Фрагменты

Список режиссеров

Эдуард АБАЛОВ [1]
Вадим АБДРАШИТОВ [1]
Серж АВЕДИКЯН, Елена ФЕТИСОВА [1]
Илья АВЕРБАХ [3]
Илья АВЕРБУХ [1]
Леонид АГРАНОВИЧ [1]
Ювал АДЛЕР [1]
Габриэль АКСЕЛЬ [1]
Галина АКСЕНОВА [1]
Михаил АЛДАШИН [1]
Григорий АЛЕКСАНДРОВ [3]
Вуди АЛЛЕН [3]
Александр АЛОВ, Владимир НАУМОВ [1]
Виктор АМАЛЬРИК [1]
Леонид АМАЛЬРИК [1]
Вес АНДЕРСОН [1]
Пол Томас АНДЕРСОН [1]
Рой АНДЕРСОН [1]
Анотолий АНОНИМОВ [1]
Микеланджело АНТОНИОНИ [1]
Семен АРАНОВИЧ [1]
Виктор АРИСТОВ, Юрий МАМИН [1]
Динара АСАНОВА [1]
Павел АРСЕНОВ [1]
Александр АСКОЛЬДОВ [1]
Олег БАБИЦКИЙ, Юрий ГОЛЬДИН [1]
Петер фон БАГ [1]
Бакур БАКУРАДЗЕ [1]
Алексей БАЛАБАНОВ [3]
Гарри БАРДИН [1]
Борис БАРНЕТ [2]
Джой БАТЧЕЛОР [0]
Марк БАУДЕР [1]
Жак БЕККЕР [1]
Леонид БЕЛОЗОРОВИЧ [1]
Марко БЕЛОККЬО [1]
Ингмар БЕРГМАН [4]
Клэр БИВЕН [1]
Дон БЛАТТ, Гэри ГОЛДМАН [1]
Уэйн БЛЭР [1]
Питер БОГДАНОВИЧ [1]
Денни БОЙЛ [1]
Сергей БОНДАРЧУК [1]
Федор БОНДАРЧУК [0]
Ахим фон БОРРИС [1]
Владимир БОРТКО [2]
Михаил БРАШИНСКИЙ [1]
Вячеслав БРОВКИН [1]
Константин БРОНЗИТ [1]
Мел БРУКС [1]
Леонид БУРЛАКА [1]
Рама БУРШТЕЙН [1]
Петр БУСЛОВ [1]
Юрий БЫКОВ [2]
Оксана БЫЧКОВА [1]
Анджей ВАЙДА [2]
Владимир ВАЙНШТОК [1]
Жан-Марк ВАЛЛЕ [1]
Георгий ВАСИЛЬЕВ, Сергей ВАСИЛЬЕВ [1]
Франсис ВЕБЕР [1]
Александр ВЕЛЕДИНСКИЙ [1]
Владимир ВЕНГЕРОВ [2]
Жан ВИГО [1]
Валентин ВИНОГРАДОВ [2]
Вацлав ВОРЛИЧЕК [1]
Леонид ГАЙДАЙ [1]
Николаус ГАЙРХАЛТЕР [1]
Лиз ГАРБУЗ [1]
Виктор ГЕОРГИЕВ [1]
Саша ГЕРВАЗИ [1]
Сергей ГЕРАСИМОВ [1]
Алексей ГЕРМАН [5]
Алексей ГОЛУБЕВ [1]
Станислав ГОВОРУХИН [1]
Арнон ГОЛЬФИНГЕР [1]
Мишель ГОНДРИ [1]
В. ГОНЧАРОВ [1]
Арсений ГОНЧУКОВ [1]
Александр ГОРДОН [1]
Сантьяго ГРАССО [1]
Ольга ГРЕКОВА [1]
Ян ГРЖЕБЕЙК [1]
Юрий и Ренита ГРИГОРЬЕВЫ [1]
В.С. Ван Дайк [1]
Георгий ДАНЕЛИЯ [3]
Фрэнк ДАРАБОНТ [1]
Владимир ДЕГТЯРЕВ [1]
Михаил ДЕГТЯРЬ [1]
Уолт ДИСНЕЙ [1]
Джим ДЖАРМУШ [1]
Нури Бильге ДЖЕЙЛАН [1]
Дюк ДЖОНСОН [0]
Валерио ДЗУРЛИНИ [1]
Александр ДОВЖЕНКО [2]
Ксавье ДОЛАН [1]
Стивен ДОЛДРИ [1]
Семен ДОЛИДЗЕ Леван ХОТИВАРИ [1]
Олег ДОРМАН [1]
Николай ДОСТАЛЬ [2]
Борис ДРАТВА [1]
Карл Теодор ДРЕЙЕР [1]
Владимир ДЬЯЧЕНКО [1]
Иван ДЫХОВИЧНЫЙ [2]
Олег ЕФРЕМОВ [1]
Витаутас ЖАЛАКЯВИЧУС [1]
Франсуа ЖИРАР [1]
Эдуард ЖОЛНИН [1]
Ульрих ЗАЙДЛЬ [1]
Марк ЗАХАРОВ [3]
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ [2]
Вячеслав ЗЛАТОПОЛЬСКИЙ [1]
Мария ЗМАЖ-КОЧАНОВИЧ [1]
Александр ИВАНКИН [2]
Александр ИВАНОВ [1]
Виктор ИВЧЕНКО [1]
Алехандро ИНЬЯРРИТУ [2]
Отар ИОСЕЛИАНИ [3]
Клинт ИСТВУД [1]
Элиа КАЗАН [1]
Ежи КАВАЛЕРОВИЧ [1]
Филипп КАДЕЛЬБАХ [1]
Александр КАЙДАНОВСКИЙ [2]
Геннадий Казанский, Владимир Чеботарев [1]
Михаил КАЛАТОЗОВ [3]
Михаил КАЛИК [1]
Фрэнк КАПРА [1]
Борис КАРАДЖЕВ [1]
Владимир КАРА-МУРЗА (мл.) [1]
Аки КАУРИСМЯКИ [1]
Арик КАПЛУН [1]
Евгений КАРЕЛОВ [1]
Кунио КАТО [1]
Чарли КАУФМАН [1]
Ираклий КВИРИКАДЗЕ [1]
Саймон КЕРТИС [1]
Ян КИДАВА-БЛОНЬСКИЙ [1]
Джек КЛЕЙТОН [1]
Элем КЛИМОВ [2]
Павел КЛУШАНЦЕВ [1]
Гвидо КНОПП, Урсула НЕЛЛЕСЗЕН [1]
Олег КОВАЛОВ [2]
Павел КОГАН [1]
Леван КОГУАШВИЛИ [1]
Михаил КОЗАКОВ [1]
Григорий КОЗИНЦЕВ [1]
Александр КОТТ [1]
Летиция КОЛОМБАНИ [1]
Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ [4]
София КОППОЛА [1]
Юрий КОРОТКОВ [1]
Надежда КОШЕВЕРОВА, Михаил ШАПИРО [1]
Николай КОШЕЛЕВ [1]
Итан и Джоэл КОЭН [1]
Джоэл КОЭН [1]
Денис КРАСИЛЬНИКОВ [1]
Стенли КРАМЕР [1]
Вячеслав КРИШТОФОВИЧ [1]
Жора КРЫЖОВНИКОВ [2]
Джордж КЬЮКОР [1]
Альфонсо КУАРОН [1]
Джонас КУАРОН [1]
Рауф КУБАЕВ [1]
Акира КУРОСАВА [1]
Йоргос ЛАНТИМОС [1]
Клод ЛАНЦМАН [1]
Николай ЛЕБЕДЕВ [3]
Шон ЛЕВИ [1]
Барри ЛЕВИНСОН [1]
Патрис ЛЕКОНТ [1]
Роман ЛИБЕРОВ [1]
Тобиас ЛИНДХОЛЬМ [1]
Ричард ЛИНКЛЕЙТЕР [1]
Николай ЛИТУС, Алексей МИШУРИН [1]
Сергей ЛОБАН [1]
Сергей ЛОЗНИЦА [3]
Иван ЛУКИНСКИЙ [1]
Павел ЛУНГИН [1]
Ричард Дж. ЛЬЮИС [1]
Юрий ЛЮБИМОВ [1]
Сидни ЛЮМЕТ [1]
Альберт МАЙЗЕЛС [1]
Льюис МАЙЛСТОУН [1]
Том МАККАРТИ [1]
Адам МАККЕЙ [1]
Стив МАККУИН [2]
Норман З. МАКЛЕОД [1]
Виталий МАНСКИЙ [1]
Александр МАЧЕРЕТ [1]
Андрей МАЛЮКОВ [1]
Генрих МАЛЯН [1]
Джозеф Л. МАНКЕВИЧ [1]
Делберт МАНН [1]
Юлия МЕЛАМЕД [1]
Тамаз МЕЛИАВА [1]
Виталий МЕЛЬНИКОВ [3]
Марта МЕСАРОШ [1]
Майя МЕРКЕЛЬ [1]
Наталья МЕЩАНИНОВА [1]
Алексей МИЗГИРЕВ [1]
Сергей МИКАЭЛЯН [1]
Марина МИГУНОВА [1]
Феликс МИРОНЕР, Марлен ХУЦИЕВ [1]
Джордж МИЛЛЕР [1]
Клод МИЛЛЕР [1]
Александр МИТТА [2]
Никита МИХАЛКОВ [6]
Сергей МИХАЛКОВ [1]
Борис МОРГУНОВ [1]
Петр МОСТОВОЙ [1]
Владимир МОТЫЛЬ [1]
Кристиан МУНДЖИУ [3]
Кира МУРАТОВА [4]
Джон МЭДДЕН [1]
Хорациу МЭЛЭЕЛЭ [1]
Дэвид МЭМЕТ [1]
Анджей МУНК [1]
Бабак НАДЖАФИ [1]
Георгий НАТАНСОН [1]
Ева НЕЙМАН [1]
Ласло НЕМЕШ [1]
Сергей НЕСТЕРОВ [1]
Ангелина НИКОНОВА [1]
Григорий НИКУЛИН [1]
Ясмин НОВАК [1]
Филлип НОЙС [1]
Юрий НОРШТЕЙН [1]
Алексей НУЖНЫЙ [1]
Пол НЬЮМАН [1]
Фредерик ОБУРТЕН [1]
Валерий ОГОРОДНИКОВ [1]
Юрий ОЗЕРОВ [2]
Лиза ОЛИН [1]
Эрманно ОЛЬМИ [1]
Илья ОЛЬШВАНГЕР [1]
Алексей ОСТРОУМОВ [1]
Леонид ОСЫКА [1]
Павел ПАВЛИКОВСКИЙ [1]
Жиль ПАКЕ-БРЕННЕР [1]
Алан ПАКУЛА [1]
Марсель ПАЛИЕРО [1]
Арно де ПАЛЬЕР [1]
Глеб ПАНФИЛОВ [1]
Сергей ПАРАДЖАНОВ [1]
Майкл ПАУЭЛЛ [1]
Александр ПЕЙН [1]
Артавазд ПЕЛЕШЯН [1]
Владимир ПЕТРОВ [1]
Кристиан ПЕТЦОЛЬД [1]
Константин ПИПИНАШВИЛИ [1]
Лора ПОЙТРАС [1]
Владимир ПОЛКОВНИКОВ [1]
Алексей ПОПОГРЕБСКИЙ, Борис ХЛЕБНИКОВ [1]
Иосиф ПОСЕЛЬСКИЙ, Владимир ЕРОФЕЕВ, Ирина СЕТКИНА [1]
Поэзия в кино [1]
Стивен ПРЕССМАН [1]
Александр ПРОШКИН [2]
Андрей ПРОШКИН [2]
Альгимантас ПУЙПА [1]
Дэвид ПУЛБРУК [1]
Кристи ПУЮ [1]
Луис ПЬЕДРАИТА, Родриго СОПЕНЬЯ [1]
Иван ПЫРЬЕВ [1]
Александра РАХМИЛЕВИЧ [1]
Ален РЕНЕ [1]
Жан РЕНУАР [1]
Оскар РЁЛЛЕР [1]
Франсуа-Луи РИБАДО [1]
Кэрол РИД [1]
Артуро РИПШТЕЙН [1]
Лоренс РИС [1]
Джулио РИЧЧИАРЕЛЛИ [1]
Марк РОБСОН [1]
Стюарт РОЗЕНБЕРГ [1]
Эрик РОМЕР [1]
Михаил РОММ [7]
Абрам РООМ [1]
Слава РOCC [1]
Александр РОУ [2]
Григорий РОШАЛЬ [1]
Лев РОШАЛЬ [1]
Алина РУДНИЦКАЯ [1]
Ирвинг РЭППЕР [1]
Эльдар РЯЗАНОВ [3]
Иштван САБО [1]
Нигина САЙФУЛЛАЕВА [1]
Шэйн САЛЕРНО [1]
Александр СЕРЫЙ [1]
Михаил СЕГАЛ [1]
Василий СИГАРЕВ [1]
Витторио Де СИКА [1]
Евгений СИМОНОВ [1]
Кейн СИНИС [1]
Рамеш СИППИ [1]
Аркадий СИРЕНКО [1]
Мартин СКОРСЕЗЕ [2]
Ридли СКОТТ [2]
Мирослав СЛАБОШПИЦКИЙ [1]
Владимир СИНЕЛЬНИКОВ [1]
Вениамин СМЕХОВ [1]
Авдотья СМИРНОВА [2]
Андрей СМИРНОВ [2]
Сергей СНЕЖКИН [1]
Александра СНЕЖКО-БЛОЦКАЯ [0]
Феликс СОБОЛЕВ [1]
Александр СОКУРОВ [3]
Сергей СОЛОВЬЕВ [2]
Карел СТЕКЛЫ [1]
Андрей СТЕМПКОВСКИЙ [1]
Светлана СТРЕЛЬНИКОВА [1]
Стивен СПИЛБЕРГ [2]
Александр СУРИН [1]
Сергей ТАРАМАЕВ, Любовь ЛЬВОВА [1]
Андрей ТАРКОВСКИЙ [6]
Жак ТАТИ [1]
Евгений ТАШКОВ [1]
Иван ТВЕРДОВСКИЙ [3]
Виктор ТИХОМИРОВ [1]
Валерий ТОДОРОВСКИЙ [1]
Петр ТОДОРОВСКИЙ [1]
Виктор ТРЕГУБОВИЧ [3]
Ларс фон ТРИЕР [1]
Томаш ТОТ [1]
Маргарет фон ТРОТТА [1]
Семен ТУМАНОВ [1]
Франсуа ТРЮФФО [1]
Кристоф ТЮРПЕН [1]
Уильям УАЙЛЕР [1]
Билли УАЙЛЬДЕР [1]
Олег УЖИНОВ [1]
Андрей УЖИЦА [1]
Сергей УРСУЛЯК [5]
Александр УСТЮГОВ [1]
Люси УОЛКЕР, Карен ХАРЛИ, Жуан ЖАРДИМ [1]
Золтан ФАБРИ [2]
Алексей ФЕДОРЧЕНКО [2]
Федерико ФЕЛЛИНИ [6]
Олег ФЛЯНГОЛЬЦ [1]
Брайан ФОГЕЛЬ [1]
Стивен ФРИРЗ [1]
Борис ФРУМИН [1]
Илья ФРЭЗ [1]
Кэри ФУКУНАГА [1]
Питер ХАЙАМС [1]
Мишель ХАЗАНАВИЧУС [1]
Джон ХАЛАС [1]
Рустам ХАМДАМОВ [2]
Михаэль ХАНЕКЕ [1]
Энтони ХАРВИ [1]
Иосиф ХЕЙФИЦ [2]
Яэл ХЕРСОНСКИ [1]
Альфред ХИЧКОК [3]
Борис ХЛЕБНИКОВ [2]
Тадеуш ХМЕЛЕВСКИЙ [1]
Юзеф ХМЕЛЬНИЦКИЙ [1]
Агнешка ХОЛЛАНД [1]
Ноам ХОМСКИЙ [1]
Владимир ХОТИНЕНКО [2]
Курт ХОФФМАН [1]
Илья ХРЖАНОВСКИЙ [1]
Константин ХУДЯКОВ [1]
Марлен ХУЦИЕВ [6]
Эдвард ЦВИК [1]
Михаил ЦЕХАНОВСКИЙ [1]
Фред ЦИННЕМАНН [1]
Чарли ЧАПЛИН [4]
Владимир ЧЕБОТАРЕВ [1]
«ЧЕЛОВЕК ИЗ ТЕЛЕВИЗОРА» телепрограмма [0]
Клод ШАБРОЛЬ [1]
Алексей ШАПАРЕВ [1]
Тофик ШАХВЕРДИЕВ [1]
Карен ШАХНАЗАРОВ [4]
Адольф ШАПИРО [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР [1]
Михаил ШВЕЙЦЕР, Софья МИЛЬКИНА [1]
Александр ШЕЙН [1]
Эльдар ШЕНГЕЛАЯ [1]
Лариса ШЕПИТЬКО [2]
Надав ШИРМАН [1]
Евгений ШИФФЕРС [1]
Фолькер ШЛЕНДОРФ [1]
Евгений ШНЕЙДЕР [1]
Том ШОВАЛ [1]
Геннадий ШПАЛИКОВ [1]
Василий ШУКШИН [2]
Ариэль ШУЛЬМАН Генри ДЖОСТ [1]
Соломон ШУСТЕР [1]
А. С. ЭЙЗЕНШТАРК [1]
Сергей ЭЙЗЕНШТЕЙН [2]
Анатолий ЭЙРАМДЖАН [1]
Виктор ЭЙСЫМОНТ [1]
Ронит и Шломи ЭЛЬКАБЕЦ [1]
Резо ЭСАДЗЕ [2]
Франциско ЭСКОБАР [1]
Рубен ЭСТЛУНД [1]
Анатолий ЭФРОС [2]
Андрей ЭШПАЙ [1]
Константин ЮДИН [1]
Сергей ЮТКЕВИЧ [1]
Роберт В. ЯНГ [1]
Борис ЯШИН [1]
Разное [70]
Allen COULTER [1]
Tim Van PATTEN [1]
John PATTERSON [1]
Alan TAYLOR [1]

Теги

Ленфильм Ахеджакова Никулин Иоселиани грузия Герман Болтнев Миронов Вайда Польша Цибульский Ильенко Миколайчук Параджанов Шпаликов Гулая Лавров Адомайтис Банионис Жалакявичус Литовская кст Румыния россия Мизгирев Негода Олялин Эсадзе Ладынина Пырьев Одесская кст Савинова Ташков Аранович кст Горького Эйсымонт Бортко Евстигнеев Карцев Япония Куросава кст Довженко Литус Мишурин Румянцева Шифферс Любшин Шустер Мунджиу Мосфильм Хуциев Мэлэелэ Бакланов То Экран италия Феллини Мазина Комиссаржевский Бергман Швеция Кошеверова Шапиро Ольшвангер Смоктуновский Володин Климов Митта Калатозов Куба Урусевский немое кино Доронина Натансон Захаров Шварц Данелия Герасимов кст им.Горького Като мультипликация 1939 Мачерет Олеша 1935 Роом СССР Александров 1938 1956 Рязанов 1974 Кончаловский 2007 Михалков 1960 1980 Венгрия Месарош 1967 Аскольдов к/ст Горького 1934 Тарковский Виго Франция Грузия-фильм 1970 2006 анимация Ужинов 1984 Шенгелая США Чаплин Солярис 1961 Ольми Динара Асанова Жена ушла Добро пожаловать Элем Климов Балабанов Кочегар ЛЮБИМОВ вифлеем израиль фильм Ювап Адлер

***



Авторский проект Святослава БАКИСА

Сайт инициировал
и поддерживает
Иосиф Зисельс

Разработка сайта
Галина Хараз

Администратор сайта
Елена Заславская

Социальные сети

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Четверг, 21.11.2024, 11:11
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Новый фрагмент

Главная » Новые фрагменты » Григорий РОШАЛЬ

Семья Оппенгейм

Режиссер Григорий Рошаль. Сценарий Серафимы Рошаль и Лило Даммерта по роману Лиона Фейхтвангера. СССР. 1938

                                                               
                                                    Истлевший прах

7 июля 1884 года родился Лион Фейхтвангер. О творчестве этого замечательного писателя можно много говорить, но я пишу о кино. Назову экранизации романов Фейхтвангера в хронологической последовательности: «Еврей Зюсс» (1934), «Семья Оппенгейм»(1938), «Гойя, или Тяжкий путь познания» (1971), «Братья Лаутензак» (1973), «Изгнание» (1981),  «Мудрость чудака» (1989), «Успех» (1991). Мой текст посвящен «Семье Оппенгейм», фильму Григория Рошаля по сценарию его сестры Серафимы Рошаль и немца Лило Даммерта. Фейхтвангер в создании сценария участия не принимал, но он авторизовал его. Это означает, что, несмотря на существенные отличия от первоисточника, сценарий писателя устраивал. Фильм Рошаля сейчас причислен к классике советского кино, как многие фильмы становятся классикой «по выслуге лет», но я не думаю, что это талантливая картина. В плане режиссуры она ничем не выделяется: Рошаль сопровождает драматически напряженные эпизоды громкой бравурной музыкой, как бы опасаясь, что чисто киношных средств выразительности ему не хватит; артисты играют с театральным пережимом; гимназисты – одноклассники юноши Бертольда, одного из главных героев фильма, выглядят такими великовозрастными, как будто они сидели в каждом классе года по три (странно, как зрители, смотревшие фильм в 38-м году, могли этого не замечать). Фильм кричаще недостоверен фактурно: нацисты в нем напоминают меньшевиков из картин Ромма о Ленине – этакие пожилые господа с козлиными бородками, в пенсне и фраках. (Возможно, впрочем, это не просчет, а сталинская политика: зачем было советским зрителям знать, что фашисты встречаются и среди молодых немцев, и среди рабочих, а не только среди буржуев? Так сегодня новой украинской власти не хочется признавать, что среди ее противников на юго-востоке есть не только офицеры ГРУ и «зомби», но и нормальные украинские граждане со своим, отличным от «майдановского», видением будущего страны).  
Читатель пожмет плечами: «Если фильм тебе не нравится, так и не пиши о нем. А раз уж взялся, то не уместнее ли сегодня, в 130-летний юбилей Фейхтвангера, бодро сказать: «Это был выдающийся писатель-антифашист, а «Семья Оппенгейм» - антифашистский фильм, внесший свой посильный вклад в то-то и то-то»? Что за смысл наводить тень на плетень через 75 лет? Ну не знал Фейхтвангер, написавший свой роман в 1933-м году, и не знал Рошаль, поставивший фильм в 1938-м, что все это кончится холокостом, что ж поделаешь? «Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны». Вместо «стратегом» подставь “пророком”».
Да, все это было бы резонно, будь «Семья Оппенгейм» картиной просто наивной и примитивной. Но фильм Рошаля поражает своей грубой, бестактной глупостью, и в таком случае о нем нелишне вспомнить: глупости повторяются.    
В фильме три главных персонажа: талантливый хирург Эдгар Оппенгейм; его брат, владелец  мебельных фабрик Мартин; 17-летний сын Мартина Бертольд. Соответственно, три сюжетных рукава.
Начнем с младшего из Оппенгеймов. Тут все более или менее ясно. Новый учитель литературы в гимназии, где учится Бертольд (Владимир Балашов), фашист Фогельзанг (Михаил Астангов),  велит ему подготовить доклад об Арминии, вожде древних херусков, якобы разбившем римлян в Тевтобургском лесу и тем самым положившем начало великой немецкой нации. Дотошный и умный Бертольд, разобравшись в вопросе, приходит к выводу, что история с Арминием – миф. Об этом он и сообщает на уроке, да еще добавляет от себя, что Германии лучше искать свои корни в гораздо более поздних явлениях, относящихся к сфере науки и культуры, а не в каких-то замшелых преданиях. Фогельзанг возмущен, он требует от директора гимназии, чтоб тот приказал этому дерзкому еврейчику принести публичное извинение в актовом зале. Директор приличный человек, но он вынужден пойти у мерзкого Фогельзанга на поводу: на дворе 33-й год, фашисты уже у власти. Отец Бертольда тоже настаивает, чтобы Бертольд повинился, ведь иначе его исключат из гимназии. Умная кузина Бертольда Руфь советует ему хотя бы на время покинуть Германию: слава богу, немецкая граница пока что для евреев открыта, а средства семьи это вполне позволяют. Но Бертольд отвечает: «Нет, я люблю мою страну. Мне дороги ее сосны и ветер, ее люди: Брамс, Бетховен, Гете». Значит, и уехать нельзя, и переступить через себя невозможно. Бертольд поступает, как герои трагедий в безвыходном положении: он накладывает на себя руки. Конечно, это выглядит несколько натянуто. Ну отчего бы парню не эмигрировать? Любимые Брамс и Гете никуда бы от него не делись. Да, но сосны, но ветер… 
Что касается отца Бертольда и его дяди, то они оказались в сложных ситуациях просто из-за своей политической недальновидности. Некий предприниматель, ариец по крови и конкурент Мартина по бизнесу, предлагает ему объединить «гешефты»: ведь времена такие, что скорее рано, чем поздно еврей все равно  лишится своих фабрик. Мартин (Иосиф Толчанов) отказывается не столько из гордости, сколько оттого, что не верит в столь мрачные перспективы: ну как это законное правительство может отнять у него законно нажитое имущество?
Эдгар добивается, чтобы его заместителем в хирургической клинике стал еврей Якоби. Под давлением сверху ему приходится уступить, и вакансию заполняет бездарный врач-ариец, но этот неприятный инцидент не делает Эдгара более зрячим к тому, что происходит вокруг. (Ирония состоит в том, что Эдгар – хирург-офтальмолог, ежедневно дарящий людям зрение). Вообще на протяжении всей истории с Якоби Эдгар пребывает в полной уверенности, что лично ему  ничто не грозит и грозить не может, как будто он и не еврей вовсе. Такое впечатление усиливается тем, что роль Якоби исполняет Соломон Михоэлс с его резко выраженной семитической внешностью, а в роли Эдгара артист по имени Николай Плотников. Эдгар и далее, почти до конца фильма, остается упрямо убежденным, что антиеврейские законы Гитлера его не затронут, тем более что он, в отличие от брата, не торгашествует, а поправляет здоровье немецких граждан.   
Общее в линиях Мартина и Эдгара то, что они желают остаться аполитичными и надеются, что в наше насквозь политизированное время такое возможно. В этом-то и заключается грубая, бестактная глупость фильма. Дело в том, что такой дискурс: некто не хочет определиться, на чьей стороне он находится в момент крайней поляризации сил «добра и зла»,  - скалькирован сценаристами (я не буду сейчас касаться романа Фейхтвангера, где ситуация представлена более тонко) с советских антифашистских фильмов "не про евреев" и с фильмов о революции, где рефлексирующий русский интеллигент долго колеблется между «старым миром» и большевиками.  Но при чем тут, о господи, немецкие евреи в 3-м рейхе? Что им было делать, между кем и кем выбирать и к кому примыкать? И что изменилось бы, если бы, допустим, все они как один, лишь только наци пришли к власти, сразу поняли, чем это вскоре кончится? Ну да, эмиграция началась бы раньше, больше людей избежало бы гибели. Но ведь этот безжалостный, в сущности, фильм вовсе не о том. Родственник Оппенгеймов, толстосум Жак Лавендель сам собирается "за бугор" и Эдгару с Мартином советует. Казалось бы, что плохого в таком совете? Но Лавендель, каким его играет колоритный комический актер Осип Абдулов, - скользкий циник и приспособленец. Евреи, если они настоящие граждане Германии, не должны бежать! Хорошо, а что же они должны делать? Вот что: они должны объединяться с рабочими, с коммунистами! По фильму выходит так, вроде Мартин и Эдгар, - а это просто две крупинки в общей массе немецкого еврейства - сами виноваты в своей участи, ибо, окуклившись в своем интеллектуализме или материальном благополучии, они игнорировали такой важнейший фактор, как немецкий пролетариат. Вот одноклассник Бертольда Рихард (Алексей Консовский)  -  тоже, между прочим, еврей - бросил гимназию и пошел трудиться на завод, сблизился с пролетариатом, и пожалуйста, никакого самоубийства он не совершил, наоборот, вступил в активную борьбу с гитлеризмом (крупным, а потом дальним планом этого Рихарда, надежды Германии, и завершается фильм). А Эдгар, в конце концов тоже попав "под раздачу", оказался в одной  камере с коммунистом Веллером (в его роли железный Николай Боголюбов, тот самый, что  сыграл Шахова-Кирова в фильме Эрмлера «Великий гражданин»). Немецкий Киров, вышагивая туда-сюда по камере, читает Эдгару лекцию о природе тоталитаризма, и офтальмолог наконец прозревает. Но поздно, надо было раньше что-то сделать... надо было уйти в подполье, вот! (Какое могло быть подполье для евреев, которых немцы били не по аусвайсу, а по физиономии, это в картине не объясняется).
Фильм заканчивается титрами: «После освобождения из тюрьмы Эдгар Оппенгейм покинул Германию». (Мартин эмигрировал раньше). Но ведь д-ра Оппенгейма посадили исключительно за его еврейство. Интересно, сколько лет он отмотал? Какого срока оказывалось достаточно, чтобы в результате интенсивного идеологического и физического воздействия евреи восстанавливались в своей физиологической целостности, которой их варварски лишили вскоре после рождения? В конце фильма Эдгар с семьей уходят в снежные горы, как пастор Шлаг в «17 мгновениях весны». Но не настигнет ли их рука Гитлера там, где они осядут? И как насчет тех евреев, которые не ушли в снежные горы?      

Резюме: пароход советского революционного кино грубо подмял еврейский катер. Клише вульгарной социологии, процветавшей в СССР, были наложены на тему Катастрофы, в результате чего евреи, хотел этого постановщик фильма Григорий Львович Рошаль или нет, выглядят в «Семье Оппенгейм» чуть ли не кузнецами собственного несчастья. Тенденция представлять их таковыми жива, поэтому я и поворошил истлевший прах этого фильма.                        

Григорий Рошаль (1898-1983)

   

Смотреть фильм он-лайн

 

Автор С. Бакис
 
По вопросам приобретения книги С. Бакиса «Допотопное кино»
можно обратиться по тел.: +38(067) 266 0390
+38(067) 266 0390 (Леонид, Киев).
или написать по адресу: bakino.at.ua@gmail.com
 
Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что, пока вы читаете, проклятый «антироботный» код успевает устареть), надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а затем опять вернуться на страницу с текстом (или нажать F5).
Тогда комментарий поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора, наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь – писать без нее мне тоскливо. 
С.Бакис
Категория: Григорий РОШАЛЬ | Добавил: ovechka (15.07.2014) | Автор: С. Бакис
Просмотров: 1607 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: