Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [71]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вторник, 23.05.2017, 16:37
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Григорий КОЗИНЦЕВ

«Король Лир»
Режиссер и сценарист Григорий Козинцев. По трагедии Шекспира. «Ленфильм». 1970.





---------------------------


---------------------------

Давным-давно, в начале перестройки, журнал «Искусство кино» опубликовал переписку Козинцева с Тарковским, относящуюся к концу 60-х годов. В то время «Андрей Рублев» еще лежал на полке, и почти в каждом письме Козинцев сообщал Тарковскому, что он за последнее время сделал, куда ходил и с кем разговаривал насчет возможности выпуска «Рублева». Также Козинцев иногда упоминает о шекспировском «Лире», а по мере приближения к семидесятому году уже пишет о съемках фильма, о том, как невероятно замучился, с каким скрипом все идет, как никто не хочет работать и т.д. Тарковский в ответ сочувствует, тоже что-то говорит о своих планах, но не слишком подробно и понятно. Наконец «Рублев» выпущен! А еще через некоторое время, кажется, в том же месяце, в Ленинграде прошла премьера  «Лира», пока для узкого круга. Через несколько дней такой же показ состоялся для столичных киношников, но Козинцев заболел, в Москву  поехать не смог. 
Мне не очень понравился козинцевский «Лир», он показался мне холодноватым, скучноватым. Я догадывался, что Тарковскому, скорее всего, «Лир» глянется еще меньше, чем мне. И я буквально подкрадывался к тому письму, которого Козинцев, наверное, с нетерпением ждал – письму, где Тарковский сообщит о своем впечатлении. Если «Лир» ему не понравился – как-то он выйдет из положения, как сообщит старому человеку, которому столь обязан, что его огромный и, скорее всего, последний труд, многолетняя точка приложения всех мыслей, энергии и надежд, на его, Тарковского, взгляд, в общем-то, оказался напрасным? Тарковский поступил очень просто и жестоко - написал всего несколько слов, в таком духе: «Да, очень интересно, много хорошо сделанных мест... у меня, впрочем, совсем иной взгляд на эту трагедию и то, как ее надо ставить». Всё. Козинцев не обиделся, но, видимо, был горько разочарован, он ответил: «Жаль, что вам не понравилось. Что ж, спасибо за искренность. Теперь, когда все позади, я и сам вижу в фильме много недостатков... Привет вашей жене». 
Сказав, что Тарковский поступил жестоко, я не имел в виду, что он должен был поступить иначе. Козинцев, конечно, надеялся на похвалу, – но человек, только что снявший «Короля Лира», знал цену фальшивым похвалам; больше похвалы ему нужна была правда, и он ее получил. Тарковский сделал правильно, но... как все это тяжело. Люди искусства часто выбирают друзей вне круга своей профессии, чтобы не приходилось причинять друзьям боль.  
Фильм мне кажется неудачным, потому что в нем много страстных диалогов и монологов, звона мечей, крови, шума и ярости, но все это не трогает, потому что в нем нет очень простого – своей темы. То есть в нем слишком много тем, аж мозги у зрителя разбегаются. Наверное, Козинцев слишком уж долго думал о «Лире», слишком уж много яиц хотел положить в одну корзину. Норштейн так много понял про «Шинель», что не может снять ничего – такую уйму всего-всего необходимо втиснуть в каждый кадрик. Козинцев проявил бОльшую волю, выдал результат на-гора – но перегруженность его мозга информацией и интенциями не привела ни к чему хорошему. 
Но стойте, ведь в великом произведении действительно много всего-всего? Как сказать, как сказать. В нем много всего – с нашей точки зрения. А гении творят точно так же, как не-гении – стремясь сказать о чем-то своем точечно-сокровенном. Но тут вот какая вещь: когда художественное произведение удалось, оно образует вокруг себя ауру, начинает иррадиировать дополнительные смыслы, каких автор совсем не имел в виду. Тот, кто хочет воплотить произведение на сцене или на экране, пытается «поймать в ловушку» не только ядро, но и поле излучения... и упускает то и другое: за двумя зайцами. Так что ж, не надо обращать внимания на поле излучения? Надо, но... и не надо. Надо помнить, что имеешь дело с шедевром, но в то же время выбросить это из головы и снимать фильм о чем-то простом и сугубо личном. Сложный умственный трюк. Не удивительно, что экранизации классики так редко удаются. 
Итак, о чем бы лично я снимал «Лира»?
...Да, тут еще одно. Нельзя, приступая к экранизации, рассуждать так: «Это произведение можно интерпретировать по-разному, я же из всего спектра возможных интерпретаций выбираю одну, которая мне больше других по душе». Такой подход – рецепт провала. Это все равно, что жениться на девушке, думая: есть много девушек хороших, но на всех ведь не женишься... выберу пока что вот эту. Э-э нет, тут развод не за горами! Надо думать: моя девушка – самая лучшая на свете, побыстрей, побыстрей в кровать, пока кто-то другой ее туда не утащил! И надо думать: Вильям Шекспир хотел сказать в «Короле Лире» именно и только то, что я, единственный на всем свете, раскусил, побыстрей, побыстрей экранизировать, пока кто-то другой не допер, какую потрясающую вещь Шекспир здесь выразил!   
Итак, о чем же, вне малейших сомнений, великая трагедия Шекспира «Король Лир»? Ответить на этот вопрос можно через ответ на другой вопрос: почему данное произведение – трагедия? В трагедии обязательно должны быть грех, вина и тяжкий выбор, причем процесс этого выбора заключается в борьбе добра со злом. Гамлет, допустим, выбирает, убить человека из мести или не убить (ну там свои сложные заморочки, но я примитивно говорю). Царь Федор Иоаннович разрывается между своей природной добротой и проклятым жребием государя карать тех, кто встает на пути Державы. В греческих трагедиях врагом героя оказывается тот, кто ему больше всего дорог, сын его, отец или  возлюбленная. Ну а Лир, чем он-то виноват, какой трагический выбор он делает? Вроде ни в чем не виноват и никакого выбора не совершает. Был хорошим, добрым, мудрым правителем. Решил добровольно уйти на покой. (Уйдет Путин добровольно на покой?) Поскольку Лир жил еще в эпоху царизма-королизма, он не мог передать власть народу, а передал ее как тогда водилось, по родству. Вот тут, правда, маленькая зацепочка: он передал страну в руки не той дочери, которая, по своим внутренним качествам, больше всего для этого подходила, а разделил ее между теми двумя, которые сумели к нему лучше подольститься. Как говорится в басне Михалкова, «лев взяток не терпел, но обожал подхалимаж». Ну хорошо, но в чем тут трагедия и выбор? То есть выбор в буквальном смысле, т.е. между Реганой, Гонерильей и Корделией, как раз есть, но где в этом выборе борьба добра со злом? Что-то не видно. Да, Лир ошибся, клюнул на сладкие слова и был в конце концов за это наказан. Но это что-то сугубо личное получается, драма, а не трагедия. Даже мелодрама: отец незаслуженно обидел дочь, а когда понял, что был неправ, уж поздно было. Умерла бедная у него на руках... а он следом за ней... инфаркт миокарда.
Но нет, «Лир» - все же трагедия, Лир виноват, причина его несчастий, повлекших за собой несчастья всей Англии (которые в изображении Шекспира кажутся глобальными катаклизмами), коренится в некоем трагическом заблуждении.
Сложность в том, что у Лира необычная вина, более сложная и тонкая, чем у героев других его трагедий. Его вина – вина слепоты. Слишком долго он не замечал зла мира. Воображал, что все на свете прекрасно, не понимая, что это только ему прекрасно за стенами дворца, а там, снаружи, ужасно, там торжествует зло. Пребывал в приятном заблуждении, что все к нему хорошо относятся, потому что он добр и мудр. Для того он и решил отказаться от трона, чтобы, исключив фактор власти, убедиться, что люди все равно его будут любить-уважать. Эксперимент такой аккуратный  поставил старик. Результат которого оказался противоположен ожидаемому: никому он стал не нужен, все стали плевать ему в глаза. И эти плевки наконец-то смыли с глаз Лира бельма самоублажательных иллюзий. (Момент постижения Лиром реальности совпадает в пьесе с потерей им разума. Мир настолько безумен, что понять его может только сумасшедший; уютным самодовольным разумом Лира во дворце понять мир было невозможно).
Хорошо, но все равно: в чем тут вина? Ну заблуждался старый король. Но ведь он был хороший, хороший человек! Что ж такого, если он верил, что добро на этом свете ценимо, вознаграждаемо? Не самое порочное заблуждение. Простительная вполне иллюзия. За что же Бог так жестоко покарал его, беднягу?
Нет. По Шекспиру – слепота  непростительна. Не видеть мир таким, какой он есть – это не наказывается, пока ты ребенок. Начиная с определенного возраста, «розовые очки» становятся из беды - виной. Взрослый человек не видит зла только потому, что отказывается его видеть. Потому что он равнодушен, самодоволен. Считает себя добреньким, а на деле ему на все наплевать. Но только он не злато и не власть копит, как примитивные кащеи, а квитанции за добрые дела, которые предъявит у ворот рая. 
«Сложно как-то ты, брат, излагаешь. Ты это, вот что... Есть семь смертных грехов, все остальное так, не смертные, мелочишка суффиксов и флексий. У Лира твоего есть смертный грех или нет? Прямо скажи и просто!»
Говорю: есть. Гордыня. Лир в глубине души блаженно полагал, что ему лучше простых людей живется, потому что он заслужил лучшую жизнь, ибо он не такой, он лучше их. Лучше всех. А между тем, все люди, в общем, одинаковы, только судьба у всех разная, как кому повезет.  Гордыня – грех номер один, за нее Бог хуже, чем за убийство, наказывает. 
Тут необходимо, видимо, добавить, что Лир все-таки совершил и чисто конкретный, действенный грех, о котором я до сих пор не упоминал. Самочинно и добровольно уступив дарованную ему свыше власть, он нарушил заведенный от веку порядок, чем, подобно царю Николаю II, вверг страну в полосу страшных смут. Но в контексте пьесы этот грех  лишь следствие греха N1. Причинно-следственная цепочка такова: гордыня – неудержимое желание убедиться в исключительности своей личности как таковой, в ее чистом, «голом» виде, для чего Лир, как шварцевский король, сбрасывает с себя королевскую мантию –  смуты. 
Идем дальше. Связь трагедии «Король Лир» с нашей современностью.
Эта связь глубока и несомненна, ибо гордыня как была 400 лет назад, так и остается главным бичом человечества. Примеров того, как она лежит в основе всех наших бед, не счесть. Поскольку я раньше сказал, что надо экранизировать великое как сугубо личное, приведу пример гордыни из области, которая мне хорошо известна: области  евреев. Кому не известен а ид, который говорит, а главное, думает так: «Никакого антисемитизма нет. Я лично никогда его не ощущал. А почему? Потому что я честно работал и правильно себя вел. А те, кто хнычут: «антисемитизм, антисемитизм!» - им лучше проанализировать собственное поведение, перестать быть индивидуалистами, белоручками, да и, что греха таить, мошенниками.  Скажете, нет? Будете спорить, что число мошенников среди нашего брата зашкаливает? Живи нормально, будь человеком – и никакие антисемиты тебе не грозят!» 
Лир понял, что он человек, как все, когда поднялась буря, когда бренное его тело задрожало под ледяным ливнем, от которого он не смог прикрыться, потому что, говоря образно, у него даже не было денег на зонтик. (Поверил бы Лир во дворце, что бывает такое – у человека не хватает денег на зонтик? Ах, оставьте ваши мансы, я как король даю всем гражданам равную возможность хорошо заработать, зонтика не может купить только отъявленный бездельник!) Увы, этот еврей в кремле, еврей-аппаратчик, еврей-коммунист, еврей-финансист, еврей-ученый, еврей-говномоченый – в общем, тот еврей, который прихотью судьбы почти всю жизнь прожил иначе, чем евреи вне стен кремля, - он тоже всегда слишком поздно убеждается, что есть Судьба, которая могучей всех твоих ничтожных заслуг, талантов и достоинств, что от сумы да от тюрьмы никто не гарантирован... а некоторая часть человечества и от газовой камеры. Недаром Козинцев решил, что Лиром будет эстонский еврей Юри Ярвет, в чьем морщинистом черепашьем лице "вся история старухи-Европы" (впечатление самого режиссера), и попросил продублировать его роль Зиновия Гердта, а на роль шута выбрал Олега Даля, своей "тонкостью, звонкостью и прозрачностью" похожего на узника Бухенвальда.
Пора кончать, что-то я заболтался. Дорогие читатели могут самостоятельно приложить трагедию короля Лира к себе и посмотреть, как проявляется ужасный грех гордыни на фронте их собственных примочек и заморочек.  



Григорий Михайлович Козинцев 
(1905-1973)         





Автор С. Бакис





Категория: Григорий КОЗИНЦЕВ | Добавил: ovechka (26.10.2012) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 1367 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: