Новый фрагмент
Главная » Новые фрагменты » Илья АВЕРБАХ |
«Чужие письма»
Реж. Илья Авербах. Сценарий Натальи Рязанцевой. «Ленфильм». 1975.
Некоторые виды глистов годами живут в человеческом организме, так как могут почти никак себя не проявлять. Зачастую симптомы гельминтозов схожи с заболеваниями ЖКТ, поэтому ставится ошибочный диагноз, если не сделать специальные анализы на выявление гельминтов. Но от любых паразитов в срочном порядке нужно избавляться, так как они не только отбирают у организма полезные вещества, но и выделяют токсины, которые опасны для здоровья. (Википедия). Хорошие фильмы на то и хороши, что многомерны и поддаются различным интерпретациям, никакая из которых не обладает монополией на верность. Скажем, в первом, самом близком приближении «Калина красная» Шукшина - фильм о преступнике, в котором заговорила совесть: фильм «на морально-этическую тему». С точки зрения среднеудаленной – это картина о метаниях, о тоске человека – вовсе не обязательно преступника – загубившего свою жизнь, прожившего ее куда-то не туда, вкось: драма. А при взгляде «с птичьего полета» - это произведение о человеке сильной, крылатой души, чьи попытки взлететь всякий раз кончаются кровавым шмяканьем оземь, потому что затхлый, застоявшийся воздух не создает подъемной силы: трагедия.
В первом приближении «Чужие письма» - также фильм «на морально-этическую тему»: о нехорошей школьнице (Светлана Смирнова), злоупотребляющей добротой учительницы (Ирина Купченко). На некотором отдалении – это фильм, в некотором роде близкий по теме «Осеннему марафону», фильм об интеллигентной женщине, которая не умеет сказать нахалу (нахалке) «нет» - в частности, не умеет сказать той, что чужие письма читать нельзя. А почему нельзя? А по качану. Нельзя – и точка. (Такое сближение тем более обоснованно, что авторы соответствующих сценариев Наталья Рязанцева и Александр Володин – писатели очень близкие по духу, обостренно чуткие к веяниям времени, к психологическим сдвигам в советском обществе). И наконец, в наиболее отдаленной и общей перспективе – это фильм об извечном и проклятом чувстве вины русской интеллигенции перед «народом», о жалкой готовности интеллигента всегда винить себя и прощать «простому человеку» любое хамство. Фильм о наступлении хама и капитуляции интеллигента перед ним. В таком преломлении «Чужие письма» Рязанцевой и Авербаха – фильм-пророчество.
Известно, что Рязанцева, среди многого другого, написала сценарий по «Селу Степанчикову» Достоевского. Фильм по этому сценарию поставлен не был, но «Чужие письма» - «Село Степанчиково» на советский лад. Учительница носится с Зиной, как Ростанев с Фомой Фомичом, не замечая, как ее гостья, сперва пущенная в дом на птичьих правах, забирает в нем все больше власти. При этом, как и Опискин, Зина не ограничивается физической экспансией в чужие владения - она совершает экспансию и в чужую душу: свинья, пущенная под стол, норовит ногами не на стол - аккурат хозяйке за пазуху! А посмей только добровольная жертва этой ползучей агрессии хоть на минутку потерять терпение, как тут же начинаются слезливые укоризны: «Ну понятно, куда уж нам нашими немытыми копытами да к вашим холеным грудям! Хавронья, знай свое место! Марш в свинарник! Что ж, как прикажете... Только знайте: в следующий раз, когда на вас снова барская блажь найдет нас из свинарника сюды в хоромы звать, то уж не дозоветесь, довольно!» Этот поток демагогии действует безотказно – у хозяина новый приступ самобичевания: «Да, как это я, в самом деле... Прости, прости уж меня, бездушного, грубого человека. И я, собственно, совсем не то хотел сказать... Пожалуйста, не уходи, и держи копыта... лапы... руки где изволишь». (Что есть знаменитая сцена в ванной из «Чужих писем», как не демонстрация возложения копыт на хозяйские груди?)
Повесть Достоевского и фильм Авербаха/Рязанцевой родственны и оба восходят к общему прототипу – мольеровскому «Тартюфу», пьесе 17-го века: хамство стало ходить в атаки не сегодня и не вчера! Примечательно, однако, что и «Тартюф», и «Село Степанчиково», и даже «Собачье сердце» Булгакова (тоже ведь история об экспансии хамства) – произведения комического жанра, между тем как «Чужие письма» - драма. Не объясняется ли это жанровое отличие тем, что художники очень и даже не очень отдаленных времен еще не усматривали в хаме той зловещей угрозы, какую видит в нем художник современный?* Похоже на то. «Чужие письма» сделаны в 1975-м. А в 98-м Балабанов снял «Про уродов и людей» - страшный фильм про хамов, не только уже по-хозяйски разлегшихся в домах приличных людей, но стегающих приличных женщин розгами и снимающих этих женщин для порнографических открыток. Комедия – драма – гиньоль. Какой жанр следующий?
* Впрочем, не все так гладко укладывается в мою схему: «Три сестры», пьеса о том, как хамка постепенно захватывает дом интеллигентных людей, определена Чеховым как драма. Видимо, Антон Павлович был проницательнее Михаила Афанасьевича. Или просто по характеру был более склонен к пессимизму.
Илья Авербах и Наталья Рязанцева
на съемках фильма «Чужие письма» Уважаемые посетители сайта!
Чтобы оставить комментарий (вместо того, чтобы тщетно пытаться
это сделать немедленно по прочтении текста: тщетно, потому что,
пока вы читаете, проклятый "антироботный" код успевает устареть),
надо закрыть страницу с текстом, т.е. выйти на главную страницу, а
затем опять вернуться на страницу с текстом.Тогда комментарий
поставится! Надеюсь, что после этого разъяснения у меня, автора,
наконец-то установится с вами, читателями, обратная связь - писать
без нее мне тоскливо. С.Бакис
Автор С. Бакис | |
Просмотров: 3349 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |