я родился, что рано должен был иль поздно к искусству грубо-площадному, излюбленному кушанью зевак, детишек малых, простаков и женщин вполне душою охладеть? Евгений Рубенович Симонов (1925-1994) Уважаемые посетители сайта! Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый "антироботный" код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом.Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь - писать без нее мне тоскливо. С.Бакис Автор С. Бакис slavabakis@gmail.com | |
Просмотров: 1548 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |