Новый фрагмент
Главная » Новые фрагменты » Георгий ДАНЕЛИЯ |
«Мимино»
Режиссер Георгий Данелия. Сценарий Резо Габриадзе и Виктории Токаревой. «Мосфильм». 1977 Ролик 3: «Мимино» - несомненный факт жизни, моей личной биографии. И только ли моей? Не сомневаюсь: миллионы «совков» хранят в душе Бубу и Фрунзика как что-то навсегда памятное и ценное, вроде песен Окуджавы. А может, даже ценнее Окуджавы – у него все же есть некая поза, вот мол, мы, интеллигенты, ничего не просим, никуда не метим, просто собрались, раки-отшельники, вокруг рака-отшельника с гитарой, и грустим, и грустим... А эти двое из «Мимино» - один летчик какой-то неудаха-вертолетчик, другой – шоферюга, люди простые, люди как люди, - но как ясно просвечивают их орлино-голубиные, стыдливо-горделивые, мальчишеские, мужские восточные души. Да почему непременно восточные? Это определение можно убрать – мужские, и точка. Как ваша, как моя. И я бы так за друга, в огонь и воду. Да только... где тот друг? Не встретился мне отчего-то в жизни вот такой, верный, чтоб и рубашку мне последнюю, и единственную шину запасную. Эх, эх... А между прочим, первоначально никакого Рубика Хачикяна в сценарии не было. Данелия в своих воспоминаниях сообщает: «Когда в Болшево мы написали все, что происходит в Грузии, и наш герой прилетает в Москву, возник вопрос: - Один живет он в номере гостиницы или с кем-то? - С кем-то. - С кем? С Леоновым или с Мкртчяном? Поселили с Мимино Леонова (эндокринолога из Свердловска). Получается интересно. Поселили Фрунзика (шофера из Ленинакана) – тоже интересно. Решили: Леонов – орел, Фрунзик – решка. Подкинули монету. Вышла решка». Вот так, уважаемый читатель. Фрунзик вошел в нашу с тобой жизнь, потому что выпала решка. Многое, почти все в книге Данелия, чувствуется, преувеличено или выдумано чисто для смеха, но этой истории я как раз верю. Самое интересное, самое удивительное и удачное в жизни и искусстве чаще всего выходит случайно. Вроде и таланта никакого не надо – просто подчинился случайности, вот и все. Но способность подчиниться случайности есть открытость жизни. А это само по себе талант. Ну да это было лирическое отступление. Пишу же я лирическое признание. Но «лирическое» - значит сугубо личное, свое. А что такое можно поведать про свою любовь к «Мимино», чего еще не сказано об этой картине, растасканной на клипы и цитаты? Скажу, пожалуй, пару слов о том, какой умный, мудрый фильм этот веселый и простой «Мимино». В социальной психологии известен так называемый «Принцип Питера». Как гласит Википедия, это «положение, выдвинутое и обоснованное в одноимённой книге Лоуренсом Питером. Формулировка: "В иерархической системе любой работник поднимается до уровня своей некомпетентности”». Попросту говоря, работает человек там-то и там-то и прекрасно справляется с обязанностями, потому что понимает в своем деле даже больше, чем ему по штату положено. А раз человек спокойно и уверенно ощущает себя «по штату», то он и «по жизни» спокоен и в меру счастлив. Так нет же, надо ему непременно карабкаться выше – туда, где его квалификации будет хватать в обрез или вовсе не хватать. И получается согласно этому самому принципу Питера, что большинство из нас бодро устремлены к инфаркту. Вот и герой Бубы Кикабидзе мечтал с хозяйственного вертолета пересесть на авиалайнер, и добился таки своего. Однако Мимино-Сокол вовремя почувствовал, что, едва справляясь со своими усложнившимися обязанностями, он становится другой птицей, мелочной, злой и нервной. И мудро вернулся обратно на вертолет. Преодолев, таком образом, проклятый «принцип Питера». И нам, добрым молодцам, преподав урок: можно летать соколом поблизости от земли, а можно курицей - высоко над облаками, все от тебя самого зависит. Написал это и поймал себя на том, что и тут не сказал ничего нового. Уж такой это фильм: бездна в нем всякой мудрости, да она такая, что каждому человеку внятна и доступна. Замечательный, значит, фильм. И я, больше ни слова не говоря, предлагаю посетителям нашего сайта посмотреть «Мимино» в n-ный раз и обнаружить в нем какую-нибудь новую мудрость без моей помощи. В.Кикабидзе, В.Токарева, Ф.Мкртчян, Г.Данелия и К.Гебистов | |
Просмотров: 2472 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |